|
О ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССЕУ ДЕТЕЙ? Посттравматический стресс — это тяжелое психологическое состояние, сопровождающееся снижением настроения, ухудшением памяти, пессимистической оценкой перспектив, депрессией, невозможностью устанавливать глубокие контакты с окружающими, высокой возбудимостью или, напротив, слабой активностью детей. Но главная особенность посттравматического стресса — это его продолжительность. После первой, острой фазы страха и последующего шока наступает довольно длительный период внешне нормального поведения, когда ребенок ведет себя «как всегда». Единственное, чего он избегает, так это ситуаций и разговоров, связанных с предыдущим шоком. Он как бы «забывает» все. Доходит до абсурда. Ребенок может настаивать на том, что он никогда не был на представлении «Норд-Оста», несмотря на три дня ада и последующую длительную госпитализацию. Но проходит время, годы (иногда два, иногда десять), и с уже взрослым человеком начинается истерика, его мучают воспоминания, все переживается как вчера — ярко, эмоционально насыщенно и также пугающе. И становится ясно: все это время травма жила в душе и влияла на восприятие человека, на его отношения с родными, на его карьеру, — словом, на его судьбу. Массовым посттравматический стресс появляется в результате войн, катастроф, землетрясений. Свое название этот синдром (почти заболевание, но позволяет жить в обычных условиях, без госпитализации) получил после того, как психологи стали работать с ветеранами войн — вьетнамской, афганской, чеченской. Но, конечно, психологические последствия войн и катастроф были и раньше. Просто психическому здоровью уделяли меньше внимания. Печаль но, но именно воины стимулировали развитие психологии как науки и практики. И совсем недавно стали обращать внимание на детей. Виной тому — подлый терроризм, который делает уязвимыми нас и наших детей на улицах, в школе, дома, в метро и в больницах. Но, кроме прямых, первичных жертв терроризма, есть еще и те, кто стал свидетелем и травмирован увиденным. Количество вторичных жертв и среди взрослых, и среди детей несопоставимо выше, чем прямых. В этом и состоит основной расчет террористов. Дети, которые смотрели телевизор во время захвата заложников в Беслане и потом не спали по ночам, отказывались выходить на улицу и, конечно, идти в школу на следующий день, оказались наиболее заметными вторичными жертвами. Памятка родителям ♦ Если дети боятся идти в детский сад или школу, нужно найти способ оставить их дома на 1-3 дня. Учиться они все равно не смогут. Более того, испуганные дети будут ♦ С ребенком нужно поговорить о том, что его пугает. И первое, что нужно сделать, - это прижать его к себе: «Не бойся, я с тобой! Я никому не дам в обиду своего малыша». ♦ Нужно рассказывать детям о том, что другие дети нуждаются в помощи и прививать им солидарность. Отнести игрушку в пункты сбора помощи пострадавшим, написать Но! Если ребенок шокирован, испуган, не нужно на него давить и мучить разговорами. Когда пройдет самая острая фаза, вы обязательно поговорите. А пока нужно просто побыть с ним и попробовать чем-то порадовать или отвлечь: игрушкой, фильмом, книжкой. ♦ Не забудьте сказать, что бояться террористов (равно, как и других опасностей) — это нормально: «Любой бы испугался на твоем месте!», «Взрослых людей специально учат жить и работать в условиях опасностей. Врачи, пожарные, спасатели специально и долго этому учатся. А когда они были маленькими, они тоже боялись. Может, даже больше всех, поэтому и решили вырасти и помогать людям». В нескольких московских школах учащиеся 3 — 4 классов написали послания детям Беслана, в которых были слова поддержки, восхищения мужеством ровесников: «Это большое горе, которое объединяет нас»; «Трагедия для всех нас»; «Террористы — это нелюди, звери, которые посягнули на самое дорогое — жизнь, которая у многих только началась»; «Все самое плохое, злое и ничтожное попыталось взять верх над самым светлым и добрым»; «Терроризм — это самое страшное, что есть в мире. Москва, Буденовск, Волгодонск, Дагестан, а теперь к этому списку прибавился еще один город нашей родины — Беслан». Дети писали: «Вы должны быть сильными и мужественными»; «Поскорее выздоравливайте»; «Здоровья, радости, быстрого выздоровления и возвращения домой»; «Держитесь, вы — настоящие герои». Все школьники демонстрировали солидарность, поддержку и разделяли горе своих сверстников. Миротворческие акции проводились и в провинции: «Подарим игрушку тем, у кого ее нет!», «Письмо мира». Показать сплоченность, неравнодушие окружающих людей — значит придать детям уверенности в том, что с горем можно справиться, не нужно отчаиваться, нужно действовать. Но эти акции не обязательно должны быть коллективно организованными, они могут носить характер частных инициатив. По иронии некоторые психологи рекомендовали играть с детьми в террористов, как это делают в Израиле. Всему свое время и свое место. В первые дни после шока, нужно максимально удалить психологически ребенка от источника страхов. Игры, разговоры будут уместны потом, на фазе рационализации шока. Хочу рассказать в двух словах об уникальных «невербальных» методах реабилитации детей, созданных российскими специалистами. В 2000 году в одном из детских садов на Каширском шоссе был создан Реабилитационный центр коррекционной педагогики «Сломанный Цветок» — для детей от 2 до 15 лет. Я побывала там по совету моих коллег социальных работников, и с тех пор мы дружим. Для организации и проведения коррекционных мероприятий были привлечены психологи, психиатры, педагоги и журналисты. На территории небольшого детсада был создан игровой городок с уникальными методиками под общим названием «Мозартика». Я считаю основным достижением моих коллег то, что они выводят вовне детскую травму и учат детей с нею справляться даже тогда, когда ребенок стал совсем неконтактным. Переживший трагедию малыш иногда не может говорить о ней. Он просто молча смотрит в одну точку. Шок — это мощная защитная реакция организма. Но в случае, если она затянется, деятельность всего организма может быть парализована. Раскладывая мозаику, дети инстинктивно воссоздают образ «беды». Это может быть сбившая ребенка машина, сгоревший дом, погибшие родственники. Если «беду» можно складывать и раскладывать, значит, с нею можно справляться. «Мозартика» (от слов «мозаика» и «art» — искусство) — это набор конструкторов, фактически проективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать психологические проблемы детям вне зависимости от их состояния, возраста, национальности в игровой форме. Например, там есть комната страха, город Изюм, Кенгуру с Большим Ухом, чтобы ему могли жаловаться дети, и т. д. Задача игрового комплекса — помочь ребенку за несколько занятий восстановить картину мира, обозначить проблему, пройти курс реабилитации. В одной из комнат бывшего детского сада, на территории которого раскинулась «Мозартика», размещены несколько больших столов. Они и служат основанием для создания новых миров. Фигурные края, абстрактные образы. В фоновой окраске столов прочитываются космические просторы, луга и очертания мегаполиса. Они провоцируют фантазию детей, ничем ее не ограничивая. Создатели «Мозартики» запустили в производство настольную версию своей методики. Ее можно купить в магазинах детских игрушек. В комнате Страха, напротив, нет ничего, кроме темноты. В ней нет окон, а дверью служит тяжелый занавес. Стены, потолок этой маленькой каморки (в прошлой жизни кладовки) оклеены темно-синими обоями, символизирующими темное небо. Весь фокус этого метода, который может быть использован родителями и в домашних условиях, в том, чтобы вместе с ребенком провести некоторое время в «страшном месте». Не испугаться, не убежать, не разрыдаться, а притаиться, внимательно оглядеться и поговорить о том, что пугает. Важно взяться за руки и побыть вместе. Специалисты «Сломанного цветка», который работает как официальный центр московского правительства, приглашаются во все точки, где происходят крупные теракты. Их работа поддерживается международными организациями. Однако общение с коллегами после трагедии в Беслане лишний раз убедило меня в том, что успех реабилитации наших детей зависит в наибольшей степени от родителей. Сила рода, большой семьи очень сильна в восточной традиции. Некоторые семьи хоронили по 6 — 8 детей. Иногда психологически сильные дети восстанавливаются быстрее взрослых и «вытаскивают» своих родных сами. Другие, психологически слабые, будут идти на дно вместе с родными. Мой коллега из Италии, детский доктор Владимир Обозинский, писал в канун 2005 года, что он и его жена взяли к себе несколько детей, организовали для них елку, приготовили подарки, потому что родители «забыли» это сделать. Самое лучшее для детей таких «забывчивых» родителей — это переселиться жить в семьи родственников или уехать жить и учиться подальше от места трагедии. Очень важно, чтобы дети не обозлились, не выросли в кровавых мстителей. Но и здесь специалисты указывают на роль семьи и ближайшего окружения. Памятка родителям ♦ Основным источником формирования установок на терпимое отношение к иным, не похожим на нас людям является семья, а позже уже и среда сверстников. ♦ Установлено, что существует устойчивая взаимосвязь между полом и возникновением посттравматического стресса у детей. У девочек посттравматический стресс возникает чаще и его признаки выражены сильнее. ♦ Уровень интеллекта имеет наибольший вес среди индивидуально-психологических характеристик, связанных с возникновением посттравматического стресса у детей. Существует обратная зависимость: чем ниже интеллект, тем интенсивнее проявления посттравматического стресса. ♦ Внимание! Отсутствие адекватной поддержки, нормального функционирования и крепкой структуры в семье способствует возникновению посттравматического стресса у детей. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|