Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примерная схема наблюдения за поведением ребенка





Вместо введения

Пособие рекомендуется всем, кто интересуется диагностикой и иг­ровыми регулятивно-коммуникативными подходами в коррекции эмо­циональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста.

Направленная игротерапия - это вид игровой терапии, когда взрос­лый является источником игровой активности для ребенка. При этом взрослый превращается в состояние ребенка для коррекции и контроля особенного или нарушенного поведения ребенка, сотрудничая с ребен­ком.

Игровая задача рассматривается как средство превращения взросло­го в ребенка, изменения поведения взрослого в зависимости от непред­сказуемых изменений поведения ребенка.

Пособие может быть полезно для детских психологов и педагогов, дефектологов, социальных работников, детских психиатров, студентов психолого-педагогического профиля и родителей, заинтересованных в повышении компетенции в области направленной игротерапии, психо­логии и педагогики игр с правилами. Наиболее подготовленные роди­тели могут использовать пособие для работы с особенным или нару­шенным поведением собственного ребенка в условиях семейного вос­питания.

Для специалистов и старших воспитателей дошкольных и школьных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социальной помощи в пособии раскрывается структура, логика работы психолога-игротерапевта в учреждении. В пособии раскрываются методы и при­емы игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей дош­кольного и младшего школьного возраста.

Руководство составлено так, чтобы практический психолог мог ис­пользовать отдельные части пособия как самостоятельные при органи­зации игровых занятий, методической и другой работы.



Пособие можно использовать при подготовке к проведению индиви­дуальной и групповой игротерапии, на этапе диагностической работы психолога, при проведении семинаров-практикумов.


Глава 1. Краткая характеристика и диагностика расстройств поведения и эмоций у детей

ОБЩАЯРасстройства поведения характеризуются:

ХАРАКТЕРИСТИКА• стойким, повторяющимся диссоциальным
РАССТРОЙСТВповедением (при котором нарушаются основ-

ПОВЕДЕНИЯные права других людей; нарушаются важ-

нейшие соответствующие возрасту соци­альные нормы и правила поведения и взаимоотношений с другими).

• стойким, повторяющимся агрессивным или вызывающим поведени­
ем. Такое поведение должно наблюдаться не менее 6 месяцев;

• Нарушенное поведение включает различные симптомы, реакции (см.
«Примерная схема наблюдения за поведением ребенка», с. 7- 8);

• Тяжесть прогноза оценивается по количеству и выраженности симпто­
мов.

ЧТО ТАКОЕ СИТУАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ

Расстройства поведения и эмоций проявляют­ся у детей как ситуационно-личностные ре­акции (симптомы) в поведении, деятельнос­ти и взаимоотношениях с окружающими (Ко­валев В. В., 1988). Еслиэти реакции наблюдаются у ребенка часто, то существует опас-i и >сть их закрепления как устойчивых черт характера. Помните, что если I шуационно-личностные реакции при расстройствах поведения и эмо-uiiii проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого мппмания со стороны взрослого.

КЛАССИФИКАЦИЯКлассификация разнообразных ситуационно-
РАССТРОИСТВличностных проявлений расстройств пове-

11ОВЕДЕНИЯ ПОдения и эмоций на виды может быть различ-
МКБ-10.ной.

• По Международной классификации болез-i и и 10-го пересмотра (1999) выделяются следующие виды расстройств:


■ гиперкинетические расстройства (невнимательность; гиперактивность; импульсивность); ■ расстройства поведения (диссоциальное; агрессив­ное; оппозиционно-вызывающее); ■ смешанные расстройства поведе­ния и эмоций (депрессии итревоги); ■ эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (тревоги в связи с разлукой; фо-бическое тревожное расстройство; соперничество братьев и сестер в се­мье); ■ расстройства социального функционирования с началом, специ­фическим для детского возраста (элективный мутизм; тикозные рас­стройства) и другие.

РАБОЧАЯКраткая, рабочая классификация предполага-

КЛАССИФИКАЦИЯет, что одни и те же ситуационно-личностные
РАССТРОЙСТВреакции (см. с.7- 8) могут включаться в раз-

ные виды расстройств поведения и эмоций и формировать определенный тип личности.

Оппозиционно-вызывающее поведениечаще проявляется в ситуа­
ционно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конф­
ликтности, вспыльчивости, агрессивности. Гиперактивное поведение
и другие симптомы у таких детей должны быть менее выражены.

Гиперактивное поведениевключает в себя гиперактивность (двига­
тельную расторможенность), импульсивность, дефицит внимания.

При тормозимом типе нарушенного поведенияситуационно-лично­
стные реакции заторможенности, нерешительности более выражены,
чем конкретные страхи, тревожность, скованность, застреваемость, де-
монстративность и другие патохарактерологические реакции.

Расстройство типа «зависимая личность».Преобладает нерешитель­
ность, податливость желаниям других людей. Может иметь сходство и
сочетаться с тормозимым типом нарушенного поведения.

При параутистическом и аутистическом типенарушенного поведе­
ния выраженность эмоциональной отгороженности и псевдоглухоты,
негативизма выше, чем других нарушений. Характерно присоединение
дополнительных симптомов: тревоги, эгоцентричности и эгоизма.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявляется
в обидчивости, конфликтности. Агрессивность, дурашливость, речевая
расторможенность могут присоединяться к этим симптомам.

Застревающее, ригидное расстройство личности.Включает в себя
застреваемость, негативизм, тревожность как склонность к сомнениям
и осторожности, чрезмерную добросовестность, педантичность.

Для комплексной оценки нарушенного поведения детей необходимы еще два дополнительных диагностических критерия:

Нарушения активности:сниженная или чрезмерно повышенная ум­
ственная активность; избегание (умственных) усилий; сниженная или
гиперповышенная, неустойчивая физическая работоспособность.

Когнитивная (умственная) зрелость ребенка.Диагностируется по
способности к пониманию и удержанию сложных и (или) простых сло­
весных инструкций, действиям по сложному наглядному образцу.

ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ

Может быть количественной и качественной.

Количественная- это определение, уточ­
нение уровня выраженности расстройства.

Качественная- это определение синдром-
структуры расстройств поведения и эмоций

у ребенка. Например, агрессивное поведение зачастую сочетается с дру­гими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоцио­нальной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.).

СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ

Диагностика проводится с помощью наблю­дений за поведением ребенка, опросников и игровых задач.

Это специально разработанные опросни­кивзрослых (близких, родителей), а также педагогов, работающих с ребенком. Например, опросник: «Примерная схема наблюдения за по­ведением ребенка» (см. с. 7 - 8). Опросник может помочь в установле­нии контакта с родителями и другим взрослым окружением ребенка. * Это специально организованные и спонтанные игровые ситуации.На начальном этапе разворачивания игры и в ходе игровой терапии взрос­лый уточняет выраженность и синдром-структуру расстройств у ребен­ка. Так, стратегии на моделирование, провокацию ситуации могут быть использованы с целью диагностики расстройства.

Вар. 3.

В КАКОЙ РУКЕ МОНЕТКА?

Я НЕ ВЗРОСЛЫЙ, Я БЫЧОК ПАША

ЩПГ. 111,1


Условное название и короткая запись игры.Брусок из рук тяни, попробуй, вытяни!; Я буду считать до 10, а ты брусок двумя руками вы­тяни!

Поведение ребенка:Ребенок на момент выполнения задания не про­являет нарушений в поведении, но в повседневной жизни часто бывает нерешительным, обидчивым, конфликтным и т. п. Содержание игры.Взрослый, обращаясь к ребенку, говорит: «Вот брусок тяни, тяни, попробуй, вытяни!» При этом приговаривает: «Ой, тяжело держать, сейчас выпущу (брусок из рук)!» (вар. 1). Правила (ограничения) в игре, иНельзя сходить с места, когда вытягиваешь брусок; иНельзя смеяться вслух, а только улыбаться, ког­да тянешь брусок; ■ Нельзя открывать глаза, если не вытянул брусок. Цели игры.«Стимуляция переживания чувства успеха у нерешитель­ных или обидчивых детей словами: «молодец», «как ловко у тебя полу­чается», «ух, какая ты сильная!» и пр.; иОсознание детьми (через сло­во) особенностей и причин неуспешного поведения в игре. Например: «У меня испортилось настроение потому, что вы слишком сильно удер­живали брусок!»; ■ Диагностика, выявление особенностей поведения ребенка в ситуации соревнования: не проявляет настойчивости, когда вытягивает предмет; не получает от взрослого похвал сколько ребенку хотелось бы; смеется над неуспешными действиями партнера или оби­жается на грубое поведение сверстника; считает, что правила-ограниче­ния в игре слишком трудные и т. п. Варианты игры. ■Брусок можно держать обеими руками (вар. 2);

■ Вместо бруска можно вытягивать палец (вар. 3); ■ Взрослый считает:
«1, 2, 3 - на счет "три" брусок вытяни!» Если ребенок не вытянул, то
игра начинается сначала; ■ Можно поменяться ролями: ребенок держит
брусок, а взрослый вытягивает, но только большим и указательным паль­
цами левой (правой) руки; ■ Чтобы игра была интереснее можно пред­
ложить сразу нескольким детям вытягивать брусок из рук взрослого;

■ Брусок можно заменить на иной предмет: небольшой пластмассовый
мячик, кубик, карточку из плотного картона.

Классификация игры.Игры с мелкими предметами; игры с действи­ями вытягивания предмета; игры с действиями удержания предмета в руках; игры с действиями соревнования-соперничества.



26. Я ОБЕЗЬЯНКА, ХОЧУ ДОСТАТЬ АПЕЛЬСИН ПАЛКОЙ!

Чаще используйте стратегии на стимуляцию у детей чувства успеха, положительных эмоций через мотивацию соревнования-сопер­ничества


Условное название и короткая запись игры.Я обезьянка, хочу достать апельсин палкой!; Достань арбуз палкой!; Со стула на стул пе­редвигаюсь - предмет достать пытаюсь!

Поведение ребенка.Ребенок проявляет двигательную расторможен-ность, импульсивность, часто встает, болезненно переживает неуспеш­ность собственных действий на организованных занятиях, обижается. Содержание игры.Взрослый помогает ребенку встать на стул, ото­двигает мяч на определенное расстояние от стула так, чтобы от ребенка потребовалось известное усилие, чтобы достать мяч. Предлагает для это­го палку (или шарф и т. п.). Приговаривает при этом: «Коля-обезьянка, хочет достать апельсин палкой!» (вар. 1).

Правила-ограничения. ■Ребенку нельзя сходить со стула, когда он пытается дотянуться до мячика-апельсина; ■ Нельзя сходить со стула, если не забрал мяч в руки.

Цели игры. ■Приучение расторможенных детей ограничивать, регу­лировать движения рук и туловища в соответствии с определенным пра­вилом-ограничением; иСтимуляция настойчивости при достижении цели - достать мяч; иПоложительное подкрепление одобрением взрослого удачных действий у нерешительных и обидчивых детей в игре. Варианты игры. ■Взрослому можно удерживать туловище ребенка, обхватив ребенка за талию, с условием-правилом: достанешь мяч пал­кой, замок-руки откроются, и ты можешь бегать дальше; ■ Можно пред­ложить ребенку попытаться забрать предмет, не открывая глаз; ■ Можно предложить использовать доску, но, не сходя со стула, чтобы достать мяч-арбуз палкой (вар. 2); иЧтобы игра была эмоционально ди­намичнее можно сразу нескольким детям пытаться дотянуться до пред­мета; ■ Если гиперактивность мешает ребенку выполнить задание, то взрослый предлагает использовать еще один стул, чтобы подобраться к предмету, переходя со стула на стул; ■ Взрослый неторопливо считает: «1, 2, 3 ...10», - пытаясь определить, кто быстрее всех справляется с игровой задачей, не нарушая условленных правил игры; ■ Вместо пал­ки можно предложить ребенку использовать скакалку, ремешок, верев­ку, чтобы набросить на предмет и дотащить его до себя. Классификация игры.Игры с действиями дотягивания до предмета; игры с действиями удержания равновесия; игры с действиями удержа­ния ребенка за туловище.



В КРУГ ПРОЙДИ, НАС ОБМАНИ!

!щ§ используйте стратегии на стимуляцию м.>жительных эмоций, телесного контакта i м<» шпации соревнования между детьми


Условное название и короткая запись игры.Мы водим хоровод, а ты иди, куклу спаси!; В круг пройди, нас всех обмани! Поведение ребенка.Дети не умеют ладить между собой, разобще­ны, эмоционально отгорожены друг от друга, проявляют конфликтность; ребенок проявляет обидчивость или нерешительность; болезненно пе­реживает неуспешность собственных действий.

Содержание игры.Взрослый, взявшись за руки с другими детьми, образуют круг. Ребенку-водящему надо пройти в круг (вар. 1) или, на­оборот, выйти из круга (вар. 4).

Правила-ограничения, иЕсли не услышал условный сигнал, то круг руками сужать нельзя; ■ Нельзя размыкать руки, если передвигаешься по кругу вместе с другими детьми; ■ Нельзя визжать, сильно толкаться, если ловишь ребенка, пытающегося войти в круг. Цели игры. ■Стимуляция положительных эмоций, переживания эмо­ционально-действенного единства в процессе налаживания совместных действий у детей; ■ Преодоление нерешительности, обидчивости, кон­фликтности, заторможенности у детей в роли водящих. Варианты игры. ■Ребенок должен проникнуть в круг, чтобы забрать, спасти игрушку-кеглю (вар. 2); иЧтобы игра была эмоциональнее, сам взрослый (в роли водящего) пытается спасти игрушку (вар. 3); ш Игруш­ка находится вне круга, а ребенку надо выйти из круга, чтобы спасти игрушку (вар. 4); ■ Спасать куклу, находящуюся вне круга, идет тот, кто лучше всех «водит хоровод»; ■ Руки-ворота закрываются по условному сигналу. Например, если на счет 10 не успел спасти игрушку, то пропус­каешь ход в игре в качестве водящего; ■ Дети могут не передвигаться по кругу, а стоять в круге, ожидая когда ребенок попытается проникнуть в круг, чтобы забрать игрушку; ■ Дети в кругу соединяют руки полотен­цами, газетами свернутыми в трубку и т. п.; ■ Если детей мало, то круг можно образовать из стульев, которые нельзя задевать, когда спасешь игрушку; ■ Если детей всего двое, то хоровод можно организовать из взрослого, куклы Кати (Мишки) и ребенка. Для этого взрослый и ребе­нок берут игрушку за руки и водят вместе с ней хоровод. Классификация игры.Игры с обманными действиями; игры с дей­ствиями по условному сигналу; игры с действиями избегания касания; игры с действиями передвижения по кругу; игры с совместными дей­ствиями; игры с предметом-куклой.


 


 



28. ИГРУШКУ ВОЗЬМУ И СКАЖУ: «РАЗ, ДВА, ТРИ! МЕЖДУ ЛАДОНЯМИ, ЛОВИ!»

Я 5


 


 





Вар. 11.

Вар. 12.

Вар. 1.

Вар. 2.

32. КУБИК НЕСУ И НЕ УРОНЮ!

Вар. 4.

Вар. 3.

Вар. 5.


Вар. 6.


Вар. 7.



Условное название и короткая запись игры.Кубик на голове несу и не уроню!; Кубик на голову себе положу и так его несу и не уроню! Поведение ребенка.Ребенок бегает по комнате, двигательно рас-горможен, проявляет дурашливость (смеется без причины, не реагирует на замечания взрослого), нерешителен, бездеятелен и т. п. Содержание игры.Взрослый кладет на голову кубик и передвигается по комнате, приговаривая: «Ой, кубик несу и не уроню!», «Какой я мо­лодец!» и т. п. Если игра вызывает интерес у ребенка, то предлагает ее ребенку (вар. 1).

Правила-ограничения, вЕсли несешь кубик на голове, надо идти медленно, не торопясь; ■ Нельзя (можно) придерживать кубик рукой, ели несешь его на голове (вар. 1).

Цели игры, т Коррекция гиперактивности через стимуляцию чувства равновесия, координации движений, ограничение темпа движений рук и туловища, передвижения ребенка; ■ Переключение ребенка с гиперак­тивного поведение на другое; ■ Стимуляция переживания чувства успе­ха при совершении произвольных усилий ребенком. Варианты игры. ■Кубик на голову положу, присяду-встану, а кубик не уроню! (вар. 1 - 6, 8,10 - 12); ■ Для стимуляции потребности в сотруд­ничестве конфликтным, обидчивым, эмоционально отгороженным и дру­гим детям можно нести башню из кубиков, двум и более детям вместе (вар. 2, 3); вДля стимуляции умения ипотребности сотрудничать мож­но предложить детям нести кубик, удерживая втроем, на указательных пальцах (вар. 11); ■ При удержании одного или более кубиков лбами можно стимулировать ориентацию детей на эмоциональное состояние друг друга (вар. 3); ■ Нетерпеливым, импульсивным, нерешительным детям можно предложить пройти с пирамидой, стенкой, построенной из кубиков (вар. 4); яПредложите ребенку удерживать кубики на внеш­ней стороне пальцев, сжатых в кулаки (вар. 5), на внешней стороне ла­дони руки сжатой в кулак (вар. 6) и на голове или плечах (вар. 5); вМожно предложить ребенку нести кубики с вытянутыми в сторону руками на внешних сторонах ладоней с пальцами не сжатыми в кулак; вВзрослый располагает кубик у себя на спине и при этом приго­варивает: «Я медведь, несу кусочек сахара к себе, в берлогу!» Предлага­ет детям попробовать сделать так же (вар. 7); вМожно нести ряд из кубиков, удерживая его между ладонями. При этом взрослый пригова-


ривает: «Кто может ряд из 3-5 кубиков пронести и не уронить? Кто боль­ше пронесет, тот и молодец!» (вар. 8, 10); вНерешительным, затормо­женным детям или склонным к истощению и пресыщению можно пред­ложить разбить ребром ладони ряд из кубиков, который удерживает меж­ду ладонями взрослый (вар. 8), водин конец ряда (из кубиков) можно прижать к стенке, чтобы наращивать или разбивать было необычнее (вар. 8, 10); вВзрослый важно и спокойно приговаривает: «Иди, и как силач Бамбула, кубики между локтей неси!» (вар. 9); вВзрослый предлагает детям удерживать ряд из кубиков, упирающийся в живот ребенка. При этом приговаривает: «Кто больше котлеток из кубиков может съесть?» Считает: «Одну котлету съел, две съел, три ... вот это да!» (вар. 10); вДети с гиперактивностью могут передвигаться по условным сигна­лам-ограничениям взрослого или самого ребенка. Например, по счету. Взрослый говорит: «Раз», а ребенок делает один шаг», говорит: «Два», -ребенку можно сделать следующий шаг и т. д.; нИли взрослый пригова­ривает детям правило-ограничение: «Идем медленно, тихо. Донесли ку­бик до условленного места и сбросили (вар. 1,2,4- 12), сбросили на­клоном головы!» (вар. Д); вДля дурашливых и гиперактивных детей взрослый вводит ограничение: «Не разговариваем, когда несем кубик, улыбку убрали с лица!»; вИграя с нерешительными детьми, взрослый может громко «рявкнуть» ребенку на ушко, но так, чтобы дети испыта­ли и преодолели испуг, как усилие на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного и при этом не уронили кубики (вар. 2, 4); вВместо кубиков можно использовать разные предметы: это позволяет сделать игру более привлекательной и продлить психотерапевтический контакт с ребенком, в Перечень предметов дляудержания на голове и в руках:дощечка, незаточенные карандаши, фломастеры (Вар. 5); мяг­кая игрушка, варежки (вар. 1, 5); монетки, пуговицы для удержания на пальце; маленькие машинка и мячик (вар. 1, 5 - 7, 11 - 12) и т. п. Классификация игры.Игры с кубиками; игры с мелкими предмета­ми; игры с действиями удержания равновесия; игры с совместными дей­ствиями; игры с действиями по сигналу.



           
   
 
 
   
 


33. ПО КУБИКАМ ИДИ И НЕ УПАДИ!

ЗДОРОВАЕМСЯ

Чаще используйте стратегии на стимуляцию телесного контакта и положительных эмоций между детьми, детьми и взрослым


Условное название игры.Здороваемся пальцами, локтями, носа­ми, подбородками; Поздоровайся, как я.

Поведение детей.Дети проявляют нерешительность или, наоборот, конфликтность, недоброжелательность друг к другу; скованность; не про­являют положительных эмоций (мало улыбаются или смеются; напря­жены); мало взаимодействуют друг с другом.

Содержание игры.Взрослый подходит к ребенку и предлагает: «Да­вай поздороваемся, вот так», - только указательными или большими пальцами (вар. 1), «А так можешь, кулачками?» - предлагает поздоро­ваться кулаками и т. д.

Возможные правила-ограничения. ■Если не поздоровался лок­тями, то глаза открывать нельзя; ■ После того как поздоровался, надо сосчитать до 5-10 и тогда оторвать свой нос от носа товарища. Цели игры. ■Отреагирование, провокация и преодоление «здесь и сей­час» нерешительности, скованности через стимуляцию телесного кон­такта с другим; ■ Стимуляция положительных эмоций через необыч­ность телесного контакта у нерешительных детей или у детей с депрес­сивным и тревожным фоном настроения; ■ Стимуляция гуманных чувств у конфликтных детей или враждебно настроенных к другим. Короткая запись игры.К ребенку подойду и здороваться пальцами, локтями, коленками предложу! Если ребенок согласится, то игра может получиться!

Варианты игры: ■Взрослый упрощает, усложняет, варьирует необыч­ность, новизну и неожиданность вариантов телесного контакта между детьми или взрослым и ребенком. Например, предлагает детям поздо­роваться подбородками, лбами, ушами, попками (вар. 2); ■ Можно пред­ложить детям здороваться всем вместе: вдвоем, разбившись по парам, втроем, вчетвером, чтобы игра была веселее, эмоционально насыщен­нее (вар. 3); ■ Можно предложить здороваться с закрытыми глазами; ■ Если ребенок отказывается от телесного контакта, то, чтобы не пре­рывать игровое взаимодействие с ребенком, можно предложить ребенку здороваться с игрушкой, с носками обуви; сказав: «Ну, если ты здоро­ваться не хочешь, может карандаши или куклы поздороваются вместо нас?» Можно вложить в руки ребенка эти предметы и сделать это. Классификация игры.Игры с действиями телесного контакта; игры с действиями стимуляции положительных эмоций; игры с игрушкой.


       
 
   
 


36. ЭТОТ ПАЛЬЧИК МОЛОДЕЦ...

Чаще используйте стратегии на стимуляцию те­лесного контакта с ребенком и положительного подкрепления, похвалы


Условное название игры.Этот пальчик молодец; Пальцы загибаю, хорошее или плохое вспоминаю!; Пальчик загну - хорошее скажу. Поведение ребенка.Ребенок нуждается в общении, эмоциональной поддержке со стороны взрослого; в поведении проявляет чрезмерную зависимость от мнений окружающих его сверстников, гиперактивность. Содержание игры.Взрослый предлагает ребенку поиграть в новую игру. Берет в свою руку пальцы ребенка и загибает, приговаривая: «Этот хорошо играл, молодец! Этот пальчик игрушки кидал, эх! Этот бегал и шумел! Этот - исправить все хотел» (вар. 1).

Правила-ограничения. ■Надо сказать что-то хорошее про себя, что­бы взрослый загнул палец на руке!; ■ Водящему нельзя загибать палец на руке ребенка, если не сказал что-либо о другом человеке. Цели игры. ■Коррекция поведения через косвенное оценивание по­ступков нерешительного и одновременно обидчивого ребенка; ■ Пре­одоление обидчивости, эмоциональной неустойчивости ребенка, болез­ненной реакции на негативную оценку поведения; ■ Обогащение слова­ря положительных подкреплений у ребенка позитивными высказыва­ниями о себе или другом в процессе восприятия речи взрослого, с теле­сными действиями взрослого в привлекательной для ребенка интонаци­онно-ритмической форме.

Короткая запись игры.Этот пальчик хорошо играл, молодец! Этот пальчик игрушки кидал, эх! Этот бегал и шумел! Этот, исправить все хотел.

Варианты игры. ■Если ребенок избегает телесного контакта со взрос­лым, то взрослый: 1) приговаривает что-нибудь о ребенке или о себе, загибая собственные пальцы в поле внимания ребенка, внимательно от­слеживая эмоциональные реакции ребенка на свои действия (вар. 2) или 2) предлагает ребенку: «Свои пальцы на руке загибай и про себя хоро­шее вспоминай, а я у себя на руке и про себя хорошее говорю!» (вар. 3); ■ Взрослый загибает пальчик ребенка и одновременно спрашивает: «А этот пальчик что делал?» - так, чтобы стимулировать у ребенка осозна­ние особенностей поведения; ■ Взрослый предлагает детям одновре­менно загибать пальцы, но так, что ребенок загибает пальцы на руке другого и при этом припоминает вслух «хорошие дела» другого. Классификация игры.Игры с действиями телесного контакта; игры с действиями положительного подкрепления.


 





37. ДАВАЙ Я ТЕБЕ ПОГАДАЮ!

Игры с действиями

- бросания-ловли 33, 55

- воображаемыми 35, 67, 99

- ролевыми 67

- вытягивания предмета 73

- дарения - вознаграждения 57

- дотягивания до предмета 75

- загадывания - отгадывания 31,61

- задавания вопроса 55

- зрительного распознавания 49

- избегания касания 77,

 

- веревки 81

- носа 63

- предмета 59
-иронии 69, 71

 

- ловли предмета 79, 85

- мимическими 29

- мотивации соревнования-соперни­
чества 91, 93

- называния желаний 33

- обманными действиями 47, 77

- обнаружения сходства 27

- ответа на вопрос 55

- отвлечения внимания 47, 49

- передачи предмета 57

- передвижения по кругу 77

- по сигналу 53, 77, 79, 89

- повествования 35, 39

- подкрепления

 

- косвенного отрицательного 71

- отрицательного 37

- положительного, похвалы 43, 97

- положительного и отрицательно­
го 61, 69

 

- подлезания 81

- поиска предмета 65


 

—потряхивания руками 103

—прислушивания 51

—пробежки 59

—рассказывания 67
-рассматривания лица 25, 27, 29

—сдерживания двигательнойактив­
ности 53

—совместными 25, 77, HI, К1)

— с удержанием руки и руке 91

— соревнования

— соперничеегва 73

— сотрудничества 91

— стимуляции

— положительных ЭМОЦИЙ95

— телесного контакт;! W, <15, 63, 91,
93,95,97,99, 101, 103, 105

 

—толчка 37
-угрозы 37

—удержания

—- глаз закрытыми 65, 79, 101

 

— кулака закрытым 93

— предмета в руках 73

— равновесия 75, 89, 101

— ребенка за туловище 75

— ребенка за части тела 105

— рук на коленях 65

— руки в руке 101, 105

 

—хватания 63

—ходьбы 65

Игры с предметами

-игрушкой 57, 59, 61, 63

- кольцами 33

- куклой 35, 77

- линейкой 25

- мелкими 47, 83

- предметными карточками 49
-разными 31, 73, 79

- с веревкой 81

- с картинками 25, 27, 29

- с кубиками 85, 89


-с мячом 55 - со стаканом 83

Игры со словами

41, 43, 51, 61,67, 69, 71

- с действиями

- повествования 35

- задавания вопросов 39

- монолога 35

- называния предметов и действий 49

- рассказывания 99

- и повествования 25

- уговаривания 41

- шепотной речи 51

Цели и стратегии игры

Косвенное отрицательное
оценивание

- поведения ребенка

— оппозиционно-вызывающего 71

— агрессора 69

— поступков нерешительного ребен­
ка 97

Ограничение

— двигательной активности

— туловища 63

— у гиперактивных детей 65

— движений рук и туловища 75

Ориентация

—на поведение и состояние 29

—на состояние другого 13, 25

— эгоцентричных, эгоистичных
детей 31

108-


- эмоционально отгороженных де­
тей 31

- Осознание

- состояния 12, 13, 27

- агрессором поведения жертвы 37

- желаний 31

- через беседу с ребенком 33

- ребенком особенностей и причин
гиперактивности 57

- детьми особенностей, причин кон­
фликтного поведения 81

- Отреагирование25

- агрессии у детей 37

- дурашливости в диагностических
целях 53

- раздражения, недовольства взрос­
лым 35, 103

- состояния через слово 35

- Переключение

-агрессивности 103

- гиперакгивного поведения 51
-дурашливого поведения на иное 53

- с обидчивости на иное состояние
85

Подкрепление

— отрицательное

— косвенное 71, 69

----- негативизма у ребенка 35

— положительное 12, 14, 57, 59

— реальных случаев овладения ги­
перактивностью у детей 57

— случаев сдерживания двигатель­
ной активности у детей 53

— стремления ребенка успокоиться
57

— - удачных действий у нерешитель-


ных детей 75 - Преодоление

- нерешительности у ребенка через
отреагирование словом 25

- страха или беспокойства у нереши­
тельных детей 59

Приучение говорить спокойно

- гиперактивных детей 51

Провокация и преодоление

- нерешительности у детей 95

Расширение

- репертуара речевого поведения 37

- словаря позитивных подкреплений
у детей 61

Стимуляция

- воображения 67

- выдержки, настойчивости 79

- гуманных чувств

 

- к самому себе 39, 45

- у ребенка к сверстникам 35

- у эгоистичных и агрессивных де­
тей 41, 43

 

- координации действий глаз-рука
у детей 63

- критичности у ребенка к нарушен­
ному поведению 69

- мотивации соревновательности для
преодоления заторможенности 83

- настойчивости у детей 75

- ориентации на поведение партнера
по игре 101

- переживания чувства успеха

 

- у нерешительных детей 81,

- у нерешительных и обидчивых
детей 61

- положительных эмоций 41,53,65,
■* - удепрессивных детей 63

- у нерешительных, депрессивных
детей 29


- у нерешительных детей 69, 77, 91, 99

- через необычность телесного кон­
такта 95

- потребности в социальном призна­
нии у детей 57

- совместных действий между деть­
ми 77

- сосредоточения внимания 47

- телесного контакта 93

 

- и переключения агрессивного ре­
бенка 103

- при удержании руки в руке 105

- с собственным телом 45

 

- чувства уверенности и успеха 47

- чувства удивления у детей 47

- чувства юмора 41, 67

--- у нерешительных и обидчивых

детей 69

- элементов адекватной самооценки
поведения у ребенка 71

Торможение

- частичное, движений рук и тулови­
ща у детей 83


Содержание

Вместо введения........................................................................ 3

Глава 1. Краткая характеристика и диагностика
расстройств поведения и эмоций у детей.................................. 4

Вместо введения

Пособие рекомендуется всем, кто интересуется диагностикой и иг­ровыми регулятивно-коммуникативными подходами в коррекции эмо­циональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста.

Направленная игротерапия - это вид игровой терапии, когда взрос­лый является источником игровой активности для ребенка. При этом взрослый превращается в состояние ребенка для коррекции и контроля особенного или нарушенного поведения ребенка, сотрудничая с ребен­ком.

Игровая задача рассматривается как средство превращения взросло­го в ребенка, изменения поведения взрослого в зависимости от непред­сказуемых изменений поведения ребенка.

Пособие может быть полезно для детских психологов и педагогов, дефектологов, социальных работников, детских психиатров, студентов психолого-педагогического профиля и родителей, заинтересованных в повышении компетенции в области направленной игротерапии, психо­логии и педагогики игр с правилами. Наиболее подготовленные роди­тели могут использовать пособие для работы с особенным или нару­шенным поведением собственного ребенка в условиях семейного вос­питания.

Для специалистов и старших воспитателей дошкольных и школьных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социальной помощи в пособии раскрывается структура, логика работы психолога-игротерапевта в учреждении. В пособии раскрываются методы и при­емы игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей дош­кольного и младшего школьного возраста.

Руководство составлено так, чтобы практический психолог мог ис­пользовать отдельные части пособия как самостоятельные при органи­зации игровых занятий, методической и другой работы.

Пособие можно использовать при подготовке к проведению индиви­дуальной и групповой игротерапии, на этапе диагностической работы психолога, при проведении семинаров-практикумов.


Глава 1. Краткая характеристика и диагностика расстройств поведения и эмоций у детей

ОБЩАЯРасстройства поведения характеризуются:

ХАРАКТЕРИСТИКА• стойким, повторяющимся диссоциальным
РАССТРОЙСТВповедением (при котором нарушаются основ-

ПОВЕДЕНИЯные права других людей; нарушаются важ-









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.