Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обнаружена пятая цивилизация





Российские археологи обнаружили в пустыне Саракумы следы древнейшей письменности. Сенсационная находка подтверждает, что тер-)итория древнего Туркменистана была пятым)чагом мировой цивилизации, наряду с Месо-ютамией, Египтом, Китаем и Индией. Сак передает РИА «Новости», каменная цилин-фическая печать с клинописной надписью, да-ируемая II тысячелетием до н.э. найдена меж-1ународной археологической экспедицией во лаве с российским ученым В. Сарианиди. Пе-1ать обнаружена в одном из погребений эпохи

бронзы в некрополе Гонур-Депе, который рас­положен в центре пустыни Каракумы. По словам профессора Сарианиди, «письмена. подобные обнаруженным на печати, встреча­лись археологам только в древнем Вавилоне (Месопотамии), но их еще не находили в Турк­мении и на территории других государств реги­она». По его мнению, открытие не оставляет сомнений в том, что территория древней Турк­мении являлась одной из колыбелей мировой цивилизации.

Источник: MIGnews.com // http://www.ancient holm.ru.

н Культура: теории и проблемы. С. 50. 9 ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991. С. 241.

" Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XV1II вв. Т. I: Структурь повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. С. 116.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о циви­лизации как вершине технических достижений человечества, связанных с по­корением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека.

Пожалуй, большинство людей согласится, что культура становится циви­лизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная техно­логия и политическая система. Дописьменные культуры не обладают этими чертами. Но главное — у них нет письменности. Важность данного фактора следует из самого названия культур, которые не являются цивилизациями, — дописьменные.

Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Воз­никновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными измене­ниями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность тру­да и размеры прибавочного продукта. Последнее дало скачок развитию торговли — из случайного и нерегулярного обмена между локальными груп­пами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей всю структуру экономичес­кой жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торгов­ца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества.

Считается, что возникновением письменного языка мы обязаны бизне­су. Действительно, необходимость записи собранных и хранящихся продук­тов труда, регистрирования тех, кто их привез, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет, а в конечном итоге — ведение деловой документа­ции привело к возникновению письменности. Бизнес превратился в важней­шего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокуп­ность не только духовных, но и материальных, научно-технических дости­жений человечества. Благодаря ему стали возможными наемные армии и возведение пирамид, дворцов и храмов, создание городов и развитие систе­мы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей че­ловеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры.

Нередко ученые применяют одно и то же понятие к противоположным явлениям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие надопись-менной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. А историки го­ворят о своеобразии цивилизации скифов, не имевшей собственной письмен­ности. Тем не менее ученые согласны в одном: первобытное общество нельзя относить к цивилизации. Речь может идти только о доцивилизационном состоянии человечества. Отсюда следует, во-первых, что общество возник­ло раньше, а цивилизация позже, во-вторых, что понятия «цивилизация» и «культура» вопреки распространенному мнению не синонимы. В самом деле, у примитивных обществ Полинезии и Океании, до сих пор ведущих перво­бытный образ жизни, нет письменности, городов и государств, но культура у них есть. Антропологи начала XX в., введшие в социологический оборот понятие «культура», изучали именно такие общества. Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т.п. — несомненные элементы культуры, они уни-

версальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи и испот-нения, удельный вес — скорее признаки цивилизации. Следовательно, не только культура — аспект цивилизации, но и цивилизация — сторона, срез культуры. Оба подхода одинаково правильны.

Итак, цивилизация — глобальное понятие, обозначающее степень и свое­образие культурного развития общества или обществ.

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО

В эпоху глобализации совершенно изменилась роль в развитии человечес­кого общества природы и климата. Если говорить кратко, то прежде они выступали внешним фоном, на котором разворачиваются социальные отно­шения. Удобный ландшафт или благоприятный климат ускоряли развитие одних стран, но тормозили прогресс других. Человек во всем (или во мно­гом) зависел от природы, и это было всем понятно.

Ныне ситуация до крайности обострилась, а в некоторых случаях приоб­рела драматический оттенок. Теперь уже благополучие природы зависит от доброй воли людей. Сегодня ученые говорят о вещах, которые 50 или 100 лет назад казались немыслимыми: природу приходится отвоевывать у человека. оберегая ее даже более тщательно, чем человеческую жизнь. И это понятно: планета, к сожалению, для всех одна, и если одно государство разрушает экологию, то вред наносится всему человечеству. Таким образом, природа стала глобальным фактором, а забота о ней — важнейшим показателем сте­пени цивилизованности общества.

Под природой в широком смысле по­нимается все сущее, весь мир в много­образии его форм и проявлений. В этом смысле природа стоит в одном ряду с такими обобщенными поняти­ями, как материя, универсум. Вселен­ная. В узком смысле природа — это со­вокупность естественных условий су­ществования человеческого общества. Интуиция безошибочно подсказы­вает нам: к обществу относится все то. что создано человеческими руками. Но куда в таком случае относить пахотные земли, домашних животных или по­лезные ископаемые? Они часть об­щества или природы? Природе они принадлежат по «праву рождения» и в своем существовании подчиняются ее законам. Но обществу они принадле­жат по «праву происхождения» и так­же подчиняются его законам. Пахот­ная земля и домашние животные явля­ются частной или общественной собственностью, существуют как по-

требительные ценности, продаются и покупаются. К примеру, для брокеров товарной биржи не существует принципиальных различий между партией со­временной электроники и партией строевого леса, проданного на корню: и в том, и в другом случае речь идет о товаре, обладающем определенной по­лезностью, стоимостью, ценой и другими чисто общественными свойства­ми. Но ухаживать за пашней и животными необходимо, сообразуясь с зако­нами природы, а не общества.

На каждом шагу мы пользуемся предме­тами, принадлежащими сразу двум мирам — природному и общественному. Мы обраща­емся с ними по законам двух миров. Бью­щийся стакан, сообразуясь с его свойствами, осторожно ставим на стол, а не бросаем. Но еще пригодный для использования, но не­модный сосуд мы выбрасываем на свалку, заменяя его более модным. Люди освобож­даются от старых вещей, когда они физичес­ки пригодны, но морально (читай: социаль­но) устарели.

Мы уверены, что стакан или утюг созда­ет не природа, а общество. Нет в природе стаканов и утюгов, но есть сырье, из которых они изготовляются. Изменив его форму, со­единив исходные элементы в новые систе­мы, человек наделяет готовые предметы теми функциями, какие характерны только для социальных животных. Стакан необхо­дим для того, чтобы из него пить, а утюг — чтобы им гладить.

Создав вокруг себя огромное количество искусственных объектов, человек выделил себя из природы в особую — общественную — нишу. Ее мы именуем обще­ством. В этой нише одушевленные и неодушевленные предметы ведут себя не так, как в естественной нише. Поведение людей подчиняется этикету, нравственным и юридическим законам, камни и деревья начинают выпол­нять функцию строительных и оборонительных элементов, украшений или чего-либо еще. Люди делают много такого, что не в состоянии делать живот­ные: создают искусственные летательные аппараты и пишут стихи, заседа­ют в парламентах и молятся Богу.

Отношения между обществом и природой складываются противоречиво. Создавая удобные для себя условия существования — города, заводы, парки, плотины, железные и автодороги, человек одновременно ухудшает условия существования для животных и растений. Они исчезают, вымирают, пере­рождаются и вырождаются. Научно-технический прогресс, скорость кото­рого на 5 порядков превышает скорость создания новых «технологий» био­сферы (новых видов биологических организмов), порождает все более мощ­ные источники разрушения и загрязнения природной среды.

Земная экосистема лишается 50 тыс. биологических видов в год. Леса влажной тропической зоны уничтожаются ради использования для нужд

сельского хозяйства, из-за водной эрозии и загрязнения окружающей среды В зоне особого риска находятся озера и другие источники питьевой воды прибрежные заросли, коралловые рифы. Три четверти всех видов птиц, оби­тающих на планете, и почти четверть из 4600 видов млекопитающих нахо­дятся под угрозой вымирания. Впервые в истории один из видов — Homo sapiens — превратился в чудовищную разрушительную силу природы.

Дикая природа, в которой еще 2—3 тысячелетия назад общество было не­заметным островком, сегодня вытеснена на периферию среды обитания Теперь ей угрожает смертельная опасность превратиться в малозаметные островки. Но как только погибнет она, погибнет и человеческое общество В отношениях между природой и обществом возник хрупкий баланс, гото­вый в любое мгновение нарушиться. Пока еще природа, вытесненная в «экологические зоны», способна как-то восстанавливаться.

Этнографы до сих пор убеждены. что отождествление с природой — при­знак примитивного сознания,свой­ственного диким племенам, а не пред­ставителям современного общества. Дикари очеловечивают природу, при­писывая живым и даже неодушевлен­ным явлениям способность думать. желать и действовать так, как это дела­ют люди. Самих себя они считают по­томками животных и растений.

Подобно этнографам, и психологи убеждены, что зооморфизм, отождествление социального и природного миров — признак ранних этапов развития человеческой психики. Малыш не понимает, что деревья, животные, камни — это царство природы, существу­ющей по иным законам, чем мир людей, именуемый обществом. Он просит «наказать» камень, о который ушибся, и требует у мамы ответа на вопрос о том, кто из людей сделал солнце.

В отличие от ученых представители некоторых религий, в частности буд­дисты, убеждены в том, что слияние с природой — признак высшего созна­ния, достигаемого усиленными тренировками, и великой мудрости. С ними, пожалуй, согласятся экологи, призывающие щадить живую природу и бра­тьев наших меньших. В течение последних 20 лет экологическому движению, принявшему невиданные масштабы, так удалось изменить западное созна­ние, что неуважение к природе считается дурным тоном. Человек просвещен­ный должен чувствовать свое родство и кровную связь с природным миром. Что же получается: отождествление человека с природой — признак не низшего, а высшего сознания? Проявление высочайшей мудрости? Не со­вершило ли человечество восхождение по спирали, отрицание отрицания? Представления о единстве человека и природы зародились у людей, ко­торые жили не в домах, а в пешерах, одевались не в ткани, а в шкуры, пита­лись найденным в лесу, а не выращенным на полях. Постепенно средой оби­тания людей становится искусственно созданный мир заводов и фабрик. шоссе и аэродромов, слепящей рекламы и шумных стадионов — не просто

отличный от нерукотворной природы, но и часто враждебный ей. Одновре­менно с изменением среды обитания менялся сам человек: в нем развивались потребности, способности и склонности, которых нет и не может быть у животных.

Первобытные общества — небольшие локальные группы по 60—80 чело­век, кочующие в поисках съедобных растений и животных, обитавшие на огромном расстоянии друг от друга, не могли нанести никакого вреда при­роде — они зависели от нее, боялись, почитали и обожествляли ее.

Еще в XVIII в. на господство природы никто не посягал, хотя и тогда че­ловек усердно вырубал леса, травил зверей и загрязнял реки. Кардинальные изменения произошли всего 100—150 лет назад. Индустриальное общество разрыло все, что можно разрыть, загрязнило все, что еще оставалось чистым, истребило почти всех животных, а оставшихся, как реликвии, занесло в Красную книгу и устроило в особые резервации, которые почему-то назы­ваются зоопарками. При этом человек стал намного грамотнее, воспитаннее, культурнее, добрее. Правда, и людей в мировых войнах за это время стало гибнуть гораздо больше. Разница между двумя популяциями в том, что чис­ленность человеческой при этом катастрофически растет, а животной — ка-

Врезка

К. Флавии

Восемь экологических держав

По аналогии со странами «большой восьмерки», индустриально развитыми странами, которые лидируют в мировой экономике, специалисты, в частности К. Флавии, выделяют восемь эколо­гических «тяжеловесов» — четыре промышлен-но развитые и четыре развивающиеся, которые вместе объединяют 56% населения Земли, 59% мирового экономического производства, 58% выбросов углерода и 53% мирового лесного хозяйства.

Восьмерка экологических «слонов» включает страну с самым большим населением — Китай;

страну с самой мощной экономикой и самым большим выбросом углерода — Соединенные Штаты Америки, а также страну, которая утвер­ждает, что обладает самым большим разнооб­разием биологических видов, — Бразилию. Эти страны вместе с Германией, Японией, Индией, Индонезией и Россией входят в некое сообще­ство, которое можно назвать Э-8. Ежегодные выбросы углерода, из которого получается двуокись углерода — главный парниковый газ, достигли новых высот, при­ведя к изменению самого состава атмосфе­ры и нарушению теплового баланса на Зем­ле. Многие страны так и продолжают бездум­ную вырубку леса, а также нерациональное







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.