|
Становление постсоветского Российского государства, его конституционные основы1.1. Становление постсоветского Российского государства -это достаточно продолжительный, сложный, внутренне проти- Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире воречивый переходный период, на завершающей стадии которого должны утвердиться зрелое гражданское общество и правовое государство. Современное Российское государство принято называть постсоветским или постсоциалистическим. На начальной стадии становления постсоветского Российского государства наблюдались два встречных процесса. Один процесс связан с демонтажем системы советов, отказом от принципа демократического централизма. Другой — с созданием новых как традиционных для России органов государства (Государственная Дума, губернаторы областей, краев), так и нетрадиционных (президенты республик, главы администраций различных уровней, мэры, законодательные органы субъектов федерации и др.). Причем во вновь создаваемом механизме государства недостаточными оказались системообразующие связи и начала субординации (централизма), потребовавшие впоследствии укрепления вертикали исполнительной власти и проведения административной реформы. 1.2. Становление и развитие Российского государства происходит под воздействием Конституции РФ 1993 г. Ее нормы, принципы, относящиеся к государству, служат его конституционной основой. Конституция РФ юридически оформила Российское государство, учредила его наиболее важные органы и институты, а се принципы и концептуальные идеи определяют перспективы развития государства. В ст. 1 Конституции РФ говорится: «Российская Федерация — Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». В названной статье закреплен ряд принципиальных особенностей Российскою государства. Во-первых, оно может быть только демократическим; демократия становится единственно возможным политико-правовым режимом общества и государства, важнейшим принципом организации и деятельности государства, его органов. Во-вторых, Российское государство провозглашено правовым. Однако правовое государство еще не реальность, а скорее одна из важных целей переходного периода. Исторический опыт показывает, что у каждого народа свой путь к правовому государству, свои темпы и особенности движения к этой высокой цели. Российский путь к правовой государственности, несомненно, будет еще более сложным и противоречивым. На этом пути надо преодолеть и многовековые традиции деспотизма, бесправия, глубоко укоренившегося правового нигилизма, Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 369 правового бескультурья, и высокий уровень преступности, и кризисное социально-экономическое состояние общества. В-третьих, Российское государство является федеративным, с республиканской формой правления. И федеративная форма государственного устройства, и республиканская форма правления отражают и подчеркивают демократизм Российского государства. Особое значение имеет ст. 3 Конституции РФ, которая гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Названное конституционное установление означает, что в Российском государстве утверждается народовластие. По сути своей — это суверенная, публично-правовая, верховная власть многонационального российского народа, равной или выше которой в стране нет и быть не может. Российское государство, его органы, учреждения и должностные лица — постоянно действующий организационный механизм практической реализации этой же суверенной власти народа, а право — нормативная форма ее существования и действия. Согласно Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление народом своей власти называется прямой (непосредственной) демократией. В этом случае народ сам принимает важные решения в ходе, например, референдума. И все же власть народа осуществляют преимущественно органы государственной власти и органы местного самоуправления. Видимо, поэтому суверенную власть народа нередко отождествляют с органами государственной власти, особенно с высшими. Но народ (властвующий субъект) не передает своей власти никаким органам государства, а наделяет их соответствующими властными полномочиями. В анализируемой статье Конституции РФ отмечается, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Если выборы на всех уровнях проводятся в нашей стране регулярно, то референдум -редко. И совсем не используются другие формы прямой демократии. Например, оказался невостребованным народный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Ведь народ, первоисточник власти, наде- Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире лив государственные органы властными полномочиями, имеет безусловное право контролировать, как они используют эти властные полномочия. В ст. 4 Конституции РФ говорится, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Названные конституционные положения направлены на утверждение единой законности. В ст. 7 Конституции РФ наше государство названо социальным, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значит, обеспечить достойную жизнь, материальное благополучие и свободное развитие граждан -- одна из главных задач государства, которую оно пока выполняет неудовлетворительно. Видимо, пора переходить от латания многочисленных дыр в социальной сфере к эффективной, рассчитанной на длительную перспективу социальной политике государства. Полезно было бы в этом плане изучить и использовать богатый опыт скандинавских государств. 1.3. Особо важное значение для всех социально-экономических преобразований в переходный период имеет ст. 8 Конституции РФ. Часть 1 этой статьи гарантирует в пределах Российской Федерации: единое экономическое пространство; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции; свободу экономической деятельности. В данной статье не употребляется понятие «рыночная экономика», но речь идет именно о нем. Часть 2 ст. 8 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Следовательно, Конституция РФ, во-первых, исходит из существования в нашей стране многоукладной экономики, во-вторых — требует признавать и защищать равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Мировой опыт показывает, что для нормального функционирования многоукладной экономики необходимы также равные условия для развития всех основных форм собственности и здоровая конкуренция между ними. Не случайно архитектор китайских реформ Ден Сяопин отмечал: «Пусть на экономическом поле растут все цветы и выживают самые жизнеспособные». Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 371 В нашей стране почти весь XX в. государственная и частная собственность противопоставлялись друг другу по идеологическим и политическим причинам. Последствия такого противопоставления далеко не безобидны. На практике они приводят к реальному доминированию в стране государственной (в СССР) или частной (в постсоветской России) собственности. «Шараханье» экономики из одной крайности в другую превращает ее в одностороннюю и неустойчивую, подверженную застоям и кризисам, лишает ее более устойчивой многоукладное™. 1.4. В ст. 10 Конституции РФ довольно четко сформулирован и закреплен важнейший демократический принцип правового государства - - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако недостаточно сбалансированные (уравновешенные) властные полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной власти не позволили создать гибкий взаимоконтроль и систему сдержек и противовесов между органами всех ветвей власти, использовать большие возможности принципа разделения властей. Согласно ст. 13 Конституции РФ в нашей стране признается идеологическое многообразие. Причем никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Из приведенных положений вовсе не вытекает, что у Российского государства вообще не должно быть идеологической основы. Напротив, ему необходимо в своем развитии опираться на систему научных идей, теорий. Но никакая научная идеология не может быть единственной и обязательной. В России действует конституционный принцип идеологического многообразия. Статья 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация -светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Светское государство отвергает любую религию в качестве государственной или обязательной, а религия, религиозные организации отделены от государства и равны перед законом. Кроме того, светское государство предполагает, что государственные органы и должностные лица не могут демонстрировать своих предпочтений в религиозных чувствах и убеждениях. Сказанное требует от государственных служащих, должностных лиц наличия особой внутренней культуры, развитого чувства деликатности по отношению к религиозным убеждениям и чувствам людей
372 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире разных конфессий. Вместе с тем светское государство не исключает признания православия как важнейшей составляющей духовной жизни российского общества, использования его больших возможностей для повышения массового правосознания, престижа права, его прославления. В соответствии со ст. 15 «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие...». Это значит, что каждый российский гражданин, полагающий, что его конституционные права и свободы нарушены, может защитить их в суде, иных государственных органах, а также в органах местного самоуправления, опираясь непосредственно на нормы Конституции РФ, отклоняя аргументы о том, что «по вашему вопросу нет соответствующего закона. Есть Конституция РФ — этого достаточно». Конституция РФ 1993 г. отразила противоречия начальной стадии переходного периода, она несет на себе следы этого времени. Поэтому в ее демократическое содержание проникли элементы авторитаризма. Отсюда и практика применения конституционных принципов и норм иногда порождает острые противоречия между органами различных ветвей власти, опасную поляризацию богатства и бедности в обществе и т. д. 2. Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства 2.1. На рубеже XX и XXI вв. Российское государство оказалось у опасной черты: была существенно ослаблена его экономическая основа, усиливалась социальная напряженность, возникла угроза распада федерации, снижалась обороноспособность, росла преступность. Органы законодательной власти и особенно президент и правительство теряли доверие народа (легитимность), а страна — управляемость. В этих условиях проблема укрепления Российского государства приобрела стратегическое значение и вышла на передний план. В 2000 г. Президент РФ В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию обосновал необходимость построения сильного, уважаемого в мире Российского государства. Правда, и раньше (в последнем десятилетии XX в.) укрепление государства провозглашалось важнейшей целью российской политики, но дальше деклараций дело не шло. Однако, почему в опасной ситуации на рубеже веков изменения должны были начаться именно с укрепления Российского государства? Как бы к нему ни относились, государство было и остается основной управляющей системой общества, призван- Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 373 ной обеспечить ему безопасное существование и поступательное развитие. В хорошо управляемом обществе нет места стихийности и самотеку, застою и кризисам, хаосу и произволу. Еще Аристотель утверждал, что государство создается не только ради того, чтобы жить, но преимущественно чтобы жить счастливо, однако горе тому народу, во главе которого стоят бездарные правители. В слабом государстве преобразовательный процесс тормозится, может остановиться, а страна — остановиться на «мертвой точке». Слабое государство сводит на нет экономические и другие реформы, без укрепления государства нельзя решить ни одну общенациональную задачу. 2.2. Укрепление Российского государства — комплексная и весьма сложная проблема науки государствоведения и практики государственного строительства и в то же время — властный императив, объективная необходимость. Данный процесс, несомненно, имеет самую широкую социальную базу, ибо в нем заинтересованы все граждане страны, все народы России, которым независимо от национальностей и региона проживания жизненно необходимы спокойствие, безопасность и гражданский мир. В укреплении государства заинтересованы многие партии и политические движения, все общественные организации и ветви власти. Только в сильном государстве партии и другие общественно-политические институты могут рассчитывать на гарантированную реализацию своих интересов, а органы государства — направить свою энергию на благо народа. Лишь сильное государство, — утверждал Ж. Ж. Руссо, — способно обеспечить свободу своим гражданам. Только сильное, эффективное государство может надежно гарантировать права и свободы человека и гражданина, только оно способно обеспечить необходимый баланс интересов личности и общества, совместить личную инициативу и деловую предприимчивость с общенациональными задачами. Для реального укрепления Российского государства необходимо в первую очередь выяснить и устранить причины и условия, вызвавшие его ослабление. Наше реформируемое общество уже сталкивается с результатами своей жизнедеятельности, прежде всего с глубоким и затяжным экономическим кризисом, поэтому без подъема, оздоровления экономики, пожалуй, все пути укрепления государства будут заблокированы. Исторический опыт показывает, что сила и эффективность функци- Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире онирования государства во многом определяется степенью доверия и поддержки его гражданами страны. «Суть многих наших проблем, ~ отмечал В. В. Путин в апрельском Послании Федеральному Собранию 2001 г., — в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан. В отсутствии подлинного гражданского равенства и делового партнерства». Для упрочнения социальной основы государства необходимо вернуть ему доверие и поддержку народа. Но не очередными призывами, не пустыми обещаниями и посулами, а надежной защитой своих граждан от преступников, бюрократов и взяточников, подлинным служением гражданскому обществу, достижением реального улучшения жизни народа можно вернуть государству нравственный авторитет и народную поддержку. Проблема укрепления Российского государства связана с совершенствованием политической системы российского обще-стна. Важнейшими институтами этой системы являются государство и массовые политические партии. Без активно действующих партий невозможны ни проведение политики большинства, ни защита позиций меньшинства. По общему правилу слабому государству выгодно иметь дело со слабыми партиями. Ему спокойнее и комфортнее жить по правилам политического торга. Сильное государство, напротив, заинтересовано в сильных, крупных и авторитетных партиях, способных конкурировать с государством на политической арене. Только при наличии политической конкуренции создаются благоприятные условия для уверенного развития государства. России необходимы политические партии, пользующиеся массовой поддержкой и устойчивым авторитетом, ей не нужны крикливые карликовые партии-однодневки. Такие партии у нас начинают складываться, а новый закон о политических партиях и партийной деятельности активизирует процесс формирования крупных политических партий. Причем государству надлежит не только взаимодействовать с лояльными ему партиями, но и умело конкурировать с оппозиционными партиями и движениями. В целях более четкого определения правового статуса оппозиционных политических организаций было бы целесообразно подготовить и принять специальный федеральный закон о правах оппозиции. Ведь феномен оппозиции — такое же объективное проявление плюралистической общественно-политической жизни, как и само государство. Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 375 Надежный путь укрепления государства — повышение профессионализма политической и правовой культуры и морально-этических качеств государственных служащих и должностных лиц всех уровней и рангов. У сильного государства, естественно, должны быть сильными все ветви власти и соответствующие им органы государственной власти — законодательные, исполнительные и судебные, сбалансированы (уравновешены) их властные полномочия. 2.3. И укрепление государства, и его продвижение по направлению к правовому возможны только при упрочении законности и государственной дисциплины. Сегодня нам, как воздух, нужны всеобщее уважительное отношение к закону и сознательное законопослушное поведение. Законность — великая ценность, как для общества, так и для личности. Всеобщее законопослушное правомерное поведение создает благодатные спокойствие и безопасность для всех и каждого. С законностью напрямую связана законодательная власть, деятельность которой выражается в принятии законов, на языке закона она «говорит» с населением страны. Поэтому закон является первейшей субстанцией государственной власти, а утверждение высокого уровня законности укрепляет государство. Неотторжима от государства и государственная дисциплина. Без строгой исполнительской государственной дисциплины все государственные решения, в том числе и законы, могут повиснуть в воздухе, превратиться в маниловские благожелания, государственное управление становится дряблым и неэффективным. В последние десятилетия проблемы дисциплины наукой и практикой были преданы забвению. Увлекшись раннебуржуаз-ным либерализмом, наше общество впало в крайность: на все лады прославляются в нем права и свободы, но напрочь забываются обязанности — юридическое выражение дисциплины. Государство, вставшее на путь укрепления, должно с объективной неизбежностью взять курс на последовательное и неуклонное упрочение демократической законности и дисциплины в стране. Нет сомнения, что этот курс будет поддержан обществом, уставшим от беззакония и беспорядка. Курс на укрепление государства соответствует и перспективам XXI в., «когда складываются условия для информационного, технотронного и высокотехнологического общества, эффективно управлять делами которого можно, только существенно 13 Теория госуд. и права 376 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире модернизировав организацию и деятельность государства. Управление должно быть рациональным, результативным, быстродействующим, перспективным»1. 2.4. В начале нового столетия сделаны шаги по пути укрепления Российского государства: остановлены его дезинтеграция, угроза распада Федерации, реформирован Совет Федерации, завершилось организационное становление федеральных округов. Федеральная власть реально стала ближе к регионам; создан активно действующий Государственный Совет РФ; у России появились утвержденные законом государственные символы. На ближайшую перспективу поставлены задачи и цели: провести административную реформу государственного аппарата, выстроить четко работающую вертикаль исполнительной власти, добиться укрепления государственно-правовой дисциплины, сделать эффективно действующей судебную систему. Принята программа повышения обороноспособности страны. Проводится большая и важная работа по более четкому разграничению функций, властных полномочий, финансовых средств на федеральном, региональном и местном уровнях, следовательно, и по повышению ответственности, с тем чтобы единая суверенная власть народа была одинаково эффективна на территории всей страны. В этих целях готовится новый федеральный закон об организации государственной власти в регионах и о местном самоуправлении. Для успешного укрепления российской государственности назрела необходимость разработать научно обоснованную, комплексную программу государственного строительства, рассчитанную на долгосрочную перспективу поэтапного развития государства. При ее разработке не надо забывать, что Российское государство всегда опиралось на державность, народность, патриотизм, православную духовность, на любовь и заботу россиян о своих вооруженных силах и ведущую роль русского народа в укреплении государства. В практически-конкретном плане укрепление государства -это его более эффективное функционирование в интересах гражданского общества и личности. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|