Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вероучение, культ, организация Римско-Католической церкви.





Католицизм представляет собой самую многочисленную и наиболее распространенную разновидность христианства (1 млрд чел).

Католицизм как направление в христианстве возникает в XI в. после формального разрыва между восточной (православной, ортодоксальной) и западной (римской, латинской) церквами.

Особенности

Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»). Римский папа, являющийся наместником Бога на земле, а также коллегия епископов - наследников апостолов - совместно создают церковное учение.
Католическая церковь утверждает догмат об исхождении Духа Святого не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (православная - только от Бога-Отца). Это разногласие считается главнейшим.
Католицизм учит, что человек может рассчитывать на спасение своей души только благодаря помощи церкви, обладающей возможностью передавать грешникам добрые дела праведников. Отсюда практика продажи индульгенций, отпущения грехов.

Души умерших, прежде чем решится их участь, должны пройти через чистилище, промежуточную инстанцию между раем и адом. Очищение от грехов совершается посредством различных испытаний, а также добрых дел родных и близких покойного. В отличие от православия, католицизму присуще безбрачие (целибат), обязательное для духовенства.
Учение о Богородице занимает особое место. Существует особый церковный праздник, посвященный королеве небес - Деве Марии.

Важным отличием католицизма является устройство церкви. Во-первых, церковь имеет единственного главу - папу Римского. Во-вторых, в церкви существует разветвленный аппарат, состоящий из клира, огромного корпуса священников.
Католицизму присущ пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства для воздействия на чувства и сознание верующих. Подобно другим христианам, католики считают главным средством общения с Богом молитву, сопровождаемую крестным знамением.
Католики признают 7 святых таинств, однако они выполняются несколько иначе, чем в православии.

Структура и организация церкви

Центр католицизма и резиденция его главы - Римского папы - Ватикан, город-государство на территории Рима. Римский папа является единственным абсолютным монархом на планете, объединяющим в своем лице высшую законодательную, исполнительную и судебную власть.
Подлинным правительством Ватикана является римская курия - орган папской администрации. Она осуществляет повседневное руководство всеми сторонами жизни Римско-католической церкви и ватиканского государства. Главное учреждение римской курии - государственный секретариат.

Организация. Первичной ячейкой является приход (парафия), который управляется священником. Несколько приходов образуют деканат. Деканаты объединяются в более крупные подразделения - диоцезы, которыми управляют епископы. Несколько диоцез образуют митрополию, или архиепископство. Высший (после папы) духовный чин в католической церкви - кардинал. Кардиналов назначает сам папа. Римский папа избирается через 18 дней после смерти предыдущего кардиналами, которых созывают на конклав.

Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордены.
Католическая церковь на протяжении всей своей истории проявляла суровую нетерпимость к инакомыслию. Вопреки духу заповедей Христовых иерархия создала суды инквизиции, отмененные только Наполеоном.

 

Социальная доктрина католицизма.

Социальная доктрина Католической Церкви - «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».

Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. В то же время, признавая различие и самостоятельность Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же».

 

Возникновение протестантизма. Особенности вероучения.

Протестантизм — одно главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие от церкви к церкви.

Вероучение

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых). Библия является единственным источником христианского вероучения, важно её изучение и применение в жизни.

Три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Обряды и таинства

В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку.

Брак, исповедь в любом случае считается просто обрядом.

Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется.

Молитвенные дома свободны от пышного убранства, образов и статуй, т.к. в этом нет необходимости. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии.

 

Основные направления в протестантизме.

Лютеранство

Наиболее крупным протестантским течением является лютеранство. Основой вероучения являются «Аугебургское вероисповедание» и «Апология», написанные Лютером и видным проповедником протестантизма Меланхтоном.

Центральным моментом лютеранского вероучения является учение об оправдании верой. Человек может спасти душу только посредством веры, которая непосредственно даруется богом, без помощи церкви.

Лютер четко разграничивает две сферы: религиозную и общественную жизнь. Церковную жизнь составляет вера, христианская проповедь, деятельность церкви. Общественную – мирская деятельность, гражданская мораль, государство и разум.

Отвергая церковную иерархию и особое священнодействие как путь «к спасению души», это учение рассматривало мирскую деятельность человека как служение богу. Отсюда – осуждение монашества, безбрачия духовенства и т. п.

Кальвинизм

Условные идеи изложены в работах Жана Кальвина «Наставления в христианской вере» и «Церковные установления».

Одним из главных догматов является учение об «абсолютном предопределении»: еще до «сотворения мира» Бог, якобы, предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим – ад, и никакие усилия людей, никакие «добрые дела» не могут изменить то, что предначертано всевышним. Это учение связано с одним из главных принципов реформации – оправданием верой, а не «добрыми делами».

Свойственны мелочная регламентация жизни верующих в духе ханжеской благопристойности.

Почти все внешние атрибуты католического культа: иконы, облачения, свечи и т. д. – были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники, образующие конгрегации.

В настоящее время кальвинизм представлен реформатскими и пресвитерианскими церквами и конгрегационализмом.

Англиканство

Англиканство зародилось в Англии в XVI в., когда английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля. В Англии были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской казны. Но при этом было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов. Англиканская церковь приняла протестантские догматы об оправдании верой и о «священном писании» как единственном источнике веры; отвергла учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью.

Англиканская церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Ее главой считается английский король.

Баптизм

Разделяя общехристианские догматы о Троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между Богом и людьми, проповедуют принцип «оправдания верой». Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, но признают свободу воли человека.

Значительно упрощен культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви.

 

Христианское сектантство.

Старое русское сектантство - протестантское направление в вост. христианстве, возникшее в России в 17-18 вв. и выразившее в религ. форме протест против правосл. церкви и феод. гос-ва. К сектантам относятся христоверы, хлысты, скопцы, духоборы, молокане, субботники и др. Их общие черты: противопоставление правосл. вероучению и инс-ту господствующей церкви требования исповедания веры "в духе и истине", т.е. понимание веры как способности каждого верующего удовлетворять свои духовные запросы, совершенствуя собств. разум и поведение; отсутствие духовенства.

Соц. базой сект являлось крест-во и город. низы.

В Башкортостане первые секты появились в нач. 19 в. (молокане). В 1-й пол. 19 в. - скопцы, христоверы, субботники. Местные органы власти до легализации С. (1907) ссылали сектантов в Сибирь и Закавказье. С сер. 30-х гг. 20 в. началось преследование сектантов.

Старообрядцы

В XVII в. патриарх Никон произвел реформу обрядов. Сторонники старых обрядов (староверы) восстали против официальной церкви. Затем они распались на множество сект. Выделилось несколько течений: поповщина (с беглопоповщиной) и беспоповщина.

Поповцы стоят ближе всего к православной церкви. Выделяются единоверцы и последователи Белокриницкой иерархии.

Единоверие возникло в результате компромисса между частью старообрядцев и православной церковью. Единоверцы сохранили старую обрядность, но подчинились руководству православной церкви. В настоящее время их очень мало.

Белокриницкая иерархия не связана организационно с православной церковью, хотя ее догматика и культ близки к православию. В настоящее время во главе Белокриницкой иерархии стоит архиепископ Московский и всея Руси.

Беглопоповцы принимали священников, переходивших к ним из православия. Их Древлеправославная церковь возглавляется архиепископом с резиденцией в городе Новозыбкове (Брянская область).

Беспоповцы. Беспоповщина была наиболее радикальным течением, непримиримым ко всем инакомыслящим. По своему вероучению они дальше других отошли от православия. Они отказались от священников, заменив их уставщиками и начетчиками. Был ликвидирован ряд таинств – крещение, покаяние и причащение. Беспоповцы делятся на большое число групп, объединившихся в несколько толков: поморский, федосеевский, филипповский, бегунский, спасовский.

Хлысты возникли в XVII в. как ответвление беспоповщины, однако сильно отдалились от старообрядчества. Основа вероучения - представление о возможности прямого общения человека со святым духом, возможности воплощения бога в наиболее праведных сектантов, ставших «достойными сосудами». Библия толкуется «духовно», аллегорически. Основным авторитетом в вопросах веры считаются проповеди сектантов. В отличие от других сектантов, хлысты посещают православные церкви. Полностью отрицают иконы.

Скопцы. Ответвление хлыстовства, возникшее в XVIII в. Для борьбы с «блудом» решили применить кастрацию. Состояла из бедных крестьян. Во главе же секты стояли купцы. Вероучение и обрядность скопцов сходны с хлыстовскими. Почитают изображения своего «христа» – Селиванова, положившего начало секте.

Духоборцы. Возникла во второй половине XVIII в. Отказывались повиноваться церковной и гос. власти. Полностью порвали с православием. Они не признают Библию, иконы, таинства, священников. Основы учения изложены в «животной книге». Так же существует культ руководителей секты.

Молокане вышли из духоборцев во 2й пол. XVIII в. Их вероучение носило более умеренный характер. Признают Библию, но толкуют ее иносказательно. Бог - не как личность, а как дух, обнаруживающий себя в земных проявлениях. Отказались от таинств, отвергли священство. Нет церквей, моления происходят в обычных домах. Руководителями являются выборные старцы – пресвитеры.

Субботники - в конце XVII в. Еще дальше отошли от традиционного христианства. Основу вероучения составляет Ветхий завет. Приняли ряд иудейских обрядов - обрезание и празднование субботы. Не признают Христа богом, отрицают Троицу.

Ильинцы – секта, возникшая в конце XIX в., – сочетают элементы христианства и иудаизма. Отмечают иудейские праздники, практикуют обрезание. Отказались от христианских таинств, не признают святых. В основу вероучения положено Откровение Иоанна с идеей об армагеддоне и верой в установление тысячелетнего царства божьего на земле.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.