Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Становление постсоветского Российского государства, его конституционные основы





1.1. Становление постсоветского Российского государства -это достаточно продолжительный, сложный, внутренне проти-

Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

воречивый переходный период, на завершающей стадии которого должны утвердиться зрелое гражданское общество и правовое государство. Современное Российское государство принято на­зывать постсоветским или постсоциалистическим.

На начальной стадии становления постсоветского Российс­кого государства наблюдались два встречных процесса. Один процесс связан с демонтажем системы советов, отказом от принципа демократического централизма. Другой — с создани­ем новых как традиционных для России органов государства (Государственная Дума, губернаторы областей, краев), так и не­традиционных (президенты республик, главы администраций различных уровней, мэры, законодательные органы субъектов федерации и др.). Причем во вновь создаваемом механизме го­сударства недостаточными оказались системообразующие связи и начала субординации (централизма), потребовавшие впослед­ствии укрепления вертикали исполнительной власти и прове­дения административной реформы.

1.2. Становление и развитие Российского государства про­исходит под воздействием Конституции РФ 1993 г. Ее нормы, принципы, относящиеся к государству, служат его конституци­онной основой. Конституция РФ юридически оформила Рос­сийское государство, учредила его наиболее важные органы и институты, а се принципы и концептуальные идеи определяют перспективы развития государства.

В ст. 1 Конституции РФ говорится: «Российская Федера­ция — Россия есть демократическое правовое федеративное го­сударство с республиканской формой правления». В названной статье закреплен ряд принципиальных особенностей Российс­кою государства.

Во-первых, оно может быть только демократическим; демок­ратия становится единственно возможным политико-правовым режимом общества и государства, важнейшим принципом орга­низации и деятельности государства, его органов.

Во-вторых, Российское государство провозглашено право­вым. Однако правовое государство еще не реальность, а скорее одна из важных целей переходного периода. Исторический опыт показывает, что у каждого народа свой путь к правовому государству, свои темпы и особенности движения к этой высо­кой цели. Российский путь к правовой государственности, не­сомненно, будет еще более сложным и противоречивым. На этом пути надо преодолеть и многовековые традиции деспотиз­ма, бесправия, глубоко укоренившегося правового нигилизма,

Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 369

правового бескультурья, и высокий уровень преступности, и кризисное социально-экономическое состояние общества.

В-третьих, Российское государство является федеративным, с республиканской формой правления. И федеративная форма государственного устройства, и республиканская форма прав­ления отражают и подчеркивают демократизм Российского го­сударства.

Особое значение имеет ст. 3 Конституции РФ, которая гла­сит: «Носителем суверенитета и единственным источником вла­сти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Названное конституционное установление означает, что в Российском государстве утверждается народовластие. По сути своей — это суверенная, публично-правовая, верховная власть многонационального российского народа, равной или выше которой в стране нет и быть не может. Российское государство, его органы, учреждения и должностные лица — постоянно дей­ствующий организационный механизм практической реализа­ции этой же суверенной власти народа, а право — нормативная форма ее существования и действия.

Согласно Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуще­ствление народом своей власти называется прямой (непосред­ственной) демократией. В этом случае народ сам принимает важные решения в ходе, например, референдума.

И все же власть народа осуществляют преимущественно органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления. Видимо, поэтому суверенную власть народа нередко отождествляют с органами государственной власти, особенно с высшими. Но народ (властвующий субъект) не передает своей власти никаким органам государства, а наделяет их соответству­ющими властными полномочиями.

В анализируемой статье Конституции РФ отмечается, что высшим непосредственным выражением власти народа являют­ся референдум и свободные выборы. Если выборы на всех уров­нях проводятся в нашей стране регулярно, то референдум -редко. И совсем не используются другие формы прямой демок­ратии. Например, оказался невостребованным народный конт­роль за деятельностью органов государственной власти и мест­ного самоуправления. Ведь народ, первоисточник власти, наде-

Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

лив государственные органы властными полномочиями, имеет безусловное право контролировать, как они используют эти властные полномочия.

В ст. 4 Конституции РФ говорится, что суверенитет Россий­ской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Названные конституционные по­ложения направлены на утверждение единой законности.

В ст. 7 Конституции РФ наше государство названо соци­альным, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело­века». Значит, обеспечить достойную жизнь, материальное бла­гополучие и свободное развитие граждан -- одна из главных задач государства, которую оно пока выполняет неудовлетво­рительно. Видимо, пора переходить от латания многочислен­ных дыр в социальной сфере к эффективной, рассчитанной на длительную перспективу социальной политике государства. Полезно было бы в этом плане изучить и использовать богатый опыт скандинавских государств.

1.3. Особо важное значение для всех социально-экономичес­ких преобразований в переходный период имеет ст. 8 Консти­туции РФ. Часть 1 этой статьи гарантирует в пределах Россий­ской Федерации: единое экономическое пространство; свобод­ное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции; свободу экономической деятельнос­ти. В данной статье не употребляется понятие «рыночная эко­номика», но речь идет именно о нем.

Часть 2 ст. 8 Конституции РФ гласит: «В Российской Фе­дерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственнос­ти». Следовательно, Конституция РФ, во-первых, исходит из существования в нашей стране многоукладной экономики, во-вторых — требует признавать и защищать равным образом час­тную, государственную, муниципальную и иные формы соб­ственности.

Мировой опыт показывает, что для нормального функциони­рования многоукладной экономики необходимы также равные условия для развития всех основных форм собственности и здо­ровая конкуренция между ними. Не случайно архитектор китай­ских реформ Ден Сяопин отмечал: «Пусть на экономическом поле растут все цветы и выживают самые жизнеспособные».

Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 371

В нашей стране почти весь XX в. государственная и частная собственность противопоставлялись друг другу по идеологичес­ким и политическим причинам. Последствия такого противо­поставления далеко не безобидны. На практике они приводят к реальному доминированию в стране государственной (в СССР) или частной (в постсоветской России) собственности. «Шара­ханье» экономики из одной крайности в другую превращает ее в одностороннюю и неустойчивую, подверженную застоям и кризисам, лишает ее более устойчивой многоукладное™.

1.4. В ст. 10 Конституции РФ довольно четко сформулиро­ван и закреплен важнейший демократический принцип право­вого государства - - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако недостаточно сбаланси­рованные (уравновешенные) властные полномочия органов за­конодательной, исполнительной и судебной власти не позво­лили создать гибкий взаимоконтроль и систему сдержек и про­тивовесов между органами всех ветвей власти, использовать большие возможности принципа разделения властей.

Согласно ст. 13 Конституции РФ в нашей стране признается идеологическое многообразие. Причем никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной. Из приведенных положений вовсе не вытекает, что у Российского государства вообще не должно быть идеологичес­кой основы. Напротив, ему необходимо в своем развитии опи­раться на систему научных идей, теорий. Но никакая научная идеология не может быть единственной и обязательной. В Рос­сии действует конституционный принцип идеологического многообразия.

Статья 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация -светское государство. Никакая религия не может устанавливать­ся в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Светское государство отвергает любую религию в качестве госу­дарственной или обязательной, а религия, религиозные органи­зации отделены от государства и равны перед законом. Кроме того, светское государство предполагает, что государственные органы и должностные лица не могут демонстрировать своих предпочтений в религиозных чувствах и убеждениях. Сказанное требует от государственных служащих, должностных лиц нали­чия особой внутренней культуры, развитого чувства деликатнос­ти по отношению к религиозным убеждениям и чувствам людей

 

372 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

разных конфессий. Вместе с тем светское государство не ис­ключает признания православия как важнейшей составляющей духовной жизни российского общества, использования его больших возможностей для повышения массового правосозна­ния, престижа права, его прославления.

В соответствии со ст. 15 «Конституция Российской Федера­ции имеет высшую юридическую силу, прямое действие...». Это значит, что каждый российский гражданин, полагающий, что его конституционные права и свободы нарушены, может защи­тить их в суде, иных государственных органах, а также в орга­нах местного самоуправления, опираясь непосредственно на нормы Конституции РФ, отклоняя аргументы о том, что «по вашему вопросу нет соответствующего закона. Есть Конститу­ция РФ — этого достаточно».

Конституция РФ 1993 г. отразила противоречия начальной стадии переходного периода, она несет на себе следы этого времени. Поэтому в ее демократическое содержание проникли элементы авторитаризма. Отсюда и практика применения кон­ституционных принципов и норм иногда порождает острые противоречия между органами различных ветвей власти, опас­ную поляризацию богатства и бедности в обществе и т. д.

2. Необходимость, пути и меры укрепления Российского госу­дарства

2.1. На рубеже XX и XXI вв. Российское государство оказа­лось у опасной черты: была существенно ослаблена его эконо­мическая основа, усиливалась социальная напряженность, воз­никла угроза распада федерации, снижалась обороноспособ­ность, росла преступность. Органы законодательной власти и особенно президент и правительство теряли доверие народа (легитимность), а страна — управляемость.

В этих условиях проблема укрепления Российского государ­ства приобрела стратегическое значение и вышла на передний план. В 2000 г. Президент РФ В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию обосновал необходимость построения сильного, уважаемого в мире Российского государства. Правда, и раньше (в последнем десятилетии XX в.) укрепление государ­ства провозглашалось важнейшей целью российской политики, но дальше деклараций дело не шло.

Однако, почему в опасной ситуации на рубеже веков изме­нения должны были начаться именно с укрепления Российско­го государства? Как бы к нему ни относились, государство было и остается основной управляющей системой общества, призван-

Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 373

ной обеспечить ему безопасное существование и поступатель­ное развитие.

В хорошо управляемом обществе нет места стихийности и самотеку, застою и кризисам, хаосу и произволу. Еще Аристо­тель утверждал, что государство создается не только ради того, чтобы жить, но преимущественно чтобы жить счастливо, одна­ко горе тому народу, во главе которого стоят бездарные прави­тели.

В слабом государстве преобразовательный процесс тормозит­ся, может остановиться, а страна — остановиться на «мертвой точке». Слабое государство сводит на нет экономические и дру­гие реформы, без укрепления государства нельзя решить ни одну общенациональную задачу.

2.2. Укрепление Российского государства — комплексная и весьма сложная проблема науки государствоведения и практи­ки государственного строительства и в то же время — властный императив, объективная необходимость. Данный процесс, не­сомненно, имеет самую широкую социальную базу, ибо в нем заинтересованы все граждане страны, все народы России, кото­рым независимо от национальностей и региона проживания жизненно необходимы спокойствие, безопасность и гражданс­кий мир. В укреплении государства заинтересованы многие партии и политические движения, все общественные организа­ции и ветви власти. Только в сильном государстве партии и другие общественно-политические институты могут рассчиты­вать на гарантированную реализацию своих интересов, а орга­ны государства — направить свою энергию на благо народа.

Лишь сильное государство, — утверждал Ж. Ж. Руссо, — спо­собно обеспечить свободу своим гражданам. Только сильное, эффективное государство может надежно гарантировать права и свободы человека и гражданина, только оно способно обес­печить необходимый баланс интересов личности и общества, совместить личную инициативу и деловую предприимчивость с общенациональными задачами.

Для реального укрепления Российского государства необхо­димо в первую очередь выяснить и устранить причины и усло­вия, вызвавшие его ослабление. Наше реформируемое общество уже сталкивается с результатами своей жизнедеятельности, прежде всего с глубоким и затяжным экономическим кризи­сом, поэтому без подъема, оздоровления экономики, пожалуй, все пути укрепления государства будут заблокированы. Исто­рический опыт показывает, что сила и эффективность функци-

Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

онирования государства во многом определяется степенью до­верия и поддержки его гражданами страны. «Суть многих на­ших проблем, ~ отмечал В. В. Путин в апрельском Послании Федеральному Собранию 2001 г., — в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан. В отсут­ствии подлинного гражданского равенства и делового партнер­ства».

Для упрочнения социальной основы государства необходимо вернуть ему доверие и поддержку народа. Но не очередными призывами, не пустыми обещаниями и посулами, а надежной защитой своих граждан от преступников, бюрократов и взяточ­ников, подлинным служением гражданскому обществу, достиже­нием реального улучшения жизни народа можно вернуть госу­дарству нравственный авторитет и народную поддержку.

Проблема укрепления Российского государства связана с совершенствованием политической системы российского обще-стна. Важнейшими институтами этой системы являются госу­дарство и массовые политические партии. Без активно действу­ющих партий невозможны ни проведение политики большин­ства, ни защита позиций меньшинства.

По общему правилу слабому государству выгодно иметь дело со слабыми партиями. Ему спокойнее и комфортнее жить по правилам политического торга. Сильное государство, напротив, заинтересовано в сильных, крупных и авторитетных партиях, способных конкурировать с государством на политической аре­не. Только при наличии политической конкуренции создаются благоприятные условия для уверенного развития государства. России необходимы политические партии, пользующиеся мас­совой поддержкой и устойчивым авторитетом, ей не нужны крикливые карликовые партии-однодневки. Такие партии у нас начинают складываться, а новый закон о политических парти­ях и партийной деятельности активизирует процесс формиро­вания крупных политических партий.

Причем государству надлежит не только взаимодействовать с лояльными ему партиями, но и умело конкурировать с оппо­зиционными партиями и движениями. В целях более четкого определения правового статуса оппозиционных политических организаций было бы целесообразно подготовить и принять специальный федеральный закон о правах оппозиции. Ведь феномен оппозиции — такое же объективное проявление плю­ралистической общественно-политической жизни, как и само государство.

Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 375

Надежный путь укрепления государства — повышение про­фессионализма политической и правовой культуры и мораль­но-этических качеств государственных служащих и должност­ных лиц всех уровней и рангов.

У сильного государства, естественно, должны быть сильны­ми все ветви власти и соответствующие им органы государ­ственной власти — законодательные, исполнительные и судеб­ные, сбалансированы (уравновешены) их властные полномочия.

2.3. И укрепление государства, и его продвижение по на­правлению к правовому возможны только при упрочении за­конности и государственной дисциплины.

Сегодня нам, как воздух, нужны всеобщее уважительное от­ношение к закону и сознательное законопослушное поведение. Законность — великая ценность, как для общества, так и для личности. Всеобщее законопослушное правомерное поведение создает благодатные спокойствие и безопасность для всех и каждого.

С законностью напрямую связана законодательная власть, деятельность которой выражается в принятии законов, на язы­ке закона она «говорит» с населением страны. Поэтому закон является первейшей субстанцией государственной власти, а ут­верждение высокого уровня законности укрепляет государство.

Неотторжима от государства и государственная дисциплина. Без строгой исполнительской государственной дисциплины все государственные решения, в том числе и законы, могут повис­нуть в воздухе, превратиться в маниловские благожелания, го­сударственное управление становится дряблым и неэффектив­ным.

В последние десятилетия проблемы дисциплины наукой и практикой были преданы забвению. Увлекшись раннебуржуаз-ным либерализмом, наше общество впало в крайность: на все лады прославляются в нем права и свободы, но напрочь забы­ваются обязанности — юридическое выражение дисциплины.

Государство, вставшее на путь укрепления, должно с объек­тивной неизбежностью взять курс на последовательное и неук­лонное упрочение демократической законности и дисциплины в стране. Нет сомнения, что этот курс будет поддержан обще­ством, уставшим от беззакония и беспорядка.

Курс на укрепление государства соответствует и перспекти­вам XXI в., «когда складываются условия для информационно­го, технотронного и высокотехнологического общества, эффек­тивно управлять делами которого можно, только существенно

13 Теория госуд. и права

376 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

модернизировав организацию и деятельность государства. Уп­равление должно быть рациональным, результативным, бы­стродействующим, перспективным»1.

2.4. В начале нового столетия сделаны шаги по пути укреп­ления Российского государства: остановлены его дезинтеграция, угроза распада Федерации, реформирован Совет Федерации, завершилось организационное становление федеральных окру­гов. Федеральная власть реально стала ближе к регионам; со­здан активно действующий Государственный Совет РФ; у Рос­сии появились утвержденные законом государственные симво­лы. На ближайшую перспективу поставлены задачи и цели: провести административную реформу государственного аппара­та, выстроить четко работающую вертикаль исполнительной власти, добиться укрепления государственно-правовой дисцип­лины, сделать эффективно действующей судебную систему. Принята программа повышения обороноспособности страны. Проводится большая и важная работа по более четкому разгра­ничению функций, властных полномочий, финансовых средств на федеральном, региональном и местном уровнях, следователь­но, и по повышению ответственности, с тем чтобы единая су­веренная власть народа была одинаково эффективна на терри­тории всей страны. В этих целях готовится новый федеральный закон об организации государственной власти в регионах и о местном самоуправлении.

Для успешного укрепления российской государственности назрела необходимость разработать научно обоснованную, ком­плексную программу государственного строительства, рассчи­танную на долгосрочную перспективу поэтапного развития го­сударства. При ее разработке не надо забывать, что Российское государство всегда опиралось на державность, народность, пат­риотизм, православную духовность, на любовь и заботу росси­ян о своих вооруженных силах и ведущую роль русского народа в укреплении государства.

В практически-конкретном плане укрепление государства -это его более эффективное функционирование в интересах гражданского общества и личности.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.