Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Введение в интегрированный модуль «Политология»





Политическая наука как органическая часть гуманитарного знания. Специфика социально-гуманитарного знания и его основные компоненты. Объект и предмет политической науки. Роль политологии и идеологии в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза, в жизни человека и общества. Цели изучения интегрированного модуля «Политология».

 

Тема 2. История развития мировой политической мысли

Становление и развитие политической мысли: античность и средние века. Учение Платона о государстве и праве. Политическая и правовая теории Аристотеля и Фомы Аквинского. Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций XVI-XVIII в. Политические воззрения Н. Макиавелли. Учение о государстве Ж. Бодена. Социалистические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Теория общественного договора Т. Гоббса. Учение о государстве и праве Б. Спинозы и Дж. Локка. Идеи гуманизма и реформации в Беларуси.

Политические теории XIX века. Критический политический социализм. Марксизм как попытка дать ответы на новые вопросы развития истории. Политические взгляды русских революционных демократов. Революционно-демократические идеи в Беларуси. Политические идеи Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного, А. Волана, Л. Сапеги, К. Калиновского.

Основные направления развития политологии в наше время (США, Западная и Восточная Европа, Беларусь).

 

Тема 3. Политическая власть

Политическая власть: понятие, происхождение, структура и функции. Субъекты политической власти. Легитимность и эффективность власти. Критерии легитимности и эффективности политической власти. Ресурсы осуществления политической власти. Механизм политической власти. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.



 

Тема 4. Политическая система общества. Политический режим

Теория политической системы. Сущность, структура и функции политической системы. Типология политических систем. Элементы политической системы. Основные направления развития политической системы Республики Беларусь.

Понятие политического режима и его критерии. Классификация политических режимов.

Тоталитарный режим. Характерные черты тоталитаризма в политической, экономической и духовных областях. Разновидности тоталитаризма. Сила, слабость, историческая несостоятельность и обреченность тоталитарного политического режима.

Авторитарный режим. Признаки авторитаризма. Общие и отличительные черты тоталитарных и авторитарных политических режимов. Исторический опыт и формы перехода от авторитаризма к демократии.

Демократический политический режим. Содержание, основные черты и разновидности. Режим переходного типа. Либеральный политический режим. Политический режим Республики Беларусь.

 

Тема 5. Международные политические отношения и внешняя политика государств

Международные отношения и их сущность. Природа международных отношений, их субъекты, формы и принципы. Становление многополярного мира.

Особенности международных отношений в современном мире. Силовой фактор в международных отношениях и международная безопасность. Возрастание доминирующей роли межгосударственных отношений. Международные организации, осуществляющие регулирование социально-политических отношений стран и народов. Организация Объединенных Наций и необходимость повышения эффективности ее деятельности в регулировании международных отношений. Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений.

Внешняя политика государств. Национальные интересы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь, ее многовекторный характер.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

1. Антанович, Н.А. Теория и методология современной политической науки / Н.А. Антанович, Л.В. Старовойтова. – Минск: Белорусский государственный университет, 2011. – 169 с.

2. Антанович, Н.А. Политология: конспект лекций / Н.А. Антанович. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 383 с.

3. Беларусь в интеграционных проектах / А.К. Акулик; под науч. ред. В.А. Бобкова. – Минск: Беларуская навука, 2011. – 322 с.

4. Бондарь, П.И. Политология: наука о политике: учеб.-метод. комплекс / П.И. Бондарь, Ю.П. Бондарь. – Мн.: Беларус. Энцыкл., 2008. – 528 с.

5. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий / Г.А. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2001.

6. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217А (Ш) Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 г. // Международное публичное право. Сб. док. – М., 1996. – Т.1. – С. 460-464.

7. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 30 ноября 2007 г.  Режим доступа: http://president.gov.by.

8. Государство для народа: документы и материалы третьего Всебелорусского народного собрания (2–3 марта 2006 г.) / редкол.: А.Н. Рубинов [и др.]. – Минск, 2006.

9. Гребень, В.А. Политология: структурно-логическая и графоаналитическая модель: учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей / В.А. Гребень, И.В. Котляров. – Минск: Издательство МИУ, 2011. – 590 с.

10. Декларация Верховного Совета Республики Беларусь «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» от 27 июля 1990 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1991. – № 31. – Ст. 356.

11. Евстафьев, В.А. Политология: практикум / В.А. Евстафьев. – Пинск: ПлесГУ, 2011. – 87 с.

12. Екадумова, И.И. Политология: ответы на экзаменационные вопросы / И.И. Екадумова. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 175 с.

13. Избирательный кодекс Республики Беларусь: с изменениями и дополнениями на 19 января 2010 г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2010. – 167 с.

14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2010. – 48 с.

15. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь // Указ Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко № 390 от 17.07.2001 г.

16. Материалы Международной научной конференции «Беларусь в условиях глобализации и интеграции», 24-25 октября 2013 года. – Минск: БНТУ, 2013. – 273 с.

17. Политология: учебник для высших учебных заведений / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.И. Егоров и др. – Минск: Интерпрессервис / Экоперспектива, 2003. – 352 с.

18. Политология: методические указания для студентов дневной формы обучения / Л.В. Акимова [и др.]; под общ.ред. С.В. Потапенко. – Мн.: БНТУ, 2009. – 40 с.

19. Политология: методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей / Л.В. Акимова [и др.]; под общ.ред. С.В. Потапенко. – Мн.: БНТУ, 2011. – 93 с.

20. Политология: учебник / С.В. Решетников и др. – 6-е изд. перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 528 с.

21. Политология: учебно-методический комплекс. Электронное издание. – Минск: БНТУ. – 2013.

22. Послания Президента Республики Беларусь Лукашенко А. Г. Национальному собранию Республики Беларусь. – 1997–2014.  Режим доступа: http://president.gov.by.

23. Стариков, В.И. Актуальные проблемы теории и методологии политической науки: учебно-методическое пособие для студентов / В.И. Стариков. – Минск: Иппокрена, 2012. – 68 с.

 

Дополнительная литература

1. Абраменко, Е.Г. Институт парламентаризма Республики Беларусь: становление и перспективы / Е.Г. Абраменко // Вестник Гродненского государственного университета. – Серия 1. Политология. – 2008.  № 3.  С. 137-140.

2. Андреев, И.Л. Человеческий потенциал союзного государства: проблема выбора стратегии инновационного развития / И.Л. Андреев, П.Г. Никитенко // Проблемы управления. – 2012.  № 3. – С. 44.

3. Андрейченко, В. В интересах общества и государства / В. Андрейченко // Беларуская думка. – 2012.  № 8. – С. 3.

4. Антонова, Н.Б. Государственные институты: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 218 с.

5. Астаповский, В.Е. Демократические выборы – основа политической системы Республики Беларусь / В.Е. Астаповский // Проблемы управления. – 2010.  № 1.  С. 49-53.

6. Бабосов, Е.М. Формирование и функционирование национальной инновационной системы / Е.М. Бабосов // Проблемы управления. – 2012.  № 2. – С. 43.

7. Балашов, Е. Беларусы как этнос: национальный вопрос в свете суверенитета / Е. Балашов // Беларуская думка. – 2013. – № 3. – С. 38-40.

8. Басова, О. Вектор устойчивого развития / О. Басова // Беларуская думка. – 2012.  № 2. – С. 101.

9. Белякович, Н. Дорогу среднему классу / Н. Белякович // Беларуская думка. – 2012.  № 12. – С. 52-59.

10. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь в национально-правовой системе / А.Г. Василевич // Веснік БДУ. – 2009.  № 1. – С. 123-130.

11. Василевич, Г.А. Критерии обратной связи. Соблюдение конституционных прав и свобод граждан – важнейший национальный интерес / Г.А. Василевич // Беларуская думка. – 2011.  № 3. – С. 6-10.

12. Гигин, В. Парламент как часть политической системы / В.С. Гигин // Беларуская думка. – 2012.  № 7. – С. 28.

13. Гигин, В. Послесловие к выборам / В.С. Гигин // Беларуская думка. – 2012.  № 12. – С. 8-15.

14. Гигин, В.С. Белорусская политическая система: перспективы развития / В.С. Гигин // Беларуская думка. – 2011.  № 9. – С. 58.

15. Голованов, В. Правовое поле для предпринимательства / В. Голованов // Экономика Беларуси. – 2011.  № 2. – С. 12-15.

16. Евменов, Л. Европейский союз и евразийская интеграция / Л. Евменов // Беларуская думка. – 2013.  № 4. – С. 71-76.

17. Ермошина, Л. Межсезонья у Центризбиркома не бывает / Л. Ермошина // Беларуская думка. – 2012.  № 1. – С. 10.

18. Карпович, Н.А. Правовые основы взаимодействий парламента и президента Республики Беларусь / Н.А. Карпович // Вести НАН Беларуси. Серия гуманитарных наук. – 2007.  № 4. – С. 14-21.

19. Кивель, А. Защита конституционных прав человека и гражданина как основа формирования гражданского общества в Респубке Беларусь / А. Кивель // Проблемы управления. – 2006.  № 1. – С. 29-34.

20. Матусевич, Е.В. Национально-государственные интересы Республики Беларусь в контексте процесса глобализации / Е.В. Матусевич.  Минск, 2005.

21. Мурашко, Л. Конституция страны – фундамент государственного строительства / Л. Мурашко // Беларуская думка. – 2004.  № 2. – С. 27-34.

22. Мясникович, М. Инициатива, динамизм, инновационность / М. Мясникович // Экономика Беларуси. – 2011.  № 1. – С. 6-13.

23. Мясникович, М.В. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь: источники и перспективы устойчивого роста / М.В. Мясникович. – Минск, 2005. – 318 с.

24. О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007.  № 136, 1/8435.

25. О некоторых вопросах деятельности Администрации Президента Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 6.06.2013. № 264 // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2014.

26. Об утверждении Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001.  № 69, 1/2852.

27. Паречина, С.Г. Институт президентства: история и современность / С.Г. Паречина. – Минск: ИСПИ, 2003. – 164 с.

28. Сарычев, В. Союз, выгодный всем / В. Сарычев // Экономика Беларуси. – 2011.  № 4. – С. 6-9.

29. Синкевич, А. Придать вес ЕАЭС, Беларусь в контексте евразийской экономической интеграции / А. Синкевич // Беларуская думка. – 2014.  № 9. – С. 43-49.

30. Снапков, Н. Новые вызовы – новые решения. Беларусь не отступает от модели социально-ориентированной экономики Беларуси / Н. Снапков // Экономика Беларуси. – 2011.  № 3. – С.12-19.

31. Стрельцов, Л.П. Концепция устойчивого развития / Л.П. Стрельцов // Белорусский журнал права и отношений. – 2010.  № 34. – С. 12-14.

32. Чудаков, М.Ф. Правовые основы и принципы управления демократическим государством / М.Ф. Чудаков, И.П. Сидорчук // Проблемы управления. – 2012.  № 3. – С. 65-69.

 


 

ГЛОССАРИЙ

А

АБСЕНТЕИЗМ — неучастие в голосовании на выборах и референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом, уклонение от политического участия. См. также АПОЛИТИЧНОСТЬ, от которой следует отличатьАБСЕНТЕИЗМ как осознанное неучастие в политической жизни, представляющей демонстрацию отношения к власти.

АВТАРКИЯ — политика экономического, социального и культурного обособления страны, изоляция ее от международных связей, мирового рынка и международной кооперации.

АВТОКРАТИЯ — единовластие, форма правления с неограни­ченным бесконтрольным полновластием одного лица.

АВТОНОМИЯ — широкое внутреннее самоуправление региона (регионов) государства, а также особые права в сфере мест­ного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).

АВТОРИТАРИЗМ, АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ — см. РЕЖИМ.

АВТОРИТЕТ — 1) общепризнанное значение, влияние; тот, кто пользуется общим признанием, влиянием; 2) одна из форм осуществления власти, основанная на общепризнанном влиянии какого-либо субъекта (личности, группы, организации).

АГЕНТ ВЛИЯНИЯ — 1) должностное лицо (либо лицо, пользующееся общественным доверием и авторитетом), осуществляющее систематическую деятельность по реализации целей политики иностранного государства (формально не являясь сотрудником его секретных служб); 2) общественный деятель, проводящий политику какой-либо партии или организации в среде, не принадлежащей к этим структурам.

АГЕНТУРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — общественные институтыосуществляющие социализацию (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.п.)

АГРЕССИЯ — (от лат. agressio – нападение) незаконные, запрещённые международным правом насильственные действия, направленные против суверенитета и территориальной целостности государства.

АДЕПТ -- 1) посвященный в тайны какого-либо учения, сек­ты и пр.; 2) ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — см. УСТРОЙСТВО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ — (от лат. adminstatio – управление) совокупность органов государственного управления, исполнительной власти, деятельность которых определена законом.

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — см. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

АКТОР — субъект конкретного политического процесса.

АЛЬЯНС — союз, объединение отдельных лиц, политических партий или государств - для достижения общих целей.

АНАРХИЯ — (от греч. anarchia -безвластие) 1) состояние общества, характеризующееся отсутствием государственности; 2) стихийность, беспорядок, отсутствие власти; 3) политическая идеология.см. АНАРХИЗМ.

АНАРХИЗМ — политическая идеология, провозглашающая необходимость уничтожения государства и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

АНКЛАВ — территория государства, полностью окруженная территорией другого государства.

АННЕКСИЯ — захват, насильственное и противоправное присоединение одним государством территории или части территории другого государства, а также пространства, находящегося в общем пользовании международного сообщества (Антарктида, дно Мирового океана за пределами национальной юрисдикции и др.).

АНТИСЕМИТИЗМ — (от греч. anti- против, Sem – Сим, один из сыновей Ноя.) одна из форм расизма, национальной и религиозной нетерпимости, проявляющаяся во враждебном отношении к евреям (от дискриминации до депортации и геноцида). Антисемитизм был составной частью идеологии гитлеровского фашизма, погубившего свыше 6 млн. евреев (в том числе около 3 млн. – советских) в годы Второй мировой войны.

АНТИУТОПИЯ — противопоставление УТОПИИ, нежелательная модель представлений об общественном устройстве.

АНТИФАШИЗМ — (от греч. anti-против и итал. fascio - пучок, связка, объединение) 1) идейное течение, противостоящие идеологии ФАШИЗМА; 2) движение борцов с ФАШИЗМОМ, объединяющее, как правило, представителей идеологий, провозглашающих ценности гуманизма и равенство людей.

АПАТРИД — лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее соответствующими формальными доказательствами гражданства какого-либо иностранного государства.

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ — (от лат. apparatus –оснащение, оборудование) система органов учреждений, организаций, реализующих функции государственной власти.

АПАРТЕИД — (африкаанс. apartheid - раздельное проживание, обособление) крайняя форма расовой дискриминации цветного населения в ЮАР (с 1948 по 1991 гг.), проявлявшаяся в лишении политических, социально-экономических и культурных прав коренного африканского населения.

АПЕЛЛЯЦИЯ — 1) обращение за советом, поддержкой; 2)одна из форм обжалования судебного решения в вышестоящем суде, который имеет право пересмотреть дело по существу;3)обжалование какого-либо постановления в высшую инстанцию.

АПОЛИТИЧНОСТЬ — безразличное отношение к политике; уклонение от участия в общественно-политической жизни, связанное с тем, что человек не видит ценности своего участия в политике, не обладает осознанным отношением к политике. См. также АБСЕНТЕИЗМ.

АРИСТОКРАТИЯ — (от греч. aristos – лучший, и kratos - власть) 1) власть избранных, лучших; 2) привилегированные слои общества, представители родовой знати (патриции в Риме, дворянство в Европе и России и т. д.); 3) форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит представителям родовой знати.

АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ - одна из функций политической системы, заключающаяся в формулировании требований, предъявляемых к структурам, принимающим решения.

АРХАИЗМ — устаревшее явление, пережиток старины.

Б

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — совокупность внутренних и внешних условий, выполнение которых обеспечивает благоприятную демографическую ситуацию, территориальную целостность государства, охрану природы, разумное использование стратегических ресурсов, стабильное политическое, социально-экономическое и духовно-культурное развитие общества, независимость, суверенитет, развитие национальной культуры и науки.

БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ — состояние международных отношений, характеризующееся стабильностью мирового сообщества, основанной на соблюдении принципов и норм международного права. Основополагающие принципы международной безопасности в современном мире — баланс сил и интересов, демилитаризация, партнёрство, сотрудничество, гуманизация и демократизация международных отношений.

БИПАТРИД — лицо, имеющее гражданство одновременно двух или более государств.

БИХЕВИОРИЗМ — направление в политологии, основывающееся на изучении политического поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению политических объектов.

БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ — (от англ. block-соглашение, союз) объединение, союз государств, политических партий, общественных организаций, социальных групп для достижения определённых политических целей.

БЛОКАДА — (от англ. block- преграда) военная, экономическая, политическая изоляция объекта с целью принуждения его к выполнению определённых требований.

БОЙКОТ - 1) прием политической и экономической борьбы, состоящий в полном или частичном прекращении отношений с отдельным лицом, организацией, государством, в воздержании от покупки товаров и т. д.; 2) отказ, воздержание населения от участия в выборах в представительное учреждение.

БРИФИНГ — краткое совещание представителей средств массовой информации, на котором излагается позиция правительства или даётся информация о ходе международных переговоров, взглядах сторон и т.д.

БУНТ — стихийное восстание, протест, мятеж, как правило - являющийся ответной реакцией на какие-либо действия государственных органов власти.

БЮРОКРАТИЯ — 1) высший слой чиновников в аппарате государственной власти, обладающий определенными привилегиями; 2) иерархически организованная система государственного управления, осуществляемая закрытой группой чиновников.

В

ВЛАСТЬ - социальное взаимодействие субъекта и объекта власти, при котором субъект власти контролирует объект и реализует через него свою волю. Власть всегда является двусторонним отношением субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта.

ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ — форма политической власти, предусматривающая наличие определённого территориального пространства, на которое распространяется государственный суверенитет, наличие специального аппарата управления и принуждения, монопольного права издавать законы, обязательные для всего населения страны. К основным современным моделям организации государственной власти относят принцип разделения властей (законодательную, исполнительную, судебную).

ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ — одна из трёх ветвей государственной власти, основанная на принципе разделения властей. Главными функциями законодательной власти является разработка и принятие законов.

ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ — одна из трёх ветвей государственной власти, основанная на принципе разделения властей. Осуществляет распорядительно-управленческие функции, организует внутреннюю и внешнюю деятельность государства путём реализации принятых законодательной властью законов.

ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ — одна из трёх ветвей государственной власти, основанной на принципе разделения властей, обеспечивает господство права, являясь совокупностью государственных органов, осуществляющих правосудие. Разрешает конфликты между различными органами государственной власти и между ветвями власти в целом.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – способность и возможность класса, социальной группы, партии, политического лидера проводить свою волю в политике.

ВОЙНА – вооружённое столкновение в ходе разрешения конфликтов, форма разрешения политического конфликта путём применения насилия. Выделяют войны внешние(между государствами) и внутренние –гражданские (между противостоящими социальными группами внутри государства). Война мировая — глобальное (охватывающее большую часть стран мира) вооружённое противоборство политических международных коалиций.

ВОЖДИЗМ — властные отношения, основанные на жестком делении группы (организации) на руководителя и подчиненных, на личной преданности политическому лидеру, вождю.

ВОТУМ — политическое решение, принятое голосованием. Выделяют вотум доверия и недоверия, а также избирательный вотум.

ВЫБОРЫ - форма непосредственной (прямой) демократии, волеизъявление народа с целью формирования органов государственной власти или местного самоуправления путем голосования.

ВЫБОРЩИКИ — лица, имеющие право голосовать на второй (третьей, четвертой) ступени при косвенных (многоступенных) выборах.

Г

ГЕНОЦИД — действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

ГЕОПОЛИТИКА — (от греч. «рolis» – город-государство, «politika» - государственные и общественные дела, «geo»- земля.) 1) отрасль политической науки, изучающая связь географических факторов и условий с национальными, политическими интересами государства; 2)наука, изучающая совокупность физических и социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющих тот потенциал, использование которого (а в некоторых случаях даже просто его наличие) позволяет ему добиваться своих целей на международной арене.

ГЕРБ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - элемент национально-государственной символики, эмблема государства, закрепленная в его законодательстве. Изображается на флагах, денежных знаках, печатях и некоторых официальных документах.

ГЕРОНТОКРАТИЯ — 1) власть старейших на первоначальных этапах развития человеческого общества 2) правящая политическая и управленческая элита, состоящая из людей пожилого возраста.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - высшее должностное лицо в системе государственной власти, представляющее государство внутри страны и на международной арене, символ государственности, гарант суверенитета и территориальной целостности.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - процесс расширения взаимосвязи различных стран и народов, снятие многочисленных барьеров между государствами и культурами, чему в значительной мере способствует использование современных информационных технологий.

ГОСПОДСТВО — понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.

ГОСУДАРСТВО — центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, на своей ТЕРРИТОРИИ обладает суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляет управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — способ организации государства, характеризующийсяверховенством права, контролем над властью со стороны общества и граждан, разделением властей, равенством всех перед законом, гарантированностью прав и свобод личности, подчинение государства обществу, взаимная ответственность государства и личности. Правое государство неотъемлемый элемент современной демократии.

ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — способ организации государства, характеризующийся стремлением к обеспечению каждому гражданину достойных условий жизни, основанных на социальных гарантиях и социальной защите.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА — см. ПОЛИТИКА.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — организация верховной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия их между собой и населением. Основные формы правления: - монархия и республика. Монархия – (от греческого monarchia- единовластие) форма государственного правления, при которой власть главы государства (монарха) передаётся по наследству. Выделяют такие разновидности монархии как абсолютная монархия и ограниченная монархия. Абсолютная монархия (от лат.аbsolutus - безусловный) характеризуется сосредоточением в руках монарха всей полноты государственной власти. Эта форма правления полностью исключает наличие органов государственной власти, независимых от монарха. Ограниченная монархия— характеризуется ограничением власти монарха конституцией (конституционная монархия), независимыми представительными органами государственной власти (парламентская монархия). Республика — (от лат. respublica- общественное дело) форма государственного правления, характеризующаяся наличием представительных органов государственной власти. Выделяют такие разновидности республики как президентская республика (характеризующаяся тем, что президент соединяет полномочия главы государства и главы исполнительной власти); парламентская республика (характеризующаяся решающей ролью парламента в организации государственной власти и формировании правительства); смешанная республика (характеризующаяся контролем над правительством со стороны парламента и президента).

ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ФОРМЫ — способ организации государства по территориальному признаку. Существуют следующие формы: унитарное государство - единое централизованное государство, не имеющее государственных образований на правах субъектов и состоящее из административно-территориальных единиц; федерация - союзное государство равноправных субъектов федерации, обладающих правовой автономией; конфедерация - союз государств, имеющих право свободного выхода из конфедерации; форма союза государств и сохраняющих свой суверенитет в полном объеме.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — сфера реализации неполитических интересов в обществе. Это совокупность неполитических, экономических, культурных, этнических, религиозных и пр. общественных отношений, реализуемых без непосредственного участия государственной власти. Гражданское общество является социальной основой и неотъемлемой гарантией демократического, правового государства. Основными институтами гражданского общества являются политические партии, добровольные общественные организации и общественные движения, независимые средства массовой информации и др.

ГРАЖДАНСТВО — постоянная правовая связь личности с государством, проявляющаяся в их взаимных правах и обязанностях. Характеризует отношения конкретного человека с государством, под юрисдикцией которого он находится, независимо от того, проживает ли он постоянно на территории данного государство или за его пределами.

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — объединения индивидуумов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений. Группы давления – разновидность групп интересов, характеризующихся стремлением оказывать влияние на власть с помощью изменения общественного мнения в свою пользу и в поддержку своих требований. См. также ЛОББИ группы.

Д

ДЕБАТЫ — обсуждение, обмен мнениями на каком-либо заседании, собрании; прения.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ — заведомо неверная, ложная информация.

ДЕЛЕГАТ — выборный или назначенный представитель, уполномоченный государства, организации, коллектива.

ДЕМАГОГИЯ — заявления, высказывания, выступления, в которых для достижения политических целей используются ложь, обман, спекуляции, методы манипулирования сознанием.

ДЕМАРШ — дипломатическая акция (заявление, нота, меморандум, отзыв дипломатического представителя и др.), предпринимаемая правительством, ведомством внешних сношений или дипломатическим представителем одного государства в отношении другого государства.

ДЕМОКРАТИЯ — (букв.народовластие, от греч. demos- народ, kratos- власть) разновидность политической организации общества, основанная на признании народа основным источником власти.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — см. РЕЖИМ.

ДЕНАТУРАЛИЗАЦИЯ — утрата гражданства (подданства) соответствующего государства.

ДЕНОНСАЦИЯ — прекращение действия двустороннегомеждународного договора или выход из многостороннего международного договора в порядке и сроки, обусловленные в нем.

ДЕПОРТАЦИЯ — принудительная высылка лица из государства.

ДЕПУТАТ — (от лат. deputatus- посланный) лицо, избранное в представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

ДЕСПОТИЯ — одна из разновидностей самодержавной неограниченной власти, характеризующаяся концентрацией власти в руках деспота, опирающегося на широкий слой государственных чиновников.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — (от лат. de- возражение и centralis – центральный) делегирование центральными органами государственной власти определённых полномочий на местным органам.

ДИАСПОРА — часть народа (нации), живущая вне основного исторического региона его происхождения (места развития).

ДИКТАТУРА — политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации.

ДИПЛОМАТИЯ — (от греч. diploma –складывать) один из основных способов реализации внешней политики государства, официальная деятельность глав государств, правительств, специальных государственных органов по осуществлению внешнеполитических целей государств мирными и легитимными средствами, а также по защите прав граждан государства за его границами.

ДИСКРЕДИТАЦИЯ — подрыв доверия к кому-либо, умаление престижа и авторитета.

ДИСКРИМИНАЦИЯ — ограничение или лишение прав определённой категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, признаку пола, религиозным и политическим убеждениям и т. д.

ДИССИДЕНТ — лицо, находящееся в нравственно-политической оппозиции к существующей власти и официальным политико-правовым нормам и ценностям.

ДОГМАТИЗМ — некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, оперирующий неизменными понятиями без учета конкретных условий места, времени действия, опирающийся на бездоказательные, произвольные положения.

ДОКТРИНА — систематизированное философское, политическое или идеологическое учение, совокупность принципов, концепция.

Ж

ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ОЛИГАРХИИ — согласно автору Р. Михельсу, закон действующий «с железной неизбежностью» в политических системах и организационных структурах. Суть закона состоит в том, что создание крупных организаций неизбежно ведёт к возникновению олигархии и формированию элиты, так как руководство организацией не может осуществляться всеми членами организации.

З

ЗАБАСТОВКА — (итал. basta – довольно, достаточно) форма проявления политического или экономического конфликта, проявляющаяся в массовом отказе работников от выполнения своих обязанностей с целью удовлетворения предъявленных работниками требований.

ЗАКОННОСТЬ — соответствие деятельности физических и юридических лиц установленным в государстве законам и правовым нормам.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — см. ВЛАСТЬ.

И

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ — (от франц. сampagne – поход) – совокупность установленных законодательством избирательных действий, обеспечивающих функционирование избирательного процесса. К основным стадиям избирательной кампании относят: подготовку к выборам, выдвижение (регистрация) кандидатов, агитационную (предвыборную) кампанию, голосование и подсчёт голосов избирателей.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА — (от лат. quota – часть, которая выделяется на каждого) 1) количество мандатов (мест) в представительном органе, которое выделяется какой-либо национальной или социальной группе населения, субъекту федерации, отдельной территории, с тем, чтобы в более полной мере учесть их интересы в составе и деятельности этого органа; 2) число голосов, которое при пропорциональной избирательной системе должны набрать партии, движения в расчете на одного кандидата в депутаты, чтобы он был избран в палату парламента, иной представительный орган.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или выборов индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закреплённый в юридических нормах.

Мажоритарная избирательная система— система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Пропорциональная избирательная система— одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. Это система представительства политических партий. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданных за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер. Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательно системой образует смешанную избирательную систему.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО —право, определяющее виды и степень участия граждан в представительных государственных органах власти или органах местного самоуправления; Избирательное право делится на два вида: право избирать в эти учреждения (активное Избирательное право) и право быть в них избранным (пассивное Избирательное право).

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС — практически-организационный компонент ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, регулируемая законом специфическая деятельность, направленная на формирование органов власти и местного самоуправления.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.