|
СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ3.1 Понятие стратегии предприятия розничной торговли
Розничная торговля (ритейл, ритейлинг, ритейлинговый бизнес) – это совокупность видов предпринимательской деятельности, увеличивающая ценность товаров и услуг, продаваемых потребителям. Предприятие розничной торговли – это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполняющее работы и оказывающее услуги покупателям для их личного, семейного, домашнего пользования. Стратегия предприятия розничной торговли (ПРТ) формирует способы, с помощью которых фирма планирует использовать имеющиеся в ее распоряжении ресурсы для достижения поставленных целей. Она определяет: 1. Целевой рынок розничного торговца. Целевой рынок – это сегмент или сегменты рынка, на обслуживании которых торговец планирует сконцентрировать свои ресурсы и элементы торговли-микс. Леви М. и Вейтц Б.А. определяют розничный рынок как группу потребителей с одинаковыми потребностями (сегмент рынка) и группы розничных торговцев, удовлетворяющих нужды покупателей с помощью одной и той же формы торговли. Таким образом, розничный рынок может быть определен с точки зрения потребителей (целевой сегмент или целевой рынок) и с точки зрения конкурентов, т.е. других фирм, использующих такую же форму торговли. Выбирая целевой рынок, розничный торговец определяет, каких покупателей он стремится обслужить, а при определении формы торговли указывает общие характеристики торговли-микс (предлагаемые товары и услуги, политика ценообразования, программа продвижения, подходы к дизайну магазина и представлению товара, типичное месторасположение), с помощью которой будут удовлетворяться их потребности. 2. Форму торговли, которую планирует использовать фирма для удовлетворения потребностей целевого рынка. Форма торговли – это совокупность элементов торговли-микс. 3. Методы достижения и поддержания конкурентоспособности компании (создание и сохранение конкурентных преимуществ) [15].
3.2 Объекты стратегического управления маркетинговой деятельностью предприятия розничной торговли Составляющими стратегии маркетинговой деятельности ПРТ являются объекты ее стратегического управления, к которым можно отнести следующие: 1. Ассортиментная концепция. Ее основная цель – определение набора товаров, наиболее предпочтительных для целевого рынка и обеспечивающих рентабельность. Приоритетные задачи ассортиментной концепции: - увязка миссии предприятия с потенциальными возможностями рынка и ресурсами предприятия, которыми оно сможет располагать в стратегической перспективе; - изучение требований потребителя к товару, упаковке, методам продажи, сервису, услугам; - разработка направлений формирования товарного ассортимента, обеспечивающих конкурентные преимущества и на этой основе максимизацию прибыли в долгосрочной перспективе; - выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов; - определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своего жизненного цикла; - разработка стратегии реализации каждого товара, включенного в ассортимент торгового предприятия (определение объема и цен реализации, корректировка продажной цены товара и торговой надбавки с учетом состояния рынка, выбор методов продаж, подбор средств продвижения, определение перечня услуг). Основной ориентир при формировании ассортимента – величина валового дохода в целом по предприятию, по укрупненным товарным группам и по отдельным товарам, покрывающая все расходы и формирующая прибыль. Для разработки и реализации ассортиментной концепции необходимо соблюдение следующих условий: - четкого представления о стратегии предприятия; - хорошего знания розничного рынка и характера требований потребителей; - ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе 2. Система хозяйственных связей. В рамках взаимоотношений с поставщиками разрабатываются направления совершенствования деятельности предприятия торговли в области: - организации хозяйственных связей, подготовки, заключения различных видов договоров и контроль за их выполнением; - оптимизации структуры хозяйственных связей с учетом организации, размещения и специализации производства, определения объемов, ассортимента, качества товаров и упаковки, условий поставки; - участия в работе оптовых ярмарок, товарных бирж и других организаторов розничной торговли. - выбора форм, каналов сбыта и организации дополнительных услуг; - рекламы товаров и услуг; - применения административно-правовых норм, экономических санкций между субъектами хозяйственных связей. 3. Концепция реализации товара предусматривает формирование взаимоотношений с покупателями: - выбор форм и методов продажи; - активизация и стимулирование продаж; - рекламно-информационная работа, сервис и услуги; - изучение спроса и организация обратной связи с покупателями. 4. Индивидуальная целевая концепция ПРТ – это комбинация отдельных аспектов деятельности торговых единиц, таких как месторасположение, ассортимент, методы продажи, уровень цен, продолжительность работы и т.д. Она должна быть направлена на формирование устойчивых конкурентных преимуществ. 5. Коммуникационные связи. Они формируются для обеспечения миссии предприятия и имеют, как правило, два направления: 1) внутрифирменные коммуникации, их цель – удовлетворение потребностей сотрудников предприятия в не формальном общении, выработка «фирменной идеологии», поддержка нововведений, организационных изменений, организация психологического микроклимата; 2) внешние коммуникации имеют более сложную структуру. В процессе своей деятельности ПРТ поддерживают постоянную связь с потребительским рынком, рынком труда, финансовым рынком, структурами власти, контролирующими организациями, СМИ и т.д., то есть с контактными аудиториями, для каждой из которых должна быть разработана своя конкретная коммуникационная связь. 6. Формирование положительного имиджа. В современной литературе имидж обычно понимается как искусственно сформированный образ чего-либо – предприятия, товара и т.д. Имидж предприятия в условиях рынка является важной составляющей его конкурентоспособности и формируется с учетом разработанной стратегии. Таким образом, имидж – собирательный образ, который отражает наиболее важные для потенциальных покупателей характеристики, выгодно отличающие ПРТ от конкурентов. Составляющие имиджа 1. Товар. 2. Физические параметры (экстерьер, интерьер, внешние удобства, внутренние удобства; внешний облик персонала, технологии, планировочное решение торгового зала). 3. Цена (уровень, темпы изменений, сравнение с конкурентами). 4. Сервис (спектр услуг, разновидности, качество, реакция на запросы покупателей). 5. Стимулирование продаж, реклама. 6. Атмосфера торгового предприятия (цветовое и световое решение, дизайн, музыкальный фон). 7. Стиль (например, модерн, классика). 8. Общественный сервис (восприятие потребителями, социальная направленность – спонсорство, благотворительность, создание новых рабочих мест и т.д.). В каждом конкретном случае набор этих составляющих разный, что зависит от базовых составляющих (целевой рынок, позиция предприятия на розничном рынке, место расположения, степень известности, продолжительность существования на рынке) [23]. К инструментам дифференцирования имиджа относятся следующие: - социально-психологическая уверенность в потребителях. Она формируется в тех случаях, когда, приобретая товар определенной марки или в определенном торговом предприятии, покупатель утверждается в своей социальной среде; - экономический аспект уверенности потребителей. Он достигается, когда марка или имя фирмы создают имидж надежности, качества, ценности. Для создания имиджа обычно используют такие подходы, как реклама в СМИ (она помогает сформировать, прояснить или усилить имидж), а также реальность – наиболее эффективный способ создания уверенности у покупателей. К факторам влияния на имидж торгового предприятия можно отнести: - потребительский рейтинг - впечатления, полученные до посещения магазина, во время и после посещения магазина; - деловой рейтинг - известность в профессиональных кругах, финансовая стабильность, публикации в СМИ, компетентность персонала, обязательность при выполнении договоров; - престижный, внутриорганизационный рейтинг - степень удовлетворенности работой, управление деловой карьерой, профессионализм руководства, внутренние коммуникации, достижение предприятием своих целей. Для анализа имиджа обычно применяют анкетирование с использованием бальной шкалы оценки и значимости критерия оценки.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|