Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Системы стимулирования платформ: за гранью культуры щедрости





Запись в блоге Анила Дэша,[321] вице-президента Six Apart[322] (создателя программного обеспечения для блогов), от 25 октября 2005 года, начала интересный спор: «Стоит ли Flickr выплачивать компенсацию создателям наиболее популярных картинок на своём сайте?» Исходная ситуация простая: Flickr обменивает бесплатное право на размещение изображений на право размещать рекламу. Наиболее популярные и/или лучшие картинки привлекают больше всего кликов, что в свою очередь создаёт непропорциональный объём ценности для Flickr. Выплата компенсации создателям наиболее популярного контента может повысить качество изображений (а следовательно, привлечь дополнительный трафик) и позволить людям получить деньги за свою работу: обычный капитализм в действии.

Основной вопрос состоит в следующем: должны ли владельцы открытых платформ выплачивать компенсацию людям и организациям, которые создают добавочную ценность? И будет ли система материального поощрения стимулировать создание ценности или, возможно, влиять на динамику, которая приносит успех таким как Flickr? Компании, которые были в этом бизнесе уже какое-то время, например Amazon, нашли ответ. Соглашения о разделении доходов Amazon позволили расцвести многим бизнесам.

Но значительное число новых веб-компаний ещё не доросло до момента, когда создаются устойчивые групповые правила в их экосистемах.

Катерина Фейк,[323] одна из основателей Flickr, ответила на вопрос Дэша, сказав, что помимо денег (или в дополнение к ним) существуют другие системы ценностей, очень важных для людей: связь с другими людьми, создание своего имиджа в Сети, самовыражение, и, что немаловажно, привлечение внимания к себе. Она продолжила, заметив, что Сеть (а на самом деле, мир) была бы намного беднее без коллективной щедрости своих участников. Культура щедрости является позвоночным столбом Интернета.

Безусловно, в этом утверждении есть правда. Люди, мотивированные нематериально, создали множество инноваций, посмотрите на Википедию, открытые программные средства и сам Flickr. Но могут ли манёвры Google, Yahoo и Microsoft, инвестирующих многие миллионы долларов, растоптать дух щедрости, поддерживавший эту гонку свободных инноваций?

Пока культура щедрости и самовыражения вносила свой вклад в популярность Flickr, его основатели продали ресурс Yahoo, предположительно за 30 млн долларов. Основатель Del.icio.us Джошуа Шахтер, признаваемый многими как лидер Веб 2.0, последовал тем же путём, продав проект Yahoo в декабре 2005 года. Пока CraigslisT; остаётся «открытой сетью», Крейг Ньюмарк получает достаточно высокие доходы. Пристрастие Google к найму людей, делающих интересные вещи с её кодом (например, Пола Рейдмахера) которые стимулируют её быстрый рост, безусловно, помогая привлекать талантливых разработчиков и помогает заработать военный бюджет доходах от рекламы. Но может ли культура щедрости быть чем-то большим, чем дымовая завеса перед тем, что в конечном счёте является эксплуатацией?

Ом Малик,[324] популярный блоггер и основатель GigaOmniMedia, прямо указывает на эту дилемму в недавнем посте:

Я громко спрашиваю: помогает ли эта культура участия созданию бизнесов на наших коллективных спинах? Если мы ставим теги, делаем закладки, делимся информацией и помогаем Del.icio.us, или Technorati, или Yahoo стать лучше с коммерческой точки зрения, по-видимому, мы продаём свой самый ценный актив — время. Мы становимся внешней рабочей силой, коллективом, хотя пока непонятно, за что. Хотя мы можем получить (или не получить) что-то в результате общих усилий, есть вероятность, что эти «усилия» приведут к подъёму экономической ценности этих структур. Разделим ли мы этот их позитивный аспект? Вряд ли!

Называть это эксплуатацией всё-таки означает хватить лишку. Но, как и в ранний период Веб 1.0, вопросы бизнес-модели не поспевают за скоростью инноваций.

Однако на этот раз крупнейшие игроки Сети — Google, Microsoft, Amazon, Yahoo и eBay — являются процветающими, прибыльными многомиллиардными компаниями. Вместе они приобретают подавляющее большинство интересных программ, возникающих в Сети. Динамика конкуренции между ними быстро развивается, ведь они всё больше сталкиваются на одном поле, помогая людям находить вещи, облегчая торговлю и создавая возможности для общения. Они должны быть осторожны, чтобы не нарушать нормы сообщества. В то же время они пытаются использовать свои платформы в качестве конкурентного преимущества. Победителями в этой эволюции будут компании, которые могут создать наиболее полные системы мотивации, чтобы адекватно вознаграждать всех участников.

Решение Google открыть свою картографическую программу стимулировало новую волну веб-сервисов. К сожалению, наиболее интересные программы имеют тенденцию к нарушению прав других участников. Сервисы, соблюдающие правила, сейчас ограничиваются программами, интегрирующими карты и общедоступные данные, — такими как Карта балльных оценок и NKCA.

Несмотря на то, что эти программы ценны для граждан и развития нашей демократии, они не могут создать прочную экономическую ценность, так как барьеры для их имитации низкие. С другой стороны, бизнес-модель, защищающая права Craigslist и продолжающая стимулировать таких людей, как Пол Рейдмахер, может определить возможных победителей.

Некоторые компании используют конкурсы для того, чтобы побудить пользователей и разработчиков создавать инновации на основе их платформ. Microsoft и eBay одновременно вели эти проекты во время написания этой книги, и призы ранжировались от 5 тысяч долларов до бесплатного ХЬох. Но когда на кон поставлены сотни миллионов долларов прибыли, эти предложения тривиальны и, возможно, даже оскорбительны.

Более полная система может включать выплату роялти ведущим авторам новых решений. А, к примеру, Google, Technorati и другие компании сейчас раздают бесплатные инструменты, но сохраняют за собой право участия в прибыли, если кто-то создаст действующее предприятие. Суть в том, что существует большой разброс возможностей между наймом разработчиков и онлайн-сообществом, предоставляющим бесплатные услуги.

Как отмечалось ранее, Amazon, вероятно, находится впереди всех остальных. О его экосистеме разработчиков и компаньонской программе ходят легенды. Но даже предложение поисковой системы Alexa приводит интересную новую бизнес-модель на поле конкуренции, позволяя инновационным разработчикам использовать её индекс для создания новых поисковых инструментов на платной основе. Это развитие может привести к появлению новых участников поисковых баталий Google, Microsoft и Yahoo. Пока лидеры дерутся за свои «одноразмерные» поисковики, веб-сервисы Alexa могут привести к специализированному набору поисковых решений, разработанных для определённых сообществ по интересам. И внешние разработчики, и Amazon оказываются в плюсе.

Похожие стимулирующие структуры могут быть использованы в мире социальных сетей. На самом деле, нет причин, по которым лучшие фотографы, создатели тегов и другие участники Сети не могут разделить награду, создаваемую их работой. Некоторые преданные пользователи Flickr и Del. icio.us завидуют тому факту, что Yahoo скупает сообщества, которые они помогли построить, и по понятным причинам боятся, что Yahoo испортит культуру этих сообществ своим необузданным меркантилизмом. Безусловно, в их опасениях есть смысл. Без их контента сообщество будет таким же ценным, как город-призрак. Если Yahoo может загребать миллионы прибыли, не должны ли участники сообщества получить её часть?

Блоггер и медийный консультант Джефф Джарвис, с которым мы впервые встретились в главе 5, отмечает, что даже простой акт потребления в этом новом мире сейчас является актом создания. Поиск в Google, размещение закладок в Del.icio.us и обмен фотографиями на Flickr связаны с личной выгодой, но эти действия создают и коллективную пользу. Это приводит к обогащению опыта Сети и увеличению «мудрости толпы». Эта новая мудрость, по словам Джарвиса, может помочь людям найти нужную информацию, организовать обсуждение какой-то темы, улучшить результаты поиска и даже повысить эффективность рекламы.[325]

«И кому принадлежит эта коллективная мудрость толпы?» — спрашивает Джарвис. Очевидно, толпе. Такие платформы, как Google, Technorati и Yahoo (включая их новые дочерние структуры Flickr и Del.icio.us), разве что берут её взаймы. И они могут это сделать, как говорит Джарвис, «только если продолжают пользоваться доверием толпы и выплачивают ей дивиденды. Те, кто пытается слишком сильно контролировать эту мудрость и ограничивать её использование и обмен… рискуют потерять аудиторию, которая создаёт эту ценность».[326]

Если бы Yahoo, например, пользовалась системой, в которой распределялись бы доходы, созданные сообществом, раздражённые члены сообщества могли бы сменить свой тон. Более того, может родиться новая эра «микро-бизнеса». Так же, как 742 тысячи людей сейчас зарабатывают себе на жизнь на eBay, мы можем увидеть рост предпринимательской деятельности тех, кто расставляет теги на Del.icio.us, направляя людей к полезной информации, или художников на Flickr, которые получают комиссию за размещение великолепных фотографий, поддерживая поток посетителей ресурса.

Чего заслуживают владельцы платформы в обмен на то, что создают возможности для этой деятельности? Они должны получить от этого доход и, по возможности, хороший. Многие провайдеры подчёркивают необходимость создания для начала максимально большой сети, и они утверждают, что доходы последуют вскоре за этим.[327] Немного напоминает логику эры доткомов, однако разница сейчас в том, что можно создать нечто с меньшими инвестициями, предоставить среду для_экспериментирования и после этого воспользоваться теми вещами, которые люди считают ценными. Ключ здесь находится в открытости и в предоставлении пользователям контроля и свободы. Если поставить во главу угла доходы, то сломаешь сеть, которую строишь.

Компании, открыто строящие ресурс как можно больше и быстрее, в конце концов, оказываются в лучшей позиции для понимания того, где находится настоящая экономическая выгода. Google создала самую популярную и удобную в мире поисковую систему и со временем стала ещё и рекламной компанией. Skype создала бесплатную телефонную службу и в итоге продала её eBay. Craigslist построил сообщество бесплатных объявлений и получает хороший доход от сравнительно дешёвых объявлений о вакансиях.

По мере развития новой Сети платформы для участия становятся конкурентоспособным стандартом для наиболее крупных онлайн-предприятий. Существуют разные пути для конкуренции в этой среде, и открытые подходы к инновациям не должны быть синонимами бесплатных. Компании, привлекающие и награждающие лучших участников, имеют возможность для создания новых ресурсов в качестве конкурентного преимущества.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.