Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Белорусская этносоциальная общность, национальная идея и государственность.





Концепция белорусской государственности базируется на системе традиционных ценностей народа, проживающего в пределах белорусских земель на протяжении многих веков. Идеология государственности – это систематизированная совокупность идей и представлений данного народа относительно предпосылок становления белорусской этносоциальной общности, особенностей его государственного устройства, перспектив дальнейшего развития.

В истории этнического, государственного развития и становления белорусов как социальной общности выделяются несколькоэтапов.

1.Период Древнерусского государства (Киевской Руси) (IX- сер.XIII вв.). В середине первого тысячелетиян.э. в результате славянской колонизации территорий вдоль Днепра и его притоков образуются многочисленные племенныеславянские общности: поляне, древляне, волыняне, бужане, новгородские и ильменьские словене, кривичи (разделенные на три части – смоленские, псковские, полоцкие), дреговичи, радимичи и др.Белорусские земли, заселенные тогда полоцкими кривичами на севере, радимичами в центре и на востоке, а также дреговичами на юге, находились в рамках постепенно формировавшегося Русского государства. Возникшие на белорусских землях княжества (Полоцкое, Туровское и др.) становятся частью общерусского пространства (Древней, или Киевской Руси). В этот период на основе единства происхождения, в результате общности политической и экономической жизни в рамках единой державы, религиозной интеграции на базе христианства византийского образца, языкового единства (древнерусский язык в литературной и разговорной форме) происходит сближение племен, их постепенное объединение в одну древнерусскую народность. Общерусскими духовными деятелями были жившие на белорусских землях просветители Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский, в общем списке русских князей находились представители Полоцкой правящей династии (в том числе князь Всеслав Брячеславич - Чародей). Как единое географическое, политическое, экономическое, этно-языковоеи культурно-религиозное пространство рассматриваются земли Древнерусского государства (и белорусские земли в их числе) в «Повести временных лет», «Слове о полку Игоревом» и других летописных и литературных памятниках того времени.



2. Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (сер.XIII – сер.XVI вв.). В результате феодальной раздробленностик концу XIIв. единое Древнерусское государство распалось на политически самостоятельные княжества, в которых, тем не менее, правили представители одной династии – Рюриковичей, сохранялась общая культура, язык и религия - православие. Однако внешние события привели к постепенному отдалению этих государств друг от друга. Начавшаяся в середине XIII в. татаро-монгольская агрессия нанесла огромный урон южнорусским княжествам, в первую очередь Киевскому. Восточные и южные земли Руси сконцентрировались на борьбе с татаро-монгольским игом. Западные и северные княжества подверглись в это же время экспансии немецких военно-монашеских орденов (Тевтонского и Ливонского). Также агрессия крестоносцев была направлена против балтских народов, что обусловило их сближение со славянскими княжествами на западе Руси. В результате общности политических интересов и необходимости более эффективноотражать немецкую агрессию было образовано Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское.

Новая правящая династия (Гедиминовичи) балтского происхождения длительное время придерживалась языческих религиозных верований, а в конце XIV в. приняла католицизм. С этого времени славянское православное население, составлявшее большинство на белорусских землях, стало подвергаться принудительному окатоличиванию. В первую очередь католицизм стал распространяться в среде высшего сословия – шляхты, поскольку это гарантировало сохранение ей имущества и политических привилегий. Одновременно с принятием католицизма начинается процесс политического сближения Литвы с Польшей, что в дальнейшем приведет к фактическому поглощению ВКЛ Польским королевством и утрате суверенитета. Влияние польского и немецкого языков на русский язык населения ВКЛ привело к появлению определенного своеобразия и способствовало зарождению западнорусского (старобелорусского) языка. Его примером может служить язык «Библии» и других книг, изданных в XVIв. уроженцем Полоцка Франциском Скориной, а также такими известными деятелями культуры того времени, как С. Будный, В. Тяпинский. Западнорусский (старобелорусский) язык использовался и для создания «Статута ВКЛ» (1529, 1566 и 1588 гг.). В результате всех этих процессов к XVI в.на базе древнерусской народности в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском формируется старобелорусская народность.

3. Период Речи Посполитой (1569 – 1795 гг.). В 1569 г. была подписана Люблинская уния между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским и создано новое государство – Речь Посполитая. Вопреки часто звучащему мнению, данное объединение проводилось вовсе не на равноправных условиях.Состоялась инкорпорация, то есть поглощение Литовского государства Польшей. В органах государственной власти преимущество получили представители польских земель (например, в Сенате Речи Посполитой только пятая часть сенаторов представляли земли ВКЛ, в то время как по величине территории княжество почти вдвое превышало земли короны). Право занимать высшие государственные должности как в Польше, так и в Литовском княжестве было закреплено только за католиками, католический епископат принимал участие в деятельности органов государственной власти, в то время как православное духовенство было лишено этой возможности.

Давление на православие как одну из главных отличительных черт самоидентификации местного населения привело к заключению в 1596 г. Брестской церковной унии. Целью унии был постепенный отрыв местного населения (старобелорусской и староукраинской народностей) от православия и перевод его в католичество. Введение униатства сопровождалось массовыми протестами православных и насилием со стороны власти (вооруженные выступления украинского казачества, вылившиеся в казацко-крестьянскую войну 1648-1651 гг.; восстания начала XVII в. в Витебске, Минске, Могилеве и Мозыре против унии и т.д.).

Одновременно с окатоличиванием населения проводилась и целенаправленная политика ополячивания. В среде высшего правящего сословия стала распространяться идеология сарматизма, проповедовавшая, что шляхта – это потомки древнего племени сарматов, некогда завоевавших местные племена и установивших над ними свою власть. На базе сарматской идеологии был сформирован единый «польский народ шляхетский», отличительными чертами которого стали польский язык и культура, католическое вероисповедание и польская самоидентификация. Таким образом, от старобелорусской народности был оторван высший слой, являвшийся носителем элитарной культуры, обладавший политической властью и экономической собственностью (владевший землей).Ополяченная шляхта, стоявшая у руля государства, в 1696 г. приняла на сейме решение о запрете на использование старобелорусского («русского») языка в официальном делопроизводстве ВКЛ, во всех государственных учреждениях и в официальных документах стали использоваться латинский или польский языки. Старобелорусский язык утратил свою письменно-литературную форму и законсервировался на уровне разговорного, «простого» языка нижних малограмотных слоев населения.Отсутствие национальной интеллигенции, являющейся хранительницей письменно-литературных традиций, отчуждение народных крестьянских и городских масс от возможности влияния на политические решения, невозможность создания и широкого распространения философских идей на понятном большинству языкепривели к отсутствию ясной и доступно сформулированной национальной идеи белорусского народа.

Однако в ходе социально-политической и религиозной борьбы, развернувшейся в Речи Посполитой в XVII-XVIII веках, произошло постепенное осознание белорусами своей славяно-православной цивилизационной идентичности, своего национального и культурно-исторического родства с великороссами (русскими) и малороссами (украинцами).

4. Период Российской империи (конец XVIII-начало XX вв.). Именно в рамках Российской империи начинается формирование белорусской национальной идеи, проработка концепции национального самоопределения белорусов. Вхождение белорусских (и украинских) земель в состав Российского государства рассматривалось официальной государственной идеологией того времени как возвращение «исконных» русских земель, а белорусский и украинский народы – как братские народы «из одного корня». Фактически была сформулирована идея одного русского суперэтноса, представленного тремя ветвями: великорусским, малорусским и белорусским народами, со своими специфическими языками («наречиями») и традициями. Однако этим трем ветвям одного народа были предоставлены абсолютно равные права как титульной нации. Русское правительство начало осуществлять на белорусских землях постепенную политику деполонизации, которая имела целью вытеснение польского элемента с доминирующих позиций в системе власти, расширение русского влияния в сфере культуры и образования, возвращение православия на позиции ведущей религиозной конфессии. Сопротивление польской шляхты, организовавшей ряд восстаний за возрождение Речи Посполитой (в 1794, 1830-1831 и 1863-1864 гг.), не было поддержано широкими массами белорусского крестьянства, и привело лишь к активизации и расширению масштабов политики деполонизации.

В то же время рост революционно-демократического движения способствовал появлению разночинцев, выходцев из недворянского сословия, охваченных социалистическими революционными идеями. Именно в их среде представленной движением «народников», впервые прозвучали идеи существования белорусского народа как самостоятельной этнической группы (журнал «Гомон», издававшийся в Санкт-Петербурге студентами – уроженцами белорусских губерний). В середине XIX – начале XXвв. появляются авторы, пишущие на белорусском языке, которые стали основателями собственно белорусской литературы и современного литературного белорусского языка (В. Дунин-Марцинкевич, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала), в Российской империи вполне официально начала выходить первая газета на белорусском языке («Наша доля», позже «Наша ніва»). В годы первой русской революции (1905-1907 гг.) в рамках социал-демократического движения оформилась белорусская политическая партия – «Белорусская социалистическая громада» (БСГ), которая, правда, не пользовалась широкой поддержкой народа, а была объединением местной национально ориентированной мелкой интеллигенции.

5. Советский период (1917-1991 гг.). В ходе революционных событий 1917 г. на белорусских землях, как и в остальных губерниях, активизировалось политическое движение. Происходит возрождение ранее исчезнувших партий и образование новых. В том числе и национальное белорусское движение получило новый шанс на развитие. Возобновила свою деятельность БСГ, появились Белорусская народная партия социалистов (БНПС), Белорусская христианская демократия (БХД), Белорусская народная громада (БНГ), Белорусская социал-демократическая рабочая партия (БСДРП) и др. При этом развернулась борьба между буржуазно-демократическим и революционным социалистическим направлением. Буржуазно-демократический проект национального строительства первоначально предполагал лишь культурную автономию Белоруссии в рамках нового демократического Российского государства, однако после победы в октябре 1917 г. радикально настроенных большевиков, в условиях политической неразберихи и немецкой оккупации части белорусских территорий, представители буржуазного политического крыла взяли курс на независимость и провозгласили в 1918 г. Белорусскую Народную Республику. В условиях оккупации, когда власть фактически принадлежала немецкому командованию, а значительная часть населения не была осведомлена о создании БНР, этой квазидержаве не удалось стать полноценным государством.

Альтернативой буржуазно-демократическому проекту стал советский проект: создание на окраинах Российской империи национальных социалистических государств, формально независимых, но управляемых представителями одной политической силы (большевиками) и формирующихся на основе общей социалистической идеологии. В 1919 г. было впервые провозглашено создание Белорусской Советской Социалистической Республики. В дальнейшем именно эта форма государственности закрепилась на белорусских землях, в рамках БССР начался активный процесс конституирования белорусов в качестве нации, произошло становление институтов белорусской государственности.

6. Постсоветский период (с августа 1991 г. по настоящее время). В данный момент происходит активный поиск белорусами государственных форм (социального государства), адекватных их цивилизационной идентичности, соответствующих историческому опыту развития, а также прорабатываются возможные пути его дальнейшего самоутверждения в современном мире.

Проблема формирования белорусской этносоциальной общности непосредственно связана с белорусской национальной идеей. Национальная идея представляет осознанное и выраженное представление о том, что данная историческая общность людей является особым социальным субъектом: народом, нацией и что в этом качестве она может самостоятельно строить свою внутреннюю жизнедеятельность и свои отношения с другими народами. Национальная идея вызревает в ходе многовекового развития данной общности и выступает как естественное ядро её самосознания.

Национальная идея белорусов зарождалась и осознавалась на протяжении целых эпох. В начале XX века она эпически ёмко была сформулирована Я. Купалой и образно выражена словами: “Мы – беларусы”.В стихотворении “А хто там ідзе?” поэт заявил о существовании белорусов как самобытного народа и его праве на уважительное отношение к себе (“А чаго ж, чаго захацелась iм, Пагарджаным век, iм, сляпым, глухiм? - Людзьмi звацца.”) или, как сказано им в другом стихотворении, занять “свой пачэсны пасад між народамі”.

Идея “Мы – беларусы” – это отражение самобытности народа, как особой разновидности славяно-русской общности.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.