Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Становление и законодательное регулирование





системы прогнозирования и планирования в современной России

Глубокие социально-экономические потрясения 90-х годов практически упразднили прежнюю систему прогнозирования и государственного планирования. Была ликвидирована устояв­шаяся система административного планового управления, включавшая в себя как долгосрочные, так и среднесрочные и годовые планы. Они строились как по отраслевому (ведом­ственному), так и территориальному принципу и практически охватывали большую часть сторон жизнедеятельности общест­ва. Директивность сковывала инициативу людей, ограничивала простор для инициативной творческой работы. Отсутствие перспективы привело к ряду крупных стратегических ошибок, к затяжке и углублению кризиса, что слишком дорого обош­лось стране и населению.

Необходимость перемен ощущалась давно – уже с 60-х годов, когда возникла потребность перераспределения полномочий и ответственности между верхними эшелонами власти и низовы­ми коллективами, которые на протяжении 40 лет многие воп­росы решали самостоятельно. Оставался вопрос о передаче части прав собственности низовым коллективам. Это противоре­чие разрешилось в ходе реформ путем трансформации значи­тельной части государственной собственности в частную. Но трансформация не могла упразднить потребность в прогнозно-аналитических работах и планировании как на уровне новых собственников, так и государства.

 

Надежды на саморегуляцию рынка, эффективность неолибе­ральных идей вошли в противоречие как с реальной практикой развитых рыночных экономик, так и с потребностями российс­кого бизнеса и Российского государства. С 1994 г. начался про­цесс формирования новой парадигмы прогнозирования и пла­нирования для потребностей нынешней России, который не завершен и поныне.

Нынешняя ситуация в России в сфере планирования и прог­нозирования определяется соответствующими нормативными актами, а именно Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития России», принятым Госдумой и утвержденным Прези­дентом Российской Федерации в 1995 г., с изменениями, при­нятыми в 2000 г.

 

Положения прогноза социально-экономического развития России используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти стратегических и программных ори­ентиров, а также конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Концепция социально-экономического развития России – система стратегических целей и приоритетов социально-эко­номической политики государства на долгосрочный период, важнейших направлений и средств реализации указанных целей.

Программа социально-экономического развития – компле­ксная система целевых ориентиров социально-экономического развития России на среднесрочный период, эффективных пу­тей и средств достижения указанных ориентиров и их государ­ственной поддержки.

Годовой индикативный план социально-экономического развития России – система показателей социально-экономи­ческого, научно-технического, инновационно-инвестицион­ного, экологического, территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализа­цию целей и приоритетов.

Радикальное обновление институциональной структуры об­щественного производства формирует, по существу, новые за­кономерности социально-экономического развития страны и воспроизводство валового внутреннего продукта. При этом особую актуальность приобретает долгосрочное прогнозирова­ние и на федеральном, и на региональном уровне. Оно должно быть положено в качестве основы научно обоснованной кон­цепции и долгосрочной стратегии развития.

Долгосрочная стратегия социально-экономического разви­тия России (далее – Стратегия) разрабатывается в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федерально­му Собранию и Планом действий Правительства РФ по реали­зации Послания.

Необходимость разработки концепции и долгосрочной стра­тегии экономического развития на данном этапе определяется рядом обстоятельств. Во-первых, необходимостью для страны, находящейся на переходном этапе, иметь целевые ориентиры долгосрочного социально-экономического развития; во-вто­рых, потребностью в определенности, четкости, предсказуе­мости государственной социально-экономической политики, понятности ее для всех слоев общества. В первую очередь к ним относятся глубинные потребности общества в понимании того, в каких направлениях, с какими целями и с помощью каких способов и средств развивается отечественная экономика и что ожидает конкретного члена общества и его социально-профес­сиональные слои на этом пути.

 

Важными факторами являются также экономические пот­ребности. Очевидна заинтересованность отечественных предп­риятий, для которых ясная и понятная социально-экономичес­кая политика должна снижать риск в принятии решений, вло­жении инвестиций, установлении долгосрочных кооперацион­ных связей. Интеграция России в мировую экономику предоп­ределяет необходимость того, чтобы наши иностранные парт­неры понимали российскую государственную политику и, сле­довательно, могли бы планировать свою инвестиционную дея­тельность не только на краткосрочный (на уровне в основном коммерческих отношений), но и на долгосрочный период.

 

В концепции социально-экономического развития конкре­тизируются варианты социально-экономического развития российской Федерации, заложенные в прогнозе социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, опре­деляются возможные цели и стратегические приоритеты со­циально-экономического развития Российской Федерации, пути, средства и этапы достижения указанных целей и реали­зации приоритетов. Порядок разработки концепции социаль­но-экономического развития определяется Правительством Российской Федераций. Концепция социально-экономичес­кого развития вместе с предложениями о системе долгосроч­ных федеральных целевых программ, обеспечивающих реше­ние поставленных целей и приоритетов, направляется Прави­тельством Российской Федерации на рассмотрение в Совет федерации и Государственную Думу. В соответствии с феде­ральным законом концепция социально-экономического раз­вития подлежит опубликованию.

Федеральный закон от 1995 г. определяет, что в первом (пос­ле вступления в должность) Послании, с которым Президент обращается к Федеральному Собранию, содержится специаль­ный раздел, посвященный концепции социально-экономичес­кого развития России. В специальном разделе

 

Послания харак­теризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социаль­но-экономической политики государства, направления реали­зации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие реше­нию на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социаль­но-экономическое развитие России на среднесрочную перс­пективу. Правительство разрабатывает программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспек­тиву (далее – программу социально-экономического развития) исходя из положений, содержащихся в Послании Президента, прогнозе социально-экономического развития на среднесроч­ный период и концепции социально-экономического развития Российской Федерации.

 

В программе социально-экономичес­кого развития Российской Федерации должны быть отражены:

1) оценка итогов социально-экономического развития Российс­кой Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

2) цели и приоритеты социально-экономического, научно-технического, инноваци­онно-инвестиционного, экологического, внешнеэкономичес­кого и территориального развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

3) обобщающие макроэкономичес­кие показатели социально-экономического и территориально­го развития страны на среднесрочную перспективу; макроэко­номическая политика;

4) институциональные преобразования научно-техническая и инновационная политика; инвестицион­ная и структурная политика; аграрная политика; экологическая политика;

5) социальная политика; региональная экономическая политика и развитие крупных экономических районов;

6) внеш­неэкономическая политика и укрепление интегрированных связей со странами – членами СНГ;

7) перечень федеральных це­левых программ на среднесрочный период, цели и задачи, ос­новные этапы и сроки выполнения принятых к реализации фе­деральных целевых программ, даты их утверждения и государ­ственные заказчики.

Отдельно выделяется программа развития государственного сектора экономики, которая включает показатели его функци­онирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом и содержат оцен­ку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» формируется система государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее прогнозов социально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Их разработку обеспечивает Правительство Российской Федерации. Прогнозы социально-экономического развития базируются на системе демографических, экономических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер дея­тельности.

Прогнозы социально-экономического развития содержат количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

 

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (на 10 лет) правительство организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В ней конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели ее социально-экономичес­кого развития, пути и средства достижения указанных целей.

Используя данные долгосрочных прогнозов и концепции разрабатывается прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспекти­ву (от 3 до 5 лет).

 

Ежегодно разрабатывается прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу.

В ежегодном Послании Президента, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержится раздел, посвященный анализу выполнения ука­занной выше программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению данной программы с выделением задач на предстоящий год.

Для обеспечения преемственности социально-экономической полити­ки государства данные концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и положения, со­держащиеся в первом после вступления в должность послании Президен­та, являются основой для разработки правительством программы соци­ально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. В программе отражаются итоги и формулируется концепция развития страны на среднесрочную перспективу, устанавливаются макроэкономи­ческие параметры и показатели изменения основных сфер экономики. Данная программа как система прямых и косвенных регуляторов эконо­мики России в среднесрочной перспективе представляется в Совет Феде­рации и Государственную Думу.

 

В краткосрочной перспективе правительство разрабатывает систему пря­мых и косвенных регуляторов реального сектора экономики России, обеспе­чивающих в своем взаимодействии:

· единство российского экономического пространства;

· осуществление программ развития приоритетных отраслей;

· проведение государственной структурной и инвестиционной политики;

· управление федеральной собственностью;

· реализацию государственной политики в сфере международ­ного экономического и инвестиционного сотрудничества;

· функционирование оборонного производства Российской Федерации; проведение государственной политики в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды.

Новый вариант федерального закона направлен на то, чтобы в ежегодном Послании Президента РФ, с которым он обраща­ется к Федеральному Собранию, содержался специальный раз­дел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

 

Исходя из положений программы социально-экономическо­го развития, Правительство РФ разрабатывает годовой индика­тивный план социально-экономического развития России на очередной год (далее — индикативный план) и представляет его на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ вместе с проектом федерального бюджета.

 

Индикативные планы содержат: прогноз выполнения прог­раммы социально-экономического развития на соответствую­щий год и индикативного плана текущего года; основные цели и направления социально-экономического развития страны на предстоящий год; направления структурной политики и инсти­туциональных преобразований; меры государственного регули­рования развития экономики; индикативные показатели соци­ально-экономического развития Российской Федерации на предстоящий год; индикативные показатели развития экономи­ческих районов и депрессивных регионов; ориентиры развития внешнеэкономических связей интеграции со странами СНГ; пе­речень федеральных целевых программ, подлежащих выполне­нию в текущем году, с указанием сумм финансирования (в том числе из федерального бюджета) и ожидаемых результатов их выполнения.

 

Субъекты РФ разрабатывают долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, концепции со­циально-экономического развития на долгосрочную перспек­тиву, программы на среднесрочную перспективу, индикатив­ные планы, целевые региональные программы, исходя из соот­ветствующих федеральных документов и с учетом специфики субъектов РФ.

Правительство РФ с участием ассоциаций межрегионально­го сотрудничества должно разрабатывать рекомендации по прогнозированию, программированию и индикативному пла­нированию в субъектах Российской Федерации.

 

К сожалению, многие положения принятых федеральных законов по планированию и прогнозированию реализуются не в полной мере. Отсутствуют внутриведомственные методичес­кие указания о том, как и какими методами осуществлять та­кую работу на федеральном, ведомственном и региональном уровнях.

 

Выводы

1. Планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы текущего или перспективного раз­вития объекта управления. Эта альтернатива должна соответ­ствовать интересам объекта управления, его возможностям (ре­сурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, а также определять основных лиц, ответственных за выполне­ние плана. Современная разновидность планирования – инди­кативное планирование. Планированию должно предшество­вать прогнозирование – предвидение, предсказание будущего.

2. Сопоставление реальной практики развитых зарубежных стран в области государственного регулирования с тем, что имеет место в современной России, позволяет считать, что на­шей стране нужна концепция социально-экономического раз­вития страны, чтобы определить четкие ориентиры развития, сформировать механизмы их достижения и в целом обеспечить ответственность власти по реализации главных задач, опреде­ленных в конституции Российской Федерации.

3. Весьма важным является внедрение современных инфор­мационных технологий в прогнозирование и планирование на всех уровнях управления.

4. При наличии политической воли накопленный теорети­ческий и практический багаж позволит создать совершенную адаптированную к нынешним условиям современной России действенную систему прогнозирования и планирования как на низовом и мезоуровне, так и на макроуровне.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие существуют разновидности планов, какие из них це­лесообразно использовать в условиях рыночной экономики и почему?

2. Чем планирование отличается от прогнозирования?

3. Что такое индикативное планирование?

4. Расскажите, зачем нужен бизнес-план и что он из себя представляет.

5. Можно ли разрабатывать федеральный бюджет лишь на базе прогнозных оценок?

6. Что такое индекс человеческого развития и как он рассчи­тывается?

7. Какие преимущества способны обеспечить современные информационные технологии в планировании и прогнозирова­нии, для чего они используются?

 

Список литературы

Каширин А.И., Трейер В.В., Швырков Ю.М. Концепция стра­тегического планирования для России начала XXI века. М 2000.

Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. М., 1998.

Кушлин В.И., Волгин Н.А.. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2000.

Общий и специальный менеджмент / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина. М., 2000.

Индикативное планирование: теория и пути совершенство­вания: Монография. СПб., 2000.

Петрова М.Н. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. Казань, 2000.

 

Организация и координация

как функции управления

 

Содержание и принципы организации. Процесс организации. Диапазон управления.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.