Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модели мотивационного управления





Достаточно полно и точно отражает сложную взаимосвязь поведения работника (группы) организации с его результатами мотивационная модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера в модифицированном виде.

Согласно данной модели, глубинной и наиболее сложной для восприятия и практического управления является мотива­ционная связь базового уровня: потребности – интересы – цели. Данная связь посредством определенных решений трансформируется в мотивационную связь второго уровня: усилия – оцениваемые ожидания – потенциал – результаты – вознаграждения. Замыкает эти связи степень удовлет­ворения потребностей, интересов, целей. Если степень удовлетворения высока, мотивация повышается вплоть до полного удовлетворения данной потребности и получения нужного результата. Затем происходит переход к удовлетворе­нию другой потребности с повторением всего цикла.

 

Данная модель отражает схему функционирования мотивационных связей и акцентирует внимание практического менедж­мента на том, что результаты труда зависят от степени мотиви­рованности прилагаемых сотрудником усилий, его способнос­тей и характера, осознания им своей роли в организации.

 

Степень усилий, прилагаемых работником, в свою очередь, за­висит от ценности ожидаемого вознаграждения и его восприя­тия работником. При этом достижение результата мотивируется как внутренними вознаграждениями (удовлетворение от выпол­ненной работы, чувство компетентности и самоуважения, ощу­щение собственного имиджа и др.), так и внешними вознаграж­дениями (признание коллегами, благодарность руководства, материальное вознаграждение, продвижение по службе и т.д.).

Конечно, в жизни эти связи отнюдь не столь просты и одноз­начны. Например, внешние вознаграждения, которые ожидает работник, могут состояться, а могут и нет, что зависит от воз­можностей организации, уровня ее культуры, стиля руководства и др. Но даже если такое вознаграждение состоится, работник не? всегда может воспринимать его как справедливое, в зависимос­ти от чего формируется степень удовлетворенности работой и соответствующие результаты.

 

Достоинство представленной схемы в том, что она дает воз­можность вплотную подойти к разработке эксперименталь­ных, эмпирических методик оценки мотивации как реально­го инструмента повышения результативности (производи­тельности и эффективности) труда. Найти универсальную методику оценки мотивации практически невозможно в силу уникальности каждой человеческой личности и тем более со­циальной системы. Однако схема дает определенный методо­логический ключ к поиску путей оценки мотивационного по-тенциала работников в конкретных ситуациях и организаци­онных системах.

Мотивационное управление и результативность труда

Результативность труда оценивается по ряду основных пара­метров, непосредственно связанных с мотивацией персонала. Оценка результативности – это процесс, с помощью которого:

· ожидаемый (запланированный) результат сопоставляют с п6| лученным; фактически потребленные ресурсы сравнивают с предпола­гавшимся их расходом в процессе труда сотрудника, персонала;

· оценивают качество выполненной работы;

· оценивают значимые новшества, введенные работником в отношении процесса или продукта труда;

· оценивают удовлетворенность сотрудника работой, обязан­ностями, организацией и другими элементами качества трудо­вой жизни;

· оценивают вклад работника в результаты труда группы, под­разделения, организации;

· определяют цели на будущее.

 

С точки зрения мотивационного управления результатив­ность труда обусловлена тремя главными и взаимосвязанными факторами:

1) готовностью,

2) возможностями работника и

3) услови­ями для результативной деятельности.

Готовность к труду определяется тем, насколько конкрет­ный сотрудник склонен выполнять данную работу. Она осно­вывается на мотивационных составляющих личности работ­ника: уровне потребностей и интересов; целевых установок; ценностных ориентации; желания; удовлетворенности рабо­той; ожиданий вознаграждения в зависимости от результатив­ности и т.п.

Возможности работника по выполнению результативной трудовой деятельности определяются как потенциал работника или совокупность его физиологических, интеллектуальных (познавательных), профессиональных способностей к выпол­нению работы. Потенциал работника отражает уровень его зна­ний, квалификации, возраста, здоровья, образования, вынос­ливости, энергии, моторных и психомоторных качеств и т.п.

Условия определяются как совокупность внешних стимули­рующих факторов, влияющих на результативность труда персо­нала и находящихся вне его прямого контроля. К ним можно отнести условия и организацию труда; состояние инструмен­тов, сырья, материалов, технологий; поведение руководителя, коллег, клиентов; политику администрации; уровень информа­ционного обеспечения, норм и правил; организацию рабочего времени и оплаты труда и т.п.

 

Указанные три главных фактора в своем единстве, по сути, формируют и определяют мотивационную основу фактической результативности работника / группы / организации. Формулу такой результативности можно представить в виде простого уравнения:

Результативность = Готовность х Возможности х Условия

или

Р = М х П х Ст,

где М – мотивация (готовность) персонала; П – потенциал (возможности) персонала; Ст – стимулирование (внешние условия для работы) персо­нала.

 

На языке практического управления данная формула звучит как ХОЧУ х УМЕЮ х МОГУ. Всякое отклонение от указанного триединого комплекса и акцентированное использование одной или двух его составляющих ограничивает результатив­ность. Например, способный работник с развитыми професси­ональными умениями (возможности) и при вполне приемле­мых условиях труда (стимулирующие условия), но с низкой мотивацией (недостаточная внутренняя готовность, желание), по всей вероятности, будет работать с пониженным уровнем ре­зультативности. В формуле результативности с условными ко­эффициентами это может выглядеть так:

 

М (0,1) х П (1,0) х Ст (1,0) = Р (0,1)

 

Результативность труда и возможности ее повышения диф­ференцируются в зависимости от уровня развития и использо­вания человеческого ресурса в вышеуказанных трех измере­ниях. В практике наиболее распространены нормативный и фактический уровни результативности. Последний может быть выше или ниже нормативного. Центральной проблемой мотивационного управления как раз и является вопрос о том, каким образом, используя указанную выше зависимость, повысить фактическую результативность труда до максимально возможного уровня.

Другими словами, если нормативно приемлемая результа­тивность установлена на минимально целесообразном уров­не в 60-80%, то фактическая результативность может дости­гать 70-100%. С помощью включения дополнительных и эф­фективных механизмов мотивации и стимулирования можно добиться повышения уровня результативности до 120-130% и более.

 

Выводы

1. Мотивация является сложным процессом, объединяю­щим два крупных уровня: базовый, включающий глубинные причины и источники поведения, и опосредованный, включа­ющий оценку взаимосвязи предстоящих усилий с их резуль­татами.

2. Невозможно без знания источников мотивации, их приро­ды и структурных особенностей формировать эффективные способы практического управления мотивацией.

3. Мотивация — важнейшая функция управления поведени­ем человека, социально организованных систем. В силу своей сложности и специфичности эта функция приобретает относи­тельно обособленный характер, и ее реализация становится предметом мотивационного управления. В его основе лежит изучение и практическое использование влияния мотивации на результативность деятельности работника (группы) организа­ции. Это влияние весьма индивидуально и зависит от множест­ва факторов внутренней и внешней среды развития.

4. Существующие теории мотивационного управления — со­держательные и процессные — исходят из необходимости приз­нания базовых элементов мотивации (потребностей, интере­сов, целевых установок, ожиданий и др.) и процесса их взаи­мосвязи с результатами деятельности. При этом поведение субъектов и его результаты определяются уровнем взаимодей­ствия стимулов и мотивов. Формирование практических меха­низмов оптимального взаимодействия процессов стимулирова­ния труда и мотивации персонала – ключевое условие успеш­ного развития организационных систем.

 

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность и структура мотивации? Что значит моти­вировать работников?

2. Почему в практике управления необходимо использовать не только стимулирование, но и мотивацию персонала? Как их сочетать?

3. В чем сущность и каковы основные факторы стимулирова­ния труда?

4. На основе анализа структуры мотивации и использования мотивационных моделей поведения оцените уровень мотиви­рованности персонала вашей организации.

Список литературы

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, страте­гия, организация, процесс: Учебник. М., 1995.

Дункан Дж.-У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М., 1996.

Захаров Н.И. Мотивационное управление в социально-экономических системах. М., 2000.

Кущ Г., О. Доннелл С. Управление: системный и ситуацион­ный анализ управленческих функций: В 2 ч. М., 1992.

Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организа­циях. М., 1995.

Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента М., 1995.

Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. М., 2001.

 

 

Глава XI

Контроль как функция управления

Понятие контроля

Сущностные черты контроля

Объекты и субъекты, типы и виды контроля

Система и механизм контроля

Состояние контроля

Тенденции развития, современные проблемы и перспективы контроля

Понятие контроля

Слово «контроль» заимствовано из французского языка. Стопроцентного смыслового аналога этому слову в русском языке нет. По-русски «соп1ог!е» означает: 1) проверка кого-ли­бо или чего-либо, чтобы удостовериться в соответствии чему-либо; 2) надзор, наблюдение в целях проверки; 3) испытание знаний, свойств для выяснения их пригодности к чему-либо. Таким образом, в упрощенном понимании контроль — это це­ленаправленные практические действия, которые позволяют убедиться в правильности чего-либо.

Такие действия, естественно, не возникают сами по себе или каким-то сверхестественным путем. Контроль, как известно, осуществляют люди через специально созданные для этого структуры, наделенные определенными полномочиями. Полно­мочия дают власть, в том числе и органы управления. Власть — легитимный источник всякого контроля. Властное воздействие представляет собой такую взаимосвязь, в процессе которой лю­ди, социальные институты в силу разных причин (материаль­ных, экономических, социальных, политических и других) доб­ровольно (осознанно) или по принуждению (воли, авторитета, права, насилия и др.) признают верховенство других людей.

Неслучайно американские специалисты в области менеджмента утве­рждают, что слово «контроль», как и слово «власть», рождает прежде все­го отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает прежде всего ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самос­тоятельности и т.п. — в общем, все то, что прямо противоположно свобо­де личности. Вследствие такого устойчивого восприятия контроль пони­мается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, — это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. Один из аспектов конт­роля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возмож­ность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, — означало бы упустить из виду основную задачу управления. Контроль — это процесс обеспечения дости­жения организацией своих целей1.

В теории управления социально-экономическими процесса­ми контроль рассматривается в качестве одной из основных функций субъекта управления. В контроле также, как в процес­се принятия решений, субъект управления наиболее полно и ярко реализует свой волевой императив, свои властные право­мочия. Управляющее воздействие контроля проявляется преж­де всего в том, что под его влиянием поведение управляемой системы (объекта управления) удерживается или изменяется в рамках заданной цели, требований законов, нормативов, стандартов, регламентов и многих других установлений. Действенность контроля, его властная сила утверждаются пу­тем применения различных санкций, неотвратимость и «жест­кость» которых зависит от «тяжести» допущенных нарушений. Поэтому по своей сути контроль всегда нацелен на улучшение качества и повышение эффективности управления.

В ходе исторического развития контроля как функции управ­ления постепенно формировалась определенная категория лю-

1 См. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин. Основы менеджмен­та. М: Дело, 1994. С. 390.

дей — социальный слой тех, кто профессионально занимается контрольной деятельностью в органах государственной власти и управления, в корпорациях и на предприятиях, организациях и других социальных институтах. Одновременно формирова­лась специальная область человеческого знания, помогающего квалифицированно и эффективно осуществлять эту управлен­ческую функцию.

В России первые сведения о контроле как особом виде управленческой деятельности относятся к 50-м годам XVI века, когда по указу царя Алексея Михайловича был создан Приказ тайных дел. Управлял Приказом сам царь. Этому Приказу были даны широкие полномочия, в том числе, наблюдение за выполнением боярами должностных обязанностей, проверка деятель­ности «служилых людей» Приказов, воевод и других. В 1657 г. был образо­ван Счетный приказ, которому царь поручил контролировать финансовую деятельность других Приказов.

В начале XVII века в России впервые появилась должность «контроле­ра» — исполнителя обособившейся управленческой функции. Эта долж­ность была введена в Санкт-Петербурге в портовой таможне «Комерцкол-легии» для контроля за взиманием торговой пошлины. Но государство уже тогда контролеров не жаловало. Известно, что Петр I при учреждении лес­ной стражи повелел «оклады им положить минимальные, ибо должность сия воровская». С тех пор контрольная деятельность становилась все разно­образнее и шире, но отношение государства к контролерам, по существу, осталось прежним. В современной России контрольной деятельностью в управлении занимаются тысячи специалистов и государственных служа­щих различного профиля. Тем не менее из реальной практики известно, что исполняемость, например, правовых норм, и прежде всего законов, все еще оставляет желать лучшего. В какой-то мере это подтверждают данные соци­ологических опросов населения (см. табл. 12).

Таблица 12

Оценка населением степени исполняемое™ законов, регулирующих экономику России*

(в % от числа опрошенных):

 

Варианты ответов Годы
         
В основном исполняются 5,5 4,4 18,6 14,5 20,6
В основном не исполняются 73,4 80,0 52,0 66,6 51,0
Затрудняюсь ответить 21,1 15,6 29,4 18,9 28,4

Опросы проводились Социологическим центром Российской академии го­сударственной службы при Президенте Российской Федерации. — Прим. авт.

18 — Теория управления

дей — социальный слой тех, кто профессионально занимается контрольной деятельностью в органах государственной власти и управления, в корпорациях и на предприятиях, организациях и других социальных институтах. Одновременно формирова­лась специальная область человеческого знания, помогающего квалифицированно и эффективно осуществлять эту управлен­ческую функцию.

В России первые сведения о контроле как особом виде управленческой деятельности относятся к 50-м годам XVI века, когда по указу царя Алексея Михайловича был создан Приказ тайных дел. Управлял Приказом сам царь. Этому Приказу были даны широкие полномочия, в том числе, наблюдение за выполнением боярами должностных обязанностей, проверка деятель­ности «служилых людей» Приказов, воевод и других. В 1657 г. был образо­ван Счетный приказ, которому царь поручил контролировать финансовую деятельность других Приказов.

В начале XVII века в России впервые появилась должность «контроле­ра» — исполнителя обособившейся управленческой функции. Эта долж­ность была введена в Санкт-Петербурге в портовой таможне «Комерцкол-легии» для контроля за взиманием торговой пошлины. Но государство уже тогда контролеров не жаловало. Известно, что Петр I при учреждении лес­ной стражи повелел «оклады им положить минимальные, ибо должность сия воровская». С тех пор контрольная деятельность становилась все разно­образнее и шире, но отношение государства к контролерам, по существу, осталось прежним. В современной России контрольной деятельностью в управлении занимаются тысячи специалистов и государственных служа­щих различного профиля. Тем не менее из реальной практики известно, что исполняемость, например, правовых норм, и прежде всего законов, все еще оставляет желать лучшего. В какой-то мере это подтверждают данные соци­ологических опросов населения (см. табл. 12).

Таблица 12

Оценка населением степени исполняемое™ законов, регулирующих экономику России*

(в % от числа опрошенных):

 

Варианты ответов Годы
         
В основном исполняются 5,5 4,4 18,6 14,5 20,6
В основном не исполняются 73,4 80,0 52,0 66,6 51,0
Затрудняюсь ответить 21,1 15,6 29,4 18,9 28,4

Опросы проводились Социологическим центром Российской академии го­сударственной службы при Президенте Российской Федерации. — Прим. авт.

18 — Теория управления

дельности и в совокупности они могут превратить планы и программы деятельности, вполне реальные в момент их фор­мирования, через какое-то время в нечто совершенно недос­тижимое или в лучшем случае вызвать значительные потери. Для того чтобы своевременно реагировать на изменения внешней среды и принимать адекватные меры, управление нуждается в эффективном механизме анализа и оценки этих перемен.

Неопределенность, связанная с действием других (смежных) организаций. Очень редко бывает, чтобы управление протекало вне зависимости от смежных субъектов хозяйствования. Чаще всего, наоборот, управление осуществляется в рамках догово­ров, совместных планов, соглашений, кооперации труда и т.п., которые также несут в себе различные элементы неопределен­ности, что может негативно и решающим образом сказаться на достижении намеченной цели.

Неопределенность ценностей и поведения людей. Планы, прог­раммы и другие управленческие решения разрабатываются и принимаются людьми, а потому несовершенны. Несовершен­ны и те, кто реализует эти управленческие решения: человек -существо субъективное. Люди — не роботы. Их нельзя запрог­раммировать на выполнение какой-либо задачи с абсолютной точностью. Человек ищет и часто находит способы такого пове­дения в обществе и на производстве, которое для него наиболее предпочтительно, хотя на самом деле не исключено, что оно (поведение) не адекватно, т.е. входит в известное противоречие с предъявляемыми к нему требованиями, инструкциями и дру­гими нормативными актами. Поэтому дела могут идти и часто идут не так, как хотелось бы.

Таким образом, с точки зрения управления неопределен­ность — это неизбежное зло, предпосылками которого являют­ся те или иные изменения. Но в абсолютно неизменяющемся мире будущее было бы точно известно заранее, ибо оно ничем не отличалось бы от прошлого.

Каков же выход из ситуации неопределенности? Теория v. практика управления знают один единственный — организации контроля. Он позволяет придавать процессу управления такук направленность, которая сопряжена с минимумом неопреде­ленности, и избегать решений с более высоким уровнем неопределенности. Преодоление всякой неопределенности — суть управленческого контроля. При помощи обратных связей контроль позволяет субъекту управления выявить на возможно более раннем этапе негативное развитие ситуации и оператив­но принять корректирующие меры для эффективного решения любой из возникших проблем.

В общем-то обратные связи — это важнейшая сущностная черта, сердцевина контроля. Основоположник кибернетики Н. Винер понимал «обратную связь» как уникальное «свойство, позволяющее регулировать будущее поведение прошлым ис­полнением приказов»1. Г.В. Атаманчук отмечает, что с точки зрения интересов контроля необходимо учитывать и анализи­ровать два взаимосвязанных между собой типа «обратных свя­зей» — объективные и субъективные2. При этом объективные обратные связи несут информацию о поведении, интересах и других свойствах объекта управления, а субъективные обрат­ные связи характеризуют обоснованность применяемых мер и процедур контроля. Именно механизм обратных связей в соче­тании с прямым непосредственным воздействием контроля на объект управления создают необходимые предпосылки нор­мального функционирования социально-экономических про­цессов.

Содержание прямых и обратных связей в контрольной дея­тельности довольно полно раскрывается в следующих способах и процедурах ее осуществления:

— установление стандартов и критериев, которые выбираются на стадии планирования из многочисленных целей и стратегии;

- сбор, обработка и анализ информации о фактическом по­ложение дел;

- сравнение полученных данных с запланированными пока­зателями, установленными нормативами, стандартами и др.;

- выявление отклонений, нарушений и анализ причин их появления;

— разработка системы корректирующих действий, меропри­ятий, для того чтобы удержать или изменить поведение объек-

1 Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958. С. 45.

См.: Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития.. Размышления об уп­равленческой деятельности. М.: Экономика, 2002. С. 282—284.

та управления в рамках заданной цели, других управленческих решений.

Обратная связь в процессе контроля — это данные о получен­ных результатах. В целом системы обратной связи позволяют субъекту управления выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свои действия, чтобы избежать отк­лонения от намеченной цели. Недаром, одно из определений контроля гласит — это процесс, при помощи которого руковод­ство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке1. К этому опре­делению следует добавить, что, во-первых, контрольные действия должны осуществляться своевременно, т.е. до того, как обнаруженные нарушения вызовут потери или кризис, а во-вторых, эти действия должны быть всеобъемлющими.

Эффективно организованный контроль прежде всего ориен­тирован на решение как стратегических задач, так и оператив­ных вопросов. Такой контроль предусматривает:

- соответствие делу. Нет смысла в контроле, если его инструментарий не дает возможность адекватно отражать, ана­лизировать, сопоставлять фактическое состояние дела с желае­мым и необходимым состоянием;

- своевременность. Поздно осуществлять какие-то корректи­рующие воздействия, если действие уже закончилось (поезд ушел);

- стратегический характер. Целесообразно контролировать достижение прежде всего стратегических, а не промежуточных целей;

- ориентация на результат. Важно проконтролировать ре­зультат выполнения работы, а не момент прихода на рабочее место после обеденного перерыва; проверить качество отчета, подготовленного сотрудником, а не качество зачинки им ка­рандашей на его рабочем месте;

гибкость. Необходимо корректировать процедуры контро­ля и набор контролируемых параметров в зависимости от меня­ющейся ситуации. Если непредвиденное можно спрогнозиро­вать, то контроль становится ненужным;

1 См.: Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин. Основы менеджмента. М.:Дело, 1994. С. 389.

- простота. Усложненные процедуры контроля, как прави­ло, приводят к тому, что тормозится выполнение других управ­ленческих функций. Целесообразно контролировать лишь нес­колько ключевых показателей, но делать это систематический эффективно;

экономичность. Затраты на контроль должны быть соизме­римы с другими видами затрат. Контроль не должен становить­ся абсолютно доминирующей функцией управления.

Важно отметить, что одной из сущностных черт контроля является добровольное соблюдение людьми определенных ог­раничений, регулирующих поведение. Причины такого отно­шения различны: оно может быть привычной нравственной нормой, традицией, может вытекать из преследования каких-то собственных интересов и т.п. Например, М. Вебер считал что люди добровольно соблюдают определенные ограничения свободы действий, потому что верят в легитимность существу­ющей системы власти. Применительно к контролю — в леги­тимность управляющей системы, субъекта управления. Без добровольного соблюдения ограничений масштаб и интенсив­ность контроля могут стать невыполнимыми (расширятся до такого состояния, что за самими контролерами нужен будет контроль).

Отметим еще одну сущностную черту контроля: он органи­чески неотделим от ответственности. Это две стороны одной медали, которые существуют взаимосвязано, дополняя и ук­репляя друг друга. Властная составляющая контроля действует таким образом, что ответственность человека за социальные и материальные последствия своих действий из сферы чисто нравственной переходит в сферу административную, правовую. Иначе говоря, контроль с системой санкций, внешней прину­дительной регуляцией ответственности выполняет функцию охраны и зашиты от своеволия и злоупотреблений.

В этой связи контроль может быть как позитивным явлением социально-экономической жизни, так и негативным. Негатив­ный контроль сводится лишь к обнаружению нарушений, оши­бок и к требованию их исправить. Позитивно организованный контроль — это, по сути дела, система контрольной деятельнос­ти, направленная на профилактику возможных отклонений от параметров управленческого решения.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что трактовка понятия «контроль в управлении» или (что одно и то же) конт­роля как функции управления представлена в нескольких ас­пектах.

1. Контроль — это властное целенаправленное воздействие одних людей на поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего-либо.

2. Контроль — это процесс проверки и сопоставления факти­ческих результатов с заданными параметрами.

3. Контроль — это процесс, при помощи которого субъект уп­равления определяет, правильны ли его решения и не нуждают­ся ли они в известной корректировке.

4. Контроль — важная составляющая управленческого воз­действия (сознательного, продуманного, преднамеренного и зафиксированного в соответствующих правовых и других нор­мативных управлениях, обязательных для исполнения) на лю­дей через специально созданные структуры, институты.

5. Контроль — неотъемлемая составляющая процесса приня­тия и реализации управленческих решений (от его начала и до завершения).

6. Контроль и оперативное информирование (по принци­пу обратной связи) -- составная часть управленческой дея­тельности, которая помогает исполнять управленческие ре­шения.

Как категория теории управления контроль — это специфи­ческий вид управленческих отношений (деятельности). Отноше­ния контроля начинают реально формироваться в момент орга­низационного формирования и юридического закрепления субъекта управления. Содержание отношений контроля — сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными заранее в законах, инструкциях, других нормативных актах, а также в планах или программах, выявление отклонений, анализ при­чин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие реше­ний о корректирующем воздействии.

Таким образом, контроль представляет собой сложное, мно­гогранное управленческое и социальное явление. Он абсолют­но необходим для упорядочения жизнедеятельности людей во всех ее областях.

В гражданском обществе каждая личность, каждый субъект хозяйствования, принимая на себя определенные обязаннос­ти, в свою очередь вправе надеяться (требовать), чтобы орга­ны государственной власти обеспечивали исполнение уста­новленных правовых норм и другие формы общественного согласия.

Потребность контроля над чиновниками и их действиями очевидна. Социально ориентированные решения органов госу­дарственной власти могут остаться благими пожеланиями, если отсутствуют контроль за их исполнением, четкий механизм ад­министративной ответственности за каждое отклонение, нару­шение принятых решений. Реформирование государственной службы предполагает, помимо всего прочего, расширение контрольной деятельности на всех уровнях государственного управления.

Контроль в системе государственной службы Российской Федерации решает три важнейшие задачи.

Первая — соблюдение законов и других нормативных актов, позволяющих поддерживать стабильность государства и обще­ственного устройства, своевременное обнаружение отклонений от заданных органами государственной власти правил и проце­дур, а в случае необходимости — корректировки.

Вторая — повышение персональной ответственности долж­ностных лиц неэффективности государственного управления. Она охватывает и численность государственных органов, их взаимодействие и противодействие бюрократизации государ­ственного аппарата.

Третья — эффективное использование системы делопроизво­дства, обеспечение отлаженности, целесообразности и точнос­ти прохождения документов по адресам и исполнителям.

Успешное решение этих задач имеет далеко идущие послед­ствия прежде всего для борьбы с коррупцией в органах госуда­рственной власти, а также для того, чтобы на деле соблюдалась законность в собственной административной деятельности. Кроме того, внутренние методы контроля деятельности госуда­рственных служащих (чиновников) вносят в нее элементы са­морегуляции внутри бюрократических структур, которая выра­жается в корпоративной ответственности, самодисциплине и открытости.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.