|
Обнаружена пятая цивилизацияРоссийские археологи обнаружили в пустыне Саракумы следы древнейшей письменности. Сенсационная находка подтверждает, что тер-)итория древнего Туркменистана была пятым)чагом мировой цивилизации, наряду с Месо-ютамией, Египтом, Китаем и Индией. Сак передает РИА «Новости», каменная цилин-фическая печать с клинописной надписью, да-ируемая II тысячелетием до н.э. найдена меж-1ународной археологической экспедицией во лаве с российским ученым В. Сарианиди. Пе-1ать обнаружена в одном из погребений эпохи бронзы в некрополе Гонур-Депе, который расположен в центре пустыни Каракумы. По словам профессора Сарианиди, «письмена. подобные обнаруженным на печати, встречались археологам только в древнем Вавилоне (Месопотамии), но их еще не находили в Туркмении и на территории других государств региона». По его мнению, открытие не оставляет сомнений в том, что территория древней Туркмении являлась одной из колыбелей мировой цивилизации. Источник: MIGnews.com // http://www.ancient holm.ru. н Культура: теории и проблемы. С. 50. 9 ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991. С. 241. " Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XV1II вв. Т. I: Структурь повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. С. 116. Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. Пожалуй, большинство людей согласится, что культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная технология и политическая система. Дописьменные культуры не обладают этими чертами. Но главное — у них нет письменности. Важность данного фактора следует из самого названия культур, которые не являются цивилизациями, — дописьменные. Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Возникновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Последнее дало скачок развитию торговли — из случайного и нерегулярного обмена между локальными группами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей всю структуру экономической жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Считается, что возникновением письменного языка мы обязаны бизнесу. Действительно, необходимость записи собранных и хранящихся продуктов труда, регистрирования тех, кто их привез, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет, а в конечном итоге — ведение деловой документации привело к возникновению письменности. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества. Благодаря ему стали возможными наемные армии и возведение пирамид, дворцов и храмов, создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры. Нередко ученые применяют одно и то же понятие к противоположным явлениям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие надопись-менной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. А историки говорят о своеобразии цивилизации скифов, не имевшей собственной письменности. Тем не менее ученые согласны в одном: первобытное общество нельзя относить к цивилизации. Речь может идти только о доцивилизационном состоянии человечества. Отсюда следует, во-первых, что общество возникло раньше, а цивилизация позже, во-вторых, что понятия «цивилизация» и «культура» вопреки распространенному мнению не синонимы. В самом деле, у примитивных обществ Полинезии и Океании, до сих пор ведущих первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государств, но культура у них есть. Антропологи начала XX в., введшие в социологический оборот понятие «культура», изучали именно такие общества. Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т.п. — несомненные элементы культуры, они уни- версальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи и испот-нения, удельный вес — скорее признаки цивилизации. Следовательно, не только культура — аспект цивилизации, но и цивилизация — сторона, срез культуры. Оба подхода одинаково правильны. Итак, цивилизация — глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО В эпоху глобализации совершенно изменилась роль в развитии человеческого общества природы и климата. Если говорить кратко, то прежде они выступали внешним фоном, на котором разворачиваются социальные отношения. Удобный ландшафт или благоприятный климат ускоряли развитие одних стран, но тормозили прогресс других. Человек во всем (или во многом) зависел от природы, и это было всем понятно. Ныне ситуация до крайности обострилась, а в некоторых случаях приобрела драматический оттенок. Теперь уже благополучие природы зависит от доброй воли людей. Сегодня ученые говорят о вещах, которые 50 или 100 лет назад казались немыслимыми: природу приходится отвоевывать у человека. оберегая ее даже более тщательно, чем человеческую жизнь. И это понятно: планета, к сожалению, для всех одна, и если одно государство разрушает экологию, то вред наносится всему человечеству. Таким образом, природа стала глобальным фактором, а забота о ней — важнейшим показателем степени цивилизованности общества. Под природой в широком смысле понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В этом смысле природа стоит в одном ряду с такими обобщенными понятиями, как материя, универсум. Вселенная. В узком смысле природа — это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Интуиция безошибочно подсказывает нам: к обществу относится все то. что создано человеческими руками. Но куда в таком случае относить пахотные земли, домашних животных или полезные ископаемые? Они — часть общества или природы? Природе они принадлежат по «праву рождения» и в своем существовании подчиняются ее законам. Но обществу они принадлежат по «праву происхождения» и также подчиняются его законам. Пахотная земля и домашние животные являются частной или общественной собственностью, существуют как по- требительные ценности, продаются и покупаются. К примеру, для брокеров товарной биржи не существует принципиальных различий между партией современной электроники и партией строевого леса, проданного на корню: и в том, и в другом случае речь идет о товаре, обладающем определенной полезностью, стоимостью, ценой и другими чисто общественными свойствами. Но ухаживать за пашней и животными необходимо, сообразуясь с законами природы, а не общества. На каждом шагу мы пользуемся предметами, принадлежащими сразу двум мирам — природному и общественному. Мы обращаемся с ними по законам двух миров. Бьющийся стакан, сообразуясь с его свойствами, осторожно ставим на стол, а не бросаем. Но еще пригодный для использования, но немодный сосуд мы выбрасываем на свалку, заменяя его более модным. Люди освобождаются от старых вещей, когда они физически пригодны, но морально (читай: социально) устарели. Мы уверены, что стакан или утюг создает не природа, а общество. Нет в природе стаканов и утюгов, но есть сырье, из которых они изготовляются. Изменив его форму, соединив исходные элементы в новые системы, человек наделяет готовые предметы теми функциями, какие характерны только для социальных животных. Стакан необходим для того, чтобы из него пить, а утюг — чтобы им гладить. Создав вокруг себя огромное количество искусственных объектов, человек выделил себя из природы в особую — общественную — нишу. Ее мы именуем обществом. В этой нише одушевленные и неодушевленные предметы ведут себя не так, как в естественной нише. Поведение людей подчиняется этикету, нравственным и юридическим законам, камни и деревья начинают выполнять функцию строительных и оборонительных элементов, украшений или чего-либо еще. Люди делают много такого, что не в состоянии делать животные: создают искусственные летательные аппараты и пишут стихи, заседают в парламентах и молятся Богу. Отношения между обществом и природой складываются противоречиво. Создавая удобные для себя условия существования — города, заводы, парки, плотины, железные и автодороги, человек одновременно ухудшает условия существования для животных и растений. Они исчезают, вымирают, перерождаются и вырождаются. Научно-технический прогресс, скорость которого на 5 порядков превышает скорость создания новых «технологий» биосферы (новых видов биологических организмов), порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Земная экосистема лишается 50 тыс. биологических видов в год. Леса влажной тропической зоны уничтожаются ради использования для нужд сельского хозяйства, из-за водной эрозии и загрязнения окружающей среды В зоне особого риска находятся озера и другие источники питьевой воды прибрежные заросли, коралловые рифы. Три четверти всех видов птиц, обитающих на планете, и почти четверть из 4600 видов млекопитающих находятся под угрозой вымирания. Впервые в истории один из видов — Homo sapiens — превратился в чудовищную разрушительную силу природы. Дикая природа, в которой еще 2—3 тысячелетия назад общество было незаметным островком, сегодня вытеснена на периферию среды обитания Теперь ей угрожает смертельная опасность превратиться в малозаметные островки. Но как только погибнет она, погибнет и человеческое общество В отношениях между природой и обществом возник хрупкий баланс, готовый в любое мгновение нарушиться. Пока еще природа, вытесненная в «экологические зоны», способна как-то восстанавливаться. Этнографы до сих пор убеждены. что отождествление с природой — признак примитивного сознания,свойственного диким племенам, а не представителям современного общества. Дикари очеловечивают природу, приписывая живым и даже неодушевленным явлениям способность думать. желать и действовать так, как это делают люди. Самих себя они считают потомками животных и растений. Подобно этнографам, и психологи убеждены, что зооморфизм, отождествление социального и природного миров — признак ранних этапов развития человеческой психики. Малыш не понимает, что деревья, животные, камни — это царство природы, существующей по иным законам, чем мир людей, именуемый обществом. Он просит «наказать» камень, о который ушибся, и требует у мамы ответа на вопрос о том, кто из людей сделал солнце. В отличие от ученых представители некоторых религий, в частности буддисты, убеждены в том, что слияние с природой — признак высшего сознания, достигаемого усиленными тренировками, и великой мудрости. С ними, пожалуй, согласятся экологи, призывающие щадить живую природу и братьев наших меньших. В течение последних 20 лет экологическому движению, принявшему невиданные масштабы, так удалось изменить западное сознание, что неуважение к природе считается дурным тоном. Человек просвещенный должен чувствовать свое родство и кровную связь с природным миром. Что же получается: отождествление человека с природой — признак не низшего, а высшего сознания? Проявление высочайшей мудрости? Не совершило ли человечество восхождение по спирали, отрицание отрицания? Представления о единстве человека и природы зародились у людей, которые жили не в домах, а в пешерах, одевались не в ткани, а в шкуры, питались найденным в лесу, а не выращенным на полях. Постепенно средой обитания людей становится искусственно созданный мир заводов и фабрик. шоссе и аэродромов, слепящей рекламы и шумных стадионов — не просто отличный от нерукотворной природы, но и часто враждебный ей. Одновременно с изменением среды обитания менялся сам человек: в нем развивались потребности, способности и склонности, которых нет и не может быть у животных. Первобытные общества — небольшие локальные группы по 60—80 человек, кочующие в поисках съедобных растений и животных, обитавшие на огромном расстоянии друг от друга, не могли нанести никакого вреда природе — они зависели от нее, боялись, почитали и обожествляли ее. Еще в XVIII в. на господство природы никто не посягал, хотя и тогда человек усердно вырубал леса, травил зверей и загрязнял реки. Кардинальные изменения произошли всего 100—150 лет назад. Индустриальное общество разрыло все, что можно разрыть, загрязнило все, что еще оставалось чистым, истребило почти всех животных, а оставшихся, как реликвии, занесло в Красную книгу и устроило в особые резервации, которые почему-то называются зоопарками. При этом человек стал намного грамотнее, воспитаннее, культурнее, добрее. Правда, и людей в мировых войнах за это время стало гибнуть гораздо больше. Разница между двумя популяциями в том, что численность человеческой при этом катастрофически растет, а животной — ка- Врезка К. Флавии Восемь экологических держав По аналогии со странами «большой восьмерки», индустриально развитыми странами, которые лидируют в мировой экономике, специалисты, в частности К. Флавии, выделяют восемь экологических «тяжеловесов» — четыре промышлен-но развитые и четыре развивающиеся, которые вместе объединяют 56% населения Земли, 59% мирового экономического производства, 58% выбросов углерода и 53% мирового лесного хозяйства. Восьмерка экологических «слонов» включает страну с самым большим населением — Китай; страну с самой мощной экономикой и самым большим выбросом углерода — Соединенные Штаты Америки, а также страну, которая утверждает, что обладает самым большим разнообразием биологических видов, — Бразилию. Эти страны вместе с Германией, Японией, Индией, Индонезией и Россией входят в некое сообщество, которое можно назвать Э-8. Ежегодные выбросы углерода, из которого получается двуокись углерода — главный парниковый газ, достигли новых высот, приведя к изменению самого состава атмосферы и нарушению теплового баланса на Земле. Многие страны так и продолжают бездумную вырубку леса, а также нерациональное Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|