Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов. Анализ равновесных состояний в отрасли.





ПРЕДМЕТ изучения и основные ЗАДАЧИ микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма и альтернативной стоимости. Проблема выбора.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов.

Предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Различают следующие решения: в условиях определенности, неопределенности и стратегические.

Ситуация считается определенной, если экономические субъекты полностью информированы о всех обстоятельствах, влияющих на результат принятия решения.

Чаще всего экономическим субъектам приходиться принимать решения в условиях, когда их результат определяется не только предвидимыми, но и непредвидимыми обстоятельствами.

Ситуация, требующая принятия стратегических решений является следствием взаимозависимости решений одного и другого субъектов.

Суть концепции экономического рационализма заключается в предположении об определении экономическими субъектами, с одной стороны, выгод от своих действий, а с другой стороны, затрат, необходимых для достижения этих выгод, средств и их сопоставлении с целью максимизации выгод. Такое сопоставление выгод и затрат при принятии экономических решений позволяет определить наиболее оптимальные в данных условиях действия данного экономического субъекта. Выгодами при этом являются получаемые данным экономическим субъектом блага, а затратами — блага, которых данный экономический субъект лишается при данном действии. Рациональность поведения экономических субъектов будет при этом заключаться в максимизации доходов от экономической деятельности.

Альтернативная стоимость – это проблема выбора наилучшей возможности. Различают три типа выбора: индивидуальный, двухсторонний и коллективный.

 

 

Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход). (2 вопрос)

Кардиналистская полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Согласно этой теории, стоимость блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

Полезность любого потребляемого блага может быть выражена в виде функции общей полезности:TU=F(QA,QB,...,QZ),где TU - общая полезность данного блага; QA, QB,..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Ординалистская полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах.

1.Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.

2.Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.

3.Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему.

 

Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде. (11 вопрос)

Долгосрочное конкурентное равновесие - цена, при которой фирма в долговременном периоде не получает экономическую прибыль и не несет убытки, а общие объемы спроса и предложения равны.

В долгосрочном периоде расширение объема выпуска происходит за счет вступления в отрасль новых фирм. Это произойдет, если фирмы в отрасли получают экономическую прибыль,что привлечет новые, т.е. стабильное число фирм и есть равновесие.

3 условия долгосрочного равновесия:1)нет стимула для изменения объема пр-ва при предельный доход(MR)=д\срочным предельным издержкам(MC);2),минимальные к\срочные издержки=долгосрочным;3)нет мотивов, чтоб покинуть отрасль или вступить новым фирмам в отрасль при: цена(Р)=д\срочные мин. средние общие издержки(АТС).

Обобщив условия получим:MR(P)=MC=min ATC.

В точке Е соблюдаются 3 условия долгосрочного равновесия. Фирмы получают нормальную прибыль. Выше АТС: экономическая прибыль, привлечение конкурентов, повысится предложение, цена понизится до равновесной, и наоборот при понижении цены прибыль будет ниже нормальной, произойдет отток фирм, понизится предложение.

Долгосрочное отраслевое предложение - предложение товаров и услуг всех предприятий, входящих в отрасль. Кривая предложения отрасли не может быть получена суммированием кривых предложения фирм отрасли, поскольку количество этих фирм в долгосрочном периоде меняется. Различают три типа отраслей: с неизменными, возрастающими и убывающими издержками.

В долгосрочном периоде отрасль с неизменными средними издержками имеет единственную цену предложения, равную величине минимальных долгосрочных средних издержек. Долгосрочная кривая отрасли в этом случае имеет вид горизонтальной линии.

Примером отрасли с постоянными издержками может служить рынок металлической посуды. Очевидно, что как бы не возрастал отраслевой выпуск, его рост не создаст дефицита на рынке металла. Поэтому цена металла не увеличится, а кривая долгосрочных средних издержек производства посуды не изменит своего положения.

В долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с возрастающими средними издержками имеет положительный наклон, то есть увеличение отраслевого выпуска возможно только при увеличении цены продукта. Примером отрасли с возрастающими издержками может служить рынок хлеба. Увеличение отраслевого выпуска хлеба может привести к увеличению цены зерна, а тогда для стимулирования роста выпуска хлеба необходимо увеличить его цену.

В случае отрасли с убывающими средними издержками рост цены на продукт и связанный с ним рост отраслевого выпуска вызывают снижение цен используемых ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с убывающими средними издержками имеет отрицательный наклон.

 

 

16.Основные черты чистой монополии. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. (13 и 14 вопросы)

Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Основные черты:

а) одна фирма и много покупателей

б) отсутствие товаров-заменителей

в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе(экономия от масштаба, правовые ограничения, высокие издержки входа, высокие транспортные расходы,

г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность

д) совершенная информированность.

Монополист наращивает выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС). Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска, то для монополиста это обернется упущенным доходом.

Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска.

Монополист извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рм - АСМ). Общая экономическая прибыль равна (Рм - АСМ) х QM.

Если спрос и предельный доход понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки.

В долгом периоде монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, где MR = LRMC. Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения.

В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.

 

 

Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Дифференциация заработной платы. Причины различий в заработной плате: разнородность работников, разнородность рабочих мест, иммобильность, дискриминация. (34 вопрос)

Заработная плата (ЗП) – это цена использования услуг труда. Её размер определяется предельной доходностью труда последнего нанятого фирмой работника данной специальности, а также стоимостью средств существования работника и его семьи, необходимых для восстановления способности к труду и содержания семьи.

Размер ЗП служит важным показателем уровня жизни населения, однако по её величине нельзя судить об экономическом и социальном благополучии народа. В связи с этим используются понятия номинальной и реальной ЗП. Номинальная ЗП – сумма денег, которую получает работник за услуги труда. Реальная ЗП – покупательная способность номинальной ЗП (количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную ЗП). Уровень реальной ЗП находится в прямой зависимости от номинальной ЗП и в обратной зависимости от налогов и платежей, которые выплачивает покупатель, цен на потребительские блага.

Изменение ЗП: WR=(WN-Н)/Р, где WN – номинальная ЗП, Н – налоги, Р – индекс цен на потребительские товары

Различие в ЗП различных специальностей указывает на появление дифференциации ЗП. В первую очередь это обусловлено взаимодействием спроса и предложения на рынке труда. Если спрос на специалистов какой-либо специальности превышает предложение, то ставка ЗП будет выше, и, наоборот, если предложение превышает спрос, то ставка ЗП понижается. Большое значение имеют также индивидуальные способности, образование, квалификация, опыт и стаж работника.

 

 

Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Спрос и предложение заемных средств. Временные предпочтения. Ставка ссудного процента. Номинальная и реальная ставка процента. Экономические основы дифференциации ставок процента. (36, 37, 38)

Ссудный капитал - это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности. Рынок ссудных капиталов — рынок, объектом сделок на котором выступает предоставляемый в ссуду денежный капитал. На этом рынке концентрируются спрос и предложение на капитал. Рынок ссудных капиталов включает денежный рынок, обслуживающий главным образом движение основного капитала. Последний подразделяется на ипотечный рынок (рынок недвижимости) и финансовый рынок (рынок ценных бумаг).

Плата за временное использование ссуды наз. - процентом. Источником уплаты ссудного % является прибыль, получаемая от используемая ссудного капитала. Заемщик, используя заемные ср-ва для инвестиций, получает прибыль. Часть прибыли поступает собственнику заемного капитала в виде ссудного %, вторая ее часть образует предпринимательский доход инвестора. Ссудный % обычно выражается через норму (ставку) ссудного %: Норма процента=(Годовая сумма уплачиваемая за ссуду)/(величина ссуды)*100%. Норма процента зависит от соотношения спроса и предложения ссудного капитала. Спрос (D) на ссудный капитал-спрос фирм и предприятий на определенную сумму денег, на покупку капитала в определенной физической форме. А предложение(S) ссудного капитала определяется предельными издержками упущенных текущих возможностей.

Кривая D на ссудный капитал показывает, что при прочих равных условиях по мере снижения нормы % i, объем D предпринимателей на кредит будет возрастать. В точке пересечения этих кривых устанавливается равновесная норма % ie.

Рыночную ставку устанавливают банки. Она может изменяться в определенных пределах, имеет верхнюю и нижнюю границы. Верхняя граница определяется средней нормой прибыли в реальном секторе экономики. Нижняя граница должна быть выше нуля, чтобы ссуда не потеряла экономический смысл. Для аналитических целей используется средняя ставка %. Следует различать номинальную и реальную ставки ссудного %. Номинальная- это процентная ставка, выраженная в денежных единицах. Если экономика развивается стабильно и нет инфляции, номинальная и реальная ставки равны. Т.е. реальная ставка процента- это процентная номинальная ставка с поправкой на инфляцию.

 

 

Земля как фактор производства. Земельная рента как цена за использование земли. Экономическая рента. Цена земли. Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента по плодородию и местоположению. (41 вопрос)

Как фактор пр-ва земля имеет след особенности: 1) земля явл природным фактором и её нельзя создать искусственно.2) Земля имеет неограниченный срок использования.3) Разные земельные участки обладают разным плодородием.4) Землю нельзя переместить с одного места на другое.5) При рациональном использовании земля может не изнашивается, а даже повышает своё плодородие.

Совершенно неэластичное предложение земли означает, что цены на землю определяются уровнем спроса на отдельные участки. Цены на землю связаны с земельной рентой - ценой услуг земли. Цены на землю представляют дисконтированную стоимость будущей земельной ренты. Чем выше рента от услуг участка земли, тем выше цена земли: Pl = Сум{Rj/(1+i)j, где Rj - годовая рента, ожидаемая с данного участка земли в j году; i - текущая рыночная ставка ссудного процента.

При ставке арендной платы R спрос на землю равен Q3, собственник земли извлекает ренту OREQ. Повышение (понижение) спроса на продукты с/х вызывает рост (снижение) спроса на землю при любой данной арендной ставке. Поскольку предложение земли фиксировано, то с целью установления равенства спроса и предложения нужно, чтобы арендная плата или возросла до R2, или понизилась до R1. Тогда и рента или возрастает до OR2E2Q3*, или понизится до OR1E1Q3*.Если рента превышает равновесную цену, то объем спроса на землю будет меньше существующего объема предложения земли. Если рента будет ниже своей равновесной величины, то увеличившийся спрос на землю со стороны фирм приведет к возвращению факторной цены в равновесное состояние.

Рента выступает в двух основных формах: а) чистая экономическая рента как доход, приносимый производственным ресурсом только в силу его ограниченности, и б) дифференциальная рента как доход, приносимый производственным ресурсом в зависимости от его качества.

Земельные участки отличаются друг от друга своей продуктивностью, которая предопределяется их местоположением, климатическими особенностями, сферой использования и т. д. Это является объективной основой для образования дифференциальной ренты. Рассмотрим ее на примере естественного плодородия.

Предположим, что три участка земли отличаются своим качеством: лучший, средний и худший по плодородию. Допустим, что участки равны по площади и по вложению труда и капитала, тем не менее, поскольку они различаются по плодородию, предельные и средние издержки на единицу продукции будут также различаться.На лучшем участке (а) будет получена дифференциальная рента ВРЕК; на среднем участке (б) производственные издержки будут лишь компенсированы, не извлекая дохода; на худшем участке (в) образуется убыток.

 

 

Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Оптимальный выпуск общественного блага. (55 вопрос)

Эффективный выпуск чистых общественных благ (ЧОБ) соответствует объему выпуска, при котором предельная общественная полезность соответствует предельным общественным издержкам.

У потребителей существует склонность уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление - проблема «безбилетника» или «зайцев».Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» - стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Т.о. проблема выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто.

Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан, как метода решения проблемы «безбилетника».

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом: MSB(Qs) = MC(Qs), где MSB (Qs) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs; MC (Qs) - предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Qs.

 

 

ПРЕДМЕТ изучения и основные ЗАДАЧИ микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма и альтернативной стоимости. Проблема выбора.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов.

Предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Различают следующие решения: в условиях определенности, неопределенности и стратегические.

Ситуация считается определенной, если экономические субъекты полностью информированы о всех обстоятельствах, влияющих на результат принятия решения.

Чаще всего экономическим субъектам приходиться принимать решения в условиях, когда их результат определяется не только предвидимыми, но и непредвидимыми обстоятельствами.

Ситуация, требующая принятия стратегических решений является следствием взаимозависимости решений одного и другого субъектов.

Суть концепции экономического рационализма заключается в предположении об определении экономическими субъектами, с одной стороны, выгод от своих действий, а с другой стороны, затрат, необходимых для достижения этих выгод, средств и их сопоставлении с целью максимизации выгод. Такое сопоставление выгод и затрат при принятии экономических решений позволяет определить наиболее оптимальные в данных условиях действия данного экономического субъекта. Выгодами при этом являются получаемые данным экономическим субъектом блага, а затратами — блага, которых данный экономический субъект лишается при данном действии. Рациональность поведения экономических субъектов будет при этом заключаться в максимизации доходов от экономической деятельности.

Альтернативная стоимость – это проблема выбора наилучшей возможности. Различают три типа выбора: индивидуальный, двухсторонний и коллективный.

 

 

Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов. Анализ равновесных состояний в отрасли.

В процессе развития микроэкономического анализа менялись и методы исследования.

На первом этапе использовались методы общенаучного знания. Одним из них является метод абстрагирования (следует исследовать влияние одного фактора, при этом действие всех других не учитывается).

В конце 19в. получили широкое распространение метод предельного анализа или маржинализм. Метод предельного анализа предполагает учет изменений в виде прироста тех или иных результатов экономической деятельности: затрат, доходов, продукта, полезности и т.д. Это обусловливает особое значение статистического метода, позволяющего получать данные, необходимые для анализа состояний отдельных рынков, предприятий, делить их на определенные типы, виды, категории.

Данный метод часто используется во взаимосвязи с методом учета равновесных и неравновесных состояний изучаемых объектов: рынков, требующих соотношения доходов и расходов товаропроизводителей, цен и полезностей потребляемых благ и т.д.

Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности системы, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие называется устойчивым.

Метод функционального анализа требует рассмотрения тех или иных элементов экономики с учетом воздействия на них различных факторов. В результате один рассматриваемый объект предстает как функция, другой как аргумент. При этом довольно часто применяется метод допущений, предполагающий анализ воздействия одного фактора на другой «при прочих неизменных условиях».

В 20в. в микроэкономике используются методы теории игр и теории вероятности. Широкое применение находят экономико-математические методы, методы моделирования, графические методы.

Также в микроэкономическом анализе используется дедуктивный метод (от теории к фактам, от общего к частному) и индукция (от частного к общему, от фактов к теории). Дедукция и индукция - взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы позволяют целенаправленно собрать и систематизировать эмпирические данные (наблюдения).

 

 

3. Структура и основные понятия микроэкономики. Цели, ограничения и условия равновесия субъектов микроэкономики в краткосрочном и долгосрочном периодах.

В курсе микроэкономики раскрываются основополагающие экономические категории - спрос и предложение, равновесная цена, экономическая прибыль, и др. Микроэкономика фиксирует свое внимание на оптимизации и результативности выбора в условиях ограниченности экономических ресурсов. Также изучаются проблемы, связанные с первичным распределением доходов, с дифференциацией по уровню доходов, с воздействием налоговой системы на индивидуального потребителя и товаропроизводителя, равновесием или сбалансированностью на отдельном рынке товаров и услуг, факторном и финансовом рынках.

Основные понятия:

1. Микроэкономика - один из двух основных разделов экономикс, изучающий поведение отраслей, фирм, домохозяйств и других экономических единиц, а также их взаимодействие на рынках, в результате которого формируются цены на конкретные товары и услуги и на факторы производства.

3. Микроэкономическая политика - формирование государством целей и правил экономической деятельности для отдельных сфер, рынков, отраслей и использование инструментов их регулирования.

4. Мгновенное равновесие в микроэкономике -рыночное равновесие текущего периода, когда резкое изменение спроса в условиях абсолютно неэластичного предложения приводит к скачкообразному росту рыночной цены.

5. Теория спроса и предложения - теория, объясняющая: - как потребительские предпочтения образуют спрос, а издержки предпринимателей - предложение; и - как спрос и предложение, взаимодействуя, устанавливают равновесие между количеством товаров и услуг и их ценами.

6. Долгосрочное равновесие - рыночное равновесие, характерное для долгосрочного периода, когда предприниматели имеют возможность увеличить объем предложения за счет расширения производственных мощностей и найма более квалифицированной рабочей силы. Рост предложения приводит к снижению цены, которая, однако, не достигнет первоначального уровня, предшествовавшего увеличению спроса в силу изменения общего равновесие на рынках факторов производства.

7.Краткосрочное равновесие - рыночное равновесие, характерное для краткосрочного периода, когда предприниматели имеют возможность увеличить объем предложения за счет более интенсивного использования имеющихся факторов производства. Краткосрочное равновесие достигается на том уровне, когда цены по-прежнему стимулируют дополнительное производство, увеличение которого требует уже замены оборудования, технологии.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.