|
ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВВсе мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В социологии принято выделять несколько типологий. Рассмотрим основные подходы, концепции и модели развития общества. Попытки как-то систематизировать ход общественных событий — выделить в них циклически повторяющееся или, напротив, линейно развивающееся — предпринимались человечеством в глубокой древности. В античной философии господствовала идея круговорота в эволюции мира и общества. Индийская религия признавала закон постепенного одухотворения природы, который осуществляется благодаря дыханию Брахмы. Каждый раз после очередной эпохи небытия появляется более совершенная человеческая раса, но она проходит те же четыре юги (эры) развития по нисходящей: от Золотого века, где царствуют Истина, Добро и Красота, к веку железному (Кати-юга), погруженному в Зло, Ложь и Безобразие. Пять исторически сменяющихся поколений — Золотое, Серебряное, Бронзовое, Героическое и Железное, — выделял также греческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.). Гераклит считал, что мир в целом и общество время от времени гибнут в мировом пожаре, затем возрождаются в том же виде. Идея исторических циклов не нова. Еще до начала новой эры римский историк Полибий в 40-томной «Всеобщей истории» и китайский историк Сыма Нянь в «Исторических записках» рассматривали историю общества как круговорот, как цикличное движение. Идею больших исторических циклов выдвинул в начале новой эры арабский историк аль Бируни, а через 200 лет эту идею развивал Ибн Халдун из Туниса1. Идея нециклической направленности истории впервые сложилась в рамках христианской эсхатологии (от греч. eschatos — последний, конечный). Согласно этому учению, человечество обречено на историю божественным проклятием и сам божественный промысел ведет его через ряд этапов к страшному суду и прекращению земной истории. Видным представителем таких воззрений был Аврелий Августин (IV—V вв.). В эпоху Предпросвещения идею циклов в историческом процессе высказал итальянский историк Джамбаттиста Вико, а немецкий философ и историк Иоганн Гердер в конце XVIII в. в работе «Идеи к философии истории человечества» подчеркивал генетические начала в истории, периодические перевороты между эпохами космического масштаба. Вико считал, что все нации проходят три эпохи. Первая — божественная, когда нет еще государства, а в обществе правят жрецы; вторая — героическая, которую отличает аристократическое государство; третья — человеческая, форма правления — республика или представительная монархия. По завершении данной эпохи нация впадает в смертельный кризис. Однако к концу XVIII в. утверждается идея исторического прогресса в покорении сил природы и нравственном развитии общества. Она опирается на ускоренное развитие производительных сил и общественных отношений в эпоху промышленной революции конца XVIII — начала XIX в. (И. Гердер, 1784, и др.). Эту идею поддержали в XIX в. Г. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс2. В современной науке существуют разные варианты периодизации истории общества. Все зависит от того, какой критерий брать за основу и считать стержнем типологии, например орудия труда, способ производства, тип технологии, образ жизни, хозяйственный уклад, уровень развития культуры или политический режим. В 1962 г. известный антрополог Элман Сервис3 выделил четыре типа, или уровня, социальной и политической организации общества: локальная группа (band), племя (tribe), вождество (chiefdom) и государство {state). Локальная группа — небольшое сообщество собирателей, основанное на родственных отношениях. Племена занимаются неинтенсивным производством пищи (огородничество и скотоводство). У них есть поселения (или родовые группы), но нет управления (централизованной власти) и социальных классов (социально-экономической стратификации). У руководства племени нетеще легитимных средств навязывать свою волю другим в процессе принятия политических решений. Община — форма социально-политической организации, промежуточная между племенем и государством, имеет дифференцированный доступ к средствам и постоянную политическую структуру. Государство — такая форма социально-политической организации, которая 1 См.: Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М., 1999. С. 230-241, 252-261. 2 См.: Философские концепции исторического процесса. — http://mahitec.narod.ru/download.flles/filosofia/fllosofia 12.html. 3 Service E.R. Primitive Social Organization. N.Y., 1962. основывается на централизованном управлении и социально-экономической стратификации. Можно выбрать не политическое устройство, а, скажем, тип орудий труда—и так поступают историки, археологи, этнографы. У них идет речь об изменении орудий труда, поэтому они различают каменный, бронзовый и железный век. Палеолит (древний каменный век) делится историками наряд стадий: ранний (нижний) палеолит, включающий олдувайский период (3— 1,5 млн лет назад), Ашель (1,5 млн-100 тыс. лет назад), Мустье, или средний палеолит (100—40 тыс. лет назад), и поздний (верхний) палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.). Мезолит длился от 10 до 8—7 тыс. лет до н.э., неолит — от 8—7 тыс. лет до 5—4 тыс. лет до н.э., энеолит — 4—3 тыс. лет до н.э. Подобный вариант предложил Г. Мортилье в 1869 г. Теперь его периодизация с некоторыми уточнениями считается классической. Согласно ей, различают древний (нижний) палеолит — протолит — с древнейшими культурными ступенями абвильской, ашельской и мустьер-ской и поздний (верхний) палеолит — миолит — с культурными ступенями ориньякской, солютрейской и мадлен-ской4. Все эти ступени различаются способами обработки камня. Люди эпохи палеолита пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не зная шлифованных каменных орудий и глиняной посуды (керамики). Палеолитические люди занимались охотой и собиранием пищи (растения, моллюски и др.). Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны. Люди эпохи неолита жили уже в современных климатических условиях и в окружении современного животного и растительного мира. В неолите наряду с оббитыми распространились шлифованные и сверленые каменные орудия, а также глиняная посуда. Неолитические люди наряду с охотой, собирательством, рыболовством начали заниматься примитивным мотыжным земледелием и разводить домашних животных. В качестве критерия можно взять коммуникационные технологии, и тогда мы получим, вслед за М. Маклюэном, нечто вроде культурологической типологии обществ. Историю человечества известный канадский социолог Маршалл Маклюэн5 делит на четыре периода: 1. Племенное общество, когда человек жил в устно-акустическом мире, структуру которого определяли мифы и ритуалы. 2. Тысячелетия фонетического письма: письменность перевела акустическое восприятие в зрительное, и этот коммуникационный период взорвал племенное общество. Маклюэн полагает, что алфавит в сочетании 4 Название «мадленская культура» происходит от пещеры Ла Мадлен около Тюрзака в департаментеДордонь, «солютрейская» — отСолютре около города Макон в департаменте Сонаи Луара, «оринь-якская» — от названия местечка Ориньяк в департаменте Верхняя Гаронна, «мустьерская» — от ЛеМустье на правом берегу реки Везер, недалеко от городка Пейзак в департаменте Дордонь, «ашель-ская» — от Сент-Ашель под Амьеном в долине Соммы, «абвильская» — от названия города Абвиль,севернее Парижа в департаменте Сомма. 5 Meciuhan M. Understanding media. N.Y., 1964. с менее важными средствами коммуникаций — колесом и дорогой — стал главной пружиной общественно-экономического движения соответствующей эпохи. 3. Следующий этап был связан с «галактикой Гутенберга» и длился 500 лет.Изобретение книгопечатания стало источником всех последующих процессов, составивших содержание развивающейся капиталистическойформации. Становление национальных государств, индустриализация,формирование массовых рынков, распространение грамотности, образования, науки и культуры и многое другое берет начало с созданияГутенбергова станка. Печать подорвала корпоративные основы средневекового европейского общества и расчистила дорогу капиталистической конкуренции, специализации, кооперации, способствовавших росту капиталов и переходу к индустриальному обществу. 4. Переход к современной электронной цивилизации: в сегодняшнеммире, утверждает Маклюэн, происходит очередной катастрофическийкоммуникационный взрыв культуры, полностью перекраивающийжизнь человека и общества. Социологи делят общества в зависимости от критерия классификации на закрытые и открытые, дописьмен-ные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капита листические и социалистические, до-индустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся и т.д. В культурно-исторической периодизации, принятой в науке XIX в. и получившей наиболее полное обоснование у американского этнографа Л.Г. Моргана (1818—1881), выделяются три эпохи истории человечества: дикость, варварство, цивилизации. В своем классическом труде «Древнее общество» (1877), посвященном возникновению семьи, собственности и роло-племенной организации, Морган предпринял попытку периодизации древней истории культуры по критерию «изобретения — открытия». Добывание огня, изобретение лука, гончарное ремесло1, земледелие, скотоводство, использование железа — важнейшие исторические вехи эволюции культуры до-письменного и раннего письменного общества. Исследовав быт и старинные обычаи индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества. В свою очередь дикость и варварство подразделяются на три ступени: низшую, среднюю и высшую. При этом каждая последующая ступень менее продолжительна, чем предыдущая. Так, низшая ступень варварства короче, чем высшая ступень дикости, однако продолжительнее, чем средняя ступень того же варварства. По существу здесь предвосхищается установленный позже Б. Поршневым закон неравномерного исторического развития общества7. '' Морган Л. Г. Древнее общество, или Исследование л и ни it человеческого прогресса от дикости черс i варварство к цивилизации. Л., 1934. Подробнее см.: Анурии В.Ф. Основы социологических жаний: Kvpc лекций но обшей социологии-Н. Новгород, 1998. Если, как это сделал Морган, историческую шкалу принять в 100 тыс. лет, то период дикости продолжался 60 тыс. лет (У5 жизни человечества), 20 тыс. лет (или '/5) занимал древний период варварства, для среднего и позднейшего периода остается 15 тыс. лет, а цивилизация возникла всего 5 тыс. лет назад8. В классификации Моргана дикость началась с появлением человека и завершилась возникновением гончарства. Этому периоду соответствует время становления человека и раннего родового строя (палеолит и мезолит археологической периодизации). Варварство начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. Хотя современные ученые не согласны с Морганом в том, чтобы считать первобытные народы дикарями и варварами, они разделяют его точку зрения относительно цивилизации. Цивилизация, утверждает Морган, начинается с изобретения письменности. Употребление иероглифического письма является отчетливым признаком начала цивилизации. Без литературных памятников не существовало бы, можно сказать, ни истории, ни цивилизации. Создание гомеровских поэм, передаваемых устно либо со временем записанных с достаточной точностью, датирует начало цивилизации у греков9. Первая типология. Сегодня социологи, антропологи и культурологи приняли в качестве одного из базовых критериев типологии обществ письменность. Если в качестве главного критерия выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, не знакомы с ней. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня культуры. Не знающие письменности народы называют дикими, отсталыми, нецивилизованными. Дописьменные общества являются также донаучными, доиндустриальны-ми и доиндивидуальными. У них нет истории — есть только легенды. Время и пространство ограничены. Они крайне плохо осведомлены о других народах. В строгом смысле они не имеют теологии и космологии. Они не могут создать науку, ибо она предполагает постепенное накопление верифицированных знаний, что, в свою очередь, требует записи результатов наблюдений и опытов. Благодаря этому последующие поколения создают систематическое знание на прочном экспериментальном фундаменте. Культура здесь развивается медленно, она не знает прогресса. Вторая типология. Согласно второй типологии, общества также делятся на две группы — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся по сию пору. В сложных обществах существуют государственный аппарат, наука, техника, социальное расслоение людей. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, но они составляют противоположные классы — господствующий и негосподствующий. * Морган Л.Г. Указ. соч. С. 25—26. 9 Там же. С. 21. Возникшее когда-то стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ был дан зарождением самого мощного института — государства. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, а сложные — 5—6 тыс. Сложные общества — многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения качественно изменяет социальную ситуацию. В простом малочисленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. Даже в самом раннем типе сложного общества — в вождествах — люди все еще остаются родственниками, близкими или дальними, хотя могут занимать разные социальные положения. Позже в сложных обществах личные, кровнородственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие в одном доме не знакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации. Сложные общества называют стратифицированными потому, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к представителям правящего класса (группы). Обобщив многочисленный эмпирический материал, сравнив развитие общества в самые разные исторические эпохи, английский археолог Гордон Чайлд'11 выделил следующие признаки сложных обществ: ♦ расселение людей по городам; ♦ развитие неаграрной специализации труда; ♦ появление и накопление прибавочного продукта; ♦ возникновение четких классовых дистанций; ♦ переход от обычного права к юридическим законам; ♦ зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид; ♦ появление заморской торговли; ♦ возникновение письменности, математики и элитарной культуры.Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государство, стратификация, цивилизация. В сложном обществе индивиды занимают разные позиции на шкале доступа к власти. Наверху располагается правящий класс, который добивается всего отнюдь не благодаря родственным связям. В крупном государстве правящий класс не может состоять сплошь из кровных родственников, гетерогенный, т.е. разношерстный по своему составу, в нем перемешаны все родственные группы. Напротив, в простом обществе сплошь и рядом властные позиции находятся в руках одной родственной группы, клана. Описанные выше две типологии легко соотнести между собой и сделать два вывода: простые общества совпадают с дописьменными: у них нет письменности, сложного управления и социального расслоения; сложные общества совпадают с письменными: здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство. 10 Child G. The Danube in Prehistory. Oxford, 1929; What happened in history? Baltimore, 1942; The urban revolution // Town Planning Review. 1950. Vol. 21 (1). P. 3-17. S Третья типология. В основании третьей типологии (рис. 1) лежит способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Согласно этому критерию все общества с древнейших времен до наших дней можно разделить на следующие типы: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индустриальное общество. Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из небольших кровнородственных групп (их называют локальными группами, а также трибами), состоящих из 40—60 человек и отделенных друг от друга огромными пространствами. Их основу составляло несколько семей с многочисленным потомством. Все члены трибы, постоянно жившие друг с другом и редко встречавшиеся с другими группами, находились в родственных отношениях. Так продолжалось несколько сот тысяч лет. Это самый продолжительный по историческому времени тип общества. На смену ему пришли два других типа общества и способа производства — скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводческим обществом). Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем добывать их на охоте. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному выращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги —деревянному, а позже железному плугу. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Это стало возможным благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Земледельческое, или аграрное, общество 300 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие завод- Рис. 1. Третий тип классификации человеческих обществ (Hess В. В. etal. Sociology. N.У, 1991. P. 53) ские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы — внешние признаки индустриального общества. Американский футуролог профессор Хьюстонского университета Оливер Марклей" выделяет четыре стадии, или эры, в развитии человеческой цивилизации (рис. 2)12: кочевничество, земледелие, индустриальная и информационная эра. Каждая ступень представляет более высокий уровень развития техники и технологии, более сложное общественное устройство. Движущий механизм социальной истории у него — прогресс орудий труда. Первобытная палка-копалка для сбора дикорастущих плодов (как и такое же примитивное по способу изготовления охотничье копье) постепенно уступает место деревянному плугу. Смена техники и технологии знаменует собой переход от эры кочевничества (охоты и собирательства) к эре земледелия. Развитие машинного производства означало переход от земледелия к индустриальной эре. Компьютерные сети, обеспечивающие мгновенную связь разных уголков планеты, определили становление информационной стадии человеческой цивилизации. Казалось бы, чем сложнее социальный порядок, тем больше времени должно требоваться на его установление. Однако у людей все происходит наоборот: на продвижение к каждой последующей ступеньке уходит все меньше времени. Историческое время ускоряется и достигает пика к XXI в. Так, переход от кочевничества к земледелию занял тысячелетия; от земледелия к индустриальной эре — столетия, от индустриальной эпохи к информационной — десятилетия. По мнению И.В. Алешиной, адаптировавшей схему О. Марклея, Россия все еще находится в стадии движения от индустриального общества к информационному. Четвертая типология. К. Маркс в середине XIX в. предложил формацион-ную типологию обществ, получившую широкое распространение, особенно в нашей стране. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные этими двумя признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлялась коммунистическая, которая должна наступить в будущем. Общественно-экономические формации он рассматривал как ступени лестницы, по которым народы мира продвигаются в процессе исторической эволюции. Некоторые из наиболее крупных стран, прежде всего многонациональных, внутренне не однородны и включают локальные образования, воспроизводящие, хотя и в превращенном виде, предшествующие формации. Кроме того, мы найдем на земном шаре и такие области, где господствуют или сохраняются в модернизированном виде феодальные, рабовладельческие или даже первобытно-общинные отношения. Передовая 11 Markky O.W.k Forum of Futurists// Planning Review. 1995. Vol. 23, №6. P. 13-15; 21st century earth.Opposing Viewpoints/Ed. by Oliver W. Markley and Walter R. Median. Greenhaven Press. 1996; VisionaryFutures: Guided Imagery in Teaching and Learning About the Future. American Behavioral Scientist, Sage.1998; Global Consciousness: An Alternative Future of Choice Futures. Butterworth-Heinemann. 1996. 12 Источник: Алешина ИВ. Постиндустриальное общество и международные деловые коммуникации. —http://www.kennan.yar.ru/material/profi/pail2/aleshina.htm. Рис. 2. Четыре стадии человеческого общества О. Марклея Америка и отсталый Бангладеш — соседи по формации, если базируются на капиталистическом типе производства. И хотя на каждом из «перегонов» исторического пути появлялась «ведущая» формация, это не означало, что данная ступень должна быть пройдена всеми народами. Перескакивание через ступени было нормальным на протяжении всей мировой истории, а разные группы народов восходили от одной стадии к другой по разным историческим лестницам. Сравнительная история стран Запада, Востока, Севера и Юга дает множество тому подтверждений. В этом смысле можно сказать, что человечество как целое не прошло в своем развитии ни одной формации. Разные его отряды двигались разными путями. Как известно, в основе формационной теории лежит линейное представление о развитии истории, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории. Однако сегодня очевидны и недостатки формационной теории. Большинство историков оспаривает положение о существовании и последовательной смене пяти общественно-экономических формаций, особенно на Востоке. Пятая типология. В 1887 г. Ф. Теннис в своем главном труде «Община и общество»13 предложил другую типологию обществ, ставшую в социологии одной из распространенных. Он разделил все общества на «гемайншафт» (Gemeinschaft) и «гезельшафт» (Gesellschaft), которые призваны были выразить различия между традиционным и современным обществами. Термин «гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «гезельшафт» — к городскому промышленному обществу. Его взгляды повлияли на современные теории периодизации и эволюции общества. Шестая типология. Ее создателем считают американского социолога Да-ниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндуст-риальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Термин «постиндустриальное общество» ввели в научный оборот в середине XX в. А. Тоффлер и Д. Белл. Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX в. А. Пенти и введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое признание получила только в начале 1970-х гг. благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла14. В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами, в индустриальном обществе — промышленность с корпорацией и фирмой в постиндустриальном — теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения. Доиндустриальные общества иначе называют традиционными потому, что главным рычагом социального прогресса здесь выступала передача знаний " Tonnies F. Community and society. East Lansing, Mich., 1970. 14 Bell D. The Coming of Post-industrial society: A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973. от старых к молодым, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука активно не вмешивалась в общественное производство, а руководила всеми общественными явлениями религия, будь то архаические верования (фетишизм, магия и др.) или современные христианство, ислам, буддизм и т.д. Слово «доиндустриальное» обозначает все общества, где не было еще индустрии, т.е. машинного производства. Их можно было бы называть и доп-ромышленными или докапиталистическими, суть дела от этого не изменилась бы. Промышленность в современном понимании зародилась не так давно — 200—250 лет назад. Хотя индустриальная революция, разумеется в своей ранней фазе, началась лет 300 назад. Стало быть, весь предшествующий период истории охватывается доин-дустриальным, или традиционным, обществом. К нему следует причислить все простые (дописьменные) общества, значительную часть письменных (сложных) обществ, которые существовали в эпоху рабовладения и феодализма (по классификации К. Маркса). Конечно, очень далеко в историю уходить нельзя; снизу нас подпирает особая планка, за которой находится период первобытного стада (стадо предлюдей и стадо людей). Если считать начало человеческого общества с 35—40 тыс. лет назад, то весь этот отрезок будет занят традиционным обществом. Последнюю тысячу лет нам придется поделить на два непропорциональных отрезка: 300 лет, отводимые на индустриальное общество, и 30 лет, занятых постиндустриальным обществом (рис. 3). Постиндустриальное общество охватывает далеко не все существующие на планете страны, а только самые передовые, например: США, Япония, Германия, Франция, Канада, Корея, Великобритания. Большинству стран, Рис. 3. Современная шкала исторического времени общества втом числе и России, еще только предстоит присоединиться к ним. Как скоро подобное произойдет, будет зависеть от темпа экономических преобразований в нашей стране, скорости научно-технического прогресса. С экономической точки зрения индустриальным считается общество, где подавляющая часть людей (У4 занятого населения) трудится в промышленности (индустрии), в постиндустриальном обществе большинство занятого населения трудится не в промышленности, а в сферах обслуживания и информации, в доиндустриальном обществе — в аграрном секторе (сельском хозяйстве); здесь У4 занятого населения — работодатели, самонанятые или занятые семейным трудом. В доиндустриальном обществе базисом системы производства являлась не индустрия, а система ручного ремесла, основанная на семейном труде. Она характерна для средневековой Европы. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура — классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отмечаются в России, которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному. Доиндустриальный тип господствует в Африке, Латинской Америке, Южной Азии. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Главным определяющим началом жизнедеятельности в таких обществах является состязание человека с природой. Индустриальный тип общества охватывает государства Северной Америки, Европы, бывшего СССР и Японии. Здесь главное — развитие производства товаров массового потребления, которое осуществляется широким применением техники различного рода. Главным в таком производстве является состязание человека с преобразованной природой. Постиндустриальный тип наибольших успехов достиг в США, Канаде, Японии и Западной Европе. Главным здесь становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. В этом обществе доминирует состязание между людьми. Если в Африке 2/3 населения занято сельским хозяйством, то в США в аграрном секторе трудится менее 3% активного населения. В то же время промышленным производством занято около '/3, а в сфере услуг — 2/3 всего трудоспособного населения. Успехи достигнуты благодаря научно-техническому прогрессу и резко возросшей эффективности производства. Производительность труда в про-мышленно развитых странах в области сельского хозяйства сегодня более чем в 15 раз превышает аналогичный показатель для развивающихся стран. Для постиндустриального общества характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное развитие самой техники на основе развития фундаментальных наук. Ушло время гениальных умельцев, считал Д. Белл, кото- рые могли без соответствующих знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель или телефон. Сегодня все больше источником новаций в технике становятся достижения в фундаментальных науках. Без них невозможно было бы создать ни автомобиль, ни ядерный реактор, ни лазер, ни компьютер. В 1960-е гг. видный американский экономист Г. Кан, приняв в качестве критерия классификации обществ уровень среднедушевого дохода, разделил страны мира на пять групп: 1) доиндустриальные, со среднедушевым доходом от 50 до 200 долл.; 2) частично индустриальные, с доходом от 200 до 600 долл.; 3) индустриальные, с доходом от 600 до 1500 долл.; 4) общества массового потребления, или развитые индустриальные, с доходом от 1,5 до 4 тыс. долл.; наконец, 5) постиндустриальные, с доходом, превышающим 4 тыс. долл.15. В начале 1970-х гг. появилась еще одна типология обществ. Американские социологи Г. Кан и Д. Белл предложили термин «постэкономическое общество», с помощью которого они обозначали то историческое состояние, которое приходит на смену современной цивилизации и описывает более масштабное социальное явление, нежели термин «индустриальное общество». В отечественной науке ее сторонником является В.Л. Иноземцев, который провел теоретико-методологическое обоснование данной концепции и развил дальше идеи Кана и Белла. По его мнению, становление такого общества следует расценивать не как изменение существующей социальной структуры, а как возникновение нового общества, замещающего экономический строй16. В доэкономическую эпоху не было рынка, частной собственности и эксплуатации наемного труда. В экономическую эпоху рыночный обмен, частная собственность и эксплуатация стали главными факторами развития общества. В постэкономическом обществе они постепенно должны отмереть. Переход от экономического общества к постэкономическому будет весьма продолжительным и связан с изменением основ рыночного хозяйства. Становление постэкономического общества представляет собой деструкцию экономического строя. Так же как раньше экономические отношения расширяли сферу своего господства, устраняя прочие хозяйственные и политические формы, так и ныне новое общество прокладывает себе дорогу отрицанием элементов прежнего социального устройства. Важнейшей чертой этого процесса становится преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами. Современные ученые выдвигают и другие типологии общества, в том числе премодернистского, модернистского и постмодернистского состояния 15 См.: Kahn П., Wiener A. The Next Thirty Three Years: A Framework for Speculation // Daedalus. Summer 1967. P. 716-718. Иноземцев В.Л. Концепция постэкономического общества // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 71-78. (С. Круки С. Лэш17), а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер18). В начале 1960-х гг. Ф. Махлуп и Т. Умесао ввели в научный оборот термин «информационное общество», положивший начало теории, развитой такими авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Р. Кац и др. Прогресс человечества рассматривается здесь сквозь призму беспрецедентного расширения знаний. К предшествующим теориям относят концепцию технотронного (от греч. teche) общества (3. Бжезинский), в которой подчеркивается главенствующая роль знаний в современном обществе. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 1960-е и 1970-е гг. возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения19. Отечественная социология использует все типологии либо в их оригинальном, либо в модифицированном виде. Иногда появляются попытки объединить их в некоторую синтетическую модель. Интересную попытку соединить различные типологические подходы предложил В.Ф. Анурин, объединивший в одной теоретической модели формационный подход Маркса, трехчастную концепцию Моргана и современные эволюционные схемы (рис. 4). Рис. 4. Временная шкапа развития общества В. Анурина 17 Crook S., Pakulsky J., Waters M. Postmodemisation: change in advanced society. London. 1992; Lash S Sociology of Postmo Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|