Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Внешняя политика: понятие, сущность, функции и виды. Внешняя политика Республики Беларусь.





Внешняя политика представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений и реализацию своих национальных интересов. Осуществлением внешней политики занимаются официальные лица и государственные институты, уполномоченные от имени народа и государства выражать и осуществлять национальные интересы: лидеры государств, дипломаты, министерства иностранных дел, посольства и консульства и др.

Необходимо помнить, что внешняя политика является вторичной, производной от внутренней политики и должна дополнять ее, создавая условия для осуществления целей и задач внутренней политики, отражая характер государственного и общественного строя. Нельзя внешнеполитические проблемы решать за счет ухудшения ситуации внутри государства, наоборот, внешние факторы должны использоваться для сохранения и упрочения существующей политической системы, обеспечения стабильности и развития общества.

Осуществляя внешнюю политику, государство реализует ряд важных функций.

1. Охранительная функция предусматривает защиту прав и интересов страны и её граждан за границей и в международных делах. Она направлена на предотвращение угрозы для государства, на поиск мирных решений спорных вопросов. Эффективность этой функции зависит от взаимодействия с другими государствами в создании большей безопасности.

2. Информационно-представительская функция выражается в деятельности по созданию положительного имиджа страны и формированию благоприятных условий для решения политических и экономических задач. Одновременно эта функция предусматривает накопление и обработку данных о состоянии международных дел, намерениях других государств.



3. Организационная функция направлена на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий деятельности государства на мировой арене, координации усилий по решению глобальных проблем.

4. Идеологическая функция заключается в пропаганде преимуществ своей политической, экономической и социальной системы, а также в разработке, сохранении и передаче от поколения к поколению универсальных, цивилизованных форм поведения государств на мировой арене.

Основными методами осуществления внешней политики являются дипломатические и силовые. При этом для каждого метода, в зависимости от ситуации, существует ряд конкретных средств его воплощения. Так, к дипломатическим средствам можно отнести политические визиты и переговоры, конференции и совещания, дипломатическую переписку, участие в работе различных международных организаций. К силовым средствам относятся сами вооруженные силы государства (его армия и флот, со всеми материально-техническими и демографическими ресурсами), особенно же наличие оружия массового поражения. Важными средствами осуществления внешней политики являются экономические средства: финансовая система государства и его золотовалютные запасы, промышленный и сельскохозяйственный потенциал, сырьевая база и т.д. С момента создания первой системы международных отношений приоритетными считались дипломатические средства осуществления внешней политики государств.

Однако не всегда дипломатия помогала достигать необходимых целей, поэтому силовые, военные средства остаются во внешнеполитическом арсенале стран и поныне. При этом силовые средства могут применяться в виде реторсии, репрессалии, интервенции и войны. Реторсия – это целенаправленное враждебное, но законное действие с целью возмездия, например, ужесточение дипломатических отношений, временное сокращение торговых отношений, отмена торговых преференций и т.п. Репрессалия – это сознательное, враждебное и незаконное действие, осуществленное в ответ на нарушение международного права другой страной. Интервенция – прямое вмешательство одной страны в дела другой, которое может принимать формы вмешательства в избирательный процесс другой страны, давления на правительство или направления войск для подчинения правительства или определенных групп населения воле вмешивающейся стороны. Наконец, война – это социально-политическое противоборство государств (и/или их коалиций), народов, социальных, национальных либо религиозных групп, основное содержание которого составляет широкое применение вооруженных сил.

К сожалению, за все время существования человеческой цивилизации (с четвёртого тысячелетия до нашей эры вплоть до настоящего времени) состоялось более 14 500 войн, которые в совокупности длились более 25 тысяч лет и унесли жизни 3,5 миллиардов человек! Сегодня все более распространённым становится мнение, что современная война – это продолжение политики насильственными методами, в которых вооруженная борьба не является единственным и основным средством. Распространение получили такие термины, как «экономическая война» («торговая», «газовая», «молочная» и др.), «информационная война», «гибридная война». Однако определяющим качеством войны все же остается именно применение оружия как совокупности технических средств подавления или подчинения противника, предусматривающее возможность его физического уничтожения.

Внешняя политика различных государств отличается своеобразием, в зависимости от имеющихся ресурсов, геополитического положения, традиций и иных факторов. Можно выделить следующие виды внешней политики:

а) пассивная (присуща в основном политически и экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре и не имеющим возможности существенно на эту конъюнктуру повлиять; такие государства следуют в фарватере политики крупных держав);

б) агрессивная (характерна для стран, стремящихся принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства; зачастую свойственна сверхдержавам или странам - региональным лидерам; данная политика требует большого количества политико-административных, силовых, экономических и прочих ресурсов);

в) активная (заключается в интенсивном поиске равновесия между внутренней и внешней политикой государства; присуща странам средней величины, использующим в основном дипломатические методы и средства внешней политики);

г) консервативная (заключается в активной и даже агрессивной охране достигнутого ранее положения; зачастую характерна для стран имперского типа в период их стагнации, связана с утратой части ресурсов, которых уже не хватает для ведения политики агрессивного типа).

Республика Беларусь, как и другие государства, проводит внешнюю политику, исходя из своих национальных интересов и опираясь на обширную правовую базу: Декларацию Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» от 27 июля 1990 г.; Заявление Верховного Совета Республики Беларусь «О принципах внешнеполитической деятельности Республики Беларусь» от 3 октября 1991 г.; Конституцию Республики Беларусь; Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденную Президентом Республики Беларусь 17 июля 2001 г.; Военную доктрину Республики Беларусь, утвержденную Президентом Республики Беларусь 3 января 2002 г. и другие документы.

В ст. 18 Конституции Республики Беларусь сказано: «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным».

Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь закреплены в Законе «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005 г. К принципам внешней политики Республики Беларусь относятся:

• соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

• соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

• повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;

• развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

• добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;

• приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;

• отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

Беларусь сегодня – это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную, миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности. Политика нашего государства носит многовекторный характер, что выражается в одновременном выстраивании дружественных отношений со всеми странами, стремлении развивать «интеграцию интеграций», то есть объединять различные экономические и политические организации, членом которых является Республика Беларусь.

Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 174 государствами мира и на сегодняшний день (2015 г.) представлена загранучреждениями в 56 государствах мира.

Иностранные государства представлены в Беларуси 45 посольствами, 4 отделениями посольств, 2 торгпредствами, 35 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 15 представительствами. По совместительству у нас аккредитовано 88 иностранных диппредставительств.

Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Прежде всего, Россия – не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки Беларуси на международной арене. Для Республики Беларусь сотрудничество с Российской Федерацией имеет стратегическое значение. Важно и то, что, строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, оставаясь полноправными субъектами международного права.

Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь – партнеры по СНГ. Беларусь всегда являлась последовательным сторонником восстановления разорванных после развала СССР связей во имя успешного и стабильного развития наших стран и народов. Вместе с тем функционирование существующего сегодня далеко не совершенного механизма взаимодействия государств-участников СНГ испытывает определенные проблемы. Это побуждает Республику Беларусь искать новые формулы взаимодействия в рамках СНГ.

Беларусь придает большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве, прежде всего, ЕАЭС и ОДКБ. Это наиболее динамично развивающиеся организации с большой перспективой. В 2015 г. к Евразийскому Экономическому Союзу, помимо стран-основателей (Россия, Казахстан, Беларусь) присоединились Армения и Киргизия. В зону свободной торговли с ЕАЭС вошел Вьетнам, интерес к такой форме сотрудничества проявляет Израиль.

В связи с украинским кризисом Беларусь выступила в качестве эффективной переговорной площадки. Минские соглашения, подписанные в 2015 г. при участии глав Украины, России, Германии и Франции, предоставление возможности для работы контактной группы по Украине, миролюбивые инициативы нашего государства не остались незамеченными. Существенно потеплели отношения Беларуси с Евросоюзом и США, наладились контакты, которые дают перспективу к урегулированию взаимных политических претензий и возможность к установлению действительно добрососедских отношений.

Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов. Принципиальна позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в области борьбы с международным терроризмом.

Активно используя трибуны ООН, ОБСЕ, Движения неприсоединения для утверждения мирных и справедливых подходов к решению любых даже самых острых конфликтов, Беларусь тем самым подтверждает на международной арене имидж миролюбивого государства. Последовательная политика в сфере ядерного разоружения, участие в большинстве режимов нераспространения обеспечивает Беларуси высокое международное признание.

Республика Беларусь исходит из убеждения, что мировой порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и общепризнанных норм международного права. Стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, призванного обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных сферах.


 

ДИСЦИПЛИНА 1 «Политология».Практический раздел.

Планы семинарских занятий, вопросы и задания, темы рефератов.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.