Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа.





В возникновении жизненных идеалов и ценностей народа, в формировании его социокультурной самобытности, как своеобразной социальной общности, решающее значение имеет начальный период истории народа, когда закладываются цивилизационные основы его жизнедеятельности. Культурно-историческая, или цивилизационная составляющая белорусской государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей относительно происхождения и формирования данного народа, особенностей развития его самосознания и становления менталитета.

Истоки становления белорусской нации, белорусской государственности, основ белорусской идеологии связываются с деятельностью культурно-этнических объединений (дреговичей, кривичей и радимичей), проживающих в пределах современных белорусских земель на протяжении нескольких веков; деятельностью религиозных и общественных деятелей.

Необходимо учитывать и геополитическое положение Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие.

Становление идейно-политической мысли Беларуси относится к XII веку. В этот период Древнерусское государство распадалось на удельные княжества. Русские князья-родственники, враждуя из-за наследства и политического влияния, не желали подчиняться единому центру, роль которого выполнял Киев. Существовавшие на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжества также отказывались подчиняться Киеву. Эти события не могли не волновать мыслителей того времени. Об этом свидетельствуют произведения и общественная деятельность Ефросинии Полоцкой (ок. 1120-1173) и Кирилла Туровского (1130-1182). Они внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей – идеи единения восточнославянских земель, или идеи общерусского единства.



Период Великого Княжества Литовского (XIII-XVI вв.) занимает особое место в историческом развитии народа Беларуси и его политической мысли. Именно в период ВКЛ набирает силу процесс формирования этнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию. Это время дало нам Франциска Скорину (ок. 1490-не позднее 1552) – белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя; Николая Гусовского (ок. 1470-1533) – европейски известного поэта-гуманиста; Андрея Волана (1530-1610); Симона Будного (ок. 1530-1593); Василия Тяпинского (ок. 1540-1604); Льва Сапегу (1557-1633) и других.

Дальнейшее обоснование и развитие получает идея единения русского, белорусского и украинского народов в произведениях педагога и общественного деятеля Стефана Зизания (2-я пол. XVI-нач. XVII вв.); выдающегося белорусско-русского поэта, церковного и общественного деятеля Симеона Полоцкого (1629-1680); видного писателя и общественного деятеля, епископа белорусского Георгия Конисского (1717-1795). Каждый из этих мыслителей стремился привести понятные и убедительные для своих современников доводы в пользу защищаемой ими идеи. Идеи, разрабатывавшиеся отечественными и политическими мыслителями в период Речи Посполитой, прочно вошли в сознание белорусов, способствовали пониманию ими реальной угрозы утраты своей самобытности. Сформулированные в данных условиях социально-политические идеалы нашли затем своё выражение в движении православного населения против гнёта польских феодалов, за реализацию своих экономических, политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение Беларуси и Украины с Россией.

Идейно-политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность. Это идейно-политическое течение, где вопросы о крепостном праве и царском самодержавии с самого начала XX века встали как важнейшие общественные проблемы. Белорусский национальный вопрос ставился и рассматривался революционными демократами в общей связи с польским, литовским и украинским национальными вопросами. Огромное значение для Беларуси имела деятельность Константина Калиновского (1838-1864). Он был одним из создателей в Гродно подпольной революционной организации, издавал нелегальную газету «Мужыцкая праўда”, а затем принял активное участие в подготовке и организации восстания 1863 г. в Беларуси.

Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивых устремлений стали поэты Франтишек Богушевич (1840-1900) и Адам Гуринович (1869-1917). Их деятельность способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и её народа. Затем, уже в начале XX в. насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Пашкевич (1876-1916), известная под псевдонимом Тётка, Максим Богданович (1891-1917), Янка Купала (1882-1942), Якуб Колас (1882-1956) и другие. Трудно переоценить значение в формировании национального самосознания белорусов, в их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906-1915 гг. газеты «Наша нива» и «Наша доля». На их страницах наиболее полно и аргументировано обосновывалась мысль о социально-экономическом, политическом, культурном возрождении белорусских земель, о развитии белорусского языка, о просвещении народа, создании собственной государственности, национального самосознания.

С падением самодержавия и распадом Российской империи на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвигается становление белорусской национальной государственности. В результате усилий Белорусской социалистической громады 25 марта 1918 г. в условиях оккупации белорусских земель немецкими войсками была провозглашена Белорусская Народная Республика. И хотя БНР не нашла поддержки широких народных масс, все же ее провозглашение явилось одним из факторов последующего становления белорусской государственности.

После изгнания из Беларуси германских войск 1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика. В 1922 г. она вошла в состав СССР. В рамках БССР белорусы получили хорошую возможность приобретения самостоятельной государственной жизни. Очередной поворот истории подвел белорусов к идее провозглашения государственного суверенитета страны, которая и была реализована 27 июля 1990 г. сессией Верховного Совета БССР. Позже было принято и новое название государства – Республика Беларусь. Ныне Беларусь – суверенное государство, полноправный член международного сообщества, Союзного государств Беларуси и России, СНГ, Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).

Анализируя социокультурные ценности белорусского народа, особо следует обратить внимание на значимость формирования гуманистического мировоззрения, возрождение исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданственности и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальные особенности белорусов проявляются в его менталитете. Менталитет белорусов (образ мыслей, чувств, поведения) характеризуется сложной структурой. В нём выделяются: общеславянские ценности (мифологизм, мудрость, рационализм, святость и добродетель, коллективизм и соборность, вера в идеал, служение обществу и др.); ценности восточного славянства (стойкость к жизненным испытаниям и невзгодам, твёрдость душевной организации, готовность нести тяжёлый крест перед лицом судьбы, особая преданность в сохранении христианских заветов и др).; национальные ценности белорусов(миролюбие, трудолюбие, коллективизм, толерантность, рассудительность, стремление к компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием, стилем мышления и культурой). Отмечается неоднородность белорусской ментальности в зависимости от местонахождения: так, для белорусов западных характерна индивидуализация жизни; в Полесье преобладает культ сельской общины; в восточных районах больше проявляется православная соборность. В целом же менталитет белорусов является отражением ценностей, формирующихся в течение столетий и нашедших свое наиболее полное подтверждение в становлении сильного социального государства.

Идеология белорусской государственности является отражением традиционных ценностей белорусов, формировавшихся в течение столетий, спецификой становления национального самосознания народа в современных конкретно-исторических условиях, верованием нации – народа белорусов в сильную и процветающую Беларусь.

Итак, фундаментальными элементами и консолидирующими ценностями белорусского общества являются национальные интересы, предполагающие обеспечение национальной безопасности Беларуси; экономические приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся социально-ориентированной рыночной экономики; основные приоритеты в социальной сфере, предусматривающие реализацию принципов социальной справедливости. Важно учитывать и культурно-духовный статус белорусского народа, его социокультурные истоки, которые определяют нравственные начала и нормы социальной жизни и поведения человека в обществе.

Современный этап развития Беларуси характеризуется плюрализмом общественно-политической мысли, определением путей устойчивого развития белорусского общества и государства.


 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.