Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теоретические модели современного государства





В современном теоретическом государствоведении наиболее пристальное внимание традиционно уделяется модели правового государства, однако наряду с этой моделью можно выделить еще две модели: национального и социального государства.

Представляется целесообразным рассматривать перечисленные модели в рамках одной темы, с тем, чтобы придать имеющимся представлениям о государстве комплексный системный характер. Начиная рассмотрение модели национального государства, следует, прежде всего, изучить ее теоретические предпосылки. Представляется, что основные сущностные аспекты современной теории национального государства, получили свое выражение в теории «народного суверенитета» Ж.Ж. Руссо, в рамках которой обосновывалась идея о том, что носителем государственного суверенитета и источником власти в государстве является народ, власть которого носит абсолютный характер и не подлежит ни ограничению, ни разделению. Применительно к современным условиям национальное государство представляет собой социально-политическую организацию населения, объединяемого по принципу принадлежности к единой государствообразующей нации.

Таким образом, нация - это народ, обладающий суверенной государственностью и объединяемый в единое социальное целое, безотносительно того, представители каких национально-этнических групп его образуют.

Далее следует рассмотреть теоретическую модель правового государства. В качестве теоретических предпосылок этой модели выступают теории естественного права и общественного договора (Дж.Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье), в которых получили свое закрепление такие важнейшие институты правового государства как: неотъемлемые права человека, разделение властей, взаимная ответственность государства, общества, личности и др. При анализе современной версии правового государства надо обратить внимание на то, что правовое ограничение государственной бюрократии возможно как со стороны самого государства (в этом случае речь следует вести о полицейском правовом государстве), так и посредством правового самоограничения власти в совокупности с различными формами общественного контроля (либеральное правовое государство).

В качестве предпосылок формирования модели социального государства следует рассматривать теории солидаризма и государства «всеобщего благоденствия». Рассматривая модель социального государства, необходимо обратить внимание на понимание социальной справедливости, выступающей в качестве ключевой составляющей этой теоретической модели. Несмотря на то, что сама категория «справедливость» относится не к юридическим, а к моральным, ее значение нельзя недооценивать.

В зависимости от подхода к пониманию сущности социальной справедливости, следует различать уравнительное (позитивное) и наделительное (негативное) государство. В рамках первой модели социальная политика государства направлена на оказание государственной помощи широким слоям населения, составляющим «низший и средний класс». При этом финансирование социальных программ осуществляется за счет перераспределения налогового бремени и его возложения на представителей крупного бизнеса. Вторая модель основывается на положении, в соответствие с которым государство проявляет заботу лишь о тех социальных группах, которые самостоятельно выжить не смогут, всех остальных государство «наделяет» возможностью самостоятельного удовлетворения собственных интересов.

 

Государство и политическая система

Изучение темы «Государство и политическая система» надо начинать с определения политической системы и ее структурно-функциональной характеристики. Политическая система – это совокупность разнообразных социальных институтов, деятельность которых подчинена единой цели – осуществлению публичной политической власти. Публичность власти означает, что властные полномочия осуществляются от имени всех представителей социальной группы (государства, субъекта федерации, местного сообщества), соответственно, решения, принимаемые органом власти, действуют в отношении всех представителей социальной группы.

В качестве элементов политической системы выступают институциональные образования, наделенные непосредственными властными полномочиями (государственный аппарат, органы местного самоуправления), силовые структуры, осуществляющие государственное принуждение (армия, полиция, спецслужбы), общественные организации и др.

Особое место в политической системе занимают неформальные организации, не обладающие официально закрепленными властными полномочиями, однако оказывающими существенное влияние на процессы принятия и реализации властно-распорядительных актов. К числу таких организаций могут быть отнесены институты парламентского лобби, легальной политической оппозиции, средства массовой информации.

Определившись с перечнем структурных элементов политической системы, следует охарактеризовать место и роль в этой системе государства. При этом необходимо иметь ввиду, что государство может выступать как:

1)комплексный субъект, включающий государственный аппарат и гражданское общество,

2) как бюрократический аппарат, абсолютизировавший властные полномочия и рассматривающий общество в качестве объекта властно-управленческого воздействия.

В первом случае политическая система будет носить плюралистический характер, что предполагает возможность участия в процессах организации и осуществления публичной политической власти представителей всех социальных групп в совокупности образующих государство - нацию. В случае, если публичная политическая власть сосредоточена у представителей аппарата государственной бюрократии, а бюрократический аппарат отождествляется с государством, то политическая система рассматривается как аналог государственной и характеризуется как административно-бюрократическая.

Осуществив общетеоретический анализ проблемы соотношения и взаимодействия государства и политической системы, следует охарактеризовать политическую систему современной России, показать ее специфику по сравнению с политической системой СССР и политическими системами стран западной демократии.

Государство, гражданское общество, личность: соотношение и взаимодействие

Рассмотрение проблемы соотношения и взаимодействия государства, гражданского общества и личности следует начинать с выработки общих логических оснований восприятия перечисленных категорий. В контексте рассматриваемой проблематики государство целесообразно рассматривать и как форму социально-политической организации общества (сообщество граждан), и как орган политической власти.

Гражданское общество представляет собой социальную абстракцию (логическую умозрительную конструкцию), складывающуюся на определенном этапе общественного развития и предполагающую наличие обособленных от государства, однако действующих в пространстве государственной юрисдикции, самоорганизуемых и самоуправляемых социальных групп, членов которых объединяют отличные от общегосударственных (но не противоречащие им) корпоративные интересы, реализуемые за счет собственных ресурсов. Личностью следует считать любого вменяемого индивида, вовлекаемого в различные общественные отношения.

Определившись с категориальным аппаратом, необходимо переходить к рассмотрению соотношения государства, гражданского общества, личности. За основу рассуждений следует принять концепцию разноуровневых интересов. С точки зрения общей теории интерес – это потребность кого -либо в чем - либо. В таком понимании собственные интересы есть и у государства, и у гражданского общества, и у личности.

При этом не имеет смысла говорить о едином подходе к пониманию приоритета разноуровневых интересов. Для каждого носителя собственный (непосредственный) интерес является первичным, а значит и приоритетным по сравнению с другими. Проблема соотношения государства, гражданского общества, личности – это проблема соотношения разноуровневых интересов.

Взаимодействие государства, гражданского общества, личности возникает в связи с потребностью в реализации соответствующих интересов. Следует выделять две формы взаимодействия: субординационную и координационную.

В рамках субординационных отношений государство отождествляется с государственным аппаратом, а публичные (общегосударственные) интересы воспринимаются в качестве приоритетных по отношению к частным интересам гражданского общества и личности. Соответственно реализация публичных интересов государства осуществляется за счет ограничения и ущемления частных интересов гражданского общества и личности.

В рамках координационных отношений интересы государства, гражданского общества и личности воспринимаются в качестве равнозначных, а их реализация предполагает стремление сторон к достижению компромисса, позволяющего учитывать потребности всех участников взаимодействия.

Взаимодействие государства и личности актуализирует проблему их взаимной ответственности. При рассмотрении этой проблемы следует обратить основное внимание на вопрос об ответственности государства перед личностью. Ответственность личности перед государством достаточно хорошо освещена в теоретической, отраслевой юридических науках и детально отработана в практике юридической деятельности. Следует отметить, что в современной России, в формально-юридическом аспекте ответственность государства перед личностью не предусмотрена. Гражданин не может адресовать свой иск (обращение, жалобу) непосредственно к Российской Федерации.

Вместе с тем, это не означает того, что российское государство не несет ответственности перед личностью. Суд рассматривает заявления граждан в отношении конкретных государственных органов (должностных) лиц, полагая, что эти органы (должностные лица) выступают в качестве представителей государства в целом. В случае, если судебное решение принимается в пользу гражданина, то финансовые издержки, связанные с процессом судопроизводства, а также удовлетворением исковых требований, погашаются за счет государственного казначейства. Кроме того, следует рассмотреть специфику привлечения государства к ответственности за неправомерные ограничения личных прав путем обращения в международные органы и в частности в Европейский суд по правам человека.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.