Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ





Общественное разделение дало человечеству еще две важные вещи. Пер­вая — стоянка охотников или первобытный лагерь. Большинство обезьян вы­нуждены постоянно перемещаться, находя пропитание там, где они остано­вились. Где застигала их ночь, там они и устраивали себе гнездо. При таком образе жизни не могут появиться скарб, домашняя утварь, орудия, съестные припасы. Постоянный лагерь для первобытных людей служил тем местом, куда мужчины-охотники возвращались после длительного отсутствия, где они на­ходили знакомых собратьев, членов семьи, предметы и пейзаж, к которым они успели привязаться и считали своими. Стоянка — одновременно место отды­ха (рассказы об охоте, обсуждение последних событий, развлечения и игры), школа (обучение молодого поколения социальным и трудовым навыкам) и кухня (распределение, приготовление и употребление пищи).

Наличие постоянного лагеря позволяло полнее изучить окружающую местность, узнать все биоресурсы и эффективнее их использовать. При миг­рирующем образе жизни животные и птицы перемещаются вдоль определен­ного маршрута, мало отклоняясь в стороны и довольствуясь лишь тем, что встречают на пути. Примитивный лагерь давал радиальный охват местнос­ти: мужчины и женщины могли обследовать всю окружающую площадь уча­сток за участком, ничего не пропуская, а затем вернуться на место, чтобы утром возобновить обследование. Как только все ресурсы прилегающей ме­стности были использованы, группа или племя сворачивала лагерь и пере­носила его на другое место.

Постоянный лагерь укреплял также и межпоколенные связи. Женщина привлекала подростков к переноске собранных плодов, занимаясь приготов­лением пищи, она наблюдала за поведением детей, контролируя и направ­ляя их действия. Подростково-женские группы занимались собирательством, обустройством жилища и приготовлением пищи, воспитанием и передачей жизненного опыта, организацией досуга и игровой деятельности.

При бродячем образе жизни каждая женщина могла позволить рожать не чаще, чем один раз в пять-шесть лет, когда предыдущий ребенок уже смо­жет самостоятельно ходить на большие расстояния, так как при перекочев­ках нести более одного младенца (плюс различный хозяйственный груз) она была не в состоянии. Постоянные поселения резко изменили ситуацию. Для земледельцев (да и для кочевников, обладающих вьючным транспортом, и для оседлых скотоводов) это ограничение снимается, и появляется возмож­ность для каждой женщины полностью реализовать свои способности к де­торождению. Это означало, что прирост населения у оседлых производящих обществ, их способность к демографической экспансии становились в пять-шесть раз выше, чем у бродячих присваивающих групп.

Разделение труда — это закрепление людей за выполнением определен­ных задач. Чем глубже разделение труда, тем уже задача, закрепленная за каждым индивидом, тем больше вероятность, что он выполнит ее более ка­чественно. Но чем выше качество исполнения задач, прежде всего экономи­ческих, тем выше общий уровень культуры группы. Общественное разделе­ние труда выступает двигателем социальной и культурной истории.

С ростом профессионализации и выделением верхушки общества резко возрастала эффективность производства. Об этом догадывались уже в глубо­кой древности. В книге Мэн-Цзы ГУ—III вв. до н.э. мы читаем: «Когда бы каждый сам делал все, что способны принести человеческому телу сто реме­сел, да и пользовался только тем, что сделал сам, весь народ не знал бы от­дыха».

Родовые группы охотников древнего каменного века, состоявшие из от­дельных семей порой в несколько десятков человек, сменились земледель­цами, в поселениях которых уже существовала дифференцированная соци­альная система. Первоначально единообразное обще­ство все более отчетливо делилось на группы и социальные слои. Предметы, найденные в более древ­них захоронениях, свидетельствуют о равенстве жи­телей поселений независимо от пола. Полноправны­ми членами общества были даже дети. Коллективизм этого образа жизни наиболее ярко проявлялся во вре­мя совместных работ на полях и при строительстве ирригационных сооружений. Однако уже начался первый этап специализации труда: ремесленники об­рабатывали камни и металлы, изготовляли керамику, остальные добывали пищу.

Об особенностях социальной структуры можно судить по распространенным в Центральной Европе длинным домам: их население представляло собой уже отдельные сообщества. В одном таком доме жило, вероятно, от 30 до 60 человек, которые совместно строили укрепления и работали на полях. Это сообще­ство образовывали, как правило, кровные родствен­ники. Они еще не знали частной собственности на землю: в то время она еще только зарождалась. Наи­большие изменения в социальные отношения земле­дельцев привнесли начавшиеся войны. Насилие суще­ствовало и во времена охотников и собирателей, но только появление собственности, проблемы ее приоб­ретения, приумножения и защиты способствовали развитию специфически военного мышления. Впер­вые в истории ремесленники начали изготовлять ору­жие и другие технические средства для борьбы чело­века с человеком. Изменился и характер содержимо­го захоронений. Мужчин чаще погребали с оружием, особенно если это был известный воин. КIII тысячелетию до н.э. глубокие изменения в социальной жизни привели к появлению института царской власти. В Египте более четко пролегла граница между правителем и осталь­ными членами общества: царя, до этого лишь богатого и влиятельного чело­века, игравшего ведущую роль в обществе, приравнивали к божеству. От дру­гих людей его отделяла пропасть, созданная религией. Так, некогда равно­правное общество благодаря объединению религиозной и политической власти превратилось в абсолютную монархию с сильным аппаратом управ­ления.

В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, цен­трами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только куль­товую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в горо­де местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.

В период становления государства зависимость населения от царя не была еще столь сильной. Разливы больших рек не только позволяли собирать бога­тые урожаи — нужно было проводить работы, которые требовали совместных усилий населения, что формировало особенности общественного устройства. Обработка земли привела к появлению крупных общин, из которых на основе растущего богатства возникали большие города как опорные пункты оборо­ны и экспансии. Различия в функциях сформировали новые группы — жре­цов, ремесленников, торговцев, наемных работников и земледельцев. Вскоре общество стало делиться на аристократию, свободных людей и рабов.

Подведем краткие итоги. Первобытное человеческое стадо — условное название начального этапа первобытного общества, его дородовой стадии, относящейся к эпохе древнего палеолита (каменного века). Это — период становления человека и общества. Переход от «стада» к роду завершает фор­мирование человеческого общества. Люди каменного века занимались со­бирательством, охотой, рыболовством; в неолите (новом каменном веке) появились мотыжное земледелие и скотоводство. Каменный век сменился бронзовым веком (у австралийских и некоторых других племен сохранял­ся до XX в.).

Человеческое стадо — это очень специфическая категория-метафора, ко­торая отражает самую раннюю стадию развития общества и аморфное состо­яние большой группы людей, которое может характеризовать и современное общество.

Данная стадия эволюции человеческого рода заключается в том, что она подготовила все необходимые социобиологические предпосылки для фор­мирования человеческого общества. После нее эволюция стала качественно иной — из преимущественно биологической она становится преимуществен­но культурной. Человеческое стадо — такое промежуточное состояние, при котором биологическое и культурное начала находились в неразделенном со­стоянии, не имея преимуществ друг над другом. В этом плавильном тигле еще трудно разглядеть собственно человеческие черты, которые только на­чинают прорисовываться. Тем не менее именно на этой стадии развития можно твердо говорить, что социальное начало победило и эволюция при­обрела необратимо прогрессивное направление.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕЧТЕНИЕ

Коллективный народец

Умные муравьи

Древние верили, что муравьи могут предсказать благой или плохой исход, что разрушение муравейника предвеща­ет несчастье. В Индии муравьи почитались как священные насекомые. В Китае они были символом справедливости, праведности; в буддизме — кротости и самоограничения. Жителей острова Эгида (в Фессалии) называли муравьи­ными людьми — мирмидонянами. Предание гласит, что именно эти умней­шие существа научили царя Соломона мудрости и смирению.

Индейцы апачи называли индейцев навахо муравьиным народом. Неко­торые племена считали, что женщины, вступившие в связь с белыми людь­ми, превращаются в красных муравьев. Герой русских былин Вольга стано­вится то муравьем, то соколом, а Иван-царевич, обернувшись муравьем, освобождает царевну в сказке «Хрустальная гора». Мифы разных народов рассказывают о связи муравьев с землей, подземным царством, процветанием и богатством, небом (в Индокитае муравьиным считали Млечный Путь), с основным культурным растением. Так, ацтеки верили, что муравьи показа­ли Кецалькоатлю, где растет маис, а муравей Хмоч Кенту дал рис народам Центрального Вьетнама.

Среди насекомых муравьи — настоящие «интеллектуалы». Они способны постоянно учиться, а попав в самую неожиданную ситуацию, умеют прини­мать «разумные» решения. Обучение для муравья совершенно необходимо. Если бы рабочие муравьи систематически не повышали свою «квалифика­цию», муравьиной семье вряд ли жилось бы хорошо. И ничего удивительно­го здесь нет. Среди насекомых муравьи — долгожители. Царицы некоторых видов живут до двадцати лет, а рабочие муравьи до семи. Так что опыт, при­обретенный смолоду, может пригодиться и под старость. А самое главное, муравьи живут огромными семьями. Любой муравей, научившись чему-то новенькому, может тут же обучить двух-трех младших собратьев, а те в свою очередь — муравьишек следующего поколения. Так «открытие» одного му­равья может стать всеобщим достоянием и передаваться из поколения сле­дующему поколению. А научиться у старших очень легко. У муравьев чрез­вычайно сильно развит инстинкт подражания. Они с удовольствием повто­ряют все, что делают их опытные товарищи.

Понаблюдав внимательно за жизнью муравьиной семьи, нетрудно заме­тить, что не все муравьи одинаково сообразительны. Среди сотен и тысяч обитателей муравьиного дома выделяется немногочисленная когорта наибо­лее активных, решительных, предприимчивых, которые и становятся ини­циаторами, а проще сказать, заводилами любых коллективных дел. Ученые называют их лидерами.

Чтобы успешно учиться, нужно обладать хорошей памятью. Муравьи на нее не жалуются. Активные фуражиры, ведущие самостоятельный поиск пиши, хорошо знают свой охотничий участок и отлично помнят дорогу до­мой. Если муравьиную тропу перегородить замысловатым лабиринтом, фу­ражиры, поблуждав по его закоулкам, в конце концов находят проход и за­тем помнят путь в лабиринте не меньше четырехдней, даже если все это время им из-за плохой погоды пришлось безвылазно сидеть дома.

У муравьев развита не только зрительная память, но чувство времени. И этим они широко пользуются. Если невдалеке от кормовой дороги строго в определенное время выставлять кормушку, то фуражиры очень быстро за­помнят время появления пиши и будут точно в срок собираться на этом уча­стке. Уже после того как их перестанут подкармливать, муравьи будут при­ходить сюда еще дней пять, точно соблюдая урочное время.

В своем большом доме члены муравьиной семьи тесно между собой обща­ются, все делают сообща, во всем помогают друг другу. Зато на охотничьем участке во время сбора семян у многих видов муравьев помогать друг другу не полагается. Так вести себя предписывает им инстинкт, врожденная програм­ма поведения. Она мешает им учиться друг у друга охотничьим приемам, не позволяет справляться с крупной и сильной добычей. Фуражиры муравьев-бегунков рассеяны по обширной территории и сталкиваются там редко. А если встреча все-таки произошла, они сразу сворачивают в сторону, всем своим поведением подчеркивая, что общаться не намерены. Когда бегунок находит мертвого жука, стрекозу или крупную бабочку, он не может сдвинуть с места такую тяжесть, но на помощь не рассчитывает: она не придет. У муравья един­ственный выход — отгрызть у добычи лапку или голову и хоть что-то принес­ти домой. Только если находка у самого дома, помощь ему будет обеспечена.

Крупную добычу, чтобы унести ее по частям, бегунки посещают много­кратно. Может случиться, что на находку случайно наткнется второй фура­жир, тогда можно подсмотреть забавные сценки. Двух бегунков у одной до­бычи никогда не встретишь. Когда фуражир, вернувшись к своей добыче из очередного похода домой, увидит там другого муравья, он терпеливо подож­дет в сторонке, пока тот с ношей не уйдет прочь, и только тогда отправится за своей долей. Даже заметив товарища, который борется с добычей, бегу­нок не окажет ему помощь.

У многих лесных муравьев, кроме активных и пассивных, существует группа промежуточных фуражиров. Когда добыча найдена, они бегут в тол­пе пассивных фуражиров, помогая перетаскивать в гнездо продовольствие. Но вот работа выполнена, все, что найдено, унесено, и пассивные фуражи­ры остаются без работы. Тогда муравьи промежуточной группы сами отправ­ляются на поиск пищи, но идут не поодиночке, а парами или даже неболь­шими группами. Правда, странствуя по участку, действуют порознь и това­рищам не помогают.

Только среди лесных муравьев есть виды, которые охотятся всегда сооб­ща. Наткнувшись на крупное насекомое, одни охотники вцепляются в его ноги и крылья, растягивают их и удерживают жертву на месте, а остальные в это время кусают ее и, подогнув брюшко, впрыскивают в рану свой смерто­носный яд.

Крупногабаритные грузы муравьи переносят так. Немного потолкавшись, они сдвигают добычу с места. Постепенно действия их становятся более сла-

женными. А если добыча обнаружена совсем недалеко от гнезда? В этом слу­чае одни муравьи выполняют функцию носильщиков, а другие расширяют ближайший вход, чтобы можно было протащить туда крупный груз. Даже человекообразные обезьяны совершенно не способны трудиться так слажен­но. На виду у группы шимпанзе под большой камень, который одной обезь­яне сдвинуть не под силу, клали лакомство. Обезьяны по очереди пробовали свои силы, но навалиться вместе и общими усилиями перевернуть камень так и не догадывались.

Муравьи — в самой полной мере общественные существа. Действовать отдельно от коллектива способны лишь немногие. Если муравью приходит­ся трудиться в гнезде в одиночку — рыть подземный ход или подбирать му­сор, он это делает вяло, неохотно. Когда над тем же заданием трудится груп­па, работа спорится, все действуют быстро, энергично. Удалось измерить силу, развиваемую одним муравьем при переносе крупных насекомых, и усилия того же муравья во время коллективной транспортировки груза. Ока­залось, что в коллективе мощность фуражира на 27% выше, чем у одиночки! То, с чем с трудом справятся порознь пять муравьев, легко одолеют четыре фуражира, взявшись за дело сообща.

Еще один пример удивительной муравьиной взаимопомощи. Обитателей одного муравейника научили тянуть за одну из двух нитей. Если выбор был правильным, у кормушки открывалась шторка и труженик получал доступ к сахарному сиропу. Часто можно было видеть, как за нитку тянул один мура­вей, а сиропом лакомился другой. Может быть, опытные труженики таким образом учат молодежь, а может быть, кормят вернувшегося из дальнего похода усталого сородича?

По тому, как муравьи находят дорогу в лабиринте, можно узнать, какие из них более сообразительные. У ученых особенно популярен лабиринт, со­ставленный из стеклянных цилиндров, — он достаточно сложен, а сквозь его прозрачные стенки удобно наблюдать за поведением насекомых. Для прыт­кого степного муравья, действующего на своей кормовой территории в оди­ночку, такой лабиринт не представляет большого труда. Любой фуражир, заметив сквозь прозрачные стенки соблазнительную приманку, непремен­но доберется до нее. А вот из 20—40 луговых муравьев за первые четыре часа самостоятельно добраться до приманки способны лишь два-три, но позже, используя опыт более одаренных фуражиров, этому научатся еще восемь­десят У муравьев родов мирмика и лазиус в глубь лабиринта тоже прони­кает самостоятельно всего два-три фуражира, но уже через полчаса-час они приводят себе на помощь до 200 носильщиков.

Муравьи оказались способны решать логические задачи. Около муравей­ника на высокой ножке устанавливали искусственный цветок-ромашку с необычно длинными, до 15 см, лепестками из твердой бумаги. Лепестков сделали немного, всего одиннадцать, и все они располагались в одном сек­торе цветка. На кончик самого верхнего лепестка наносили капельку сахар­ного сиропа. Малым лесным муравьям давали десять минут кормиться на этом лепестке, а затем кончик лепестка отрезали, а каплю сиропа наносили на следующий лепесток и здесь давали муравьям кормиться не больше деся­ти минут. Так в течение опыта капля должна побывать на каждом из один­надцати лепестков.

В первых четырех опытах муравьи старательно осваивали предложенную им задачу. После каждого переноса капли они искали ее по всей ромашке, но главным образом на тех лепестках, где только что кормились. Начиная с пятого опыта поведение муравьев изменилось. Теперь они почти не забе­гали на лепестки, где раньше лакомились сиропом, а сразу шли на сосед­ний лепесток. Даже после десятидневного перерыва в опыте они не забы­ли, как нужно искать корм на бумажной ромашке. Трудно сказать, каким правилом пользовались при этом муравьи. Может быть, они запомнили, что корм каждый раз надо искать на соседнем лепестке, а может быть, догада­лись, что нужно отыскать укороченный лепесток, а сахарный сироп будет на соседнем.

Муравьи умеют и играть. Луговые муравьи хватают друг друга лапками или челюстями, катаются по земле, а потом отпускают партнера или затаскива­ют его в муравейник, но вскоре игруны снова выбегают наружу.

Наше зачастую пренебрежительное отношение к насекомым долго не позволяло окончательно поверить в их удивительные способности, напри­мер перенимать опыт сородичей. Сегодня у ученых накапливается все боль­ше доказательств того, что они способны обучаться не хуже некоторых выс­ших позвоночных животных.

Загадочные термиты

Причудливыми холмами, башнями и грибами выглядят жилища терми­тов, достигающие у некоторых видов более 3 м в высоту. Постройки так проч­ны, что только тяжелые инструменты или взрыв способны их разрушить. Термиты склеивают частицы древесины и земли своими выделениями, слов­но цементом. Получаются прочные гигиеничные стены. Некоторые виды этих насекомых строят свои дома только из частиц земли, также склеенных выделениями. Внутри термитника возводятся колонны, своды и арки, и при этом опять работает непонятное «подземное видение» строительных конст­рукций.

Термиты живут в обществах, поэтому их относят к общественным насе­комым, как и муравьев, ос, пчел. Термиты — обитатели самого настоящего царства. У них есть царь, царица и подчиненные: солдаты, рабочие и даже полицейские. Царскую чету охраняет особая гвардия — наиболее крупные солдаты, которые стоят «в почетном карауле» через равные промежутки и пропускают к своим повелителям только обслуживающих их рабочих, а так­же полицейских, следящих за порядком.

Царь и царица находятся в особой, построенной из самого прочного ма­териала ячейке. Царица — настоящее чудовище — занимает 3/4 ячейки. По-сравнению с ней царь выглядит карликом. Он в восемь-девять раз меньше царицы. Почти всю 10-сантиметровую часть тела царицы занимает белое брюшко, только 1 см приходится на голову и грудь. Царица окружена боль­шим числом рабочих, которые, без конца принося ей пищу, облизывают ее и принимают от нее яйца. Каждые 2 с рабочий подхватывает отложенное яйцо и через узкую дверь уносит из царской ячейки в одну из выводковых камер, которые со всех сторон окружают ячейку. За свою 10-летнюю жизнь царица откладывает около 100 миллионов яиц. Все огромное население термитника ее потомки.

А царь? Он остался немного в стороне. Стоит на высоких тонких ножках сбоку от царицы, прижимается к ее брюшку. Рабочие ухаживают и за ним. облизывают его, но, видимо, с меньшим усердием, чем царицу. Вот почему время от времени он заставляет их более внимательно относиться к своей особе, подталкивает головой, и тут же на помощь царю спешит полицейс­кий. Порядок есть порядок.

У рабочих мягкая белая кожа и нет глаз. Но сколько приходится испол­нять обязанностей этим существам! Рабочие строят термитник, добывают пищу, кормят и чистят царскую чету и солдат, воспитывают детей, следят за чистотой помещения. Сейчас ученые считают, что у рабочих есть специаль­ности. Одни — те, что покрупнее, выполняют работы снаружи, рабочие по­мельче заняты внутренними работами. И все это они делают вслепую.

Теперь об армии термитов. По-другому и не назовешь объединения сол­дат, которые выполняют определенные военные обязанности. Здесь есть са­мые настоящие службы: войска оборонного назначения; войска, приспособ­ленные для массовых атак; сторожевая и сигнальная службы, есть и стройбат.

Воины различаются по своему строению. У обыкновенных солдат очень большая бронированная голова с сильно развитыми длинными жвалами. Выглядят они словно в касках. А задняя часть тела мягкая. Своей большой головой солдат закрывает почти весь проход в термитнике. Наклонит голо­ву, раздвинет жвалы — и готов отразить атаку противника. При нападении он выбрасывает голову вперед и резко сжимает жвалы, перерубая ими все на своем пути. Вот почему муравьи, с которыми часто воюют термиты, знают оборонительную мощь обыкновенных солдат и стараются нападать на них с тыла, где тело гвардейцев мягко и беззащитно. Среди обыкновенных солдат различают больших, средних и малых. Большие солдаты обязаны защищать термитник от внешних врагов, средние несут тыловую службу, а малые — это полиция. Полицейские разгуливают среди рабочих, следят за порядком, на­казывая медлительных рабочих частыми ударами своей склеротизированной головы по спине.

Другие солдаты — носатые. Названы они так за свой штык на голове, или лобный отросток. Это храбрые воины. Они ходят в атаку. Иногда стройны­ми рядами, выставив штыки вперед, а иногда вразброс бросаются носатые на врага, окружают его и не ранят, а щекочут. Неприятный зуд заставляет врагов убегать. Носатых можно причислить к химическим войскам, так как их штык смазывается секретом лобной железы, обладающим раздражающим действием. Даже самые храбрые муравьи, увидев, что носатые пошли в ата­ку, начинают отступать.

В армии термитов четко налажена сторожевая и сигнальная службы. По­стоянно сменяются часовые, которые зорко следят за окружающей обстанов­кой. Как только они замечают что-либо подозрительное, сразу подают зву­ковой сигнал, в ответ на который из термитника раздается громкое шипе­ние. Это солдаты начинают стучать жвалами. Если где-то началась война или произошло нападение на термитник, сигнальщики быстро по коридорам и комнатам сообщают об опасности и указывают место действия. Термитник — древесно-картонный, и сигнальщики особым кодом выстукивают по цепочке сигналы тревоги. Они бьют головой по стенам или полу комичными маят-никообразными движениями.

В мирное время армия у термитов не бездействует. Солдаты с большой головой переносят в длинных челюстях молодь, а носатых заставляют рабо­тать минерами, разрушать старые древесные постройки своими лобовыми выростами. К тому же носатые обладают инженерными способностями: они определяют форму строящихся частей термитника и галерей.

В термитнике живут еще и крылатые особи. Это молодь — будущие цари и царицы. Улетают они из термитника и, сбросив крылья, образуют где-то свои царства.

Сокращено и адаптировано по источникам: Муравей крупным планом // Юный натуралист. 1984. № 8; Тайны муравьиного народца. — http://elk.far.ru/ pub/ants2.htm; Сергеев Б. Муравьи. — http://zooclub.ru/article.php?id= 539&type=l; Симаков Ю. Термиты. — http://zooclub.ru/article.php?id= 556&type=l.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.