Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 28. Неустойчивый и конформный типы акцентуации характера в подростковом возрасте (6 часов)





Неустойчивый тип акцентуации характера в подростковом возрасте. «Слабое место» подростков с неустойчивой акцентуацией: быть предоставленными самим себе, оказаться в ситуации, когда никто из взрослых их не контролирует (безнадзорность, обстановка попустительства).

Психологическая защита таких личностей выражается в уходе от реальности – это бегство «куда глаза глядят», с целью получить какое-либо удовольствие.

Доминирующие психосоциальные черты неустойчивого типа акцентуации:

нежелание трудиться (работать, учиться);

повышенная тяга к удовольствиям, праздности, безделью;

во всем проявляется слабость воли.

Неустойчивость данного психологического типа видна во всем поведении. В детстве это были дети непослушные, непоседливые, всюду во все лезли: с трудом усваивали правила поведения; с трудом учились. За ними нужен был строгий контроль. При каждом удобном случае отлынивали от дела, учебных занятий. Очень рано у них обнаружилась повышенная тяга к удовольствию, праздности, безделью, – как результат неправильного воспитания.

В подростковом возрасте – это неспособность занять себя; они плохо переносят одиночество. Поэтому – тянутся к уличным подростковым группам (чаще – к асоциальным).

В группе ищут смену впечатлений, острых ощущений: хулиганские поступки, алкоголь, азартные игры; ранняя сексуальная жизнь, но романтическая влюбленность им не свойственна.

Компания для развлечений для них гораздо предпочтительней одного близкого друга. Обычно, в группе сверстников подростки неустойчивого типа значительно чаще выполняют волю других, а не свою.

Такие подростки живут одним днем, извлекая из него максимум удовольствий. К своему будущему они почти равнодушны. Планов обычно не строят.

Слабая воля побуждает их бежать от трудностей. Например, всюду, где требуется напряженный труд, где учеба сложна, где строгая дисциплина, неустойчивый тип акцентуации не встречается.

Учитель (родитель), используя внушаемость подростков данного типа, может удержать их в обстановке жесткого регламентированного режима при постоянном контроле и при угрозе дисциплинарного наказания.

Конформный тип акцентуации характера в подростковом возрасте. Конформизм – это неустойчивость собственного мнения, внушаемость со стороны окружающих, подчинение мнению других людей, податливость групповому давлению.

Ведущая социально-психологическая черта данного типа акцентуации — постоянное и чрезмерное психологически-поведенческое подчинение мнению близких людей, начальства, доминирующих членов группы, в которую входит конформное лицо.

Лица конформного типа живут по правилу: думать как все, поступать как все, стараться, чтобы все было у них как у всех — от одежды до мировоззрения. Они лишены яркой индивидуальности в поступках и суждениях.

Подростки конформного типа акцентуации характера имеют следующие специфические особенности. В хороших условиях — они хорошие, старательно учатся, работают. В дурной среде — усваивают нормы, обычаи, привычки дурной среды.

Конформность сочетается с отсутствием социальной критичности, что выражено в податливости внушению:

втягиваются в группы правонарушителей;

спиваются «за компанию»;

истина для них та, которую слышат от других.

Конформному типу свойствен большой консерватизм: к новому не могут приспособиться. В непривычной обстановке осваиваются с трудом, работают хорошо там, где не нужна инициатива; плохо переносят изменчивость жизненных стереотипов, изменение привычного общества, очень дорожат своим членством в группе, своим привычным окружением.

В учебе и работе подростки конформного типа акцентуации характера личной инициативы не проявляют.

Самооценка подростков конформного типа может быть социально адекватной, достаточно точной.

 

 

Заочная форма обучения

Раздел 1. Теоретические основы дисциплины «Психология подростка» (32 часа)

Тема 1. Научно-методологическая база дисциплины «Психология подростка» с позиций психологии развития и возрастной психологии (32 часа)

I. Психология детского возраста (советскими учеными - психологами было введено понятие «детская психология»). Временные рамки детского этапа онтогенеза: от момента рождения ребенка и до 17 лет. По вопросу окончания детского этапа онтогенеза имеют место разные мнения, но, по совокупности авторских классических научных источников, – Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Кон И.С., Мухина В.С., Пиаже́ Ж. и мн. др., – принято считать, что детская психология (т.е. именно возрастная психология «в узком смысле»), охватывает период с рождения ребенка до 17 лет. Детская психология включает в себя пять разнообразных возрастов, каждый из которых, в свою очередь, в силу специфических особенностей возрастного развития, которое в детстве происходит качественно очень быстро, разделяется на две или три возрастных стадии.

1. Младенческий возраст (младенчество): со дня появления на свет до 1 года. Младенческий возраст имеет три стадии. 1-я стадия: от фактического момента рождения до 2 месяцев – возраст новорожденности (новорожденность); 2-я стадия: от 2 месяцев до 6 месяцев – т.н. раннее младенчество; 3-я стадия: от 6 месяцев до 1 года – т.н. позднее младенчество.

2. Ранний возраст (раннее детство): с 1 года до 3 лет. Ранний возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от 1 года до 2 лет – т.н. младший ранний возраст. 2-я стадия: от 2 лет до 3 лет – т.н. старший ранний возраст.

3. Дошкольный возраст (дошкольное детство): с 3 лет до 6 – 7 лет (что, прежде всего, зависит от того, в 6 или в 7 лет ребенок идут в школу). Дошкольный возраст имеет две возрастных стадии. 1-я стадия: от 3 лет до 5 лет – младший дошкольный возраст. 2-я стадия: от 5 лет до 6 – 7 лет – старший дошкольный возраст.

4. Младший школьный возраст: с 6 – 7 лет до 11 лет. Младший школьный возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от 6 – 7 лет до 8 лет – т.н. ранний младший школьный возраст. 2-я стадия: от 8 лет до 11 лет – т.н. поздний младший школьный возраст.

5. Подростковый возраст (данный возраст имеет так же старорусское наименование «отроческий» и «новоамериканское» наименование «тинейджерский»): с 11 лет до 17 лет. Подростковый возраст имеет три стадии. 1-я стадия: от 11 лет до 13 лет – младший подростковый возраст. 2-я стадия: от 13 лет до 15 лет – средний подростковый возраст. 3-я стадия: от 15 лет до 17 лет – старший подростковый возраст. В 17 лет старший подростковый возраст, по мнению большинства авторов, онтогенетически закономерно перетекает в юношеский возраст.

II. Психология юношеского возраста (психология юности). Большинством авторов этот раздел (период онтогенеза) выделяется отдельно, как самостоятельный этап возрастного психологического развития личности. Временные рамки юношеского этапа онтогенеза: с 17 лет до 23 лет. Юношеский возраст состоит из двух стадий. 1-я стадия: от 17 лет до 20 лет – т.н. ранняя юность (согласно Игорю Семеновичу Кону и другим ученым). 2-я стадия: от 20 лет до 23 лет – т.н. поздняя юность.

Возраст (в психологии) — это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Возраст (в самом общем смысле) – период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного момента (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, − они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т.е. – т.н. социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной взрослым деятельности ребенка, либо активированы самой личностью (по Давиду Иосифовичу Фельдштейну).

Развитие (в биологии) – это процесс генетически направленных, закономерных и последовательных изменений живого организма, приводящий к взаимосвязанным количественным и качественным преобразованиям живых особей с рождения до конца жизнедеятельности, – онтогенез; или в течение всего времени существования данного вида живых существ (в нашем случае – вида Homo sapiens – «человек разумный») на планете Земля, – филогенез.

Развитие (в психологии) – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (по Артуру Александровичу Реану).

Ученые различают две базовые формы развития:

1. Эволюционная форма развития – медленные, количественные изменения (по Чарльзу Дарвину).

2. Скачкообразная (революционная) форма развития – фундаментальные преобразования в относительно короткие периоды времени, т.е. развитие через кризисы (периоды критического развития психики, когда происходят качественные скачки психического развития), перемежающиеся литическими периодами (периодами «скрытого» развития, когда происходит количественное накопление психических изменений), – по Льву Семеновичу Выготскому.

Социальная ситуация развития личности – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности (в обществе), отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (по Льву Семеновичу Выготскому).

Возрастные психические новообразования – это понятие, обозначающее собою нечто принципиально новое (ранее не имеющееся) в психическом развитии личности, появляющееся на определенном этапе онтогенеза. Согласно Л.С. Выготскому, выделяются психические («в узком смысле»), социальные (психосоциальные), деятельностные (социально-психологические) новообразования.

Основные теории периодизации онтогенеза личности в психологии развития и возрастной психологии.

Психическое развитие личности – это происходящее в онтогенезе закономерное и последовательное формирование и изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики человека в ходе онтогенеза обусловлено такими факторами как наследственность, окружающая среда и активность данного индивида. Имеется целый ряд общепсихологических теорий психического развития, основанных на разнообразных научно-эмпирических подходах: биогенетический научный подход (теория рекапитуляции Эрнеста Геккеля и Стенли Холла, психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и других ученых), социогенетический научный подход (концепция Эрика Эриксона и других ученых), когнитивный научный подход (концепция Жана Пиаже́ и других ученых); культурно-исторический научный подход (концепция Льва Семеновича Выготского и других ученых); деятельностный научный подход (концепции Сергея Леонидовича Рубинштейна, Даниила Борисовича Эльконина, Алексея Николаевича Леонтьева, Лидии Ильиничны Божович, Петра Яковлевича Гальперина и других ученых); психосоциальный (социально-психологический) научный подход (концепция Артура Владимировича Петровского и других ученых) и другие научные подходы.

Зарубежные теории возрастного развития.

Теория основного биогенетического закона в онтогенезе, представленная как теория рекапитуляции гения биологии Эрнеста Геккеля. Онтогенез есть краткое повторение филогенеза. В стадиях эмбриогенеза человека обнаруживаются формы, подобные стадиям эволюции животных организмов.

Американский психолог Гренвилл Стенли Холл утверждал, что ребенок по своей природе кратко повторяет эволюцию человеческого рода. Страхи детей – это повторение страхов первобытного человека. Детская игра – это упражнение новых форм действия.

Американский психолог Арнольд Луис Гезелл создал нормативный подход к изучению психического развития. Применив лонгитюдный метод эмпирического исследования в сочетании метода срезов, установил первые нормы для периодов детского развития.

Швейцарский психолог Жан Пиаже в своих исследованиях с применением экспериментальной беседы установил «возрастные феномены» детского развития как возрастные нормы для каждого периода онтогенеза.

Стадии т.н. психосексуального развития личности по З. Фрейду, – оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, латентный период, генитальная стадия. При этом З. Фрейд считал, что при «нормальном» развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности.

Стадии психосексуального и социально-психологического развития по Э. Эриксону: младенчество, или орально-сенсорная стадия; раннее детство, или мышечно-анальная стадия; возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия; школьный возраст или латентная стадия; подростковый и юношеский возраст и т.д. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития человека. В основание возрастной периодизации Э. Эриксоном были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности. Э. Эриксон особое внимание уделял социально-психологическим параметрам развития личности.

Отечественные теории возрастного развития.

Преодоление не оправдавших себя на практике идей биогенетической трактовки детского развития осуществлено в отечественной психологии.

Лев Семенович Выготский сформулировал гипотезу о превращении внешних знаковых и орудийных средств овладения поведением во внутренние, «психологические орудия» сознательного произвольного действия. В теории периодизации Лев Семенович Выготский разработал понятие типа ведущей деятельности, которая определяет характер развития на каждом возрастном этапе.

В работах Алексея Николаевича Леонтьева и Даниила Борисовича Эльконина утверждается концепция периодизации по механизму смены ведущей деятельности ребенка при переходе развития от одной эпохи к другой.

Петр Яковлевич Гальперин, в теории поэтапного формирования умственных действий, экспериментально доказывает гипотезу о механизме интериоризации и опровергает концепцию Жана Пиаже о неизменности «возрастных феноменов».

Василий Васильевич Давыдов, в теории развивающего обучения, соотносит процессы обучения и развития, понимая их в качестве разных форм и в качестве разнообразного содержания общего процесса развития личности. Возрастные особенности периодизации определены различным характером взаимосвязи формы и содержания обучения и развития.

Лидия Ильинична Божович полагала, что мотором развития личности является внутриличностная система мотивов, активно формирующаяся и иерархизирующаяся в процессе жизни и деятельности, под влиянием социальной среды, начиная с раннего детского возраста, и развивающаяся от простейших потребностных мотивов до сложнейших общественных мотивов.

Артур Владимирович Петровский утверждал, что основным движителем развития личности является не деятельность (как в концепции А.Н. Леонтьева), а разного рода общение, которое, тем не менее, можно понимать и в качестве особой деятельности.

Основополагающие аспекты каждого постнатального этапа развития личности (базовые параметры любого возрастного периода):

а) кризис возрастного развития.

б) социальная ситуация развития.

в) коммуникативная сфера.

г) ведущая деятельность.

д) возрастные психические новообразования.

е) когнитивная сфера.

у) эмоционально-волевая сфера.

ж) потребностно-мотивационная сфера.

Указанные здесь факторы (условия) формирования человека любого возраста являются непреложными и неотъемлемыми компонентами возрастного развития личности. Эти основные характеристики каждого возраста перечислены здесь не иерархически, не имеют научной последовательности, а представлены в назывном порядке. Каждый из данных параметров, характеризующих любой возраст, важен по-своему. В совокупности, приведенные аспекты возраста являют собою целостную картину развития личности на каждом возрастном этапе. Все эти параметры психосоциально переплетены между собою. Основой для выделения именно этих универсальных компонентов развития человека, на любом постнатальном этапе, является общее доминирующее мнение иностранных и отечественных возрастных психологов.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.