Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПО ЛЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 3





ФЕЛЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 18 ИЮЛЯ 1995 ГОЛА "О РЕКЛАМЕ"

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствую­щего О.С. Хохряковой, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, В.И. Олейника, В.Г. Стрекозова,

с участием представителей сторон, направивших запросы в Конституцион­ный Суд Российской Федерации: от Законодательного Собрания Омской области -кандидата юридических наук B.C. Карпунова, от Московской городской Думы - заме­стителя Председателя А.Н. Крутова; представителей Федерального Собрания Рос­сийской Федерации как стороны, принявшей оспариваемый акт, - кандидатов юри­дических наук П.В. Крашенинникова и Н.М. Лавровой,

руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Фе­дерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3, подпунктом "а" пункта 1 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального конституционно­го закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности ста­тьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе".

Поводом к рассмотрению дела явились запросы Законодательного Собра­ния Омской области и Московской городской Думы о проверке конституционности статьи 3 названного Закона. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружив­шаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли ее положения Консти­туции Российской Федерации.

Учитывая, что запросы касаются одного и того же предмета, Конституцион­ный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального консти­туционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", соединил дела по этим запросам в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи - докладчика Ю.М. Данилова, объяснения пред­ставителей сторон, выступления приглашенных в заседание специалистов, иссле­довав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регули­роваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными право­выми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.

Московская городская Дума в своем запросе исходит из того, что законода­тельство о рекламе не упомянуто ни в статье 71 Конституции Российской Федера­ции (предметы ведения Российской Федерации), ни в ее статье 72 (предметы со­вместного ведения Российской Федерации и ее субъектов), и, следовательно, рек­ламная деятельность может регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации. Поскольку статья 3 Федерального закона "О рекламе" не предусматривает возможность издания субъектами Российской Федерации норма­тивных актов по вопросам, урегулированным этим законом, заявитель полагает, что названная статья не соответствует Конституции Российской Федерации.

По мнению Законодательного Собрания Омской области, законодательство о рекламе относится к законодательству о культуре (как это было определено об­щеправовым классификатором отраслей законодательства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2171), и поэтому в силу статьи 72 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации является предме­том совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; следовательно, в сфере отношений, урегулированных Федеральным законом "О рекламе", субъекты Российской Федерации могут принимать собственные законодательные акты.

2. Смысл статьи 3 Федерального закона "О рекламе" не может быть уяснен вне связи с предметом регулирования, целями и сферой применения этого Закона.

Названный Закон, согласно пункту 1 его статьи 1, регулирует отношения, воз­никающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граж­дан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Из пунктов 3, 4 и 5 этой же статьи также следует, что Закон направлен на регулирование право­вых отношений по производству, размещению и распространению рекламы. В соот­ветствии со статьей 4 реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. О такого рода отношениях как сфере регулиро­вания законодательства о рекламе и идет речь в оспариваемой статье Закона.

Эти отношения по своей природе являются граждански - правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в данном случае предпринимательской деятельности по производству, размещению и рас­пространению рекламы, и в соответствии со статьей 2 ГК Российской Федерации должны регулироваться гражданским законодательством. Именно гражданское за­конодательство определяет правовое положение участников гражданского оборо­та, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и дру­гих вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятель­ности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неиму щественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имуществен­ной самостоятельности их участников.

Следовательно, в рассматриваемом аспекте законодательство о рекламе и иные нормативные правовые акты, о которых говорится в оспариваемой статье, призваны регулировать именно те отношения, возникающие в процессе производ­ства, размещения и распространения рекламы, которые являются предметом граж­данского законодательства.

Конституция Российской Федерации относит гражданское законодательство к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "о"); по предметам ведения Рос­сийской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и феде­ральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Феде­рации (статья 76, часть 1). Следовательно, законодательство о рекламе, регулиру­ющее гражданско - правовые отношения в сфере рекламной деятельности, не может находиться ни в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, ни в ведении субъектов Российской Федерации, и они не вправе осуществлять собствен­ное правовое регулирование в этой сфере.

Таким образом, поскольку в статье 3 Закона речь идет о нормативно - право­вых актах, которые регулируют отношения, являющиеся предметом гражданского законодательства, данная статья соответствует Конституции Российской Федера­ции с точки зрения разграничения предметов ведения между Российской Федера­цией и ее субъектами.

Использование общеправового классификатора отраслей законодательства в качестве инструмента определения критериев отнесения правовых вопросов к той или иной отрасли законодательства является недопустимым. Классификатор подготовлен в целях унификации формирования эталонных банков данных право­вой информации, используется при автоматизированном обмене правовой инфор­мации и постоянно актуализируется, о чем свидетельствует его последняя редак­ция, относящая рекламу к законодательству по общим вопросам хозяйственной деятельности.

3. Статья 8 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя называет гарантируемые в Российской Федерации един­ство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и фи­нансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В статье 74 Конституции Российской Федерации содержится запрет на установле­ние каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финан­совых средств. Из этих конституционных положений вытекает обязанность государ­ства по созданию и защите единого экономического пространства, единого рынка.

Конкретизируя эту обязанность государства, Конституция Российской Феде­рации (статья 71, пункт "ж") относит установление правовых основ единого рынка к ведению Российской Федерации, поскольку без обеспечения приоритетного, пря­мого действия законов, закрепляющих эти правовые основы (ГК Российской Феде­рации, законы в области антимонопольной политики и защиты конкуренции, цено­образования, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и т.п.), на территории всего государства свобода экономической деятельности не может быть реализована.

Согласно статье 2 Федерального закона "О рекламе" реклама - распространяе­мая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или под­держивать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и на­чинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Данное опре­деление свидетельствует о том, что реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федера­ции и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономи­ческого пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свобод­ных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка.

Целью Федерального закона "О рекламе" является защита от недобросовест­ной конкуренции в области рекламы (статья 1). Его предписания о запрещении недо­бросовестной, недостоверной, заведомо ложной рекламы товаров и услуг развивают положение Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках" (ведение конкурентной борьбы незаконными метода­ми, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, введение потре­бителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара, некорректные сравнения и т.п.) и реализуют положения Конституции Российской Фе­дерации (статьи 8 и 34) о запрещении недобросовестной конкуренции.

Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности и в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя. Следователь­но, статья 3 Закона с данной точки зрения также не противоречит Конституции Рос­сийской Федерации.

4. Единство экономического пространства не может быть достигнуто без со­
здания единой информационной системы рынка. В этом смысле реклама (реклам­
ная информация) составляет основу такой информационной системы.

Право свободно искать, получать, передавать, производить и распростра­нять информацию закреплено в статье 29 (часть 4) Конституции Российской Феде­рации и относится к основным правам и свободам человека и гражданина, регули­рование которых в силу статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина, в том числе связанные с получени­ем рекламной информации, могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспече­ния обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, и в этом аспекте положения статьи 3 Закона не противоре­чат Конституции Российской Федерации.

5. В соответствии со статьей 74 (часть 3) Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд
Российской Федерации принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого под­вергается сомнению. Поскольку предметом запросов в настоящем деле является статья 3 Федерального закона "О рекламе", Конституционный Суд Российской Фе­дерации не вправе оценивать содержание иных статей Закона с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации. В связи с этим вопрос, относят­ся ли в действительности иные положения Закона к предметам регулирования, ко­торые определены статьей 71 Конституции Российской Федерации, в производстве по настоящему делу не рассматривается.

6. Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к об­щефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, огра­ничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государ­ства гарантировать единство экономического пространства.

Вместе с тем рекламная деятельность является объектом комплексного нор­мативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско - правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, опре­деленных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2,4, 5 и 6). В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать воп­росы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распо­ряжения муниципальной собственностью.

На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй ста­тьи 71, статьями 72, 75 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституци­онном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

Признать статью 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекла­ме", поскольку она распространяется на регулирование тех отношений в области
рекламной деятельности, которые относятся к сфере гражданского законодатель-
ства и составляют основы единого рынка, соответствующей Конституции Российс­
кой Федерации.

Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституцион­ного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Поста­
новление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу не­
медленно после его провозглашения и действует непосредственно.

Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конститу­ционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит неза-
медлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Феде­
рации" и "Российской газете". Постановление должно быть также опубликовано в
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.