Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политическая мысль периода Античности и Средних веков.





В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа. Первый этап уходит корнями в историю древнего мира, античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже - философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной их замены рациональными трактовками, при этом политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний. Второй этап начинается с Нового времени и продолжается примерно до середины XIX века: политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и самое главное - становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения власти, правового государства и демократии.В этот период происходит становление первых политических идеологий, а политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей. Третий этап - период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины, он начинается приблизительно во второй половине XIX века, потом понадобится почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.

Наша задача – изучить политическую мысль Древней Греции и Древнего Рима. В древнегреческой политической мысли центральное место занимают работы Платона (428 – 378 гг. до н.э.). Платон – автор сочинений «Государство», «Законы», в которых он рассматривает проблемы государства, права и политики. Идеальное государство, по мнению Платона, – это справедливое правление лучших и благородных. Он разработал две модели идеального государства. Согласно первой модели все свободные граждане подразделяются на три сословия: философы (правители), воины (охрана государства) и работники производительного труда (земледельцы, ремесленники, купцы). Во главе государства стоят философы – мудрецы. Они выполняют эту миссию, т.к. им свойственна мудрость и добродетель. Правители осуществляют свою деятельность без издания законов. Платон выступает за общественную собственность. Он считал, что частная собственность и семья порождают эгоизм и вредят общему делу. Поэтому философов и воинов он лишает возможности иметь имущество, а чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей, Платон считал, что жены для них должны быть общими. Наличие семьи и частной собственности допускалось только для низшего сословия.

Согласно второй модели в идеальном государстве власть осуществляется только на основе закона, который жестко регламентирует публичную и личную жизнь людей от рождения до смерти. Правитель в определенных случаях может являться судьей. Суд должен быть активным. За попытку внесения изменений в государственный строй предусматривается смертная казнь. В этом идеальном государстве отсутствует общая собственность, а имеет место частная собственность, которая ограничивается определенными размерами. По мнению Платона, существуют неправильные и правильные формы правления. К неправильным формам относятся: тимократия (власть храбрых и честолюбивых), олигархия (власть богатых), демократия (власть народа), тирания (власть беззакония, произвола и насилия), а к правильным – монархия (власть одного правителя) и аристократия (власть мудрых и знающих). Правильные формы правления должны основываться на справедливых законах.

По мнению Платона, цель государства заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать свое дело. Государство должно выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы. Отсутствие единства, раздоры и противоречия в государстве ведут к его распаду. Единство государства возможно, если отсутствуют разногласия среди правящей элиты, действует господство закона над всеми гражданами и отсутствует деление общества на богатых и бедных. Платон ориентируется не на индивида, а на общество и понимает, что не государство служит человеку, а человек – государству.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)– ученик Платона, изложил основные свои взгляды в работе «Политика». Он рассматривает государство как результат естественного развития человека (семьи, селения). Для человека государство является величайшим благом. По его мнению, гражданином является не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах. Главная черта гражданина – добродетель, которая состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. В зависимости от цели, которую ставят правители, Аристотель различает правильные (общие блага) и неправильные (корыстные цели) формы государственного устройства. К правильным формам относятся монархия, аристократия, полития, а к неправильным – тирания, олигархия и демократия. Он был противником олигархов, которые стремились узурпировать власть и деньги. Полития, по мнению Аристотеля, соединяет лучшие черты олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Умеренность присутствует в нравах, в имуществе, во властвовании. Полития соединяет интересы всех слоев граждан. Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии надлежащего равенства. Источником социальной стабильности считал людей среднего достатка (чем их больше, тем лучше для государства), а политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы. Философ отмечает, что государство существует не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо. Цель политики – справедливое общее благо. По Аристотелю, государство должно человеку, а не наоборот.

В эпоху средневековья философско-этическая концепция вытесняется религиозной концепцией, христианство претендует на особую роль в обществе и государстве.

Фома Аквинский – философ-теолог, доминиканский монах. В работах «Сумма теологий» и «О правлении государей» отмечает, что государство не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Человек в одиночку не в состоянии удовлетворить свои потребности и поэтому всегда стремится к объединению, высшей формой которого является государство. Деятельность монарха в государстве похожа на действия бога. Государство необходимо для создания общего благосостояния, обеспечения условий для достойной и разумной жизни. Философ рассматривает взаимоотношения власти короля и власти папы: всякая власть установлена богом. Отсюда и происходит термин «теократия» - власть бога.

Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадлежат только тела людей, а не их души. Над душами властвует церковь и наместник бога – римский папа. Насколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть выше власти земного государя. Так же организовано и общество, где подданные подчиняются церкви, а рабы – господам. По мнению философа, власть – это единственный объединяющий государство принцип, без которого оно обречено на гибель.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.