Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Основні поняття та принципи роботи ЦНС та ВНД.





Основні положення теорії рефлекторної діяльності. Функціональна організація мозку. Основні стуктури головного мозку. Загальні характеристики будови та роботи сенсорних систем. Теорія системної динамічної локалізації А.Р.Лурія.

Конспект

Структуры головного мозга человека

ЦНС в значительной степени обособлена от окружающих тканей и органов тела и имеет собственную, специфическую внут­реннюю среду. Головной и спинной мозг окружены системой защитных структур, в том числе тремя мозговыми оболочками. Наружная (durа таter), плотная и прочная, образует как бы герметизирующий чехол; внутренняя (рiа тater), мяг-кая, сосудистая, содержит кровеносные сосуды, питающие мозг; и промежуточная (агасНпогс1еа таСег), в виде ажурной паутинки, разделяет их. Межоболочечное пространство и внутренние полости мозга (желудочки) заполнены спинномозго-

вой жидкостью (Ндиог), специфику и константность состава которой определяет сложный морфофункциональныйкомплекс клеточных структур, получивший об­щее название — «гематоэнцефалический барьер».

Рис. Головной мозг (правое полушарие, частично удалены теменная, височная и затылочная области)

I — медиальная поверхность лобной области правого полушария; 2 — мозоли­стое тело (согрив саНовит); 3 — прозрачная перегородка (вер(ит реНис'кЗит); 4 — ядра гипоталамуса (гшс/е/ Луро-гЛа/ат/); 5 — гипофиз (ЬурорЫв!в); 6 — мамилярное тело (согрив татШаге); 7 — субталамическое ядро (пис!еив виЬ-(На1ат!сив); 8 — красное ядро (пис!еив гиЬег) (проекция); 9 — черная субстан­ция (виЬ$(ап11а п/§га) (проекция); 10 — шишковидная железа (согрив р/пеа/е);

I1 — верхние бугорки четверохолмия (соШсиН вирег!ог 1ес11 тевепсерНаН);



12 — нижние бугорки четверохолмия (соШсиН т(епог 1ес(1 тевепсерНаИ);

13 —медиальное коленчатое тело (МКТ) (согрив§еп!си1а1ит тесИа!е); 14 — ла­теральное коленчатое тело (АКТ) (согрив §еп1си1а1ит 1а1ега1е); 15 — нервные волокна, идушие от АКТ в первичную зрительную кору; 16 — шпорная извили­на (ви!сив са/саг1пив); 17 — гиппокампальная извилина (%1ги5 ЫрросатраНв); 18 — таламус ((На1атив); 19 — внутренняя часть бледного шара (@1оЬи$ ра!Н-с!ив); 20 — наружная часть бледного шара; 21 — хвостатое ядро (пис!еив саи-с/аа/5); 22 — скорлупа (ри(атеп); 23 — островок (тяи/а); 24 — мост (рот); 25— мозжечок (кора) (сегеЬеНит); 26 — зубчатое ядро мозжечка (пис!еив с!еп(а1ив); 27— продолговатый мозг (тес!иПл оЫоп%з1а); 28 — четвертый желудочек (уеп(пси!ив ^иа^^ив)•, 29 — зрительный нерв (пегуив орИсив); 30 — глазодвига­тельный нерв (пегуив оси1опю1ог!в); 31 —тройничный нерв (пегуив 1гщет1пив); 32 — вестибулярный нерв (пегуив уе511Ьи1ат). Стрелкой обозначен свод

 

 

Тема 3. Теорія функціональних систем П.К.Анохіна.

Функціональна система. Стадії поведінкового акту. Поведінка у вирогідністному середовищі. Нейронні механізми поведінки. Функціональні стани та їх фізіологічні індикатори.

Теория функциональных систем

Что такое система?

Термин «система» обычно применяется для того, чтобы указать на собранность, организованность группы элементов и ограниченность ее от других групп и эле­ментов. Давалось множество определений системы, которые характеризовали ее, выделяли из «несистем». В общем, эти определения сводились к пониманию си­стемы как комплекса взаимодействующих элементов, объединенных опреде­ленной структурой. При этом под структурой понима­лись законы связи и функционирования элементов. Одна­ко понятие о «взаимодействии» элементов само по себе, с одной стороны, не дает исследователю в какой-либо конкретной области науки ничего нового, так как являет­ся даже для начинающего исследователя аксиомой. Кроме того, «взаимодейст­вие» не объясняет, как ограничивается огромное число степеней свободы каждого из множества элементов живых систем. А без такого ограничения, упорядочиваю­щего организацию элементов, живая система не возникает. Их взаимодействие часто создаст не упорядоченность, а хаос.

Главным препятствием для использования в конкретном исследовании разно­образных вариантов системного подхода, базирующихся на указанном выше по­нимании системы, является отсутствие в их методологии понятия о системообра­зующем факторе, детерминирующем формирование и реализацию системы. До тех пор, пока исследовательно определит такой фактор, который: а) являясь не­отъемлемым компонентом системы, ограничивал бы степени свободы ее элемен­тов, создавая упорядоченную организацию, и б) был бы изоморфным для всех си­стем, позволяя использовать систему как инструмент анализа в самых разных ситуациях, этому исследователю будет сложно обнаружить преимущества сис­темного подхода перед несистемным.

В. Гейзенберг подчеркивает, что в соответствии с квантовой тео­рией нет никакого предшествующего события, из которого с необходимостью должно в определенное время последовать другое событие, например излучение альфа-частицы атомом радия. В то же время, если рассматривать живой организм не как целостного индивида, совершающего приспособительное поведение, а как физическое тело, то представление о детерминации внешней причиной — стиму­лом — может быть удобным приближением, справедливым в рамках этой ограни­ченной области описания. Разные типы детерминации связаны, и вся реальность несводима к единственному типу детерминации. Однако представление о телео­логической, целевой детерминации может быть использовано лишь для описания живого. Именно с этой детерминацией связана специфика процессов, изучае­мых психологией, психофизиологией, биологией. И именно по критерию «актив­ность — целенаправленность — реактивность» могут быть наиболее четко диф­ференцированы представления системной и традиционной психофизиологии и нейронауки. Поэтому противопоставление телеологической и стимульной детер­минаций представляется дидактически оправданным.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.