Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССЕ





У ДЕТЕЙ?

Посттравматический стресс — это тяжелое пси­хологическое состояние, сопровождающееся сни­жением настроения, ухудшением памяти, пессими­стической оценкой перспектив, депрессией, невоз­можностью устанавливать глубокие контакты с окружающими, высокой возбудимостью или, напро­тив, слабой активностью детей. Но главная особен­ность посттравматического стресса — это его про­должительность. После первой, острой фазы страха и последующего шока наступает довольно длитель­ный период внешне нормального поведения, когда ребенок ведет себя «как всегда». Единственное, чего он избегает, так это ситуаций и разговоров, связан­ных с предыдущим шоком. Он как бы «забывает» все. Доходит до абсурда. Ребенок может настаивать на том, что он никогда не был на представлении «Норд-Оста», несмотря на три дня ада и последующую длительную госпитализацию.

Но проходит время, годы (иногда два, иногда десять), и с уже взрослым человеком начинается истерика, его мучают воспоми­нания, все переживается как вчера — ярко, эмоци­онально насыщенно и также пугающе. И становится ясно: все это время травма жила в душе и влияла на восприятие человека, на его отношения с родными, на его карьеру, — словом, на его судьбу.

Массовым посттравматический стресс появляет­ся в результате войн, катастроф, землетрясений. Свое название этот синдром (почти заболевание, но позво­ляет жить в обычных условиях, без госпитализации) получил после того, как психологи стали работать с ветеранами войн — вьетнамской, афганской, чечен­ской. Но, конечно, психологические последствия войн и катастроф были и раньше. Просто психиче­скому здоровью уделяли меньше внимания. Печаль но, но именно воины стимулировали развитие пси­хологии как науки и практики.

И совсем недавно стали обращать внимание на детей. Виной тому — подлый терроризм, который делает уязвимыми нас и наших детей на улицах, в школе, дома, в метро и в больницах.

Но, кроме прямых, первичных жертв террориз­ма, есть еще и те, кто стал свидетелем и травмирован увиденным. Количество вторичных жертв и среди взрослых, и среди детей несопоставимо выше, чем прямых. В этом и состоит основной расчет террори­стов. Дети, которые смотрели телевизор во время захвата заложников в Беслане и потом не спали по ночам, отказывались выходить на улицу и, конечно, идти в школу на следующий день, оказались наибо­лее заметными вторичными жертвами.

Памятка родителям

♦ Если дети боятся идти в детский сад или школу, нужно найти способ оставить их дома на 1-3 дня. Учиться они все равно не смогут. Более того, испуганные дети будут
индуцировать друг друга, заражать своими страхами и невероятными предположениями.

♦ С ребенком нужно поговорить о том, что его пугает. И пер­вое, что нужно сделать, - это прижать его к себе: «Не бой­ся, я с тобой! Я никому не дам в обиду своего малыша».
Не бойтесь взять его на ночь к себе в кровать. За одну-две ночи он не привыкнет, но зато почувствует себя за­щищенным и успокоенным.

♦ Нужно рассказывать детям о том, что другие дети нужда­ются в помощи и прививать им солидарность. Отнести иг­рушку в пункты сбора помощи пострадавшим, написать
письмо или сделать открытку — хороший способ актив­ного противостояния беде.

Но! Если ребенок шокирован, испуган, не нужно на него давить и мучить разговорами. Когда пройдет самая ост­рая фаза, вы обязательно поговорите. А пока нужно просто побыть с ним и попробовать чем-то порадовать или отвлечь: игрушкой, фильмом, книжкой.

♦ Не забудьте сказать, что бояться террористов (равно, как и других опасностей) — это нормально: «Любой бы испу­гался на твоем месте!», «Взрослых людей специально учат жить и работать в условиях опасностей. Врачи, пожарные, спасатели специально и долго этому учатся. А когда они были маленькими, они тоже боялись. Может, даже боль­ше всех, поэтому и решили вырасти и помогать людям».

В нескольких московских школах учащиеся 3 — 4 классов написали послания детям Беслана, в которых были слова поддержки, восхищения му­жеством ровесников: «Это большое горе, которое объединяет нас»; «Трагедия для всех нас»; «Терро­ристы — это нелюди, звери, которые посягнули на самое дорогое — жизнь, которая у многих только началась»; «Все самое плохое, злое и ничтожное по­пыталось взять верх над самым светлым и добрым»; «Терроризм — это самое страшное, что есть в мире. Москва, Буденовск, Волгодонск, Дагестан, а теперь к этому списку прибавился еще один город нашей родины — Беслан». Дети писали: «Вы должны быть сильными и мужественными»; «Поскорее выздорав­ливайте»; «Здоровья, радости, быстрого выздоровле­ния и возвращения домой»; «Держитесь, вы — на­стоящие герои». Все школьники демонстрировали солидарность, поддержку и разделяли горе своих сверстников.

Миротворческие акции проводились и в провин­ции: «Подарим игрушку тем, у кого ее нет!», «Письмо мира». Показать сплоченность, неравнодушие окру­жающих людей — значит придать детям уверенности в том, что с горем можно справиться, не нужно от­чаиваться, нужно действовать. Но эти акции не обя­зательно должны быть коллективно организованны­ми, они могут носить характер частных инициатив.

По иронии некоторые психологи рекомендовали играть с детьми в террористов, как это делают в Из­раиле. Всему свое время и свое место. В первые дни после шока, нужно максимально удалить психологи­чески ребенка от источника страхов. Игры, разговоры будут уместны потом, на фазе рационализации шока.

Хочу рассказать в двух словах об уникальных «невербальных» методах реабилитации детей, со­зданных российскими специалистами.

В 2000 году в одном из детских садов на Кашир­ском шоссе был создан Реабилитационный центр коррекционной педагогики «Сломанный Цветок» — для детей от 2 до 15 лет. Я побывала там по совету моих коллег социальных работников, и с тех пор мы дружим.

Для организации и проведения коррекционных мероприятий были привлечены психологи, психиат­ры, педагоги и журналисты. На территории небольшо­го детсада был создан игровой городок с уникальны­ми методиками под общим названием «Мозартика». Я считаю основным достижением моих коллег то, что они выводят вовне детскую травму и учат детей с нею справляться даже тогда, когда ребенок стал сов­сем неконтактным. Переживший трагедию малыш иногда не может говорить о ней. Он просто молча смотрит в одну точку. Шок — это мощная защитная реакция организма. Но в случае, если она затянется, деятельность всего организма может быть парали­зована. Раскладывая мозаику, дети инстинктивно воссоздают образ «беды». Это может быть сбившая ребенка машина, сгоревший дом, погибшие родст­венники. Если «беду» можно складывать и раскла­дывать, значит, с нею можно справляться.

«Мозартика» (от слов «мозаика» и «art» — искус­ство) — это набор конструкторов, фактически про­ективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать пси­хологические проблемы детям вне зависимости от их состояния, возраста, национальности в игровой форме. Например, там есть комната страха, город Изюм, Кенгуру с Большим Ухом, чтобы ему могли жаловаться дети, и т. д. Задача игрового комплекса — помочь ребенку за несколько занятий восстановить картину мира, обозначить проблему, пройти курс реабилитации. В одной из комнат бывшего детско­го сада, на территории которого раскинулась «Мозартика», размещены несколько больших столов. Они и служат основанием для создания новых ми­ров. Фигурные края, абстрактные образы. В фоно­вой окраске столов прочитываются космические просторы, луга и очертания мегаполиса. Они прово­цируют фантазию детей, ничем ее не ограничивая. Создатели «Мозартики» запустили в производство настольную версию своей методики. Ее можно ку­пить в магазинах детских игрушек.

В комнате Страха, напротив, нет ничего, кроме темноты. В ней нет окон, а дверью служит тяжелый занавес. Стены, потолок этой маленькой каморки (в прошлой жизни кладовки) оклеены темно-синими обоями, символизирующими темное небо. Весь фо­кус этого метода, который может быть использован родителями и в домашних условиях, в том, чтобы вместе с ребенком провести некоторое время в «страшном месте». Не испугаться, не убежать, не разрыдаться, а притаиться, внимательно оглядеться и поговорить о том, что пугает. Важно взяться за ру­ки и побыть вместе.

Специалисты «Сломанного цветка», который ра­ботает как официальный центр московского прави­тельства, приглашаются во все точки, где происходят крупные теракты. Их работа поддерживается между­народными организациями. Однако общение с коллегами после трагедии в Беслане лишний раз убеди­ло меня в том, что успех реабилитации наших детей зависит в наибольшей степени от родителей. Сила ро­да, большой семьи очень сильна в восточной традиции. Некоторые семьи хоронили по 6 — 8 детей. Иногда пси­хологически сильные дети восстанавливаются быст­рее взрослых и «вытаскивают» своих родных сами. Другие, психологически слабые, будут идти на дно вместе с родными. Мой коллега из Италии, детский доктор Владимир Обозинский, писал в канун 2005 го­да, что он и его жена взяли к себе несколько детей, организовали для них елку, приготовили подарки, потому что родители «забыли» это сделать. Самое лучшее для детей таких «забывчивых» родителей — это переселиться жить в семьи родственников или уехать жить и учиться подальше от места трагедии. Очень важно, чтобы дети не обозлились, не вырос­ли в кровавых мстителей. Но и здесь специалисты указывают на роль семьи и ближайшего окружения.

Памятка родителям

♦ Основным источником формирования установок на тер­пимое отношение к иным, не похожим на нас людям является семья, а позже уже и среда сверстников.

♦ Установлено, что существует устойчивая взаимосвязь между полом и возникновением посттравматического стресса у детей. У девочек посттравматический стресс возникает чаще и его признаки выражены сильнее.

♦ Уровень интеллекта имеет наибольший вес среди индиви­дуально-психологических характеристик, связанных с воз­никновением посттравматического стресса у детей. Суще­ствует обратная зависимость: чем ниже интеллект, тем ин­тенсивнее проявления посттравматического стресса.

♦ Внимание! Отсутствие адекватной поддержки, нормаль­ного функционирования и крепкой структуры в семье способствует возникновению посттравматического стрес­са у детей.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.