Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ и эффективность управления





При разработке долгосрочной стратегии следует учитывать, что главным фактором будущего экономического и социально­го подъема может быть только рост эффективности управле­ния, инвестиций и производства.

Сама эффективность в этих трех ключевых сферах в свою очередь зависит от действия следующих факторов:

· качества кадров, уровня их профессионализма, т.е. от объ­ема полученных теоретических знаний, накопленного опыта, практических знаний, умения творческого применения знаний и опыта в повседневной жизни, общей культуры, коллективной и индивидуальной системы ценностей и жизненных установок, вытекающей из них отношений к себе, окружающим людям, делу, деньгам, природе и т.д.;

· масштаба и прочности соединения достижений науки и творческой мысли (научных открытий, изобретений, патентов, лицензий, других форм новых идей и концепций) с производ­ством, строительством, управлением и образованием;

· создания во многом нового, более действенного хозяй­ственного и управленческого механизма;

· формирования и воспитания рассчитанной на условия XXI в. новой системы национальных идей, целей и ценностей, а также мотивации жизни и трудовой деятельности.

Суть критериев и показателей оценки эффективности выра­жается в соотношении полученных полезных результатов к объему используемых ресурсов, в том числе финансовых (как частный, но широко распространенный случай: к текущим из­держкам). Общая формула эффективности:

 

Полезные результаты / Использованные ресурсы

 

Социальная эффективность отличается от экономической прежде всего спецификой числителя: здесь используются пока­затели, с разных сторон характеризующие изменения качества жизни людей: показатели смертности, рождаемости, реальных доходов населения, количества студентов и т.д. Для оценки эко­номической эффективности в числителе используются показа­тели ВВП, т.е. добавленной стоимости во всех отраслях народ­ного хозяйства, включая стоимость амортизации основных фондов, прибыли (чистого дохода) на уровне предприятия, фирмы, региона.

Прибыль как обобщающий показатель каче­ственных и количественных изменений в производственной и коммерческой деятельности имеет многие преимущества: в ней отражается динамика объемов производства, повышение каче­ства, лучшее использование производственных фондов, эконо­мия сырья и энергоносителей, соотношение роста производи­тельности труда и средней зарплаты и др. Вместе с тем прибыль включает в себя и доход, полученный за счет искусственного повышения цен. Поэтому ее анализ должен быть факторным, с четким выделением источников роста и снижения доходов.

Повысить эффективность можно двумя способами: увеличи­вая полезные результаты опережающими темпами по сравне­нию с ростом затрат и экономя ресурсы (снижая издержки). В прошлом главный упор делался на снижение издержек. Ма­гистральный путь на будущее – улучшение качественных пара­метров выпускаемых товаров и услуг (повышение их потреби­тельской ценности и тем самым верхнего предела рыночной це­ны) за счет материализации успехов науки и других достижений человеческой мысли.

 

Числитель первой формулы выражает в денежной форме сум­му валовой прибыли и других валовых доходов, полученных в процессе производства и реализации материальных благ и услуг.

Числитель второй и третьей формул — это прибыль или чис­тый доход. Третья формула отличается от второй тем, что часть денежных доходов реализуется или поступает со стороны, ыя~ нуя форму прибыли.

Среди ключевых показателей хозяйственного анализа одно из важных мест занимает показатель эффективности инвести­ций. При этом в народном хозяйстве, регионах, фирмах и на предприятиях в качестве экономического результата использу­ются данные о приросте ВВП, чистого дохода и прибыли в рас­чете на год.

 

Одним из объектов анализа в настоящее время выступает оценка эффективности (привлекательности) инвестиционных проектов. При этом чаще всего дело сводится к определению коммерческой эффективности, т.е. к выявлению проекта с наи­меньшим сроком окупаемости (возврата) капитала.

В системе государственной службы, когда федеральным и ре­гиональным органам власти приходится оказывать финансо­вую поддержку инвестиционным программам и крупным про­ектам, обязательно нужно давать и социальную оценку проек­тов, в том числе с позиций охраны окружающей среды. В ры­ночной экономике критерием целесообразности инвестирова­ния выступает коммерческий эффект (норма и объем прибы­ли), а защитные социальные параметры и нормативы служат рамочными ограничениями.

На практике разработка, анализ и оценка целесообразности инвестиционных проектов происходят методом итераций. Речь идет о многоразовых и все более конкретных расчетах и оцен­ках выгодности на каждом этапе их подготовки. Так, уже к мо­менту, когда инициативная группа собирает вероятных участ­ников проекта, им предлагается одна из первых его концепций. В ней содержится прогноз изменения конъюнктуры рынка дан­ной товарной группы, в том числе оценка динамики изменения спроса и возможный объем предложения со стороны главных конкурентов. Сложнее предвидеть появление на рынке качест­венно новых товаров. Поэтому, чтобы снизить риск, конструк­торам, разработчикам и технологам задают жесткие нормативы потребительских параметров проектируемых изделий, предель­ный уровень их цен, а значит, и себестоимости. Приоритет ча­ще всего имеют параметры качества — полезность нового това­ра для будущего покупателя или клиента.

Чтобы обеспечить высокое качество и низкие цены, нужны дополнительные инвестиции и время. Поэтому разработка и анализ нового проекта сводятся, по существу, к тому, чтобы найти и обосновать оптимальные параметры четырехугольни­ка, вершины которого образуют показатели качества, цены, ин­вестиций и сроков.

Процесс поиска наиболее оптимального варианта воспроиз­водится и оптимизируется на специальных экономико-матема­тических моделях.

Степень оптимальности такого проекта определяет уровень его эффективности и привлекательности.

Выводы

1. В рыночных условиях, когда возникает много дополнитель­ных трудностей, связанных с возросшей степенью неопределен­ности и риска, неизбежно возрастают роль и значимость квалифи­цированного анализа. Причем от его качества, прежде всего объ­ективности, в определяющей степени зависят направленность и результативность функционирования всей системы менеджмента,

2. Существует немало современных технологий анализа внешней и внутренней среды организации, потенциала менед­жеров, уровня и стоимости выполнения управленческих функ­ций. Специальные методы анализа позволяют максимально объективно оценить состояние и изменения социально-эконо­мической обстановки, эффективность управляемой деятель­ности и самого управления.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое место занимает анализ в управленческой деятель­ности?

2. Как взаимодействует анализ с другими функциями управ­ления?

3. Каково содержание функционально-стоимостного анали­за в управлении?

4. Что такое САЗЕ-средства анализа?

5. В чем состоят главные особенности аналитической дея­тельности в коммерческих организациях и органах государ­ственной власти?

6. Перечислите основные методы и формы анализа, приме­няемые руководителями и специалистами.

7. Расскажите, как с помощью анализа оценить эффектив­ность?

Список литературы

Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анали­за: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. М., 1999.

Влчек Р. Функционально-стоимостный анализ в управлении / Сокр. пер. с чеш. М., 1986.

Мэнкью Н. Г. Принципы экономики. Ч. 8. Гл. 22. СПб., 1999. • Артименко В. и др. Финансовый анализ. М., 1997. Оценка инвестиционной привлекательности проектов // Финансы. 1995. № 8. БрянихинА. Власть в городе. М., 1995.

Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. М., 2000.

 

 

Глава IX

Прогнозирование и планирование

Прогнозирование и планирование в системе управления. Подходы к прогнозированию и виды прогнозов. Индикативное планирование. Бизнес-планирование. Планирование и регулирование в развитых зарубежных странах. Формы государственного программирования. Информационные технологии в прогнозировании и планировании. Становление и законодательное регулирование системы прогнозирования и планирования в современной России

 

Прогнозирование и планирование в системе управления

Термин «прогноз» (от греч. «предсказание») традиционно обознача­ет предвидение, предсказание о развитии чего-либо, основан­ное на определенных данных. Прогнозирование – это состав­ление прогноза становления, развития, распространения чего-либо (науки, процесса, отношений и др.), на основании изучения тщательно отобранных данных.

Термин «планирование» (от лат. «ровный, плоский») в уп­равленческом контексте означает создание, разработку замысла некоторой деятельности, работы на определенный период, рабо­ту с указанием ее целей, содержания, объема, последовательнос­ти и сроков, а часто и методов выполнения. План трактуется так­же как замысел, предусматривающий ход развития чего-либо.

Планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы текущего или перспективного раз­вития объекта управления. Эта альтернатива должна соответ­ствовать интересам объекта управления, его возможностям (ре­сурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, а также определять основных лиц, ответственных за выполне­ние плана.

Современное планирование должно быть итерационным, т.е. гибким и способным адаптироваться к постоянным изменени­ям самого объекта управления, изменениям внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование объекта управления с целью достижения им желаемого состояния, пла­нирование должно содействовать предотвращению ошибочных действий и сокращению неиспользованных возможностей.

 

Основная задача планирования в условиях рыночной эконо­мики может быть сформулирована так: обеспечение долгосроч­ной конкурентоспособности, прочности и устойчивости поло­жения объекта управления на рынке. Другая важная задача – информационно-ориентирующая. При составлении плана ин­формация движется «дважды вниз, один раз вверх». При этом важно предложить первоначальный вариант решения, полу­чить корректирующую обратную связь и предложить оконча­тельные ориентиры для менеджеров, способных обеспечить достижение намеченных результатов.

 

Планирование активно осуществляется в условиях рыночной экономики. Эффективная деятельность любого хозяйствующе­го субъекта, коммерческих и некоммерческих организаций, го­сударства и всех его структур невозможна без разработки прог­нозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ, а на уровне государства, его субъектов и исполнительных органов – без концепции социально-экономического, научно-техничес­кого, образовательного и экологического развития, без долгос­рочных, среднесрочных и краткосрочных планов и программ. Объектом прогнозной и плановой работы могут быть любые виды деятельности, нацеленные на достижение каких-либо це­лей, особенно целей по обеспечению интересов и потребностей субъектов рынка и хозяйствования.

 

Прошедшая в начале 90-х годов XX в. в России дискуссия о том, нужна ли в условиях рынка плановая организация бизнеса, экономики региона, города, национальной экономики, от­разила исторический этап становления рыночной экономики. Весь послевоенный период (период после Второй мировой вой­ны) свидетельствует о нарастающем синтезе рыночных (стихийных) регуляторов и плановых («централизованных и дирек­тивных» регуляторов). На практике уже на уровне нормально функционирующей фирмы определяются миссия и цели, зак­лючаются долгосрочные контракты, принимаются взаимные обязательства, а их реализация осуществляется по согласован­ному календарному плану. Чем стабильнее и долгосрочнее свя­зи, тем эффективнее работают фирмы и корпорации. Факти­чески все наиболее успешно действующие корпорации США имеют специальные отделы и управления стратегического ана­лиза и планирования. Практика бизнеса однозначно утвержда­ет: противопоставление рынка и плана представляется наив­ным, неконструктивным, неоправданно рискованным, а глав­ное – неэффективным с точки зрения нормального бизнеса.

 

Плановая деятельность представляет собой естественную функцию собственника (как частного, так и общественного), если он не перепоручает целиком другим лицам управление объектом собственности. Особое место занимает плановая и предшествующая ей прогнозно-аналитическая функция в дея­тельности государства: в управлении социальной сферой, фи­нансовыми и трудовыми ресурсами страны, в целом в управле­нии общественными благами. Государственные предприятия, работающие на коммерческих началах, должны действовать по законам рыночной экономики, но и не могут быть в стороне от планов государства по обеспечению реализации общенацио­нальных интересов.

 

Более того, государство берет на себя целый ряд нормативно-правовых функций, устанавливающих правила взаимодействий между субъектами рынка, органами власти, гражданами. С этой точки зрения такая деятельность государства носит характер директивы со стороны общества, закрепленной правовыми ак­тами. Директивный характер носят и задачи – цели, поставлен­ные государством перед госпредприятиями и учреждениями, действующими в условиях конкретной рыночной среды.

Важнейшая задача государства – определение национальных и региональных приоритетов, целей социально-экономического развития, поиск и привлечение ресурсов, формирование со­циально-эффективных механизмов мотивации активной жиз­недеятельности общества и его основных слоев. Такие задачи реализуются через прогнозно-аналитическую, планово-прог­раммную и организационную деятельность правительственных органов, как правило, с привлечением бизнеса, академической науки, общественности.

 

Исторически теоретические и прикладные разработки прог­нозов и планов развития народного хозяйства впервые были начаты в РСФСР, а затем продолжены в СССР. Эти работы ока­зали существенное влияние на формирование государственно­го регулирования и планирования социально-экономического развития во всех странах мира.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.