Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Механизм (аппарат) Российского государства





4.1. Механизм Российского государства — это система объе­диненных общими принципами и целями государственных органов (институтов), учреждений и должностных лиц, осуществляющих единую, суверенную власть народа и функции государства.

Механизму Российского государства должны быть присущи единство всех частей, их тесное и деловое взаимодействие, по­скольку все органы государства (институты) осуществляют еди­ную суверенную власть народа, опираются на одни и те же принципы их образования и деятельности. В действительности делового, тесного единства и взаимодействия между органами

Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

власти различных уровней часто не достигается. Системообра­зующие связи в механизме нашего государства оказались недо­статочными.

Традиционно механизм государства представляет собой иерархическую систему, при которой нижестоящие органы и должностные лица в той или иной форме подчиняются выше­стоящим, а все — единому центру, таким образом в механизме государства создается субординационная системообразующая связь. Никаких «вышестоящих» и «нижестоящих» органов госу­дарства Конституция РФ не предусматривает. Предметы веде­ния (компетенция) разделены на три сферы: федеральную, со­вместную и компетенцию субъектов РФ. На практике оказа­лось непросто определить, где кончается компетенция государственных органов одного уровня и начинаются полно­мочия другого, еще больше проблем порождают вопросы со­вместной компетенции. Поэтому и возникла острая необходи­мость в более точном законодательном разделении предметов ведения, функций, ответственности, денежных средств между федеральными органами государственной власти, органами го­сударственной власти субъектов РФ и органами местного само­управления. Возможно, потребуется и усиление начал центра­лизма.

Механизм Российского государства создается и функциони­рует на основе ряда принципов.

Демократизм. В демократическом государстве его основные органы (институты) должны создаваться и действовать на де­мократических началах выборности, отчетности, подконтроль­ности, гласности, открытости и доступности народу.

Законность. В правовом государстве принцип законности обращен прежде всего к государству и его органам. Уважать законы, строго следовать им, действовать в рамках своей ком­петенции, признавать, защищать и гарантировать права и сво­боды граждан — важнейшая конституционная обязанность ор­ганов государства и должностных лиц.

Разделение властей. Умелое применение данного принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верх­них эшелонов государственной власти, систему сдержек и про­тивовесов, предостерегая тем самым от узурпации государствен­ной власти тем или иным органом.

Федерализм. Некоторые общефедеральные органы (напри­мер, Совет Федерации Федерального Собрания) формируются из представителей субъектов РФ. Наряду с федеральными орга-

Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 391

нами государственной власти создаются и действуют органы государственной власти субъектов РФ.

Профессионализм. От человеческого фактора, т. е. персонала государственного механизма (профессионалы там работают или дилетанты), в решающей мере зависит качество его работы. Первоосновой профессионализма служит компетентность, уро­вень правовой культуры государственных служащих. В государ­ственном аппарате профессионализму противостоит дилетан­тизм. Часто он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм.

4.2. Федеральные органы государственной власти. Согласно ст. 11 Конституции РФ «государственную власть в Российской федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российс­кой Федерации». Названные органы государственной власти об­разуют верхнюю структурную часть российского государствен­ного механизма. От них исходят централизованные властные веления (импульсы) на все сферы жизнедеятельности общества. Они обеспечивают централизованное государственно-правовое регулирование (управление) основных сфер общественных от­ношений в территориальных пределах государства.

Президент Российской Федерации. Институт президентства возник в бывшем Советском Союзе в 1990 г. и не имел анало­гов в отечественной истории. В России пост Президента был введен на основании референдума 17 марта 1991 г. Первый Президент РФ был избран 12 июня 1991 г. Сейчас есть основа­ния утверждать, что институт президента постепенно укореня­ется в новой России потому, что он, во-первых, опирается на вековую нашу традицию патернализма (веру в хорошего царя, вождя, генсека), во-вторых, не противоречит задачам создания сильного демократического государства, в-третьих, соответству­ет тенденциям мировой практики - - количественному росту президентских республик.

Ведущую роль в системе федеральных органов государствен­ной власти Конституция РФ отвела Президенту РФ. Глава 4 Конституции РФ наделила Президента РФ чрезмерно широким объемом властных полномочий, не уравновесив их с полномо­чиями органов других ветвей власти. Это произошло отнюдь не случайно. Конституция РФ отразила существовавшее на момент ее принятия соотношение политических сил, перевес сторон­ников радикальных реформ. Но такая ситуация вряд ли может

392 ______ Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

быть вечной и неизменной. Демократические процессы, сам принцип разделения властей несовместимы с монополизацией власти в любых ее формах, и по мере улучшения и стабилиза­ции социально-экономической жизни в стране, можно наде­яться, будет найден способ более правильно сбалансировать властные полномочия между федеральными органами государ­ственной власти, корректно вписать Президента РФ в систему разделения властей.

Федеральное Собрание — парламент России является двухпа­латным представительным и законодательным органом Россий­ской Федерации. Нижняя палата -- Государственная Дума — состоит из 450 депутатов, избираемых населением по смешан­ной избирательной системе: 225 -- по партийным спискам и 225 -- по одномандатным избирательным округам. Верхняя палата -- Совет Федерации -- формируется субъектами РФ (один представитель избирается от законодательного органа власти, один представитель -- назначается исполнительным органом власти субъекта РФ). Этим сделан шаг вперед по фор­мированию в нашей стране современного парламентаризма. Вместе с тем у российского парламента оказались существенно урезаны контрольные полномочия и возможности участия в формировании органов исполнительной власти. Право контро­лировать исполнение законов — естественная и неотъемлемая прерогатива законодательного органа.

Представительный и законодательный орган не должен быть отстранен от осуществления контроля за деятельностью россий­ского правительства. По мере развития российского парламен­таризма названные недостатки и деформации будут, надо пола­гать, исправляться.

Российский парламентаризм делает первые шаги. У него много серьезных недостатков. Пожалуй, самый главный — низ­кий профессионализм многих законодателей, отсутствие над­лежащей правовой культуры, юридической подготовленности к законотворческой работе. Все это сказывается на качестве при­нимаемых законов, немало из них не имеют четких механизмов реализации, не опираются на финансово-экономические воз­можности, такие законы напоминают веревки из песка.

Растет число громоздких, многословных законов, в которых отсутствуют ясные, точные, юридически отточенные формули­ровки. Например, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» поражает и отпугивает своим громад-

Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 393

ным объемом, в котором концептуальное содержание тонет в море многословия.

Для повышения ответственности депутатов и избирателей было бы полезно предусмотреть отзыв депутатов избирателями или соответствующими партиями, если депутат прошел в Госу­дарственную Думу по партийному списку без права замещения возникшей вакансии, чтобы избиратели и партии делали более ответственный выбор. А вот роспуск Федерального Собрания, его палат — вряд ли демократическая и оправданная мера, и, видимо, целесообразнее исключить ее вообще.

Правительство Российской Федерации. По Конституции РФ Правительство России осуществляет исполнительную власть. Исполнять законы, претворять их в жизнь способно только сильное, инициативное, самостоятельное правительство. Кро­ме того, оно должно активно управлять, т. е. участвовать в ре­ализации всех основных функций государства. Можно без пре­увеличения сказать, что самое тяжелое бремя государственных дел ложится на плечи правительства. Россия давно нуждается в действительно сильном, активном и ответственном правитель­стве. Правительство РФ, как и органы других ветвей власти, самостоятельно. Но на деле оно всецело подчинено Президен­ту РФ, поэтому превращается из активного и ответственного субъекта государственного управления в объект управления, в структуру, подведомственную президентской власти.

В нынешней ситуации весьма сомнителен с политико-пра­вовой точки зрения порядок отставки правительства, иниции­руемой и принимаемой Президентом РФ, поскольку по логике вещей ответственность за результаты деятельности Правитель­ства РФ должен нести сам Президент РФ.

Заметим также, что варианты возможной отставки Прави­тельства РФ предусмотрены в комбинации с роспуском Госу­дарственной Думы. Словом, Президент РФ имеет широкие кон­ституционные возможности проводить собственную политику, используя технологию «политического жертвоприношения» других государственных органов по результатам собственной деятельности. Такая технология использовалась в «эпоху Ель­цина». Немотивированные частые отставки Правительства РФ буквально парализовывали на долгое время исполнительную власть. Анализ показывает, что самой слабой в России оказа­лась именно исполнительная власть и главной причиной тако­го ослабления является утрата Правительством РФ самостоя­тельности. Отсюда вывод — для укрепления Правительства РФ

394 _____ Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

необходимо обеспечить ему надлежащую правовую самостоя­тельность, для чего изменить порядок его формирования, укре­пить позиции Председателя Правительства РФ, возможно, пу­тем назначения его на должность решением Государственной Думы. Да и в таком важнейшем деле, как формирование Пра­вительства РФ, должны участвовать Федеральное Собрание и крупные политические партии. Допускать отставку Правитель­ства РФ представляется возможным только при наличии серь­езных оснований и только после вынесения ему недоверия Фе­деральным Собранием при поддержке этого решения Прези­дентом РФ. Отставку Правительства РФ следует рассматривать как меру чрезвычайную, вызванную серьезнейшими причина­ми. А вот ответственность конкретных министров, их замести­телей, всех правительственных чиновников за качество и эф­фективность их работы необходимо категорически повышать.

В ходе проведения предстоящей административной рефор­мы целесообразно предусмотреть меры организационного со­вершенствования и деятельности российского Правительства, включающие:

гласную процедуру назначения на должность министров и руководителей центральных ведомств и освобождения их от должности;

точное и четкое определение основных функций Правитель­ства РФ, для их выполнения создать оптимальное количество министерств и ведомств, пересмотреть функции последних;

установление четкого порядка согласования, принятия и реализации решений Правительства РФ, позволяющего одно­значно определять персональную ответственность за их судьбу.

Правительству РФ следует в корне улучшить управление государственным сектором экономики, быть более инициатив­ным. Оно может и должно играть приоритетную роль в подго­товке и внесении качественных законопроектов в Государствен­ную Думу, устанавливать деловые контакты с ее комитетами и депутатами.

4.3. Суды Российской Федерации (судебная власть). Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами посредством конституционного, гражданского, административ­ного и уголовного судопроизводства. Судебную власть реализу­ет судебная система, которая и должна гарантировать судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. В механизме «сдержек и противовесов» судебная власть играет особую роль, которая проявляется в реализации функции судебного контро-

Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 395

ля. Пока говорить о полноценных органах судебной власти и судебной системе в России рано.

По мнению Президента РФ В. В. Путина, «отечественная судебная система отстает от жизни и на практике мало помога­ет проведению экономических преобразований. Не только для предпринимателей, но и для многих людей, пытающихся за­конно восстановить свои права, суд так и не стал «ни скорым, ни правым, ни справедливым»1. Да и не все меры по реформи­рованию прошлой судебной системы оказались полезными и бесспорными. Так, разрушение народных судов ведет к отчуж­дению населения от правосудия, к его бюрократизации, росту коррумпированности судейского корпуса.

В последнее время работа по претворению в жизнь судебной реформы заметно активизировалась. Реформа направлена на укрепление судебной власти, на повышение качества правосу­дия, на его доступность и открытость. В этом плане улучши­лось материальное обеспечение судов, принимаются меры к установлению нормативно обоснованной нагрузки судей, совер­шенствуется процессуальное законодательство.

Действующая судебная система дополняется мировыми су­дьями. Она испытывает кадровые трудности. Постоянное по­полнение судебной системы молодыми, хорошо подготовлен­ными специалистами имеет принципиальное значение. Для специально подготовленных выпускников юридических вузов можно установить два-три года соответствующей стажировки или ввести должность помощника судьи. Подобный порядок послужит делу и обеспечит судебной системе постоянный при­ток молодых, качественно подготовленных специалистов.

4.4. Государственный аппарат и меры по его совершенствова­нию. Государственный аппарат в узком смысле — это система органов исполнительной власти, их должностных лиц. Именно аппарат российской исполнительной власти в конце XX в. на­считывал более 2 млн государственных служащих (чиновников). Опасная тенденция разрастания государственного аппарата не только перекочевала из XX в XXI в., но и усилилась. Сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким и неэффективным государственным аппаратом.

1 Не будет ни революции, ни контрреволюции: Послание Прези­дента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федера­ции // Российская газета. 2001. 4 апр.

396 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

Почему сложилась такая ситуация? Причин много. Одна из них заключается в том, что в реформируемой России не суще­ствовало никакой сколько-нибудь обдуманной кадровой поли­тики. Тут бал правили субъективизм, протекционизм, личная преданность, отношения землячества и угодничества. России в наши дни и на перспективу необходим недорогой, но эффек­тивный, компактный, хорошо работающий государственный аппарат.

Для этого прежде всего необходимо коренным образом из­менить порядок формирования государственного аппарата. В свое время, в период первых советских пятилеток, был выд­винут лозунг «Кадры решают все», который имеет рациональ­ное зерно. Критериями подбора кадров были их деловые и по­литические качества. Первый критерий не потерял значения и сегодня, но он в научной литературе уточнен и конкретизиро­ван и обозначается термином «профессионализм». Отсюда пер­востепенным критерием при подборе кадров на государствен­ную службу должен быть профессионализм, т. е. уровень профес­сиональной подготовки (образование), опыт управленческой работы, политическая и правовая культура и др. Второй крите­рий можно сформулировать так -- морально-этические каче­ства государственного служащего: честность, неподкупность, уважительное отношение к человеку, его правам, свободам, до­стоинству, справедливость и др. Требования, предъявляемые к государственным служащим, правовые основы их деятельности довольно подробно разработаны в активно обновляющемся за­конодательстве по вопросам государственной службы.

Итак, опираясь на профессионализм и морально-этические качества, которыми должен обладать государственный служа­щий, можно и нужно проводить кадровую политику.

Наука и практика выработали ряд мер по совершенствова­нию государственного аппарата, повышению эффективности его работы:

планомерно сокращать государственный аппарат и расходы на его содержание с целью обеспечения оптимального числен­ного соотношения между управляющими и управляемыми. Почему необходимо планомерное, а не стихийное от случая к случаю сокращение? Потому, во-первых, что госаппарат имеет тенденцию к самовозрастанию (и в наше время чиновничество плодится и размножается); во-вторых, появляется новейшая оргтехника (аппараты, приборы, компьютеры и др.), позволяю­щая повышать производительность управленческого труда; в-

Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 397

третьих, при хорошей организации растет квалификация кад­ров, способных меньшим числом выполнять больший объем управленческой работы; в-четвертых, государство и общество заинтересованы в сокращении расходов на содержание госаппа­рата, т. е. иметь недорогой, но хорошо работающий госаппарат;

на всех уровнях государственного управления внедрять и строго соблюдать принцип неразрывности властных полномо­чий с ответственностью — моральной, политической, юриди­ческой. Чем больше объем властных полномочий, тем строже и неотвратимей процессуально оформленная юридическая ответ­ственность за правонарушения;

утверждать и поддерживать такой стиль работы, при кото­ром гармонично сочетаются компетентность, дисциплиниро­ванность, смелая инициатива и творческий подход к делу;

создать нормативно-правовые и стимулирующе-организаци­онные основы как для повышения квалификации, так и для оценки труда государственных служащих;

точно и четко регламентировать компетенцию, предметы ведения, функции каждого органа, его внутренних подразделе­ний, а также должностных лиц;

внедрять научную организацию управленческого труда;

вводить и развивать антикоррупционные механизмы: в обяза­тельном порядке декларировать доходы, осуществлять контроль за чрезмерными расходами государственных служащих, прово­дить аттестации государственных служащих, конкурсный отбор;

усилить контроль за исполнением должностных обязаннос­тей и конкретных поручений, всемерно укреплять исполнитель­скую дисциплину.

5. Форма правления в Российском государстве. В ст. 1 Кон­ституции РФ записано, что Россия имеет республиканскую форму правления.

Термин «республика» в переводе с латинского означает «публичное, общественное дело». Цицерон называл республи­канскую форму правления «делом народа». Республика — это такая форма правления, где высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Словом, современная республиканская форма правления свидетельству­ет о демократичности государства.

Республики подразделяются на парламентарные и президен­тские. Различаются они главным образом тем, парламент или президент формирует правительство и перед парламентом или президентом правительство отчитывается.

398 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

В современных условиях стали возникать парламентско-пре-зидентские или президентско-парламентские республики, соче­тающие достоинства той и другой разновидности республикан­ской формы правления.

На основе Конституции РФ в России установилась, скорее, суперпрезидентская республика с чрезмерно большими власт­ными полномочиями Президента РФ, ослабленным президент­ской властью Правительством РФ и с ущемленным в объеме власти Федеральным Собранием. Практика показывает, что та­кая форма правления ослабила государственную власть и госу­дарство, вызвала серьезные негативные последствия в обществе.

У Президента России В. В. Путина есть стремление вернуть достоинства президентской формы правления: стать фактором стабилизации общества и ветвей государственной власти, лиде­ром, олицетворяющим общенациональные интересы.

Для того чтобы не допускать ошибок прошлого, сегодня целесообразно обсудить проблему о возможности использова­ния в качестве формы правления в современной России прези-дентско-парламентской республики, в которой сильное, под­линно самостоятельное правительство формируют и президент, и парламент, и крупные политические партии, а контролируют президент и парламент.

Президентско-парламентская форма правления повысит уп­равленческие возможности государственной власти, поднимет роль коллегиальных органов — парламента, судов и в особен­ности Правительства РФ, но сохранит существенные, разумные позиции президента.

6. Форма государственного устройства России. Для России с ее огромной территорией, многонациональным населением, наличием существенных различий социально-экономического развития регионов проблемы территориальной организации государственной власти — острейшие в теории и практике го­сударственного строительства. Главное тут заключается в нахож­дении и поддержании оптимального соотношения между дея­тельностью федеральной власти по обеспечению территориаль­ной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы весьма опасны. Безмерное усиление феде­ральной власти — путь к сверхцентрализму и унитаризму. След­ствием чрезмерной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Зада­ча науки и практики заключается в том, чтобы найти такую

 

Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 399

форму государственного устройства современной России, кото­рая бы обеспечила гармоническое развитие и укрепление феде­ративного государства в целом и всех субъектов Федерации.

По-настоящему сильное Российское государство — это проч­ная и гармонически развивающаяся федерация. Однако нельзя считать, что федеративные отношения в России урегулированы ныне действующей Конституцией РФ вполне удовлетворитель­но. Конституция РФ положила в основу государственного уст­ройства Российской Федерации два противоречивых принци­па — национально-территориальный (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориаль­ный (края, области, города федерального значения). Закрепив в ч. 1 ст. 5 равноправие всех субъектов РФ, в ч. 2 той же статьи она поделила субъекты на республики (государства), имеющие свою конституцию, и все остальные субъекты РФ, имеющие уставы. Это явная асимметрия.

Пожалуй, главное состоит в том, что уж слишком простым оказался порядок образования Федерации, ее субъектов. Быв­шие автономные республики, автономная область и автоном­ные округа, края, области и два города федерального значения автоматически стали субъектами РФ. Никто из создателей Кон­ституции РФ не задумался над разумным количеством субъек­тов РФ при создаваемой новой федерации. Таким образом, в состав Российской Федерации вошло 89 субъектов РФ.

Столь простое решение об образовании субъектов Федера­ции привело к сложнейшей проблеме — трудноуправляемости. Нигде в мире не было, нет и вряд ли будут федерации с таким количеством разноплановых по своему внутреннему содержа­нию субъектов.

В настоящее время существуют противоречия между субъек­тами РФ и Центром. Эти противоречия связаны прежде всего с тем, что уровень социально-экономического развития российс­ких регионов очень разный. Существуют дотационные регионы и регионы-доноры. Доноры передают значительную часть соб­ственных доходов в федеральный бюджет и настоятельно тре­буют подлинного равенства с другими субъектами РФ.

Для совершенствования и обновления российских федера­тивных отношений, видимо, не обойтись без преобразования унаследованной системы территориального деления страны, порожденной административно-командной моделью управле­ния. Более крупные территориальные образования, имеющие необходимую ресурсную базу, промышленный или сельскохо-

Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

зяйственный комплекс, соответствующую инфраструктуру, были бы более эффективны.

Что касается границ субъектов новой Федерации, то они могут оформляться как на основе регионально-хозяйственной общности, так и с учетом этнокультурного фактора.

В России национально-территориальные автономии суще­ствуют много десятилетий, а крупные нерусские народы имеют свою национальную государственность. В обновленной Феде­рации, состоящей из более крупных территориальных единиц, должно быть утверждено и соблюдаемо полное гражданское равноправие. А институты власти и государственные органы субъектов Федерации станут более близкими и более чувстви­тельными к запросам и интересам этнических групп.

Наряду с федерализмом существует национально-культурная автономия — не менее глубокая и действенная форма реализа­ции прав и интересов национальностей (этнических групп), проживающих в одном государстве. Фактически многоэтничес­кие государства мира используют эту форму или как основную (при отсутствии территориальных автономий), или как допол­няющую систему федеративного устройства. В России нацио­нально-культурная автономия могла бы стать гибкой и дей­ственной формой решения национального вопроса. Возможны, конечно, и национально-государственные образования.

Словом, совершенствование федеративных отношений в России -- проблема проблем. И решать ее надо планомерно, постепенно и комплексно, на солидной научной основе.

7. Перспективы развития Российского государства. Вопрос о перспективах развития Российского государства проблематич­но обсуждать без анализа и оценки состояния современных российских общества и государства. Ведь будущее невозможно без настоящего. В Евангелии на этот счет сказано: по плодам их узнаете их.

Однако концептуальная характеристика современного рос­сийского общества и государства (постсоветского строя) оста­ется дискуссионной. Нередко пишут и говорят о том, что в России в ходе преобразований построен капитализм. Однако такого убогого капитализма не только нет в современных капи­талистических странах, но и вряд ли он существовал на ранних стадиях капиталистической истории.

По мнению академика В. С. Нерсесянца, проводимый в на­шей стране курс преобразований (разгосударствление, прива­тизация и др.) ведет пока не к капитализму, а к весьма нераз-

Глава 26. Российское государство: реальность и перспективы развития 401

витым, докапиталистическим социальным, экономическим, политическим и правовым формам и отношениям, которые он характеризует неофеодальные1. Неофеодальные элементы и отно­шения проникали в российскую государственность, именно они поставили под угрозу распада Российскую Федерацию, препят­ствуют утверждению в стране единого правового пространства, единой демократической, но строгой законности и др.

Да и высокая поляризация в российском обществе на мень­шинство собственников и большинство несобственников, на меньшинство богатых и сверхбогатых и на большинство бед­ных и нищих далеко формационно отстает от капиталистичес­кого общества.

Словом, курс общественных и государственных преобразо­ваний в постсоветский период оказался по результатам и по­следствиям малоперспективным. Он ни в какое сравнение не идет, например, с результатами китайских преобразований. Поэтому коррективы и изменения курса неизбежны.

Разработать обновленный стратегический курс социально-экономического развития российского общества, отвечающий его возможностям и потребностям, призваны конкурирующие между собой политические партии.

Если одна из них или коалиция партий предложат оптималь­ный путь (курс) развития России, то он будет поддержан наро­дом, появятся и социально-экономические сдвиги и результаты, тогда усилится процесс вызревания российского гражданского общества, более уверенными будут темпы перерастания Россий­ского государства в правовое государство. При этом гражданское общество и правовое государство будут вызревать параллельно, взаимодействуя между собой и взаимообогащая друг друга.

Гармонизация взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства -- столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно обязательно пойдет Россия.

8. Выводы. Проблемы становления, повышения эффектив­ности и укрепления Российского государства, а также перспек­тивы его развития не только чрезвычайно сложны, но и архи­актуальны. Их способна решить только наука в целом.

В данной главе затронута только часть этих проблем, выска­заны не претендующие на бесспорность авторские суждения.

1 См.: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2000. С. 361.

402 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.