Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.2. Классическая (административная) школа управления





 

Освоение данной темы предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами для подготовки к семинарскому занятию, практическому занятию и самопроверку по контрольным вопросам.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать лекционный материал и рекомендуемую литературу по данной теме.

2. Изучить понятийный аппарат по данной теме.

3. Провести тематический обзор периодических публикаций по вопросам данной темы.

4. Ответить на контрольные вопросы по данной теме.

5. Подготовить доклады, а также сообщения содокладчиков к семинарскому занятию по вопросам, планируемым к обсуждению на семинаре (в соответствии с планом семинарского занятия).

6. Оформить доклады к семинарскому занятию в форме рефератов.

7. Подготовить презентации к докладам.

8. Подготовить отчет по выполненному практическому занятию.

 

II. План семинарского занятия

Тема 4. Классическая (административная) школа управления

(Форма обучения: очная)

1. Значение четырнадцати принципов управления А.Файоля в эффективной организации управления.

2 Управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций.

3. Развитие классической школы управления в Европе: М.Вебер и Л.Гьюлик.

4. Развитие классической школы управления в США: А.П.Слоун, П.Дракер, Ч.Бернард.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому и практическому занятиям

Для подготовки к семинарскому занятию студенту необходимо самостоятельно во внеаудиторное время подготовить доклад по теме (в соответствии с планом семинарского занятия), пользуясь рекомендуемой литературой.

В часы самоподготовки студент прорабатывает лекционный материал, изучает рекомендованную литературу, студент заочной формы обучения кратко конспектирует материал, а наиболее сложные вопросы, требующие разъяснения уточняет во время консультаций.

По данной теме студент должен знать: сущность и содержание принципов управления А.Файоля; характеристики идеальной (бюрократической) организации; уяснить, как принципы управления влияют на эффективность организации управления; представлять управление как непрерывный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций; знать содержание и взаимосвязь этих функций; иметь представление о специфике и особенностях классической школы управления в Европе и США.

Семинарское занятие проводится для углубленного изучения темы, привития навыков работы с литературой, подготовки выступлений перед аудиторией и защиты своей точки зрения. Задача студента – проработать литературу по заданной тематике, понять сущность и значение развития классической (административной) школы управления в формировании современной управленческой мысли.

При подготовке к семинарскому занятию базовой является основная литература (в списке рекомендуемых источников по теме). Для успешного выполнения заданий студентам рекомендуется проработать и проанализировать последние публикации в журналах и периодической печати.

Результатом подготовки к семинарскому занятию является выступление докладчика с демонстрацией презентации. Оценивается подготовленность студента, наглядность презентации, использование практических и мультимедийных материалов, список проработанной литературы, использование статей периодических изданий, полнота и правильность ответов на заданные вопросы.

Контроль самостоятельной работы студентов очной формы обучения проводится в форме семинарского занятия, студентов заочной формы обучения - в форме текущего опроса.

 

План практического занятия

Тема 1. «Функции менеджера по персоналу»

(Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная)

1. Выбрать заданное количество функций менеджера по персоналу из множества предложенных альтернатив.

2. Описать и обосновать конкретные функции, оценив их в матрице с использованием метода «попарных сравнений».

3. Определить суммарное значение каждой из функций в сводной матрице попарных сравнений функций управления.

4. Обработать полученные данные с определением среднего значения и ранга каждой функции.

5. Аргументировано обосновать принятое управленческое решение в процессе обсуждения.

6. Подготовить отчет по выполненному практическому занятию.

Практическая работа по тему «Функции менеджера по персоналу» предполагает выполнение заданий в соответствии с планом практического занятия.

При самостоятельной подготовке к выполнению заданий практического занятиястуденты углубленно изучают лекционный материал курса, учебную литературу и конспект по теме 2.2 «Классическая (административная) школа управления», используют материал, собранный в процессе подготовки к семинарскому занятию № 4 на данную тему, а также знакомиться с исходными материалами к деловой игре «Функции менеджера по персоналу».

При подготовке вопросов в соответствии с планом практического занятия студентам необходимо принимать во внимание следующие положения.

Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществить весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода на пенсию и увольнения.

По статусу служба управления персоналом, как правило, является самостоятельным структурным подразделением компании. Руководит деятельностью службы обычно ди­ректор по кадрам, в подчинении которого могут находить­ся ряд отделов, секторов, групп или отдельных сотрудни­ков, образованных по функциональному принципу (отдел кадров, сектор обучения и развития персонала, группа сти­мулирования и оплаты труда, менеджер по коммуникаци­ям, инженер по технике безопасности и т. д.). Структура кадровой службы может быть существенно раз­личной в зависимости от масштабов деятельности пред­приятия, стратегии и тактики работы с персоналом.

Для малого частного предприятия наиболее характерным является осуществление функций кадровой службы одним сотрудником или же совмещение должности кадровика с какой-либо другой, например, часто функции кадрового делопроизводства выполняет секретарь, бухгалтер, юрист. А функции менеджера по персоналу принимает на себя сам директор предприятия, – сам подбирает работников, сам назначает им зарплату, сам решает, какие курсы повы­шения квалификации им необходимы и т.д.

В зависимости от того, на каком этапе развития находится организация, интенсивность работы по отдельным направ­лениям управления человеческими ресурсами (функциям) неодинако­ва.

Направления деятельности кадровой службы (менеджера по персоналу) обусловлены теми же факторами, что и для всего предприятия. Они же и определяют функции службы управления персоналом, к которым обобщенно можно отнести следующие: анализ содержания функций каждого работника орга­низации; планирование потребности в персонале; подбор, создание базы данных на кандидатов, отбор пер­сонала; наем и увольнение работников; ориентация, адаптация и обучение новых работников; управление оплатой и стимулированием работников; оценка работника; коммуникации в организации; обучение, развитие, планирование карьеры работников; техника безопасности.

При проведении деловой игры студенты ставят цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Для достижения цели необходимо четко определить основные понятия: объект и предмет анализа; знать технологию принятия управленческого решения, уметь определять проблему в исследовании процессов управления персоналом организации (предприятия, фирмы), осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия на внутреннюю среду организации.

Анализируя теоретические основы кадрового менеджмента, студент рассматривает научные подходы, теории, концепции, сравнивает разные точки зрения на исследуемую проблему. На основе теоретического анализа формируется собственное видение проблемы и возможные пути ее разрешения.

Исследование систем управления (в данном случае – подсистема управления персоналом в системе управления организацией) - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. Основополагающим в менеджменте является системный подход, в рамках которого анализируются факторы внешней и внутренней среды организации, а сама она рассматривается как открытая, динамично развивающаяся система.

Объектом исследования в менеджменте является: предприятие, организация, система управления, процессы, т.е. непосредственно измеряемый качественными и количественными показателями реальный физический объект.Другими словами, объект - это процесс или явление, которое явилось источником проблемной ситуации, из­бранной для исследования.

Предмет - это то, что находится в границах объекта. Собственно, на предмет исследования и нацелен взгляд исследователя, ставящего перед собой задачу решения проблемы или изучения того или иного объекта с целью получения истинного знания о нем. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.

Итогом работы по данному практическому занятию является: выбор, описание и обоснование конкретных функций менеджера; оценка их в матрице с использованием метода «попарных сравнений»; определение среднего значения и ранга каждой функции; аргументированное обоснование принятого управленческого решения в процессе обсуждения.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. История менеджмента: учебник / А.И. Кравченко – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2010

2. Коротков Э.М. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Э.М. Коротков, АВ.А. Беляев, Е.М. Трененков и др. - – М.: Инфра-М, 2010

3. Шевчук Д.А. История менеджмента. Учебное пособие / Д.А. Шевчук / М.: Эксмо, 2009

Дополнительная литература

1. Друкер Питер Ф. Менеджмент / П.Ф. Друкер, Д.А. Макьярелло; пер. с англ. А.Н. Свирид; под ред. А.В. Назаренко. - М.: Вильямс, 2010

2. Барнард Честер. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации / Ч. Барнард; пер. с англ. В. Кошкина. – М.: ИРИСЭН, 2009

3. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. – М.: Дело, 1996

4. Классики менеджмента: Энциклопедия / под ред. Уорнера. СПБ: Питер, 2001

5. Омаров А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука: учебник для студентов вузов / А.М. Омаров. – М.: Экономика, 2009

6. Файоль А. Общее и промышленное управление: пер. с англ. / А. Файоль. - М.: Контроллинг, 1992

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каково значение четырнадцати принципов управления А.Файоля в эффективной организации управления?

2. Почему управление рассматривается как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций?

3. Какие функции управления разработал А.Файоль?

4. Какие элементы включает в себя классическая школа управления в Европе?

5. В чем заключаются различия в формировании классической школы в Европе от классической школы управления в США?

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.