Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция №1. Введение в стратегический менеджмент.





Лекция №1. Введение в стратегический менеджмент.

Возникновение потребности в стратегическом управлении.

- Поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе.

- Не реагировать на происходящее, а предугадывать события.

- Целенаправленная концентрация сил.

- Формирование единого направления действий, границы возможных действий и принимаемых решений.

История учений о стратегии

Характерные черты постиндустриальной эпохи XXI века: неопределённость, нестабильность, вихреобразность, высокий уровень сложности. Для современной и эффективной ответной реакции на турбулентный характер наукоёмкой среды необходимо стратегическое предвидение и новейший арсенал управленческих инструментов.

Совершенствование управления современным предприятием должно быть построено на стратегических подходах к ведению бизнеса, на инновационном характере управленческих процессов и маркетинговой концепции управления производством.

Тенденции экономического развития XXI века отличаются инновационностью, интеллектуальным лидерством, глобализацией мирового хозяйства, гиперконкуренцией, конвергенцией менеджмента и маркетинга.

Современная экономика характеризуется глобализацией и интернационализацией промышленного производства, переходу к новому технологическому базису, внедрением в бизнес новых информационных технологий, изменением потребительского проса и покупательского поведения, сокращением жизненного цикла товаров. Ограниченностью ресурсов, определяющей ролью качества и новизны продукции, изменением характера труда, ценностью «человеческого капитала».

Таким образом, стратегическое управление приобретает новое видение как современная и адекватная реакция предприятия на стратегические неожиданности.

Господствующая в первой половине XX века неоклассическая теория решительно игнорировала учение о стратегии, так как она не признавала индивидуализации предприятия. Совершенная конкуренция не опиралась на стратегию предприятия. На определённую важность стратегии указывается только в случае олигополии.

Концепция стратегии предприятия окончательно нашла свое место лишь в теории несовершенной конкуренции и, прежде всего, в вытекающей отсюда так называемой индустриальной экономике. Ревизия парадигмы «структура – поведение – результат», допускающее потенциальное влияние стратегии на рыночную структуру, позволила закрепить стратегическую перспективу в экономической теории.

В дальнейшем модель индустриальной экономики оказала сильное влияние на учение о стратегии в основном под воздействием американского экономиста М.Портера. Доминирующим остаётся представление, что определённые рыночные структуры обуславливают стратегический результат, в пределах которых предприятие должно выбирать адекватную стратегию соразмерно своим сильным и слабым сторонам. Анализ сильных и слабых сторон совместно с анализом производственной цепочки обретает более системную и весомую форму для завоевания и сохранения конкурентных преимуществ.

Однако в дискуссиях о народном хозяйстве стратегически ориентированное предприятие с широким диапазоном возможных действий все ещё оставалось невостребованным. Это положение изменилось только в середине 80-х годов с развитием ресурсной теории фирмы, возникновение которой относят к 1984 г. в связи с публикацией работ американского экономиста Б.Вернефельта.

Рассмотрим концептуальные основы различных методов формирования стратегии организации.

Школа проектирования (дизайна). Представляет развитие организации как процесс осмысления. Элементом стратегического направления, характерным для этой школы является SWOT – анализ, предполагающий оценку сильных и слабых сторон организации в свете существующих возможностей и угроз внешней среды. Дизайн-школа предполагает модель построения стратегии как попытки достижения совпадения или соответствия внутренних и внешних возможностей, или, цитируя известных её представителей: «… стратегию следует понимать как соответствие между характеристиками фирмы и теми возможностями, что определяют её позицию во внешней среде». В организации устанавливаются обязательные правила относительно способов действия и реагирования, характерные именно для этой организации. У истоков школы моделирования стоят Ф.Селзинк, У.Ньюман, К.Эндрюс, А.Чандлер.

Школа планирования. Рассматривает развитие организации как формальный процесс планирования. Школа родилась в 1970-е годы под влиянием работы И.Ансоффа «Новая корпоративная стратегия». Теоретические идеи этой школы фактически заимствованы у школы дизайна, однако в рассматриваемом случае учёные пошли дальше в вопросах реализации стратегии – стратегическое планирование разработало инструментарий бюджетов и оперативных планов организации. Отличительной особенностью учения этой школы является стремление количественного измерения и обоснования целей и задач организации методами экономического анализа и высокая степень детализации этих данных, позволяющая в дальнейшем контролировать осуществление стратегии. Причём основным критерием оценки здесь становится степень прибыльности той или иной стратегии. Идеи находим у М.Йелинека, Д.Амара, М.Портера и др. Также достижением школы следует считать идеи сценарного планирования и стратегического контроля.

Школа позиционирования. Предполагает, что развитие организации – это аналитический процесс. Эти идеи возникли в конце 1980-х годов и сегодня школа пользуется большим влиянием в научных кругах, как за рубежом, так и в России. Отправной точкой формирования школы можно считать появление книги М.Портера «Конкурентная стратегия». В дальнейшем его идеи были развиты Д.Шенделом, К.Хаттеном и другими. Школы позиционирования утверждает, что для каждой отрасли имеется ограниченное число стратегий, которые могут принести желаемые результаты, т.е. ключевых стратегий. Следование им позволяет компании занять выгодные позиции, которые сами по себе обеспечивают защиту от атак конкурентов. Отказавшись от основного положения Школы дизайна о том, что каждая стратегия должна быть уникальной, Школа позиционирования создала ряд аналитических приёмов, которые позволили подбирать правильную стратегию к заданным условиям. Итак, главная идея стратегического менеджмента в трактовке школы – направленный на распознание существующих взаимосвязей конкурентный и отраслевой анализ.

Школа предпринимательства. Предполагает развитие организации как процесса предвидения. Школа предлагает идеи, прямо противоположенные идеям Школы позиционирования, и рассматривает построение стратегии как процесс предвидения руководителем организации её будущего через призму интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. Сторонники этой школы считают, что ключевым, обеспечивающим успех организации фактором является персонализированное руководство. Предполагаемый учёными школы Й.Шумпетером и А.Коулом авторитарный стиль принятия решений не может не вызывать критических замечаний, так как единоличное стратегическое руководство вряд ли возможно в современных условиях. Вкладом школы в развитие стратегического управления следует признать введение в науку идей творческого подхода к разработке стратегии.

Школа познания (когнитивная школа). Представляет процесс развития организации как ментальный и рассматривает формирование стратегии как протекающий в сознании стратега процесс познания. Следовательно, стратегии зарождаются как перспективы в форме концепций, карт, схем. В качестве реального вклада школы в стратегический менеджмент можно отметить только разработку подхода к обработке информации при принятии стратегических решений, предложенного А.Киники, П.Корнером и Б.Китсом в рамках рассмотрения процесса познания как процесса обработки информации.

Школа обучения. Формирование нового направления в стратегическом управлении ознаменовалось выходом работы Дж.Куинна «Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения». Основные положения школы были предложены её представителями Ч.Линдбломом, Р.Кайертом, Дж.Марчем, К.Вейком, К.Прахаладом, Г.Хэмелом, У.Дунканом и другими. Сложный и непредсказуемый характер внешней среды организации, часто в совокупности с необходимостью постоянно обновлять необходимые для выработки стратегии знания, препятствует осуществлению взвешенного контроля; выработка стратегии должна, прежде всего, обрести форму процесса обучения или адаптации стратегии к меняющимся условиям функционирования организации.

Школа власти. Основными представителями этой школы являются Г.Аллисон, Дж.Пфеффер, Г.Эстли, утверждавшие, что формирование стратегии определяется властными и политическими силами самой организации или за её пределами. Возникающие таким образом стратегии носят спонтанный характер и принимают форму лоббистской позиции, а не перспективы деятельности фирмы. На микроуровне такой подход реализуется в проведении переговоров, на макроуровне – в создании коалиций, альянсов нескольких фирм для достижения своих целей на рынке.

Школа культуры. Возникшая в 1980-х гг. утверждает, что формирование стратегии – это процесс социального взаимодействия, основанный на общих для членов организации убеждениях и понимании. Как следствие, стратегия принимает форму перспективы и только во вторую очередь позиции, укоренившейся в коллективных устремлениях и отражённой в моделях, защищающих глубинные ресурсы и возможности организации, образующие основу её конкурентных преимуществ. Представителями школы являются Э.Ренман, Р.Норманн и другие.

Школа внешней среды. Представляет развитие организации как реактивный процесс.Внешнее окружение, проявляющееся как набор сил общего характера, является главным элементом процесса создания организационной стратегии. Организация вынуждена реагировать на эти силы, пытаясь продлить своё существование.

Школа конфигурации. Рассматривает развитие организации как процесс трансформации. Основные предпосылки школы заключают в себе предпосылки других направлений, но при этом каждая из них рассматривается в строго определённом контексте. Именно сведение воедино всех предпосылок и отличает школу конфигурации от остальных.

Вариант 1

1. Подбор экспертов.

2. Формулирование каждым из экспертов сильных (которые сильно и выгодно отличают предприятие от конкурентов) и слабых сторон предприятия (в т.ч. значимых для потребителя конкурентных преимуществ).

3. Прогнозирование экспертами возможностей и угроз, предоставленных изменениями рыночных условий.

4. Экспертная оценка весового значения каждого фактора.

5. Построение таблицы полученных оценок.

6. Прогноз развития событий посредством определения взаимного влияния (посредством экспертных оценок) всех вышеперечисленных факторов (оформление посредством заполнения таблицы 2).

7. Формулирование выводов и рекомендаций.

 

Проведение анализа привязано к конкретному направлению деятельности и рынку, на котором предприятие осуществляет эту деятельность. Возможные опорные направления размышлений экспертов в части определения сильных и слабых сторон предприятия: кадры, производство, финансы, инновации, маркетинг и т.д. Возможные опорные направления размышлений экспертов в части определения возможностей и угроз внешней среды: рыночные показатели (в т.ч. факторы спроса, факторы конкуренции и проч.) и факторы макросреды. На основании определенных экспертами сильный и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз внешней среда составляется таблица 1 (здесь заполнена примерами). Правила кодировки весов и баллов: вес оценивается в диапазоне от 1 до 5 (1 – абсолютно не важно для предприятия, 5 – очень важно для развития предприятия); балл оценивается в диапазоне от 1 до 10 (1 – фактор отсутствует в организации и не имеет к ней никакого отношения, 10 – фактор полностью отражает особенность организации и напрямую имеет к ней отношение). Правила ранжирования:

  1. Вес умножить на балл по каждому параметру оценки. По каждому параметру оценки из всех экспертных листов сложить получившиеся произведения и разделить на количество этих экспертных листов.
  2. Далее, выбрать те факторы, которые набрали максимальное количество баллов.
  3. Построить таблицу 2.

 

Таблица 1.

 

Внутренняя среда вес балл Сильные стороны организации вес балл Слабые стороны организации
             
           
           
           
           
Внешняя среда вес балл Возможности для развития вес балл Угрозы для развития
           
           
           
           
           

 

Таблица 2.

 

  Сильны стороны Слабые стороны
1. 2. 3. 1. 2. 3.
Возможности 1. План действий: План действий:
2.
3.
Угрозы 1. План действий: План действий:
2.
3.
               

 

Вариант 2

Таблица 1

  Сильные стороны
Угрозы   Атмосфера заботы и гостеприимства Полный пакет образовательных услуг   Увеличение времени неформального общения между слушателями     Привлечение высококвалифицированных преподавателей – практиков рекламной отрасли     Акценты не на теории, а на практики Материально-техническая база МГУП   Диплом государственного образца, известного ВУЗа   Традиции и авторитет МГУП как единственного ВУЗа в сфере издательской деятельности и полиграфии     Использование чувственных, эмоциональных и интеллектуальных каналов, специфическая форма популярного научного и практического опыта     Удобное месторасположение Щадящая стоимость обучения, весомые скидки ИТОГО
                       
Нулевое присутствие РФ на мировом рынке обр. услуг (0.5%)                        
Сокращение доли РФ на мировом рынке обр. услуг                        
Приоритет государства: подготовка специалистов, обеспечивающих всю инновацион. цепочку от идеи до внедрен.                        
Слабая образов. инфраструктура[1]                        
Отсутствие корпоративной позиции высшей школы по осуществлению доп. образования                        
Отсутствие общепризнанных отечественных школ и традиций в сфере маркетинга и рекламы                        
Отсутствие символики, традиций, обычаев проф. группы (реклама)                          
Перспективы: включение в общеевроп. систему образов[2].                        
Отсутствие гос. стратегии вложения средств[3]                        
Отсутствие взаимодействия между академич. и учебным миром и миром технологич. и производственным.                        
Отсутствие отечественной метаструктуры человеческих компетенций и квалификаций[4]                        
Дефицит преподавателей с определённым набором компетенций                        
Предубеждение академической среды по отношению к прикладным наукам, к реальным потребностям бизнеса                        
Доминирование теоретической составляющей в обучении                          
Предпочтение СМК самостоятельно готовить кадры «под себя» и «для себя» (показатель недоверия к системе проф. подготовки и повыш. квалиф.)                          
Специальность не является аргументом для работодателя при приёме на работу соискателя                        
Увеличивается разрыв между вузами и рекламной индустрией                        
Недостаточные знания в области отечественного опыта маркетинг. коммуникаций                        
Преобладание стандартизированных путей поиска идей                        
Угроза падения вовлеченности в учебный процесс                        
Возникновение «новых форм конкуренции, кот. выходят за пределы традиционных концептуальных, институциональных и географ. границ[5]».                        
Появление принципиально новых участников рынка доп. обр. услуг[6]                        
Увеличение потребности предпр. в повышении квалиф. ведёт к поиску оптим. методов обучения (дистанцион. формы)                            
Планируется выход на рынок отечествен. инновационных бизнес-школ нового образца, во главе кот. встанет управленец международ. уровня                        
С каждым годом будет нарастать давление со стороны международного рынка обр. услуг[7]                        
Старые образоват. технологии, связан. с движением информации об уже известных фактах, постоянно падают в цене и становятся все доступнее                        
Оплата преподавательского труда как труда «пересказчика» становится все ниже                        
Передовые учебные заведения перешли от повествовательных способов обучения к деятельностным                        
Масштабность вложений в корпорат. университеты США составляет 13-20 млн долларов ежегодно                        
Расходы на обучение одного сотрудника в США: от 1,5 тыс. до 5 тыс. $ в год                        
Масштабность необх. вложений в корпорат. университеты РФ составляет 100-150 тыс. в мегаполисах, 60-80 тыс. в городах «первого ряда[8]», 30-50 тыс. в городах «второго ряда[9]»                            
Отсутствие инвестиционной привлекательности в глазах бизнес-сообщества                        
90% потенциальных потребителей слабо ориентируются в видах и формах повышения квалиф., их отличительных особенностях.                        
ИТОГО                        

 

Таблица 2

  Слабые стороны
Угрозы   Незначительная доля рынка, низкая осведомлённость, противоречивое отношение     Недостаток производственных мощностей для ув. объёма реализации услуг     Отсутствие чёткой маркетинг. стратегии, системы сбора и анализа информации о рынке, сильных рекламных ходов, транслируемой идеологии     Атмосфера академичности, отсутствие духа инновационности, отсутствие корпоративных стандартов для слушателей     Недостаток современных аудиторий, помещений для неформального общения слушателей     Разновозрастные и разностатусные группы   Ограничения в привлечении доп. средств Выполнение роли организатора движения студентов по программам и решение вопросов функционирования учебной части, без акцента на обладание учебными программами     Нехватка высокопрофессиональных практико-ориентированных преподавателей, отсутствие корпоративной приверженности преподавателей     Отсутствие связей с работодателями в целях приближения обучения к реалиям бизнеса     Отсутствие программы кредитования слушателей ИТОГО
                       
Нулевое присутствие РФ на мировом рынке обр. услуг (0.5%)                        
Сокращение доли РФ на мировом рынке обр. услуг                        
Приоритет государства: подготовка специалистов, обеспечивающих всю инновацион. цепочку от идеи до внедрения.                        
Слабая образов. инфраструктура                        
Отсутствие корпоративной позиции высшей школы по осуществлению доп. образования                        
Отсутствие общепризнанных отечественных школ и традиций в сфере маркетинга и рекламы                        
Отсутствие символики, традиций, обычаев проф. группы (реклама)                          
Перспективы: включение в общеевроп. систему образов.                        
Отсутствие гос. стратегии вложения средств                        
Отсутствие взаимодействия между академич. и учебным миром и миром технологич. и производственным.                        
Отсутствие отечественной метаструктуры человеческих компетенций и квалификаций                        
Дефицит преподавателей с определённым набором компетенций                        
Предубеждение академической среды по отношению к прикладным наукам, к реальным потребностям бизнеса                        
Доминирование теоретической составляющей в обучении                        
Предпочтение СМК самостоятельно готовить кадры «под себя» и «для себя» (показатель недоверия к системе проф. подготовки и повыш. квалиф.)                        
Специальность не является аргументом для работодателя при приёме на работу соискателя                        
Увеличивается разрыв между вузами и рекламной индустрией                        
Недостаточные знания в области отечественного опыта маркетинг. коммуникаций                        
Преобладание стандартизированных путей поиска идей                        
Угроза падения вовлеченности в учебный процесс                        
Возникновение «новых форм конкуренции, кот. выходят за пределы традиционных концептуальных, институциональных и географ. границ».                        
Появление принципиально новых участников рынка доп. обр. услуг                        
Увеличение потребности предпр. в повышении квалиф. ведёт к поиску оптим. методов обучения (дистанцион. формы)                        
Планируется выход на рынок отечествен. инновационных бизнес-школ нового образца, во главе кот. встанет управленец международ. уровня                        
С каждым годом будет нарастать давление со стороны международного рынка обр. услуг                        
Старые образоват. технологии, связан. с движением информации об уже известных фактах, постоянно падают в цене и становятся все доступнее                            
Оплата преподавательского труда как труда «пересказчика» становится все ниже                        
Передовые учебные заведения перешли от повествовательных способов обучения к деятельностным                        
Масштабность вложений в корпорат. университеты США составляет 13-20 млн долларов ежегодно                        
Расходы на обучение одного сотрудника в США: от 1,5 тыс. до 5 тыс. $ в год                            
Масштабность необх. вложений в корпорат. университеты РФ составляет 100-150 тыс. в мегаполисах, 60-80 тыс. в городах «первого ряда», 30-50 тыс. в городах «второго ряда»                        
Отсутствие инвестиционной привлекательности в глазах бизнес-сообщества                        
90% потенциальных потребителей слабо ориентируются в видах и формах повышения квалиф., их отличительных особенностях.                        
ИТОГО                        

 

Таблица 3

 

  Сильные стороны
Возможности   Атмосфера заботы и гостеприимства Полный пакет образовательных услуг   Увеличение времени неформального общения между слушателями     Привлечение высококвалифицированных преподавателей – практиков рекламной отрасли     Акценты не на теории, а на практики Материально-техническая база МГУП   Диплом государственного образца, известного ВУЗа   Традиции и авторитет МГУП как единственного ВУЗа в сфере издательской деятельности и полиграфии     Использование чувственных, эмоциональных и интеллектуальных каналов, специфическая форма популярного научного и практического опыта     Удобное месторасположение Щадящая стоимость обучения, весомые скидки ИТОГО
                       
Глобальная инициатива РФ[10] в области образования №1: «Качество профессионального образования как фактор глобального развития»                        
Планирование учреждения международного консорциума[11]                        
Глобальная инициатива РФ в области образования №2: решение задач социокультурной и профессиональной адаптации мигрантов образовательными средствами.                        
Обеспечивать экономическую конкурентоспособность стран и регионов будут те, кто будет занимать лидирующие позиции на мировом рынке производства знаний, умений и компетенций.                        
Пребывание в условиях быстроменяющегося рынка дает возможность России сложить конкурентоспособное управленческое и бизнес-образование, построить свою школу                        
Готовность государства профинансировать программу развития (а не текущие расходы) ВУЗов                        
Государство сформировало опред. критерии оценки инновационности проектов в сфере обр.                        
Российская модель тяготеет к «немецкому варианту европейской модели[12]»                        
Рынок бизнес-образов. находится на стадии интенсивного роста и будет расти ещё около 5 лет                        
«Через тридцать-сорок лет образование будет самой дорогостоящей и самой актуальной деятельностью: цены в образовании растут, капиталоемкость растет, число занятых дорогостоящих специалистов растет»[13]                        
В технологических цепочках по изготов. продукта стоимость человеческого труда резко возрастает. А рекламная отрасль полностью зависит от качества человеческих ресурсов.                        
В силу принципа непрерывности получения знаний, образовательные технологии являются самыми длинными из всех имеющихся                        
Хаотичность рынка доп. образоват. услуг: потребитель не всегда знает, что он покупает, как его будут учить, какие квалификации, навыки и компетенции он точно приобретёт                          
Серьезных корпоратив. университетов в РФ немного[14], при этом полноценно не функционирует ни один из них                          
Сфера приложения доп. обр. услуг в сфере рекламы зависит от развития и спроса в той или иной отрасли. Есть ряд отраслей, где данные услуги систематически востребованы                          
Международный бизнес пытается найти страны с высоким потенциал





Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.