|
Тема 2. Основні поняття та принципи роботи ЦНС та ВНД.Основні положення теорії рефлекторної діяльності. Функціональна організація мозку. Основні стуктури головного мозку. Загальні характеристики будови та роботи сенсорних систем. Теорія системної динамічної локалізації А.Р.Лурія. Конспект Структуры головного мозга человека ЦНС в значительной степени обособлена от окружающих тканей и органов тела и имеет собственную, специфическую внутреннюю среду. Головной и спинной мозг окружены системой защитных структур, в том числе тремя мозговыми оболочками. Наружная (durа таter), плотная и прочная, образует как бы герметизирующий чехол; внутренняя (рiа тater), мяг- кая, сосудистая, содержит кровеносные сосуды, питающие мозг; и промежуточная (агасНпогс1еа таСег), в виде ажурной паутинки, разделяет их. Межоболочечное пространство и внутренние полости мозга (желудочки) заполнены спинномозго- вой жидкостью (Ндиог), специфику и константность состава которой определяет сложный морфофункциональный комплекс клеточных структур, получивший общее название — «гематоэнцефалический барьер». Рис. Головной мозг (правое полушарие, частично удалены теменная, височная и затылочная области) I — медиальная поверхность лобной области правого полушария; 2 — мозолистое тело (согрив саНовит); 3 — прозрачная перегородка (вер(ит реНис'кЗит); 4 — ядра гипоталамуса (гшс/е/ Луро-гЛа/ат/); 5 — гипофиз (ЬурорЫв!в); 6 — мамилярное тело (согрив татШаге); 7 — субталамическое ядро (пис!еив виЬ-(На1ат!сив); 8 — красное ядро (пис!еив гиЬег) (проекция); 9 — черная субстанция (виЬ$(ап11а п/§га) (проекция); 10 — шишковидная железа (согрив р/пеа/е); I1 — верхние бугорки четверохолмия (соШсиН вирег!ог 1ес11 тевепсерНаН); 12 — нижние бугорки четверохолмия (соШсиН т(епог 1ес(1 тевепсерНаИ); 13 —медиальное коленчатое тело (МКТ) (согрив§еп!си1а1ит тесИа!е); 14 — латеральное коленчатое тело (АКТ) (согрив §еп1си1а1ит 1а1ега1е); 15 — нервные волокна, идушие от АКТ в первичную зрительную кору; 16 — шпорная извилина (ви!сив са/саг1пив); 17 — гиппокампальная извилина (%1ги5 ЫрросатраНв); 18 — таламус ((На1атив); 19 — внутренняя часть бледного шара (@1оЬи$ ра!Н-с!ив); 20 — наружная часть бледного шара; 21 — хвостатое ядро (пис!еив саи- с/аа/5); 22 — скорлупа (ри(атеп); 23 — островок (тяи/а); 24 — мост (рот); 25 — мозжечок (кора) (сегеЬеНит); 26 — зубчатое ядро мозжечка (пис!еив с!еп(а1ив); 27— продолговатый мозг (тес!иПл оЫоп%з1а); 28 — четвертый желудочек (уеп(пси!ив ^иа^^ив)•, 29 — зрительный нерв (пегуив орИсив); 30 — глазодвигательный нерв (пегуив оси1опю1ог!в); 31 —тройничный нерв (пегуив 1гщет1пив); 32 — вестибулярный нерв (пегуив уе511Ьи1ат). Стрелкой обозначен свод
Тема 3. Теорія функціональних систем П.К.Анохіна. Функціональна система. Стадії поведінкового акту. Поведінка у вирогідністному середовищі. Нейронні механізми поведінки. Функціональні стани та їх фізіологічні індикатори. Теория функциональных систем Что такое система? Термин «система» обычно применяется для того, чтобы указать на собранность, организованность группы элементов и ограниченность ее от других групп и элементов. Давалось множество определений системы, которые характеризовали ее, выделяли из «несистем». В общем, эти определения сводились к пониманию системы как комплекса взаимодействующих элементов, объединенных определенной структурой. При этом под структурой понимались законы связи и функционирования элементов. Однако понятие о «взаимодействии» элементов само по себе, с одной стороны, не дает исследователю в какой-либо конкретной области науки ничего нового, так как является даже для начинающего исследователя аксиомой. Кроме того, «взаимодействие» не объясняет, как ограничивается огромное число степеней свободы каждого из множества элементов живых систем. А без такого ограничения, упорядочивающего организацию элементов, живая система не возникает. Их взаимодействие часто создаст не упорядоченность, а хаос. Главным препятствием для использования в конкретном исследовании разнообразных вариантов системного подхода, базирующихся на указанном выше понимании системы, является отсутствие в их методологии понятия о системообразующем факторе, детерминирующем формирование и реализацию системы. До тех пор, пока исследовательно определит такой фактор, который: а) являясь неотъемлемым компонентом системы, ограничивал бы степени свободы ее элементов, создавая упорядоченную организацию, и б) был бы изоморфным для всех систем, позволяя использовать систему как инструмент анализа в самых разных ситуациях, этому исследователю будет сложно обнаружить преимущества системного подхода перед несистемным. В. Гейзенберг подчеркивает, что в соответствии с квантовой теорией нет никакого предшествующего события, из которого с необходимостью должно в определенное время последовать другое событие, например излучение альфа-частицы атомом радия. В то же время, если рассматривать живой организм не как целостного индивида, совершающего приспособительное поведение, а как физическое тело, то представление о детерминации внешней причиной — стимулом — может быть удобным приближением, справедливым в рамках этой ограниченной области описания. Разные типы детерминации связаны, и вся реальность несводима к единственному типу детерминации. Однако представление о телеологической, целевой детерминации может быть использовано лишь для описания живого. Именно с этой детерминацией связана специфика процессов, изучаемых психологией, психофизиологией, биологией. И именно по критерию «активность — целенаправленность — реактивность» могут быть наиболее четко дифференцированы представления системной и традиционной психофизиологии и нейронауки. Поэтому противопоставление телеологической и стимульной детерминаций представляется дидактически оправданным. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|