Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 29 Проблемы формирования мирового правопорядка





Суверенное государство является вели­ким историческим этапом на пути к все­общему объединению в духе мира и брат­ства всех народов и стран.

П. И. Новгородцев

1. Определение. Мировой правопорядок суть система обще­ственных планетарных отношений, формирующихся на основе об­щегуманистических и естественно-правовых начал и функциони­рующих в соответствии с общепризнанными принципами и норма­ми международного и внутригосударственного права.

2. Основания формирования мирового правопорядка

2.1. Мировой правопорядок следует рассматривать как оп­ределенную реальность, результат реализации разнообразных отношений, взаимодействия людей и государств на нашей пла­нете. Необходимость и основания его формирования выявля­ются в рамках соотношений трех видов:

человек—непосредственная среда обитания—страна—плане­та—космос;

человек—коллектив—государство—общество—мировое сооб­щество;

человек—его правовой статус—правовая система общества (государства)—международное право—мировой правопорядок.

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и госу-

 

Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

дарств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следующий ряд проблем связан с коллективной реакци­ей на стихийные природные явления -- наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установле­ния общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим харак­тером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий.

Одним из факторов, обусловливающих возможность становле­ния и развития мирового правопорядка, выступает само право, его общечеловеческие сущностные качества. У разных народов во все времена право — это одно и то же явление, только с раз­ной степенью развитости, оформления, понимания и освоения.

2.2. Универсальность и абсолютность права в нашем пони­мании доказывается наличием у него таких сущностных прин­ципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как само­стоятельное социальное явление, а во-вторых, присутствуют (фактически или в тенденции) в любой правовой системе на каждом из исторически обозначенных отрезков пути ее разви­тия. В качестве таковых можно назвать принцип разумности (разума), принцип справедливости, принцип равенства (равной свободы), принцип свободы воли и поведения.

Принцип разумности, уходя своими корнями в космическую и природную целесообразность, как бы очеловечивает право, определяет перспективы и границы его функционирования. Любое творение человека, прошедшее проверку историей, мо­жет считаться целесообразным. Да и сам человек, как полагал Гегель, должен найти в праве свой разум. Естественно, что все иррациональное, фатальное, разрушительное остается за пре­делами права. При всей своей внешней наивности и термино­логическом злоупотреблении сегодня данный принцип не по­лучил еще должной разработки применительно к современным правовым реалиям, и его научная интерпретация остается на уровне высказываний античных и средневековых мыслителей.

Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшие еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, подпадающих под их действие, уже дифференцировался по сословиям, а со-

 

Глава 29. Проблемы формирования мирового правопорядка

временные правовые системы развитых стран закрепляют спра­ведливость и равенство в качестве всеобщих принципов. Логи­ку расширения круга лиц и объема гарантий реализации этих принципов, в частности в англосаксонской правовой системе, можно проследить на примере таких актов, как Великая хартия вольностей-(1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

Одним из краеугольных камней любой правовой системы является принцип свободы воли и поведения. При столкновении свободы одного человека со свободой другого возникает необ­ходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. Ограничение пределов свободы действий человека и проверка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возник­новение общей нормы поведения в соответствии с этой мерой.

С давних времен было замечено определяющее значение свободы для объяснения феномена права. «Свобода есть воз­можность делать то, что позволено по праву», — утверждалось в Дигестах Юстиниана. В качестве основополагающего прин­ципа правового государства рассматривал свободу человека И. Кант. На правовое значение свободы как предела, на юри­дические формы ее существования в виде закона указывал К. Маркс. Как взаимное ограничение внешней свободы посред­ством норм определяли право Б. Чичерин, Е. Трубецкой. Сущ­ностные характеристики права в качестве меры свободы под­черкивает В. Нерсесянц.

Иными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквоз­ной характер. Возникший как атрибут естественного права, он свое наиболее полное в сравнительно-историческом плане вы­ражение получил в современном позитивном праве и между­народно-правовых актах (Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и куль­турных правах и Международном пакте о гражданских и поли­тических правах).

2.3. Представляется бесспорным универсальное значение таких черт права, как нормативность, формальная определен­ность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. В частности, нормативность проявляется уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества и у всех народов, населяющих нашу планету. Археологи и этнографы обнаружи­вают элементы социального нормативного регулирования у ав­стралийских аборигенов и в странах тропической Африки, на

440 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

уровне групп охотников-собирателей и в более развитых соци­альных организациях. Мононормы и нормы — масштабы пове­дения находим в индусских Ведах, мусульманском Коране и христианской Библии, в Законах Ману и Хаммурапи, Саличес­кой и Русской правдах.

2.4. Историческую преемственность «общечеловеческого» права можно наблюдать в функционировании различных право­вых институтов, конструкций, технологических юридических процессов. Интересна, например, трансформация запретов в праве — от абсолютно категоричного и однозначного табу в док­лассовом обществе до современного многоканального способа правового регулирования. Также во всех правовых системах мож­но встретить в том или ином виде триаду субъектов права: инди­вид, коллектив, государство. Типичными выглядят источники (обычай, прецедент, нормативный акт) и этапы формирования права, много общего в сочетании естественных, традиционных и позитивных начал в правовых системах современности.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что право -явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущно­сти как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, ко­торый благодаря своим гуманистическим качествам способству­ет взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеоло­гическим системам. Отмеченные качества права как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного и международного права в деле формирования мирового право­порядка.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.