Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОМПЕНСИРУЮТ ЛИ НЕДОСТАТКИ ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЕТСКИЕ КНИГИ?





Периодически я провожу экскурсии в специа­лизированные магазины детской книги, а также в детские секции самых крупных книжных магази­нов. Прилавки забиты дорогими детскими издания­ми. Среди них — книги-игрушки (раскладываются, как кукольные театры, книги про животных для самых маленьких. Многократно переиздавались книги известных еще в советские времена детских писателей — Маршака, Чуковского, Барто. Однако по тиражам лидируют Милн с его «Винни Пухом» и Линдгрен с «Карлсоном». По-прежнему дети, как и их родители в детстве, читают Андерсена, брать­ев Гримм, Перро.

Все крупные издательства имеют редакции дет­ской литературы. «ACT», «Махаон», «Idebook», «Бе­лый город» выпускают энциклопедии для средних и старших школьников. Любимые разделы: «Диноза­вры», «Мифы», «Лошади», «Военная техника». Это новая традиция — просто и доступно рассказывать детям о сложных явлениях, памятных событиях и неизвестных объектах.

Но при всем разнообразии книжной продукции практически отсутствуют дешевые, тонкие книжки для детей. Нет ранее очень популярных книжек-рас­красок. Такое впечатление, что детская книга сего­дня призвана развлекать. Доступна же она только людям со средним достатком. Можно сказать, что книжки стали предметом детской роскоши, а не средством познавательной активности.

Мне не удалось найти книг, в которых бы гово­рилось о детях другой национальности, бедных де­тях, которые нуждаются в помощи, о национальных традициях семей, с которыми соприкасаются семьи российских граждан. Даже в советские времена, времена «пролетарского интернационализма» идеи дружбы и братства между всеми народами мира муссировались и в учебниках, начиная с букваря, и на телевидении (большие сборные концерты всегда начинались с фольклорных постановок). На плака­тах и на обложках книг можно было увидеть широ­ко улыбающихся мальчиков — темнокожего, желто­кожего и белокожего.

Детские писатели сейчаг руководствуются ры­ночной конъюнктурой, считают, что книги социаль­ной направленности могут быть только заказаны го­сударством: частные издательства их не купят. Так считает популярный детский писатель Г. Остер.

Мультфильмы и детское кино также оказались мало востребованными. Бывший генеральный дирек­тор Киностудии им. Горького В. Грамматиков сетует: когда-то самая крупная в стране студия детских и юношеских фильмов проходит сейчас сложный этап приватизации и реорганизации. За последние годы не был снят ни один детский фильм.

Таким образом, детская книга стала доходным товаром, ориентированным, главным образом, на «средний класс». Основным персонажем книги ста­новится все более абстрактный ребенок, чье дет­ство беспроблемно, наполнено фантазиями. Дети все больше предпочитают смотреть кино и мульт­фильмы, причем западного, в основном американско­го, производства. Отечественный кинематограф и телевидение пока не собираются перехватывать инициативу.

Странная вещь: имея возможность предъявлять детям любые образцы книг, сказок, книжек-раскра­сок, мы, наверное, в погоне за самым лучшим, ра­нее нами не виданным, стали покупать детям яркие, аляповатые, нерусские экземпляры, сформировав таким образом спрос на плохой вкус.

Что теперь делают разумные родители? Они достают с антре­солей или просят у знакомых старые советские издания. Они не такие новые, но эти книги намно­го содержательнее, а главное — они объединяют нас с нашими детьми. Настоящая близость может быть у людей, у которых общее детство, общие восторги, страхи и впечатления. Опыт последней нашей эми­грации показывает, что родители, которые, выехав на Запад, стали вести себя так, как будто они «на­стоящие французы», «настоящие американцы», сло­вом люди особенные, так вот эти родители сталки­ваются с психологическим разрывом в отношениях с родными детьми. Отказываясь от своего детства, стараясь забыть его как страшный сон, мы переста­ем интересовать своих собственных детей. Они рас­тут холодными или просто равнодушными — таки­ми, какими пытаются казаться их неразумные, не­множко зазнавшиеся родители.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, прочитав эту книгу, вы теперь знаете, что именно мы скрываем от себя и своих детей, боясь нарушить их и свое спокойствие, не зная, как на­чать разговор, или не считая нужным вообще искать слова и интонации, чтобы объясниться с ними.

Основные проблемы в общении с детьми остро переживаются в подростковом возрасте, а вот за­кладываются они в раннем детстве. Дошкольный возраст (5 — 8 лет) — самый важный для формиро­вания навыков общения. Именно тогда ребенку нужно успеть сообщить важные сведения о жизни. Страх родителя перед ^оими детьми, неловкость и незнание, как сказать ребенку правду, боязнь поте­рять свой авторитет, испугать ребенка или, напро­тив, рассмешить его — самые серьезные препятст­вия для того, чтобы поговорить с малышом.

Когда детей начинают мучить вопросы любви, предательства, когда в них просыпаются сексуаль­ные фантазии или они начинают общаться на ули­це с подозрительными сверстниками, разговор ста­новится почти невозможным уже из-за недоверия, накопившегося между ребенком и родителем.

Эту отечественную практику замалчивания са­мых важных человеческих проблем нужно менять. За свое счастливое «золотое» детство («вырастет — хлебнет, а сейчас пускай порадуется») дети и рас­плачиваются мучительной, несчастной, неразделен­ной и полной недоверия взрослой жизнью. Все са­мое важное они по-прежнему узнают от чужих людей на улице.

Жизнь стала сложней, кажется нам опасней, но не перестает радовать и манить. Нужно ли детям го­ворить об угрозе терроризма? Как подготовить свое чадо к разводу? Как реагировать на его стеснение перед сверстниками из-за старых игрушек? Стоит ли изолировать ребенка от ребят-инвалидов или де­тей из семьи алкоголиков? Нужно ли платить ему за домашнюю работу? А главное, как это сделать? Ка­кими именно словами и формулами пользоваться, чтобы не перегнуть палку?

Беда в том, что многие родители и сами не зна­ют, дана им эта жизнь в наказание или в награду, и искренне надеются, что их детям удастся избежать проблем и неприятностей, с которыми они не спра­вились сами. Скрывать правду от детейэто на­ша печальная национальная традиция. Сейчас мно­гие родители и воспитатели осознают важность раз­говора с малышами. Но у них за спиной нет опыта обсуждения самых важных и насущных проблем с их собственными родителями. Очень надеюсь, что этой книгой я помогла вам и вашим детям.


СОДЕРЖАНИЕ







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.