Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАК ВЫГЛЯДИТ БОГ И НУЖНО ЛИ ЕГО БОЯТЬСЯ?





Это неправильно надеяться на то, что ребенок вырастет и сам разберется с вопросами веры. Конеч­но, повзрослев, он будет разбираться с ним и без вас. Но не сообщить ему минимум мировоззренческой информации — значит оставить его один на один с проблемами жизни, смерти, смысла всего происхо­дящего на земле. В конце концов, любой ребенок за­хочет узнать, почему одни люди ходят в церковь, крестятся, а другие вроде делают то же самое, но ме­стом их воскресных визитов является мечеть.

Справка для родителей

Если в 1980-х годах уровень религиозности в городах составлял 10-20%, а в сельской местности 25-30% и выше (в среднем где-то порядка 20%), то исследования начала 1990-х годов показывают рост уровня религи­озности до 40-45%, а в конце 1990-х годов - до 60%. В последнее же время наметился отток прихожан. В Госу­дарственном реестре Минюста сегодня зарегистрировано более 20 тысяч религиозных организаций, представля­ющих около 60 конфессий, церквей, религиозных направ­лений и деноминаций. Более половины из них объеди­няют православных христиан. Вторая по популярности религия в России - ислам.

Итак, на территории нашей страны, основными религиями является православие и мусульманство. Мусульманского Бога зовут Аллахом. Если вы циви­лизованный человек, то сравнение религий и веро­ваний вы ни за что не проведете в негативном клю­че — одна лучше, а другая хуже.

Вот что говорят мудрые родители:

— Просто православие ближе нам: наши ба­бушки и дедушки верили в христианского Бога, он поддерживал их в трудную минуту, хранил их от бед и позволял отвечать на самые важные вопросы.

— Даже если у людей не было достойного за­ щитника в семье и никто не мог дать ему совета, все­гда был такой авторитет, который, по крайней мере, думал о бедном человеке и вразумлял его.

— Бог — это надежда на защиту и на то, что все проблемы разрешатся благополучно.

— Бог — это родной светлый человек. Он спра­ведлив и силен.

«БОГ - ЭТО ДЕД МОРОЗ»...

Да-да, одна из моих знакомых мам так и объяс­няла своему шестилетнему сыну:

— Когда-то люди придумали деда Мороза. Ты же веришь, что дед Мороз — это очень хороший дедуш­ка, который помнит обо всех детях и готовит всем им подарки?

— Никакого деда Мороза нет. Сашка сказал, что подарки дарят родители. Вы мне подарили мои лю­бимые конфеты и диск с игрой, которую я просил.

— Трудный вопрос. Я тоже никогда не видела деда Мороза после того, как выросла. Но думаю, он и не приходит к большим детям. Знаешь почему?

— Потому что они противные и плохо себя ведут?

— Почему это? Очень даже хорошие ребята есть и ведут себя замечательно.

— Потому что они не дураки?

— Это точно. Но главное не в этом. С 10—12 лет каждый ребенок переходит на другую ступень. Он становится ближе к деду Морозу и сам начинает делать то, что делают все деды Морозы. Готовить и дарить подарки, заботиться о детях — это самая пря­
мая их обязанность.

— А если я не хочу это делать?

— Как хочешь. Но тогда к твоим детям никогда не придет никакой дед Мороз.

— Но ты же все равно будешь дарить им по­дарки?

— Кому, внукам? Конечно, буду. И ты будешь, и твоя жена будет. Только все дети все равно ждут деда Мороза и Снегурочки.

Это один из первых разговоров о сверхъестест­венных силах в нашей жизни. После такого разго­вора легко перейти к разговору о Боге. Даже если вы атеист и не считаете нужным вообще заморачи-ваться по этому поводу, как образованный человек вы не будете отрицать значение мифологии в фор­мировании личности ребенка. Смысл ее не в том, чтобы одурманивать его («религия — опиум для народа» и все такое прочее), а в том, чтобы фор­мировалась целостная личность, во внутреннем пространстве которой все персонажи определены и договариваются друг с другом.

Есть такие вопросы, на которые нельзя ответить однозначно и прямо, какими бы правдивыми мы ни хотели быть перед нашими детьми. Можете ли вы ответить на вопрос, что такое любовь? Но вы точно сможете рассказать десяток историй о хорошей и плохой любви, о том, как она может вдохновлять и унижать. И о том, как трудно разгадать все ее тай­ны и избежать всех ловушек. Любовь, Бог, Жизнь — самые большие и трудно постижимые проекции личности человека. Говорить о них можно и нужно долго, раскрывая разные стороны как для себя, так и для ребенка.

Дед Мороз — хорошее начало. Сказки, несмот­ря на их языческое содержание, — это первый уро­вень обобщения жизни, доступный ребенку. Моя французская коллега Одиль Каррэ исследовала влияние сказок на психику ребенка и установила, что они оказывают колоссальное психотерапевтиче­ское воздействие как на самого дитя, так и на его отношения с человеком, который рассказывает сказку.

Сам по себе процесс рассказывания успока­ивает и одновременно питает детский ум. Сказка позволяет проживать вместе с ребенком тысячи си­туаций — сложных, опасных и радостных. Она де­лает нас ближе с нашими детьми, сохраняя таким образом не только целостность личности ребенка, но и единство семьи.

Еще один образный «прототип» Бога — это доб­рый Волшебник. Волшебники населяют разные сказ­ки. Кажется, в наших отечественных сказках мир предстает более враждебным, чем, может, стоило бы. У нас везде то Баба-яга, то Кощей, то Леший, то Соловей-разбойник. Но американские психоана­литики ставят в пример именно русские народные сказки, где злых персонажей не нужно бояться — с ними нужно договариваться, а если надо, то и бороться и обманывать их. В каждой душе живут не только светлые персонажи, но и темные. Как и в жиз­ни. Русские сказки, считает известная психоана­литик Кларисса Эстес, позволяют развивать инту­ицию ребенка, тренировать его инстинктивную сферу. В жизни полно ситуаций, которые требуют колоссального напряжения внутренних ресурсов, разрешить которые можно только интуитивно, по­лагаясь, если хотите, на свой собственный острый нюх. Трудно не согласиться с Эстес. Помните: на­право пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь?.. Волнительный момент. Типичная, между прочим, жизненная ситуация.

Итак, сказки — еще одна ступенька на пути к разговору о важных и мировоззренческих темах.

— Так как же прямо ответить на вопрос о том, есть Бог или нет? — спрашивает родитель.

— Утвердительно. Он есть! Однозначно нужно отвечать, что есть. Хотя бы потому, что на сегодняш­ний день большинство жителей планеты уверены в
его существовании. А является он идеей, живым су­ществом или сущностью жизни, ребенку предстоит решить позже самому. Можно ответить более точ­но: «Большинство людей думает, что Бог есть, и это помогает им жить».

Отвечая на вопросы ребенка, важно не закры­вать тему, а озадачивать его и оставлять возмож­ность для других вопросов и рассуждений. Это зна­чит, что мы всегда должны быть готовы к тому, что­бы честно признаться: «Я пока не могу ответить на этот вопрос. Давай подумаем вместе...»

К сожалению, директивные методы воспитания, принятые у нас в семьях, приводят к противопо­ложным результатам: часто ребенок больше никог­да не обратится к вам с вопросом, который ему так тяжело дался.

ЗАЩИТИ НАС ОТ ЛУКАВОГО...

Единственное, против чего я бы возражала, так это против страха перед небесными силами.

Однажды мне пришлось консультировать семью наших журналистов в Париже. Это замечательное семейство, очень дружное, красивое, я их очень люб­лю, и мы дружим уже много лет. Тогда их младший сын Вася испытывал трудности адаптации во фран­цузской школе, жался по углам, ни с кем не разго­варивал. Даже дома, со своей замечательной мамой. Именно это и послужило поводом разыскать меня в Париже, во время одной из моих командировок.

Обычная консультация с психологом состоит из трех частей. Во время первой я выслушиваю роди­телей, во время второй мы беседуем с ребенком, при третьей я делюсь своими открытиями и соображе­ниями с родителями, и мы обсуждаем, как будем двигаться дальше.

Родительская версия состояла в том, что ребенок чем-то серьезно болен и, возможно, нуждается в по­мощи психиатра.

— Он подолгу не может уснуть. Боится оставать­ся один. Я ложусь с ним, но он вертится, постоянно проверяет, на месте ли я, — говорила мама.

— Он у нас поздний, четвертый, может, мы ма­ло им занимаемся? — сомневался папа.

Васю я попросила принести карандаши и его лю­бимые рисунки, потому что уже знала от родителей, что он любит рисовать и лепить.

— Привет! Тебе удобно сидеть на краешке ди­вана? Давай, придвигайся ко мне.

Я обняла Васю, мы стали с ним единой скульп­турой и склонились над рисунками.

— Я очень рада тому, что смогла с тобой по­знакомиться. Я вижу, что ты очень талантливый мальчик. Это здорово — то, что ты рисуешь. Но ты знаешь, я тоже хороший и любопытный человек. Я психолог.

Вася кивнул. Видно было, что он испытывает ог­ромный интерес и готов пообщаться.

— А ты знаешь, что делает психолог?

— Помогает детям?

— Молодец!

— Мне нужно вам рассказать.

— Правда? Я понимаю...

— Он меня мучит.

— Кто?

Молчит.

— Это кто-то в семье?

— Нет,— улыбается.
Разводит руки как можно шире.

— Такой большой?

— Угу.

— Белый?

— Зеленый.

— Ты забыл, как его зовут?

— Нет. Не могу сказать.

— Пообещал? — догадываюсь.

— Угу.

— А кому? Папе? Брату?

— Нет, ему.

— То есть зеленому?

— Угу.

— Понятно. Ситуация у нас сложная. Что будем делать?

Пожимает плечами. Но видно, что испытывает напряжение и хочет, чтобы ему помогли избавить­ся от секрета.

— А знаешь что? Давай я отвернусь, а ты молча нарисуешь его, и я взгляну только одним глазком? — иду я на уловку.

Он закрывает ладошкой листок и начинает что-то чертить. Я стою возле окна отвернувшись. На­против огромный школьный двор. Там учится Вася. Во время перемен десятки учеников играют у меня под окном. Но Вася жмется в угол, боясь, что его обидят. Эту сцену каждый день наблюдает его мама.

— Все!

Я поворачиваюсь, энергично двигаюсь в сторо­ну мальчишки, чтобы сэкономить время, и загляды­ваю ему через плечо.

Вместо ожидаемого зеленого чудовища через весь лист было написано: «ЛУГАВЫЙ».

Ба! «Защити нас от Лукавого» — молитва «Отче наш». Я внимательно оглядываю комнату. По всем книжным полкам стоят иконки...

С родителями Васи мы договорились, что молит­ву со словами «Защити нас от Лукавого» на ночь ему будет читать отец. Так и договорились, что пока Ва­се не исполнится 11 лет, некоторые важные дела они будут делать вместе, а некоторые — только отец со старшим братом. В конце концов, это и есть их пря мая обязанность — защищать. А французский кол­ледж по большому счету к психологическим трудно­стям Васи не имел никакого отношения. Мальчишка после наших встреч ожил, стал спокойно и счастли­во спать, играть со своими сверстниками-француза­ми. Все как рукой сняло!

После долгого периода атеизма, наши граждане с особой рьяностью и педантизмом кинулись в рели­гиозную жизнь! Пассионарность родителей может быть непонятной детям, а отсутствие опыта обще­ния с детьми на религиозные темы, может привес­ти не к сплочению семьи, а к отчуждению. Архивы русской эмиграции в том же Париже хранят пись­менные свидетельства культуры общения между детьми и родителями, детьми и педагогами о самых сокровенных вещах. «Беседы с юношеством» пра­вославного философа и педагога Зеньковского — образец деликатности и внимательного отношения к юной, еще неокрепшей душе.

Далеко не каждый православный священник сегодня готов уделить должное внимание семьям прихожан, а особенно детям. Печально, что сегодня священник и детский психолог конкурируют при оказании помощи. Если родитель, стараясь удер­жаться в рамках ортодоксальной религии, будет спрашивать своего исповедника совета, может ли он обратиться к психологу, и не получит такого благо­словения, ребенок останется без профессиональной помощи.

Своему 18-летнему сыну, которого я в свое вре­мя вытаскивала из секты, а потом обнаружила в од­ном из православных храмов, я могу сказать просто: «Бог — это самая значительная, самая важная про­екция личности, ее готовность к высшему призна­нию и абсолютной, безусловной любви». Эту связь и эту надежду в человеке нужно только укреплять.

Но с тех пор как ортодоксальные религии получили распространение, количество приемов, как укрепля­ющих веру человека в себя, так и отказывающих ему в праве на свою собственную жизнь, значитель­но возросло. Выбирая авторитетного советчика, вы во многом решаете судьбу своего ребенка. Пожа­луйста, будьте внимательны. Не всякий ребенок го­тов к серьезным внутренним испытаниям, а обрядо­вая жизнь, предписываемая нам религией, может остаться непонятной и испугать новичка. Внимание! Особенно это касается детей с богатым воображе­нием и склонностью к фантазиям. Художественно одаренные дети отличаются повышенным нейротиз-мом и тревожностью.

Мир и так наводнен страхами. Стоит ли угнетать психику ребенка еще и представлением о полной зависимости от небесных сил, наказание которых может быть роковым? В этом вопросе христиан­ские религии не могут договориться. Смеется ли Бог, следя за гармонией и балансом на Земле (като­личество)? Или он смотрит на нас строго и сурово, грозя пальчиком, и является последним и непрере­каемым авторитетом (православие)? Или Бог готов сотрудничать с разумными и послушными мальчи­ками и девочками, помогать слабым (протестан­тизм)? Я подолгу жила в католической Франции, протестантской Америке и все время возвращалась к себе на родину. Лично у меня сложилось впечат­ление, что православие — для очень сильных, могу­щих выдерживать самые суровые испытания лю­дей, католичество — для людей средней психологи­ческой силы и умеренных амбиций, а протестан­тизм — для слабых, но не ленивых. Мы все время рвемся к самым высоким достижениям и достигаем своей цели, хотя и огромной ценой. Космос, балет, кино, хоккей... Мы все время хотим быть лучшими.

Лучших всегда немного. Так что же, этот мир и эта жизнь только для них, для избранных? А остальные не любят, не хотят быть счастливыми, не делают ни­чего стоящего?







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.