Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ «НЕТ» НЕЗНАКОМЦУ?





Мы так хотим, чтобы наши мальчики и девочки были послушными и покладистыми, так умиляемся по поводу их аккуратности и вежливого обращения с со­седями и даже малознакомыми людьми... Это умение нравиться окружающим может сыграть злую шутку с ребенком, когда он столкнется с опасным чужаком на улице. Да и потом, во взрослой жизни, безотказ­ность начнет восприниматься как бесхребетность и слабохарактерность. Дебют детского алкоголизма, наркомании, проституции, насилия может состоять­ся из-за неумения сказать «нет» взрослому провока­тору или подростку с преступными намерениями.

Последние исследования показывают, что в среднем алкоголизация у мальчиков начинается в возрасте 10 лет, у девочек — в 10,5 лет. Жертвами физическо­го насилия становятся дети с 7 лет, а сексуальной экс­плуатации — с 5. Массовые компании «Нет нарко­тикам!», «Нет алкоголизму!», рассчитанные на юных наркоманов со стажем, сильно опаздывают во време­ни. Навык отказа, умение говорить «нет» сегодня, ког­да вокруг так много соблазнов, я считаю важнейшим. И формировать его надо в дошкольном возрасте.

Все известные сказки-страшилки как раз о том, как герои не смогли психологически противостоять злодеям и врагам, которые, всем известно, физиче­ски намного сильнее. Семеро козлят забыли про пре­дупреждение мамы и впустили волка. Трое поросят долго пытались справиться все с тем же хищником. Красная Шапочка вздумала делиться секретами и планами с волком в лесу. Как ее отпустили в лес од­ну? А потом еще и удивляются, куда дети деваются?! Но, так или иначе, дети, как и все мы, кто хоть раз попадались в лапы мошенников и негодяев, распла­чиваются за свою наивность и открытость.

У детей должно быть сформировано табу: с незна­комыми людьми на улице не разговаривать и даже не здороваться. Молча уходить, убегать, прятаться или звать на помощь, если незнакомец настаивает на раз­говоре. Взрослые люди не должны останавливать на улице детей, чтобы спросить их, сколько времени, как пройти в библиотеку или не знает ли он госпо­дина Васькина? А через лес пускать детей одних просто недопустимо.

Мои родители купили дом на берегу озера, в кра­сивом месте, но школа оттуда была далеко. К ней нуж­но было идти как раз через лес. Родители строго велели нам в младших классах ходить парами и дер­жаться обочины проселочной дороги. В любой момент из-за угла могла появиться машина.

 

Дорога эта была длиной в километр, не более, но страхов я на­терпелась немало. Утром на работу шло очень мно­го людей, а вот в средине дня я бежала домой как угорелая, благо с горки. Телефонов тогда в нашем городке было немного, и я с ужасом думаю: как же мама, должно быть, переживала, дойдет ее дочка домой или нет. Опасность была реальной: у нас в поселке регулярно кого-то насиловали или грабили. А пару раз и мне пришлось спасаться бегством.

Является ли спасением мобильный телефон, кото­рый мы вручаем детям? В целом, да. Но я с ужасом наблюдаю за нашими детьми на улицах, которые при переходе дороги отчитываются перед своими тревож­ными мамашами. Вспоминаются случаи из жизни не­которых прима-балерин, которые даже на свидания ходили со своими мамашами. Действительно, а что тут такого? «Разве нам есть что скрывать от моей мамы?»

Дети, которых держат на поводке, вырастают с комплексом зависимости. А их мамы, по крайней мере некоторые из них, подсаживаются на энерге­тику детей, своих маленьких мальчиков и девочек.

И с возрастом, не нужные уже никому, начинают тре­бовать от детей «заслуженных» на вечном материн­ском посту внимания и опеки. Я не предлагаю запре­тить домохозяйкам и людям с синдромом хронической тревожности общение с детьми, но лимиты устано­вить надо. Рассказывали, что после войны, когда жен­щинам приходилось не разгибаясь восстанавливать страну, они просили детей привязывать длинную ве­ревку к ноге или руке, а конец выводить через фор­точку на улицу. Можно было подергать и разбудить уснувшего и набегавшегося малого, чтобы он от­крыл замок изнутри. Связь была в основном так­тильной, беззвучной. Телесной, как сама любовь.

Но если без лирики, то нужно, чтобы ребенок сам отзванивался, когда он выходит из школы, чтобы сказать, какие у него планы и с кем он отправляется домой. Если вы чувствуете, что день должен пройти как обычно, то и не нужно дергать ребенка и что-то от него требовать. Для самосохранения очень важ­но, чтобы срабатывали инстинктивная смекалка, со­образительность и умение оценивать обстановку на месте. Нужно доверять детям. Еще точнее: нужно верить в них. А для этого, как ни странно, — верить в себя. Дети часто только перенимают нашу беспо­мощность и неуверенность в себе.

Незнакомцы похищают детей прямо из детских садов и школ. Они представляются воспитателям или учителям как знакомые или соседи, а ребенку бросают что-то вроде: «Собирайся, отец тебя ждет!» Магия уверенного в себе человека.

В Новгородской области маньяк уводил девочек от ворот школы. Он уводил в сторону, прося помочь с животными: «Мне оставили на поруки попугайчи­ка, а он ест только из рук маленьких девочек. Его хозяйка примерно твоя сверстница. Поможешь?» И девочки шли в сторону леса.

Иногда мы пропускаем мимо ушей насторожен­ные реакции наших детей. Мальчишка, жертва еще одного маньяка, жаловался маме, что за ним по ут­рам кто-то следит из-за кустов. «Показалось!» — от­махивалась мама.

Чтобы ребенок умел говорить: «Нет, я не буду этого делать», — нужно поощрять эту способность и тренировать ее.

Поощрять ее нужно потому, что она — признак взрослости и ответственности. Взрослый человек никогда не будет говорить: «Я куплю тебе миллион килограммов конфет и целый паровоз пряников!» Если, конечно, это не Карлсон или не Питер Пэн. Взрослый скажет: «Я не могу пока купить тебе эту игрушку. Но, возможно, мы ее купим через месяц, когда у меня будет зарплата». Примеров взрослых «нет» тьма. По правде сказать, это то, чем мы, взрос­лые, расстраиваем своих детей. Обратите внимание детей на компьютерные игры. В каждый ответствен­ный момент герои принимают ответственные реше­ния: «да» или «нет». При этом вероятность ответа «нет» ничуть не ниже, чем вероятность ответа «да».

Я думаю, наша ошибка часто состоит в том, что мы боимся вырастить не только непослушных, но и уп­рямых детей, которые будут препираться и отказы­ваться делать элементарные вещи: чистить зубы, шну­ровать ботинки, помогать на кухне, говорить «спаси­бо» за столом и прочее.

Памятка родителям

¨ На самом деле умение противостоять внешним требо­ваниям и провокациям — это признак зрелости, само­стоятельности ребенка, это признак формирования его личности. «Нет!» можно услышать в ответ на предложе­ние пирожного, компота, новой кофточки или даже по­хода в цирк.

¨ Первое «нет!» требует от ребенка мужества. Это признак взросления и требований большей свободы для себя.

¨ Конечно, первое «нет!» обычно пугает родителей, хотя любой психолог поздравил бы их с тем, что у их чада ра­ботают защитные механизмы. Ребенок впервые сам очер­чивает границы своего «Я»!

¨ Трудно представить, что ребенок, который никогда не го­ворит «нет» в общении с близкими, скажет «нет» незна­комому человеку.

¨ Нужно не только с уважением отнестись к «нет» своего ре­бенка, но и внимательно выслушать все его аргументы. Не забудьте спросить: «А почему нет?» Тогда вы сможете оценить, насколько его препирательства мотивированы и разумны.

¨ Есть особый тип психологической конституции, при кото­рой «нет» звучит чаще, чем «да». Это очень трудные в об­щении люди, упрямые, несговорчивые, монотонные, вдо­бавок ко всему, у них часто напрочь отсутствует чувство юмора. Но и у таких людей есть одно безусловное досто­инство: в силу своей толстокожести, они абсолютно защи­щены. И защищены они именно благодаря своему «нет!»


 

Глава 6

Как рассказать о том, что жизнь бесконечна?


 

 

Как выглядит Бог и нужно ли его баяться?

«Бог – этот дед Мороз»…

Защити нас от Лукавого

Секты – опасные сети для нас и наших детей

Как родители хотели спасти сына от российской

армии, а потеряли его в секте США

Куда уходят люди после смерти?








Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.