|
Предмет курса «ИР и ее место в современном мире».Стр 1 из 4Следующая ⇒ Предмет курса «ИР и ее место в современном мире». Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. «Предмет религиоведения суть систематическое исследование религии как части человеческой культуры и историческое исследование религий в прошлом и настоящем.» Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Религию изучают также история, философия, социология, психология, культурология, этнография, экология, география и другие науки. Религиоведение отличается от них тем, что исследует религию в соответствии с наработанными в своей истории методами, подходами и установками. Так, в мировом научном сообществе религиоведение уже более сотни лет считается целостной наукой, тогда как в современной России до сих пор его относят к области философских наук.
Основные типы определения религии. Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Другие определения религии: - одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. - организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть деятельность воли, направленная к этим силам. Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Типы определений Теологические (конфессиональные) интерпре- Христианство: религия - результат взаимосвязи между Богом и человеком. Термин "религия" применяется для обозначения воззрения, основанного на вере в то, что сверхъестественные силы существуют По мнению К. Маркса, "...религия есть самосознание и самочув- Биологические: ищут основу Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной религии в эмоциональной сфере. и образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей,
Функции и роль религии. Функции – это способы действия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Основные функции: Мировоззренческая функция религии состоит в реализации определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Религия также обеспечивает общение, осуществляя тем самым коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и в отношениях. Оно включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Регулятивная функция религии состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний. Культуротранслирующая функция религии состоит в осуществлении в рамках традиции передачи накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Легитимирующая функция религии означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование –максиму, в соответствии с которой дается оценка практически всех явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер. Роль: 1. Роль религии очень велика в экономике, политике, межнациональных отношениях, семье. Религия санкционирует стиль жизни, мысли и действия, придает им ореол святости или объявляет их нечестивыми. Происходит наложение религиозных отношений на другие общественные отношения. 2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется вместе с изменением общественного сознания. Влияние религии может возрастать или уменьшаться вследствие самых различных процессов внутри общества: политических, идеологических и пр., меняющихся культурных ситуаций. 3. Роль религий далеко не всегда общечеловеческая. В религиях представлены самые различные культуры. В религиях переплетаются компоненты общечеловеческие, формационные, этнические, глобальные и локальные.
Происхождение религии. 2 подхода: религиоведческий (научный) и богословский (религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др. В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру. К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой бессилие перед могуществом Природы: «… всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни. Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов. Оно возможно, если его мотивы выходят за рамки потребностей человека, но связываются с интересами всего общества. Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании человека: другая «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы индивида.
Исторические типы религий. Родоплеменные религии сложились в условиях первобытно-общинного строя. Важное место в таких религиях занимает культ предков, основанный на генетическом единстве и кровно-родственных связях. Для языческих религий характерен культ племенного вождя и система возрастных инициаций. Широко распространяются фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри конкретной группы и отгораживание групп друг от друга. В настоящее время родо-племенные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америки. Народностно-национальные религии развивались в период становления классового общества. Носителями являются в основном представители соответствующего этноса. Этим религиям свойственно законничество – детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих религий к этому типу относятся иудаизм (Талмуд), индуизм (законы Ману), конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др. Можно выделить национальные религии двух типов. Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность и сопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющий аспект своей конфессии. К этим религиям относятся иудаизм, индуизм и синтоизм. Национальные религии второго типа не связаны с национальной принадлежностью и социальными институтами общества и теоретически могли бы стать мировыми. Этому помешали историческая обстановка, отсутствие миссионерской деятельности, конкуренция со стороны мировой религии. К ним можно отнести конфуцианство, даосизм, джайнизм, зороастризм и манихейство. Мировые религии – буддизм, христианство, ислам. Появились в эпохи перехода от одного типа общественных отношений к другим. Мировым религиям свойственны миссионерство и проповедническая активность. В этих религиях проповедуется идея равенства людей по каким-либо признакам. Например, в православии под ближним понимается любой человек, независимо от его веры, национальности, пола, профессии и любых иных признаков. В исламе под ближним понимается любой другой мусульманин. В иудаизме под ближним понимается иудей и еврей.
Основные черты - Иудаизм первым провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию, следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. - Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец. - Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа и на уровне всего человечества. - Учение об абсолютной ценности Человека как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании. - Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь. - При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. - Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний, нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем, обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. В то же время, иудаизм не занимается миссионерством и является национальной религией еврейского народа. - Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец. Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; Учение о приходе Машиаха (Мессии), когда «не будут больше воевать и наполнится вся земля познанием Господа» - Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.
Буддизм «Тхеравада» Первоначальная форма буддизма существует в Шри-Ланке, Таиланде, Камбодже и Бирме. Она называется «тхеравада» - «школа старой мудрости». Только монахи могут надеяться достигнуть нирваны. Остальные должны ждать доступа к нирване до ближайшего перевоплощения, стремясь к тому, чтобы их заслуги позволили им возродиться в облике монаха. Тантрический буддизм В VII в. в направлении махаяна выделилась третья форма буддизма – тантризм, который объединяет магические и мистические обряды. Его называют также ваджраяна – «Алмазная колесница»; оно стремится сократить трудный путь к нирване. Это тайное учение, к которому верующего приобщают духовные наставники. Оно основано на соблюдении ритуалов, которые могут обеспечить мгновенный доступ к нирване. Среди этих ритуалов наиболее известный – многократное повторение священных фраз – мантр. Использование йоги, различных способов магии является частью тантрических обрядов. Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, Бурятию, Туву и Калмыкию. Одним из направлений тантрического буддизма является тибетский ламаизм. Различают два направления: «красношапочники» (ими руководит Панчен-лама) и «желтошапочники» (ими руководит Далай-лама). Эти духовные вожди – перевоплощения бодхисаттв. После смерти они возрождаются в ребенке. Наиболее широко распространен на Тибете и в Бутане.
Основные черты 1. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви. 2. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать. 3. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании. 4. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. 5. Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю. 6. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире 7. Учение о Богочеловеке — воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства. Основные положения христианского вероучения сформулированы в Библии («Священное Писание») и в постановлениях Вселенских Соборов, сочинениях отцов церкви и т.д. («Священное Предание»). Как и в любой религии, в христианстве сформировался свой особый культ. Он включает в себя богослужения, таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, святых и мощей. Каждый из этих элементов культа имеет особое назначение и выполняет свою служебную роль. На каждый из дней недели предназначены особые богослужения. В субботние и воскресные дни они проводятся торжественно, в праздничной обстановке. В среды и пятницы службы носят печальный характер. В эти дни верующим предписывается поститься и молиться о прощении своих грехов. Только раз в году, во время «сплошных» недель, связанных с особыми событиями церковной истории, этот порядок меняется. Так образуется круг седмичного богослужения в церкви. Большую роль в христианском культе играют таинства. Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение. Культ святых - почитание лиц, угодивших Богу и отмеченных им «даром чудотворения». Христиане верят, что святые - это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, и обращаются к ним с просьбой о помощи в земных делах. Среди святых выделяют ангелов, апостолов, пророков, святителей, мучеников, преподобных, праведных. Ангелы - это бесполые, сверхъестественные существа, «небесные служители Бога», наделенные божественной силой. Пророки - наделенные Божественным даром пророчества, авторы ветхозаветных и пророческих книг. Апостолы - ученики Иисуса Христа, проповедовавшие Евангелие. К святым также относятся святители из числа высшего духовенства и мученики, пострадавшие за веру, но не отступившие от христианства. Преподобные - верные последователи христианства, отказавшиеся от жизненных благ, ушедшие в монастыри и осененные божественной благодатью. В пантеоне святых выделяются праведные - это люди, которые продолжали жить «в миру», однако своим праведным поведением заслужили спасение и особое к себе расположение Господа. Святые являются для христиан высшими пределом благочестия и образцом поведения. Культ креста, который является символом христианской веры. Католики признают кресты четырехконечные, православные - шести- и восьмиконечные. Католическая и православная церкви большое значение придают культу икон. Объектом поклонения верующих являются также святые места, связанные с различными событиями церковной истории. Особым почитанием пользуются святыни в Палестине, связанные с жизнью Христа. В православии почитаются места, где хранятся чудотворные иконы, мощи божьих угодников, а также источники, горы, холмы, где людям являлась какая-либо икона. Важной составной частью христианского культа являются праздники. В православном и католическом церковных календарях на каждый день года выпадает тот или иной праздник. К главным общехристианским праздникам относятся Пасха и двунадесятые праздники: Рождество Богородицы, Успение Богородицы, Рождество Христово и т.д. Видное место в христианстве занимает культ Богородицы. В ее честь воздвигнуто множество храмов, ее изображение встречается на многих иконах, ей посвящены многие праздники.
Структура Основная территориальная единица — епархия, возглавляемая епископом и объединяющая находящиеся на данной территории приходы, объединённые в благочиния и монастыри. Основная структурная единица церковного устройства — приход — община православных христиан, состоящая из клира и мирян (прихожан), объединённых при храме. Во главе прихода стоит настоятель храма. Органами приходского управления являются возглавляемое настоятелем Приходское собрание, Приходской совет и Ревизионная комиссия. Особенности Основной литургический язык — церковнославянский. В XIX веке всеобщее распространение получило партесное пение, почти вышел из обихода знаменный распев. В XX веке утвердился ряд особенностей: служение вечерни, утрени и Первого часа в рамках единой службы, совершаемой вечером; фактическая отмена малого повечерия; обязательная исповедь для причастников непосредственно перед принятием Святых Тайн или накануне. Сейчас Предстоятель Церкви — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Социальная концепция РПЦ. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви — официальный документ Русской Православной Церкви, утвержденный на Архиерейском соборе 2000 года. Задачи и предмет Излагает базовые положения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Содержание Основы социальной концепции состоят из 16 разделов, каждый из которых освещает ту или иную общественно значимую проблему, сторону жизни государства и общества: этика, право, политика, собственность, труд, война, преступность, культура, наука, образование и т.п. «Основы социальной концепции» представили ответ Русской Православной Церкви на целый ряд важных вопросов современности.
Особенности Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»). Римский папа, являющийся наместником Бога на земле, а также коллегия епископов - наследников апостолов - совместно создают церковное учение. Души умерших, прежде чем решится их участь, должны пройти через чистилище, промежуточную инстанцию между раем и адом. Очищение от грехов совершается посредством различных испытаний, а также добрых дел родных и близких покойного. В отличие от православия, католицизму присуще безбрачие (целибат), обязательное для духовенства. Важным отличием католицизма является устройство церкви. Во-первых, церковь имеет единственного главу - папу Римского. Во-вторых, в церкви существует разветвленный аппарат, состоящий из клира, огромного корпуса священников. Вероучение Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых). Библия является единственным источником христианского вероучения, важно её изучение и применение в жизни. Три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии). Обряды и таинства В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку. Брак, исповедь в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется. Молитвенные дома свободны от пышного убранства, образов и статуй, т.к. в этом нет необходимости. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии.
Лютеранство Наиболее крупным протестантским течением является лютеранство. Основой вероучения являются «Аугебургское вероисповедание» и «Апология», написанные Лютером и видным проповедником протестантизма Меланхтоном. Центральным моментом лютеранского вероучения является учение об оправдании верой. Человек может спасти душу только посредством веры, которая непосредственно даруется богом, без помощи церкви. Лютер четко разграничивает две сферы: религиозную и общественную жизнь. Церковную жизнь составляет вера, христианская проповедь, деятельность церкви. Общественную – мирская деятельность, гражданская мораль, государство и разум. Отвергая церковную иерархию и особое священнодействие как путь «к спасению души», это учение рассматривало мирскую деятельность человека как служение богу. Отсюда – осуждение монашества, безбрачия духовенства и т. п. Кальвинизм Условные идеи изложены в работах Жана Кальвина «Наставления в христианской вере» и «Церковные установления». Одним из главных догматов является учение об «абсолютном предопределении»: еще до «сотворения мира» Бог, якобы, предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим – ад, и никакие усилия людей, никакие «добрые дела» не могут изменить то, что предначертано всевышним. Это учение связано с одним из главных принципов реформации – оправданием верой, а не «добрыми делами». Свойственны мелочная регламентация жизни верующих в духе ханжеской благопристойности. Почти все внешние атрибуты католического культа: иконы, облачения, свечи и т. д. – были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники, образующие конгрегации. В настоящее время кальвинизм представлен реформатскими и пресвитерианскими церквами и конгрегационализмом. Англиканство Англиканство зародилось в Англии в XVI в., когда английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля. В Англии были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской казны. Но при этом было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов. Англиканская церковь приняла протестантские догматы об оправдании верой и о «священном писании» как единственном источнике веры; отвергла учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью. Англиканская церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Ее главой считается английский король. Баптизм Разделяя общехристианские догматы о Троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между Богом и людьми, проповедуют принцип «оправдания верой». Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, но признают свободу воли человека. Значительно упрощен культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви.
Христианское сектантство. Старое русское сектантство - протестантское направление в вост. христианстве, возникшее в России в 17-18 вв. и выразившее в религ. форме протест против правосл. церкви и феод. гос-ва. К сектантам относятся христоверы, хлысты, скопцы, духоборы, молокане, субботники и др. Их общие черты: противопоставление правосл. вероучению и инс-ту господствующей церкви требования исповедания веры "в духе и истине", т.е. понимание веры как способности каждого верующего удовлетворять свои духовные запросы, совершенствуя собств. разум и поведение; отсутствие духовенства. Соц. базой сект являлось крест-во и город. низы. В Башкортостане первые секты появились в нач. 19 в. (молокане). В 1-й пол. 19 в. - скопцы, христоверы, субботники. Местные органы власти до легализации С. (1907) ссылали сектантов в Сибирь и Закавказье. С сер. 30-х гг. 20 в. началось преследование сектантов. Старообрядцы В XVII в. патриарх Никон произвел реформу обрядов. Сторонники старых обрядов (староверы) восстали против официальной церкви. Затем они распались на множество сект. Выделилось несколько течений: поповщина (с беглопоповщиной) и беспоповщина. Поповцы стоят ближе всего к православной церкви. Выделяются единоверцы и последователи Белокриницкой иерархии. Единоверие возникло в результате компромисса между частью старообрядцев и православной церковью. Единоверцы сохранили старую обрядность, но подчинились руководству православной церкви. В настоящее время их очень мало. Белокриницкая иерархия не связана организационно с православной церковью, хотя ее догматика и культ близки к православию. В настоящее время во главе Белокриницкой иерархии стоит архиепископ Московский и всея Руси. Беглопоповцы принимали священников, переходивших к ним из православия. Их Древлеправославная церковь возглавляется архиепископом с резиденцией в городе Новозыбкове (Брянская область). Беспоповцы. Беспоповщина была наиболее радикальным течением, непримиримым ко всем инакомыслящим. По своему вероучению они дальше других отошли от православия. Они отказались от священников, заменив их уставщиками и начетчиками. Был ликвидирован ряд таинств – крещение, покаяние и причащение. Беспоповцы делятся на большое число групп, объединившихся в несколько толков: поморский, федосеевский, филипповский, бегунский, спасовский. Хлысты возникли в XVII в. как ответвление беспоповщины, однако сильно отдалились от старообрядчества. Основа вероучения - представление о возможности прямого общения человека со святым духом, возможности воплощения бога в наиболее праведных сектантов, ставших «достойными сосудами». Библия толкуется «духовно», аллегорически. Основным авторитетом в вопросах веры считаются проповеди сектантов. В отличие от других сектантов, хлысты посещают православные церкви. Полностью отрицают иконы. Скопцы. Ответвление хлыстовства, возникшее в XVIII в. Для борьбы с «блудом» решили применить кастрацию. Состояла из бедных крестьян. Во главе же секты стояли купцы. Вероучение и обрядность скопцов сходны с хлыстовскими. Почитают изображения своего «христа» – Селиванова, положившего начало секте. Духоборцы. Возникла во второй половине XVIII в. Отказывались повиноваться церковной и гос. власти. Полностью порвали с православием. Они не признают Библию, иконы, таинства, священников. Основы учения изложены в «животной книге». Так же существует культ руководителей секты. Молокане вышли из духоборцев во 2й пол. XVIII в. Их вероучение носило более умеренный характер. Признают Библию, но толкуют ее иносказательно. Бог - не как личность, а как дух, обнаруживающий себя в земных проявлениях. Отказались от таинств, отвергли священство. Нет церквей, моления происходят в обычных домах. Руководителями являются выборные старцы – пресвитеры. Субботники - в конце XVII в. Еще дальше отошли от традиционного христианства. Основу вероучения составляет Ветхий завет. Приняли ряд иудейских обрядов - обрезание и празднование субботы. Не признают Христа богом, отрицают Троицу. Ильинцы – секта, возникшая в конце XIX в., – сочетают элементы христианства и иудаизма. Отмечают иудейские праздники, практикуют обрезание. Отказались от христианских таинств, не признают святых. В основу вероучения положено Откровение Иоанна с идеей об армагеддоне и верой в установление тысячелетнего царства божьего на земле.
Мухаммад — пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству. Через него Бог ниспослал народам мира новую религию — ислам, а также Коран — последнее Божественное Откровение. Мухаммад — последний Посланник Божий, после него посланников не будет до дня Страшного Суда. Коран — священная книга ислама. Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов). Важнейшим постулатом является доктрина Единобожия (таухид). Столпы веры - идеологические основы религии: 1. Вера в Аллаха — Творца всего сущего. Единобожие. 2. Вера в Ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли. 3. Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. 4. Вера в пророков (посланников) Божьих. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад. 5. Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая. 6. Вера в предопределение. Аллах предопределил судьбы всего сущего. Таким образом, человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки. Столпы ислама сводятся к пяти постулатам: 1. Шахада — соблюдение Единобожия (Таухид). 2. Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы. 3. Закят — материальное пожертвование обездоленным, беднякам, сиротам. Закят взимают в определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от него. 4. Саум — соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц. 5. Хадж Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|