Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 22. Особенности общения со сверстниками, «Я-концепция» и самооценка в подростковом возрасте (6 часов)





Тот факт, что особенно интенсивно социализация происходит именно в подростковом возрасте, доказывает огромное значение для развития личности подростков именно сферы общения, прежде всего – общения со сверстниками, являющегося, по мнению подавляющего большинства исследователей, ведущей деятельностью в этом возрасте. Под понятием «сверстники», относительно данного конкретного подростка, обычно подразумеваются и одногодки по году рождения, – ровесники, и ребята на два-три года младше или на два-три года старше, – сверстники. Кстати, именно к старшим сверстникам и «тянет» подростков, на два-три года старшие сверстники являются для подростков наиболее значимыми.

Для подростка важно не только взаимодействие со сверстниками, но и признание его личности сверстниками. Фрустрированная потребность быть значимым в своей референтной группе, может вызвать серьезные отклонения в социализации и личностном росте подростка. Ориентация на нормы группы и стремление им соответствовать повышают конформность, которая, по данным многих психологов, наиболее высока именно в 12 - 14 лет, т.е. – в конце младшего подросткового возраста и в начале среднего подросткового возраста.

Так как процесс социализации связан с вхождением не только в мир взрослых, но и в мир подростковых ценностей (особый промежуточный этап взросления), то ведущей для формирования социокультурной идентичности подростков становится именно группа сверстников. Особенно для подростков значима коммуникация со сверстниками и с ровесниками (ровесники – это люди одного года рождения) в периоды резких социальных изменений, при появлении новых общественных идеалов, установок и ценностей, когда, как писала Маргарет Мид, «... взрослые часто учатся у тинейджеров». Поэтому, очень важным для подростка представляется факт нахождения им своей референтной группы сверстников, т.е. той группы, ценности которой значимы для подростка и мнение которой о его личных качествах для него чрезвычайно ценно. Стремление соответствовать этим групповым нормам, желание приобрести уважение и высокое статусное место именно в этой группе — один из ведущих мотивов деятельности подростка, который наполняет процесс его социализации конкретным содержанием. В качестве референтной группы, для подростков может выступать учебная группа и/или группа дополнительного образования (спорт, танцы, рисование, иностранный язык, шахматы и т.д.) и/или субкультурная группа, соответствующая такого рода интересам подростка (наиболее распространено здесь музыкальное направление, имеющее свои, порой существенные, культурно-музыкальные различия).

Общение влияет не только на процесс социализации, но и на формирование личности подростков. В личностной сфере происходят, пожалуй, самые значительные изменения в этом возрасте. Примерно к 15 годам, т.е. к концу среднего подросткового возраста, наступает очень важная фаза в личностном развитии подростка, связанная со становлением дифференцированной и осознанной «Я-концепции» как системы внутренне согласованных представлений о себе. Формирование «Я-концепции» – это результат рефлексии, результат самопознания, а также – результат сформированного идеализированного образа значимого «другого», в качестве которого для подростка чаще всего выступает более старший сверстник. Идентификация со сверстниками и с ровесниками представляет собой определенный этап формирования «Образа Я» подростка. В итоге множества исследований выявлено, что сначала у подростка формируется так называемый «Мы-образ», который служит предпосылкой формирования качественно нового «Образа Я» подростка. Главной характеристикой «Мы-образа» подростка является его включенность в группу сверстников.

Исследуя формирование «Я-концепции» подростков, психологи пришли к выводу о том, что на протяжении подросткового возраста «Я-концепция» существенно изменяется, становясь более дифференцированной и индивидуализированной. Благодаря рефлексии подросток начинает осознавать себя в разных ролях, требующих разнообразных способностей и качеств личности, поэтому, представление о себе, из смутного и несформированного, – становится все более чутким и структурированным. При этом подросток осознает как все общее, связывающее его с ровесниками, так и те индивидуальные качества, которые отличают его от сверстников, делают особенным и уникальным. Существенно то, что качества, на основании которых подросток судит о себе, первоначально, – чисто внешние, скорее – поведенческие, — отметки и оценки: иерархическое статусное место в группе, внешний вид. Со временем, важнейшими в структуре «Я-концепции» подростков становятся такие характеристики, как интеллект, чувство юмора, тревожность или уверенность в себе, эмоциональность и т.д.

Формируются и такие аспекты «Я-концепции», как «Я-реальное» и «Я-идеальное». Представления о своих способностях, своей внешности, своих личностных качествах образуют «Я-реальное». «Я-идеальное» включает в себя представления о том, каким человек хотел бы быть. В подростковом возрасте, «Я-идеальное» является собирательным образом тех людей (как реально существующих, так и виртуальных, например, – литературных героев или киногероев), на которых хочет походить подросток. Слишком большой разрыв между идеальными представлениями и реальными возможностями может привести к неуверенности подростка в себе, что выражается в обидчивости, враждебности, агрессивности и т.д. Наоборот, когда идеальный образ представляется достижимым, подросток адекватно оценивает свои возможности и выстраивает определенную систему действий для достижения искомого образца. Расхождение между реальным и идеальным «Я» также влияет на эмоциональную составляющую «Я-концепции», так как подросток перестает себе нравиться, отвергает себя. Плохо то, что, как правило, отвергается не какая-то конкретная черта (что могло бы позитивно сказаться на личностном росте), но образ себя в целом. Такое эмоциональное непринятие саго себя ведут к тревоге, к заниженной самооценке, к защитной агрессии.

Соотношение между различными аспектами «Я-концепции» влияет и на самооценку подростка. Практически все исследователи отмечают такую особенность подросткового возраста, как нестабильность, ситуативность самооценки, которая может изменяться от неадекватно завышенной до неадекватно низкой. Это связано, во многом, с лабильной структурой иерархии мотивов, а также с содержанием «Я-идеального». Стремление соответствовать тем идеалам, которые избирает для себя подросток, а так же фрустрация значимых мотивов снижают самооценку. Актуализация новой социальной мотивации, похвала, успех, естественно, повышают самооценку. Чередование успехов и неудач, типичное для этого возраста, связано с тем, что быстрое изменение интересов и образцов поведения не позволяет сформировать устойчивую деятельность, без которой невозможны реальные достижения. Поэтому именно в тех случаях, когда мотивация устойчива и есть постоянные интересы, самооценка подростков более стабильна.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.