Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государство: понятие, признаки, социальная сущность.





Характеристику государства надо начинать с рассмотрения его основных образов, сводящихся к пониманию государства как территориального образования (страны), социальной организации (нации), организации публичной политической власти (бюрократического аппарата). Данные образы существуют в неразрывном единстве и объединяются понятием «государственный суверенитет».

Образное восприятие государства позволяет перечислить характерные свойства государства – его признаки. В качестве признаков государства следует рассматривать: единую территорию, определяющую пространственную сферу государственной юрисдикции; объединяемых государственным гражданством людей – нацию; аппарат публичной политической власти – государственную бюрократию; государственный суверенитет.

На основании перечисленных признаков можно сформулировать определение государства как особой социально-политической организации общества, создаваемой в целях осуществления публичной политической власти, в пределах определенной территории и обладающей суверенитетом. Из данного определения следует, что основным сущностным свойством государства является публичная политическая власть.

Соответственно вопрос о социальной сущности государства - это вопрос о том, в чьих интересах осуществляется государственная власть. В случае если государство использует свои властные полномочия в интересах всего общества и стремится достичь компромисса между публичными (общегосударственными), корпоративными и личными интересами, то можно говорить об общесоциальной сущности государственной власти и самого государства. Если же государственная власть имеет своей основной целью обеспечение и защиту интересов преимущественно представителей государственной бюрократии, то речь следует вести о корпоративной сущности государства, по сути сводящегося к аппарату государственной власти.

Рассмотрение государства в неразрывной связи с государственной властью актуализирует проблему формально-юридических (легализационных) и идейно-нравственных (легитимационных) оснований приобретения и осуществления представителями государственной администрации властных полномочий. При изучении проблемы легальности государственной власти необходимо выявить особенности легализации государственно-властных структур, получивших полномочия как на законных основаниях (выборы, наследование), так и в результате экстремальных обстоятельств (государственный переворот, распад государства и т.п.). Рассмотрение вопросов, касающихся легитимации структур и решений государственной власти, целесообразно осуществлять в социологическом контексте, в рамках которого выделяются следующие типы легитимности государственной власти: традиционная, харизматическая, рационально-правовая. Изучив теоретические особенности легализации и легитимации государственной власти, следует адаптировать их к современной российской политической жизни и постараться ответить на вопрос: какой тип легитимности государственной власти является наиболее характерным для российского общества в настоящий период.

 

Функции государства.

Понятийный аппарат теории государства и права включает как собственно юридические понятия (правоотношение, преступление, юридическая ответственность и др.), так и заимствованные из других областей знания и адаптированные к юридической реальности категории.

Одним из таких понятий является функция, первоначально относящаяся к математике и получившая в юриспруденции отличное от математического значение. Функциональная характеристика государства отражает основные направления государственной деятельности, в рамках которых получает свое внешнее выражение социальная сущность государства.

При рассмотрении функций государства очень важно показать характерные признаки, отличающие их от сходных по названию, однако отличных по содержанию, функций государственных органов. Также следует обратить внимание на сочетание видовых и содержательных характеристик функций государства. Не существует отдельно взятых внутренних и внешних, постоянных и временных, политических, экономических, социальных и экологических функций. Государство осуществляет политическую, экономическую и т.п. деятельность, как во внутригосударственной сфере, так и на международной арене. Поэтому при анализе видов функций государства необходимо учитывать, что их дифференциация на отдельные виды носит в достаточной степени условный характер.

Далее следует рассмотреть правовые формы реализации функций государства. Учитывая, что функции государства характеризуют направления государственной деятельности, саму деятельность следует рассматривать в качестве формы реализации функций государства. Процесс реализации функций государства представляет собой ряд последовательных этапов (стадий). В качестве таких стадий выступают правотворческая, исполнительно-распорядительная, правоохранительная деятельность. Реализация функций государства осуществляется при помощи императивных и диспозитивных методов.

Императивный метод сводится к властному распоряжению, содержащему безальтернативное по форме и максимально конкретное по содержанию предписание обязательного, либо недопустимого поведения.

Диспозитивный метод сводится к установлению границ, определяющих сферу субъективной свободы и задающих принцип деятельности в соответствие с которым субъекту «разрешено все, что не запрещено».

Таким образом, государство осуществляет реализацию собственных функций с одной стороны за счет принуждения субъектов к выполнению соответствующих обязательств, а с другой стороны за счет стимулирования позитивной активности индивидов и организаций, направленной на осуществление собственных возможностей.

Механизм государства

Изучение механизма государства следует начинать с определения понятия. Традиционное рассмотрение механизма государства в качестве системы взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов, совместная деятельность которых направлена на реализацию функций государства, представляется в достаточной степени односторонним, т.к. сводит понимание механизма государства к совокупности его органов. В таком понимании категории «механизм» и «аппарат» государства выступают как тождественные.

Для того, чтобы эти категории различать, надо рассматривать механизм государства в более широком смысле. При этом в качестве структурных элементов механизма, наряду с государственными органами, будут выступать нормативно-правовые акты и регулятивно-охранительные правоотношения. Таким образом, понимание механизма государства приобретает комплексный характер и включает нормативную, организационную и функциональную (коммуникативную) составляющие.

Кроме того, понимание государства в социологическом контексте предполагает включение в его структуру общественных формирований, не являющихся государственными органами, однако наделенных делегированными полномочиями и принимающих активное участие в реализации функций государства.

Осуществив общетеоретическую характеристику механизма государства, следует перейти к рассмотрению структурно-функциональных аспектов организации и деятельности государственного аппарата с акцентированием внимания на сочетании принципов единства и разделения государственной власти.

Далее необходимо проанализировать признаки, характеризующие государственные органы, являющиеся структурными элементами государственного аппарата, а также определить критерии их классификации и систематизации.

В заключении следует определить место и роль в механизме государства негосударственных органов и организаций и показать особенности их взаимодействия с государственными органами и должностными лицами в процессе реализации функций государства.

 

Форма государства

Характеристика формы государства имеет важное значение для изучения теоретических аспектов организации и осуществления публичной политической власти, представляющей основной содержательный элемент государственной деятельности.

Начиная рассмотрение формы государства, следует изучить динамику развития представлений о формах правления в истории политической мысли. Нужно представить государственную власть как институциональную категорию, выраженную в индивидуальном, либо коллективном правителе. При этом в качестве примера целесообразно рассмотреть теорию Аристотеля, в рамках которой все формы правления разделяются на правильные (монархия, аристократия, демократия) и неправильные (деспотии, тимократии, охлократии). Смена правильной формы неправильной происходит вследствие действия «закона вырождения», по которому всякое качественное изменение предшествующей формы правления последующей влечет ее ухудшение, в конечном счете, означающее переход от власти к безвластию, что в свою очередь означает завершение одного цикла государственного развития и условие начала нового цикла, в рамках которого происходит повторение уже пройденного ранее сценария.

Проанализировав динамику развития представлений о форме государственного правления в истории политической мысли, следует перейти к рассмотрению форм современного государства. Говоря о форме правления, как об организационной характеристике государственной власти, необходимо охарактеризовать две ее составляющих: монархию и республику, показать специфические признаки каждой, назвать их достоинства и недостатки.

При рассмотрении формы административно-территориального устройства следует обратить внимание на недопустимость использования применительно к унитарным и федеративным государствам характеристик «простые» и «сложные», поскольку государств в полном смысле простых (не предполагающих внутреннего административно-территориального деления) в современном мире практически не осталось (исключение составляют так называемые государства «карлики» - Ватикан, Лихтенштейн, Монако). Форма административно-территориального устройства характеризует в большей степени не устройство государственной территории, а пространственные масштабы юрисдикции государственных органов и законодательных актов. В подобном понимании основным отличием федерации от унитарного государства является то, что отношения между федеральными структурами государственной власти и государственными органами субъектов федерации строятся по принципу разграничения предметов ведения и распределения полномочий, что существенным образом ограничивает федеральную власть, исключая ее «всепроникающий» характер.

Переходя к рассмотрению формы политического режима, необходимо осуществить характеристику государственной власти в функциональном аспекте и определить совокупность средств, методов, технологий, при помощи которых государственный аппарат осуществляет властное воздействие на общественные отношения. Сравнивая демократический и тоталитарный политический режимы, необходимо подчеркнуть, что речь идет о теоретических моделях. В реальной жизни политические силы, устанавливающие и поддерживающие те или иные режимы осуществления государственной власти, в зависимости от конкретных обстоятельств могут задействовать для решения конкретных задач средства, характерные как для демократических, так и для тоталитарных режимов.

Обобщение данных теоретического анализа формы государства, позволяет осуществить комплексную характеристику формы современного российского государства.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.