Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Налоги. Принципы и основы экономической теории налогообложения.





Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги.

Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Объект налогообложения – имущество, на стоимость которого начисляется налог (имущество, прибыль, доход, либо иной объект имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога).

 

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Существует несколько видов налоговых ставок:

- твердая- означает взимание налога в равных долях независимо от размера дохода

- прогрессивная – предполагает увеличение процента изъятия дохода по мере возрастания этого дохода.

 

По способу изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.

- Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения (подоходный, налог на прибыль, на наследство и дарения, на имущество).

- Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины).

 

По характеру начисления на объект налогообложения налоги и нал системы делятся на:

- Прогрессивные – ставки налога увеличиваются по мере роста объема налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. (подоходн нал)

Средняя ставка – отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода.

- Регрессивный налог – налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. (косв налоги)

- Пропорциональный налог – налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. (нал на имущ-во предприятий и физ лиц)

 

Принципы налогообложения (базовые идеи и положения, применяемые в нал сфере):

По А. Смиту:

1) принцип равномерности – всеобщность обложения и равномерность распределения;

2) принцип соразмерности (экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны, демонстрирует кривая Лаффера)

3) принцип удобности - максимальный учета интересов и возможностей налогоплательщиков. «Количество налога, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей..», информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления и уплаты налога.

4) принцип экономичности (эффективности) - суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание и обходится как можно дешевле.

5) принцип определенности – сумма налогов и сроки д б установлены.

Заслуга А. Вагнера состояла в том, что его дополнения принципов налогообложения А. Смита носили концептуальный характер. А Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому хотел защитить права налогоплательщиков. А. Вагнер в разработке принципов руководствовался теорией коллективных потребностей и потому на первый план поставил финансовые принципы достаточности и эластичности обложения.

1) достаточность;

2) надежность;

3) подвижность (гибкость);

4) всеобщность;

5) равнонапряженность.

В России:

1. Экономические: -эффективность н-я

- прогнозирование н-я;

- нейтральность н-я;

2. Организационные: - универсализация н-я (одинаковые требования);
- удобство уплаты;

- стабильность (не должны меняться в теч календарного года)

- гармонизация - унификация, не должны противопоставляться др действующим нал системам в др странах

3. Правовые: - законность;

- приоритет нал зак-ва;

- отрицание обратной силы закона.


101.Бюджетный дефицит и государственный долг

Госуд. Бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направления каналов расходов.

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета- означает превышение доходов бюджета над расходами.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных излишков.

Г.Д делится на внутренний и внешний. Внутренний – задолженность государства перед собственными гражданами, внешний – перед другими государствами.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита:

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает отсроченные кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. При таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий. В России с 1995г от него отказались.

Долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем. Это приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично—к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Увеличение налоговых поступлений в госбюджет. Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.








Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.