Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Национально-расовый ген нашего питания





В Древней Греции и Риме репа по значению стояла на третьем месте пос­ле хлебных злаков и винограда, и некоторые ее сорта достигали веса 16 кг. Вплоть до середины XIX в. репа была главным овощем России и играла в питании русских людей ту же роль, что и картофель сегодня. Употребляли ее в свежем, квашеном, вареном, пареном и жареном виде. Урожай репы в условиях средней полосы России можно было собирать 2—3 раза за лето, и возделывается она даже в условиях лесотундры. Урожайность репы (200— 300 ц/га) в 2—3 раза превышала урожайность картофеля. Вместе с редисом и редькой этот корнеплод входит в семейство капустных, которое неизмери­мо ближе нашему организму, чем американские пасленовые (картофель, томат, перец и табак).

Еще 150—200 лет назад крестьяне не хотели менять репу на картофель, именуя его «чертовыми яйцами» или «чертовыми яблоками» (кстати, само название картофеля вывел из немецкого языка его поборник агроном Анд­рей Болотов из двух слов: «крафт» — «сила» и «тойфель» — «дьявол». Полу­чается «дьявольская сила»). Правительство порой применяло даже военную силу для подавления картофельных бунтов крестьян, не желавших высажи­вать «дьявольскую силу».

Знаменитый полярный исследователь В. Стефанссон писал, что конкис­тадоры искали в Америке золото, а не картошку. Но ценность доставленных ими клубней намного превзошла все добытое в мире золото.

Не уверен я, правда, в справедливости этих слов. Извечно с пищей чело­век воспринимал и условия той среды, которую населял, и той среды, из которой когда-то вышли его предки. Между продуктами питания и челове­ком и даже его духовным миром существовала извечная генетическая связь. Сотнями предшествовавших нам поколений был человек связан с определен­ными центрами происхождения культурных растений. И лишь 200—300 лет назад международный торговый обмен стер границу в питании различных народов.

Н.И. Вавилов выявил семь основных центров происхождения культурных растений. И все они оказались районами появления определенных расово-этнических общностей и потому имеют определяющее значение в питании народов.

Из Средиземноморского центра берут начало многие овощные культуры, включая свеклу, репу и капусту. Кавказ, Переднеазиатские нагорья, Пенд­жаб, Кашмир, Таджикистан образуют Юго-Западноазиатский центр. Он дал нам пшеницу, рожь, горох, горчицу, большинство плодовых культур Евро­пы. Из горных районов Южного Китая распространились гречиха, соя, редь­ка, грецкий орех, многие цитрусовые. Огурец, суходольный рис и некото-

рые цитрусовые вышли из Восточных Гималаев, горной Индии и Бирмы. Эфиопское нагорье явилось родиной кофейного дерева и ячменя, а на Мек­сиканском нагорье были окультурены хлопчатник и кукуруза. Картофель и томаты получены с западных склонов Анд. У многих видов культурных рас­тений оказалось два или три центра происхождения.

Антрополог В.П. Алексеев установил, что с вавиловскими центрами про­исхождения культурных растений связаны географические очаги формиро­вания человеческих рас и даже вся былая этническая карта мира вплоть до XVII в. Европеоиды соотносятся со Средиземноморским и Юго-Западноази-атским центрами, монголоиды — с Китайским и Юго-Восточноазиатским, а американоиды — с центрами Нового Света.

Если человек есть то, что он ест, той генетическая совокупность людей — род, племя, народ — есть то же самое. Веками питание участвовало в созда­нии того, что именуется «национальным характером». Русский нацио­нальный характер в определенной степени предопределен хлебом, крупами, капустой, репой, редькой, морковью, луком, свеклой, киселем, кислыми вареньями. Хлеб пекли круглый, как солнце. Солярные знаки прослежива­ются и в блинах. Алкогольные напитки готовились на медово-ягодной или медово-яблочной основе. В больших количествах потреблялся квас.

Не следует делать из картофеля «второй хлеб». Это единственный из ово­щей, состоящий почти исключительно из углеводов, а их и так организм за­получает в избытке с крупами и мучными изделиями. Картофель вытеснил с наших огородов не менее ценные культуры, существенно истощив при этом почвы. Оставьте его вместе с помидором, перцем и табаком перуанцу или мексиканцу. «Щи да каша — пища наша».

Обмен продуктами между континентами привел к революции в питании, сопоставимой с неолитической. В Подмосковье стали выращивать южноаме­риканскую картошку, а в питании индейцев Нового Света существенную долю заняли хлебные злаки. Мы такие пришлые продукты привыкли считать и естественными, и полезными, хотя они входят в наше меню лишь послед­ние два-три столетия. Из чужеродных продуктов строятся и чужеродные клетки организма. С ними пришли и новые заболевания — аллергия, рак, атеросклероз — болезни, которых наши предки и не знали. Во всяком слу­чае, как соотносится рак картофеля с раком человека, никто из медиков не выяснял. При этом причину своих болезней люди видят в чем угодно, толь­ко не в пище.

Сегодня человек в питании связан не с конкретной географической об­ластью, а со всей биосферой. Появилась единая, уравнивающая все народы пища, прошедшая сходную термическую обработку газо- и электроплитка­ми. Раньше даже огонь придавал ей своеобразие, ибо и он был разным у раз­ных народов. Каждая из географических сред была носителем определенно­го горючего материала. В лесных местах это были деревья, в Арктике — жир морских млекопитающих, в высокогорьях Центральной Азии кизяк (высу­шенный навоз яков), в жарких пустынях топливом служило масло. Пиша несла даже печать посуды и утвари, изготавливаемых из местных видов дре­весины и глин. В коньяке, например, чувствуется вкус бочки, в которой его выдерживают (дуб или бук).

С появлением тепличных комплексов исчезает сезонный характер потреб­ления продуктов. У обеспеченных людей размылась разница между буднич-

ным и праздничным столом. Снизилась роль пищи как средства социально­го общения людей. Своеобразные традиции гостеприимства различных на­родов все более сводятся к чашечке кофе или бокалу вина.

Экология учит: с природой необходимо считаться. С природой питания тоже. И понимать ее смысл, и цели, и язык. Веками природа, род и народ определяли законы нашего питания. Теперь же мы прислушиваемся к рецеп­там кулинаров, рекомендующих готовить нам немыслимые смеси продуктов, никогда не встречавшихся ни в природе, ни в нашем народе.

Законы питания надо искать не в справочниках по диетологии, а в самой природе. Они издревле живут в каждом народе, и нет никакой необходимо­сти менять их на какие-либо более «прогрессивные». Прогрессивна та эксп­луатация организма, к которой он наиболее адаптирован многими поколе­ниями. Традиционное растительное питание с соблюдением религиозных ограничений на потребление животной пищи — наиболее рациональный путь использования систем своего организма представителями земледельческих народов. Такой вывод позволяет сделать анализ истории становления и раз­вития земледелия.

Источник: Голубчиков Ю.Н. Питание как зеркало земледельческой куль­туры // Энергия. 2002. № 9. С. 69-73.

РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЧЕСКИЕ

ТИПЫ

ОБЩЕСТВА

ТРААИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.