Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уильям Петти и классические основы политической экономии.





(К 380 летнему юбилею)*.

 

Преамбула. Классическое наследие видного ученого – экономиста невозможно понять и должным образом оценить вне опоры на его концептуальные позиции, без анализа того вклада, который он оставил для истории экономической мысли. Уильяму Петти 380 лет – юбилейная дата рождения. Этому событию и посвящается статья. В ней рассматривается основная экономическая парадигма У. Петти в плоскости классической политической экономии.

Уильям Петти (1623-1687) английский экономист, основатель классической школы политэкономии, принадлежит к той плеяде экономистов, без которых невозможно представить себе существование и развитие экономической науки. Петти заложил основы теории трудовой стоимости, анализа денежного обращения, экономически обосновал земельную и денежную ренту, разработал зачатки дифференциальной ренты. Рассуждения о сущности, значимости, способах взимания различных видов налогов, пошлин и сборов изложены настолько доходчиво и интересно, что чтение актуального и по сей день серьезного экономического труда становится удовольствием. В последние годы жизни Петти занимался преимущественно вопросами народонаселения, его роста, размещения, занятости и наряду с Дж. Граунтом может быть причислен к основателям демографической статистики. Уильям Петти родился 26 мая 1623 годав семье мелкого ремесленника-суконщика в Ромси (графство Хэмпшир). Он обладал разносторонними способностями и был своего рода вундеркиндом. Несмотря на скромное образование, которое могла дать ему городсткая школа в Ромси, он настолько знал латынь, что обратился к отцам иезуитам, имевшим свой колледж в городе Канне, со

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ – 2003

 

 

стихотворным латинским «заявлением» о приеме. То ли бескорыстно изумленные способностями юноши, то ли с расчетом сделать ценное приобретение для католической церкви, иезуиты приняли его в коллеж и взяли на свое содержание. Петти пробыл там около двух лет и в результате, по его собственным словам, "приобрел знание латыни, греческого и французского языков, всей обычной арифметики практической геометрии и астрономии, важных для искусства навигации...".

Математические способности Петти были замечательны и он до конца жизни оставался в этой области на уровне достижений тогдашней науки [1, С.50]. В 14 лет нанялся юнгой на корабль. Уже через год волею случая из-за перелома ноги был выслан с корабля на ближайшем берегу, которым оказался север Франции. Он оказался во Франции практически без средств к существованию, некоторое время занимался мелкой торговлей, а затем поступил в иезуитский колледж в Канне, где в течение двух лет изучал латынь, греческий и французский языки, арифметику геометрию и астрономию, проявив блестящие математические способности.

В 1640 Петти вернулся в Лондон. В Лондоне Петти зарабатывает на жизнь черчением морских карт.

Потом он три года служит в военном флоте, где его способности к навигационному делу и картографии оказываются весьма полезными. Покидая флот в 1643 г., он имеет наличными 60 фунтов стерлингов — немалую по тем временам сумму. Эти годы — разгар революции, ожесточенной политической и идейной борьбы, разворачивается гражданская война. В принципе 20-летний Петти — на стороне буржуазной революции и пуританской религии, но никакого желания лично ввязываться в борьбу он не имеет.

Его влечет наука. Он уезжает в Голландию и Францию, где изучает в основном медицину. Такая разносторонность не только признак личной талантливости Петти: в XVII в. выделение отдельных наук только начиналось, и ученая универсальность не была редкостью. В 1647 г. изобрел копировальную машину. Получил медицинское образование в университетах Лейдена, Парижа и Оксфорда. В 1649 г. получил степень доктора физики, а в 1651г. стал профессором анатомии и музыки Оксфордского университета [23, С.236-237]. В годы пребывания в Оксфорде был активным членом группы молодых ученых, называемой "невидимой коллегией", из которой позднее выросло Королевское общество (Британская Академия наук).

Но через год в 1651 г. неожиданно для многих принял предложение занять должность врача при главнокомандующем английской армией в Ирландии, и с этого времени жизнь скромного медика кардинально изменилась.

В сентябре 1652 г отбыл в Ирландию, получив должность врача при главнокомандующем английской армии в Ирландии. Возглавил работы по составлению планов ирландских земельных угодий, разбогател и превратился в одного из крупнейших ирландских землевладельцев. Проявив завидную предприимчивость, по подсчетам самого У. Петти, ему удалось «заработать» 9 тыс. ф. ст. за обычный, казалось бы, правительственный подряд по подготовке им лично планов земельных участков для последующих замеров и составления карты покорения Ирландии. Как выяснилось, У. Петти оформил на свое имя скупку земли на разных концах острова за всех тех офицеров и солдат, кто не мог или не хотел дождаться получения своего земельного надела. Bсего через 10 лет, в 1661 г., 38-летний интеллигент –разночинец был возведен в рыцарское звание, заслужил право именоваться сэром. По сути дела, он принадлежал ко второй категории титулованного дворянства, которая, в свою очередь, включает два ранга (баронеты и рыцари) и дает право именоваться сэром. Таких семей насчитывалось 1400. Следовательно, в многоступенчатой иерархии дворянства Петти имел самый низший титул [1, С. 50-78].

Петти публиковал памфлеты, преследующие конкретные, порой даже корыстные цели, как все экономисты того времени. Самое большое, что он приписывал себе, — это изобретение политической арифметики (статистики). В этом видели его главную заслугу и современники. В действительности он сделал также нечто иное: своими высказанными как бы, между прочим, мыслями о стоимости, ренте, заработной плате, разделении труда и деньгах он заложил основы научной политической экономии. Это и есть подлинная "экономическая Америка", открытая новым Колумбом. В дальнейшем положение состоятельного и практичного земледельца в сочетании с пытливым умом и острой интуицией отразилось на новых занятиях Петти, связанных с описанием собственного видения в экономической жизни общества и государства. С 1660 Петти жил то в Ирландии, то в Англии и лишь в 1685 окончательно перебрался в Лондон.

Петти оставил заметный след в истории экономической науки, хотя единой точки зрения на его научный вклад до сих пор не существует. Одни авторы рассматривают его как выдающегося представителя меркантилизма, другие видят его основную заслугу в создании основ статистико-эко комического метода исследований и экономической статистики, третьи считают основателем нового направления в науке, из которого впоследствии выросла английская классическая политическая экономия, Среди основных трудов Петти – «Трактат о налогах и сборах» (1662); «Слово мудрым» (1665); «Политический обзор или анатомия Ирландии» (1672); «Разное о деньгах» (1682); «Эссе о политической арифметике» (1683), в которых красной нитью прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов. В истории политической экономии бывали случаи, когда людей забывали и воскрешали вновь. Уильяма Петти не надо было открывать заново. Он был если не знаменит, то хорошо известен уже при жизни. С его идеями был знаком Адам Смит. Мак-Куллох писал в 1845 г., что "сэр Уильям Петти был одной из самых замечательных личностей XVII столетия". Более того, он прямо называл Петги основателем трудовой теории стоимости и проводил от него прямую линию к Рикардо [3,С.23]. Уильям Петти был в полной мере открыт для науки К. Марксом, который показал подлинное место, которое занимает в истории экономической мысли гениальный англичанин. Петти — родоначальник классической политической экономии, которая перешла к анализу внутренних закономерностей капиталистического способа производства, к поискам закона его движения. Маркса сильно привлекала эта яркая и своеобразная личность [4,С.86-92]. "Петти чувствует себя основателем новой науки,..", "Его гениальная смелость...", "Оригинальным юмором проникнуты все сочинения Петти...", "Само заблуждение Петти гениально.,,", "Настоящий шедевр по содержанию и по форме" — эти оценки из разных произведений Маркса дают представление о его отношении к "гениальнейшему и оригинальнейшему исследователю - экономисту" [17,С.243]. Еще Мак-Куллох отметил довольно странный факт в судьбе литературного наследия Петти. При всей важности его роли, сочинения Петти никогда не издавались полностью и существовали лишь в старых разрозненных изданиях, ставших к середине XIX в. библиографической редкостью. Мак-Куллох заканчивал свою заметку о Петти скромным пожеланием: "Благородные потомки Петти, к которым перешли как немалая доля его таланта, так и его поместья, не могли бы воздвигнуть лучший монумент его памяти, чем издание полного собрания его трудов" [1, С.56].

Современные авторы подходят к Петти по-разному. Для одних экономистов он, прежде всего зачинатель научного направления, которое стало одним из источников марксизма. Некоторые экономисты, признавая Петти большим ученым и яркой личностью, нередко отказывают ему в роли предшественника Смита, Рикардо и Маркса. Место Петти в науке часто ограничивают лишь созданием основ статистико-экономического метода исследований. Шумпетер утверждает, что у Петти нет трудовой теории стоимости (и понятия стоимости вообще), нет сколько-нибудь заметной теории заработной платы, а следовательно, не может быть и намека на понимание прибавочной стоимости. Своей репутацией он якобы обязан только "декрету Маркса, которым Петти был объявлен основателем экономической науки", а также восторгам некоторых ученых, которые, как намекает Шумпетер, так сказать, не предполагали, на чью мельницу они льют воду [5 С. 72-83]. В целом ряде работ Петти рассматривается только как один из представителей меркантилизма, может быть, один из самых талантливых и передовых, но не более того. В крайнем случае, ему ставится в заслугу помимо открытия статистического метода трактовка частных экономических проблем и вопросов экономической политики: налогообложения, таможенных пошлин. Нельзя сказать, что эта точка зрения абсолютно господствует в современной науке. Высказывают и иные позиции [9,С.22-31].

Действительно, Петти не был свободен от меркантилистских представлений. Влияние меркантилизма, особенно в ранних работах, несомненно сказалось как в теории, так и в методологии Петти. Его взгляды носили переходный характер от меркантилизма к классической политэкономии. У Петти еще отсутствует единая и цельная система теоретических взглядов. Если в ранних работах Петти заметно влияние идей меркантилизма, то в более поздних трудах, в частности в работе «Несколько слов по поводу денег» (1682), оно отсутствует. В отличие от меркантилистов, Петти считал источником богатства не сферу обращения, а сферу производства. Оппозиция Петти меркантилизму как теории прежде всего проявляется в его методе. Метод его, как подчеркивает сам Петти – «не традиционный». И, действительно, Петти рвет с традицией. Метод меркантилистов был, как мы знаем, - описательный: собирание фактов и выяснение эмпирических связей между ними. Петти не заявляет, что он хочет пользоваться только аргументами, взятыми из чувственного опыта, и рассматривать такие причины, которые имеют видимое основание в природе. Он ввел в политэкономию метод, который применялся в естественно - научных дисциплинах. Этому методу он еще придал форму математическую. Основываясь на последней, многие исследователи не видят истинной природы метода Петти и превращают его в чистого эмпирика, якобы ратовавшего только за точное наблюдение фактов и их описание при помощи метода статистики. Конечно верно, что Петти требовал точного наблюдения, но не менее верно и то, что он широко пользовался научной дедукцией для объяснения наблюдаемых явлений, т.е. для раскрытия их сущности. Раскрыть основу явлений, или таинственную, как выражается Петти, природу их, невозможно без абстракции. Таким образом, он понимал: во-первых, что сущность явления и само явление не тождественны, а эмпирики исходят как раз из их совпадения; во-вторых, что исследование не исчерпывается раскрытием сущности явления, а должно еще показать, как последняя проявляется. Однако необходимо подчеркнуть, что у Петти мы имеем лишь первые попытки применения того нового метода, который находит свое дальнейшее развитие у Рикардо и Маркса [4,с.86-90].

 

Первое серьезное экономическое сочинение Петти именовалось "Трактат о налогах и сборах" и вышло в 1662 г. Пожалуй, это и важнейшее его сочинение. Стремясь показать новому правительству, каким путем можно (несомненно, при его личном участии и даже под его руководством) увеличить налоговые доходы, он также изложил наиболее полно свои экономические взгляды [19]. К этому времени Петти почти забыл, что он врач. Математикой, механикой судостроением он занимается лишь в редкие часы досуга или общения с иными из старых ученых-друзей. Зато теперь его изобретательный и гибкий ум все более обращается к экономике и политике. В его мозгу роятся проекты, планы, предложения: налоговая реформа, организация статистической службы, улучшение торговли… Все это находит свое выражение в его "Трактате". Но не только это. Может быть, "Трактат" Петти — самое важное экономическое сочинение XVII столетия, как книга Адама Смита о богатстве народов оказалась таким сочинением XVIII столетия. Через 200 лет К. Маркс писал о "Трактате": "В рассматриваемом нами произведении Петти по сути дела определяет стоимость товаров сравнительным количеством содержащегося в них труда", В свою очередь, "от определения стоимости зависит и определение прибавочной стоимости" [4]. О Петти написано много. Но в этих словах Маркса в самой сжатой форме выражена суть научного достижения английского мыслителя. С острым чутьем человека новой эпохи он сразу, в сущности, ставит вопрос о прибавочном продукте: '"...мы должны попытаться объяснить таинственную природу как денежной ренты, называемой процентом (usury), так и ренты с земель и домов". В XVII в. земля еще основной.объект приложения человеческого труда. Поэтому для Петти прибавочный продукт выступает исключительно в форме земельной ренты, в которой скрывается и промышленная прибыль. Процент он далее также выводит из ренты. Торговая прибыль мало интересует Петти, что резко отличает его от меркантилистов. Примечательно и выражение о таинственной природе ренты. Петти чувствует, что он стоит перед большой научной проблемой, что внешность явления здесь отличается от сущности. Предположим, что некто занимается производством зерна. Часть произведенного им продукта вновь пойдет на семена, часть будет потрачена на удовлетворение собственных потребностей (в том числе путем обмена), а "остаток хлеба составляет естественную и истинную земельную ренту". Здесь намечено деление продукта, а следовательно, создающего его труда и стоимости на три основные части: 1) часть, представляющую возмещение затраченных средств производства, в данном случае семян; 2) часть, необходимую для поддержания жизни работника и его семьи, и 3) избыток, или чистый доход. Далее Петти ставит вопрос: «...какому количеству английских денег может равняться по своей стоимости этот хлеб или эта рента? Я отвечаю: такому количеству денег, которое в течение одинакового времени приобретает за вычетом своих издержек производства кто-нибудь другой, если он всецело отдается производству денег, т. е. предположим, что кто-нибудь другой отправляется в страну серебра, добывая там этот металл, очищает его, доставляет его на место производства хлеба первым, чеканит тут из этого серебра монету и т. д. Предположим далее, что этот индивидуум в течение того времени, которое он посвящает добыванию серебра,.приобретает также средства, нужные для своего пропитания, одежды и т. д. Тогда серебро одного должно быть равно по своей стоимости хлебу другого; если первого имеется, например, 20 унций, а последнего 20 бушелей, то унция серебра будет представлять собой цену бушеля хлеба» [19,с.31-32].

В последнее время в экономику прочно вошло понятие модели, распространяется метод экономического моделирования. Модель — это мыслимая картина экономических связей, содержащая некие исходные условия и предположения. Может быть, описанная Петти ситуация — одна из первых экономических моделей в истории науки [13,с.151].

Петти разграничивал «естественную» цену товара, под которой понимал стоимость, и рыночную цену, которую называл «политической» ценой. Рассматривал «естественную» цену как внутреннюю основу рыночных цен, он определял ее трудом [16,с.16-17]. «Если кто – нибудь, - отмечал он, - может добыть и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собой естественную цену другого; если же благодаря новым, более богатым копям он окажется в состоянии также легко добыть две унции серебра, как прежде одну, то хлеббудет также дешев при цене в 10 шиллингов за бушель, как прежде был при цене в 5 шиллингов (при прочих равных услових)» [13,с.40]. Здесь высказаны два важных положения: во-первых, в основе меновых пропорций, в которых хлеб обменивается на серебро, лежит труд, затраченный на их производство, следовательно, стоимость определяется трудом; во- вторых, стоимость товара прямо пропорциональна производительности труда по добыче серебра. Петти, по существу, формулирует закон стоимости. Он понимает, что этот закон действует крайне сложным образом, лишь как общая тенденция. Это выражается в следующих поистине удивительных фразах: «Я утверждаю, что именно в этом состоит основа сравнения и сопоставления стоимостей. Но я признаю, что развивающаяся на этой основе надстройка (superstructure) очень разнообразна и сложна» [20,с.40]. Между меновой стоимостью, величина которой определяется затратами труда, и реальной рыночной ценой — множество посредствующих звеньев, которые безмерно усложняют процесс ценообразования. Петти называет некоторые ценообразующие факторы, с которыми приходится считаться современным экономистам и плановикам: влияние товаров-заменителей, товаров-новинок, мод, подражания, традиций потребления. Он делает первые шаги на пути анализа самого труда, создающего стоимость. Каждый конкретный вид труда создает только конкретное благо, потребительную стоимость: труд земледельца — зерно, труд ткача — полотно и т. д. Но в любом виде труда есть что-то общее, делающее все виды труда сравнимыми, а эти блага — товарами, меновыми стоимостями: затрата рабочего времени, как такового, затрата производительной энергии работника вообще.

Петти был в истории экономической науки первым, кто стал прокладывать путь к идее абстрактного труда, которая легла в основу марксовой теории стоимости [4]. Было бы странно искать у зачинателя и первооткрывателя какую-то стройную и законченную экономическую теорию. Опутанный меркантилистскими представлениями, он еще не может отделаться от иллюзии, что труд в добыче драгоценных металлов — это все же какой-то особенный труд, наиболее непосредственно создающий стоимость. Петти не может отделить меновую стоимость, которая наиболее наглядно воплощается в этих металлах, от самой субстанции стоимости — затрат всеобщего человеческого абстрактного труда. У него нет сколько-нибудь ясного понятия о том, что величина стоимости определяется затратами общественно необходимого труда, типичными и средними для данного уровня развития хозяйства. Затраты труда, превышающие общественно необходимые, пропадают даром, не создают стоимость. Многое с точки зрения последующего развития науки можно признать у Петти слабым и прямо ошибочным. Однако Петти твердо стоит на избранной им позиции трудовой теории стоимости — и успешно применяет ее ко многим конкретным проблемам [21,с.42-57].

Он пришел к мысли, что прибавочный продукт производится не только и не столько для себя, сколько для владельцев земли и капитала. О том, что он пришел к этой мысли, свидетельствуют его соображения о заработной плате. Заработная плата работника определяется и должна определяться, по его мнению, только необходимым минимумом средств существования. Он должен получать не более чем необходимо, "чтобы жить, трудиться и размножаться". Петти понимает в то же время, что стоимость, создаваемая трудом этого работника,— это совершенно иная величина, и, как правило, значительно большая. Эта разница и является источником прибавочного продукта, который у него выступает в виде ренты. Хотя и в неразвитой форме, Петти выразил основное научное положение классической политической экономии: в цене товара, определяемой в конечном счете затратами труда, заработная плата и прибавочная стоимость (рента, прибыль, процент) находятся в обратной зависимости. Повышение заработной платы при одном и том же уровне производства может происходить лишь за счет прибавочного продукта, и наоборот. Отсюда и признание принципиальной противоположности интересов рабочих, с одной стороны, и землевладельцев и капиталистов — с другой. Таков последний вывод, который сделает классическая политическая экономия в лице Рикардо [3]. Петти ближе всего подходит к такому взгляду, пожалуй, не в "Трактате", а в написанной в 70-х годах знаменитой "Политической арифметике", хотя и там мысль эта имеется лишь в зародыше. Но в целом увлечение политической арифметикой как-то помешало Петти углубить свою экономическую теорию, понимание коренных закономерностей капиталистической экономики. Многие гениальные догадки "Трактата" остались неразвитыми. Цифры теперь увлекали его, они казались ключом ко всему. Еще в "Трактате" есть характерная фраза: "Первое, что необходимо сделать,— это подсчитать...» [22,с. 12]. Она становится девизом Петти, каким-то заклинанием: надо подсчитать, и все станет ясно. Создатели статистики страдали несколько наивной верой в ее силу. Ясное дело, содержание главных экономических сочинений Петти не исчерпывается сказанным. Оно гораздо богаче. Сумма его идей — это мировоззрение того времени. Петти впервые исследует само капиталистическое производство и расценивает экономические явления с точки зрения производства. В этом его решительное преимущество перед меркантилистами. Отсюда его критическое отношение к непроизводительным слоям населения, из которых он особо выделяет священников, адвокатов, чиновников. Он полагает, что можно было бы значительно уменьшить число купцов и лавочников, которые тоже "не доставляют никакого продукта" Эта традиция критического отношения к непроизводительным группам населения войдет в плоть и кровь классической политической экономии.

Стиль — это человек, как гласит старое французское изречение. Литературный стиль Петти необычайно свеж и оригинален, даже симпатичен. И не потому, что он владел какими-то литературными красотами и тонкостями. Наоборот, Петти лаконичен, прям и строг. Смелые мысли он выражает в смелой, безоговорочной форме. Он всегда говорит только главное и простыми словами. Самая объемистая его работа не занимает в русском переводе и 80 книжных страниц. Устав Королевского общества, одним из членов-учредителей которого был Петти, требовал, чтобы "во всех отчетах об опытах.,, излагалась только суть дела, без всяких предисловий, оправданий или риторических украшений" [16]. Это великолепное правило Петти считал применимым не только к естественным, но и к общественным наукам и стремился следовать ему. Многие его работы и напоминают "отчеты об опытах". Правило это не мешало бы, впрочем, знать и руководствоваться им также современным экономистам и представителям других общественных наук. Простота не мешает видеть за строчками сочинений Петти его яркую личность, неуемный темперамент, политическую страстность. Этот богатый помещик, с его огромным напудренным париком и в роскошном шелковом кафтане (таков сэр Уильям на одном из поздних портретов), во многом оставался грубоватым простолюдином и слегка склонным к цинизму медиком. При всем своем богатстве и титулах, Петти всегда неустанно работал — не только умственно, но даже физически. Его страстью было кораблестроение, и он без конца проектировал и строил необычные суда. В чертах его личности отчасти заключается объяснение его антипатий: он нутром ненавидел бездельников и паразитов, К самой королевской власти Петти относился строго. Заискивая перед двором, он в то же время писал вещи, которые никак не могли понравиться королю и правительству: короли склонны к агрессивным войнам, и самый лучший способ удержать их от этого — не давать им денег для ведения войн.

В отличии от меркантилистов богатство, по мнению У. Петти образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли и даже домашняя обстановка. Именно в рассуждениях по данному поводу он высказал популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля-его мать» [19,с.54]. Для увеличения богатства страны У. Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдать «в рабство», заставлять трудиться. Это в противовес меркантилистам означало, что богатство создается прежде всего трудом и его результатами, т. е. Отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял Петти, если какое-то государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя измену общественному доверию деньгам. В развитии данной мысли У. Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров. В этих и других суждениях У. Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег, демонстрируя понимание закономерности о количестве денег, необходимом для обращения. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая позиция по поводу роли денег в экономике, С одной стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конституируют богатства», с другой же - Уильям Петти, а затем и другие авторы классической политической экономии не поняли, что эта теория, говоря словами М. Блауга, «вела к игнорированию взаимосвязи между товарным и денежными рынками, проистекающей от функции денег как средства coxpaнения ценности". Вот почему справедливая во многом критика меркантилизма сопровождается в трудах У. Петти и некоторыми тенденциозными соображениями. Он, например, совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов. Последних У. Петти сравнивает с «игроками», занятыми распределением «крови» и «питательных соков» государства, под которыми имел в виду продукцию сельского хозяйства и промышленности. Неприятие меркантилистских идей отразилось в творчестве У. Петти не только в связи с характеристикой сущности богатства и путей его приумножения, но и в попытках выявить природу происхождения стоимости товара, а также причин, влияющих на уровень их цен на рынке. Трактовки, предложенные им в данной связи, впоследствии позволили признать его первым автором трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных признаков классической политической экономии в целом. Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы У. Петти посредством унифицированного им по существу понятия «рента». В частности, называя рентой с земли разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство, он подменял им такое понятие, как прибыль фермера. В другом примере, рассматривая суть происхождения ссудного процента, У. Петти вновь прибегает к упрощению, заявив, что этот показатель должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности».

Одним из первых высказал идею о существовании в экономике объективных закономерностей, которые называл естественными законами, фактически сформулировал закон стоимости, близко подошел к понятиям прибавочного продукта, проанализировал некоторые ценообразующие факторы, изложил свои соображения относительно эффективности разделения труда [10,11,12,13,14,15]. Уильям Петти в «Трактате о налогах и сборах» сформулировал следующие статьи государственных расходов:

1) Военные расходы. Включают в себя расходы на оборону государства на суше и на море, расходы по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее, а также расходы на достойный отпор оскорблениям со стороны других государств. Военные расходы в обыкновенных условиях, как правило, не уступают по своим размерам никакой другой статье расходов, но в чрезвычайных условиях (т.е. во время войны или при угрозе войны) намного превосходят все остальные расходы; 2) Содержание правителей, главных и подчиненных. В эту же графу могут быть отнесены расходы по отправлению правосудия как в делах частных лиц друг с другом, так и между государством или обществом в целом и отдельными членами его, а также как по исправлению наказанию уже содеянных несправедливостей и преступлений, так и по предупреждению их на будущее время; 3) Расходы на содержание пастырей человеческих душ и руководителей их совести. Можно было бы подумать (так как это касается иного мира и лишь частных интересов каждого человека в нем), что это не должно совершаться за счет государственных расходов в этом мире. Тем не менее, если учесть, как легко обходить людские законы, совершать непредсказуемые преступления, подкупать свидетелей и опровергать свидетельские показания, искажать дух и значение законов и т.д., то можно понять необходимость ввести в государственные расходы средства на обучение людей законам Бога; 4)Расходы на школы и университеты в особенности, поскольку они учат больше чем чтению, письму и арифметике; последние приносят особую пользу каждому человеку, являясь опорой и заменой памяти и рассудка, причем счет выполняет эту роль для рассудка, а письмо и чтение – для памяти; 5) Расходы на содержание сирот, найденных и подкинутых детей, которые также являются сиротами, а также всякого рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении работы; 6) Расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.

У. Петти видел следующие расходы как в общем так и в причины, увеличивающие государственные расходы, как в общем, так и частности: 1) Обшей причиной У. Петти считал нежелание населения оплачивать государственные расходы, каковое проистекает от убеждения, что проволочкой и сопротивлением можно вовсе избавиться от уплаты их, и от подозрения, что обложение слишком велико, или что собранные суммы расхищаются или неправильно расходуются, или же что они неравномерно взимаются и распределяются. Все это вызывает излишние расходы при взимании их и заставляет государя принимать суровые меры по отношению к своему народу; 2) Другой причиной, делающей налоги более тяжелыми, является принуждение платить их деньгами в определенное время, а не товарами и в наиболее удобные сезоны; 3) Неясность и сомнения относительно права обложения налогами; 4) Недостаток денег и беспорядок в монетном деле; 5) Малочисленность населения, особенно земледельческих рабочих и ремесленников; 6) Незнание числа, богатства и промыслов жителей, что вызывает излишние расходы повторного взимания и вносит беспокойство новыми добавочными обложениями, вводимыми ради исправления ошибок; 7) И, в частности: причины возрастания военных расходов те же, что и причины, увеличивающие войну или угрозу войн. Одной из причин государственных расходов, связанных с религией, является то обстоятельство, что в связи с изменением религии, разорвавшей с папством, а также с изменениями в земледелии и в промыслах не были изменены границы приходов. Разве не могут приходы быть больше теперь, когда священники проповедуют большому числу людей, собранных вместе, т.е., иными словами, разве не может стадо быть теперь более многочисленным, чем в том случае, когда каждую отдельную овцу приходилось, как до сих пор, чистить и стричь трижды в год при помощи исповеди и отпущения грехов? Если в Англии и Уэльсе имеется лишь около 5 млн. жителей, то к чему нам иметь больше 5 тыс. приходов, что составляет по 1 тыс. овец на каждого пастыря, тогда как в средних приходах Лондона имеется около 5 тыс. душ в каждом. Исходя из этого расчета, в Англии и Уэльсе должна быть лишь 1 тыс. приходов, в то время как имеется их около 10 тыс. Сокращение приходов наполовину сбережет (считая доход притча в среднем равным лишь 100 ф. ст. в год на каждый приход) 500 тыс. ф. ст. Помимо того, когда число приходских священников сократиться наполовину, то мы будем нуждаться лишь в половинном количестве епископов и деканов, капитулов, конгрегации и кафедральных соборов, которые, пожалуй, обходятся еще в 200 или 300 тыс. ф. ст. И все же церковь Господня будет обслуживаться даже более исправно, чем теперь, а священный, древний институт епископства не потерпит никакого ущерба, так же как и способ добывания средств на их содержание посредством десятины. И все это - путем большей и лучше соответствующей требованиям реформы. Что касается уменьшения расходов на должности, относящиеся к администрации и суду, то оно будет заключаться в отмене всего излишнего, сверхштатного и устаревшего, а вместе с тем в сокращении оплаты и остальных до размеров, соответствующих труду, искусству и степени доверия, требующимися в каждом отдельном случае. Получающиеся вследствие этого излишки должны быть либо возвращены населению, которое давало их королю тогда, когда это жалование составляло лишь справедливое вознаграждение должностному лицу, либо же король, все еще удерживая их, может покрывать ими соответствующую сумму государственных расходов, а не расходовать их на удовлетворение назойливых притязаний отдельных лиц.

Сокращение расходов на университеты, к которым причисляются и немногочисленные юридические школы, означало бы уменьшение числа лиц, обучающихся Богословию, правоведению и медицине, и тем самым уменьшение применения этих профессий. Если установить число юристов и нотариусов, исходя из учета числа жителей, их земель и другого Богатства, то едва ли при этом осталось больше одной сотой доли тех, какие имеются сейчас. Что касается врачей, то, опираясь на «замечания», сделанные недавно относительно бюллетеней смертности, нетрудно узнать на основании числа умирающих, сколько в Лондоне имеется больных, и, исходя из удельного веса столицы, установить число больных в стране; затем посредством этих двух цифр и прибегнув к совету ученой коллегии медицинского факультета вычислить, какое количество врачей требуется для всей страны и, стало быть, узнать, какое количество студентов этой профессии следует допускать к учению и поощрять. Наконец, высчитав это количество, можно присоединить к нему соответствующее количество хирургов, аптекарей и сиделок и, таким образом, приостановить всем этим и пресечь бесконечный наплыв напрасных претендентов на эти профессии, злоупотребляющих этим божественным факультетом. Если были бы сокращены многочисленные должности и жалованья, связанные с управлением, судом и церковью, а также число духовных лиц, юристов, врачей, купцов и розничных торговцев, получающих каждый большие оклады за произведенную для общества незначительную работу, то насколько облегчило бы это покрытие общественных расходов и насколько возросла бы равномерность их распределения. Перечислив шесть статей государственных расходов и вкратце пояснив, как можно сократить четыре из них, он переходит к двум остальным статьям, которые желательно было бы увеличить. Первая из этих двух статей - забота о бедных, что сводится к организации убежищ для престарелых, слепых, хромых и других калек, госпиталей для неспокойных больных, больных хроническими, болезнями и еще другими для сирот, найденных и подброшенных детей. Из этих последних не д







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.