Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.3. Формирование школы «человеческих отношений» и развитие поведенческих наук. Количественный подход.





 

Освоение данной темы предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами для подготовки к семинарскому занятию, практическому занятию и самопроверку по контрольным вопросам.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать лекционный материал и рекомендуемую литературу по данной теме.

2. Изучить понятийный аппарат по данной теме.

3. Провести тематический обзор периодических публикаций по вопросам данной темы.

4. Ответить на контрольные вопросы по данной теме.

5. Подготовить доклады, а также сообщения содокладчиков к семинарскому занятию по вопросам, планируемым к обсуждению на семинаре (в соответствии с планом семинарского занятия).

6. Оформить доклады к семинарскому занятию в форме рефератов.

7. Подготовить презентации к докладам.

8. Подготовить отчет по выполненному практическому занятию.

 

II. План семинарского занятия

Тема 5. Формирование школы «человеческих отношений» и развитие поведенческих наук. Количественный подход.

(Форма обучения: очная)

1. Вклад М.П.Фоллет и последователей в развитие школы человеческих отношений.

2. Основоположники поведенческих наук (бихевиоризма) и их вклад в концепцию управления с позиции науки о поведении.

3. А.Маслоу как один из представителей содержательных теорий мотивации.

4. Процессуальные теории мотивации.

5. Идеи основоположников количественного подхода в управлении.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому и практическому занятиям

Для подготовки к семинарскому занятию студенту необходимо самостоятельно во внеаудиторное время подготовить доклад по теме (в соответствии с планом семинарского занятия), пользуясь рекомендуемой литературой.

В часы самоподготовки студент прорабатывает лекционный материал, изучает рекомендованную литературу, студент заочной формы обучения кратко конспектирует материал, а наиболее сложные вопросы, требующие разъяснения уточняет во время консультаций.

По данной теме студент должен знать сущность и содержание школы человеческих отношений, поведенческих наук; направления развития этих школ. Иметь представление об идее участия рабочих в управлении, зависимости производительности труда от отношений между руководством и подчиненными. Знать сущность содержательных и процессуальных теорий мотивации, их отличительные особенности и области применения в современной теории управления. Студент должен уяснить основные положения количественного подхода, иметь представление о развитии математических методов решения экономических и управленческих проблем.

Семинарское занятие проводится для углубленного изучения темы, привития навыков работы с литературой, подготовки выступлений перед аудиторией и защиты своей точки зрения. Задача студента – проработать литературу по заданной тематике, понять сущность и значение школы человеческих отношений, поведенческих наук и количественного подхода в формировании современной управленческой мысли.

При подготовке к семинарскому занятию базовой является основная литература (в списке рекомендуемых источников по теме). Для успешного выполнения заданий студентам рекомендуется проработать и проанализировать последние публикации в журналах и периодической печати.

Результатом подготовки к семинарскому занятию является выступление докладчика с демонстрацией презентации. Оценивается подготовленность студента, наглядность презентации, использование практических и мультимедийных материалов, список проработанной литературы, использование статей периодических изданий, полнота и правильность ответов на заданные вопросы.

Контроль самостоятельной работы студентов очной формы обучения проводится в форме семинарского занятия, студентов заочной формы обучения - в форме текущего опроса.

 

План практического занятия

Тема 2. «Иерархия потребностей по Маслоу»

(Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная)

1. Из предложенных утверждений оценить варианты по предложенной шкале и оформить в виде таблицы 1.

2. По данным таблицы 1 отметить в таблице 2 рассчитанный итоговый результат в соответствии с общей суммой баллов для каждого типа мотивации.

3. Обсудить персональные результаты, аргументировать рейтинг каждого типа мотивации.

4. Оценить значимость потребностей при осуществлении мотивации в организации, результативность каждого типа мотивации при управлении персоналом.

5. Подготовить отчет по выполненному практическому занятию.

Практическая работа по тему «Иерархия потребностей по Маслоу» предполагает выполнение заданий в соответствии с планом практического занятия.

При самостоятельной подготовке к выполнению заданий практического занятиястуденты углубленно изучают лекционный материал курса, учебную литературу и конспект по теме 2.3 «Формирование школы «человеческих отношений» и развитие поведенческих наук. Количественный подход», используют материал, собранный в процессе подготовки к семинарскому занятию № 4 на данную тему, а также знакомиться с исходными материалами к деловой игре «Иерархия потребностей по Маслоу».

При подготовке вопросов в соответствии с планом практического занятия студентам необходимо принимать во внимание следующие положения.

Согласно теории А.Н. Маслоу, не сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворенности. Человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но потребности какого-то одного уровня будут всегда доминировать. Кроме того, человек испытывает потребности более высокого уровня только после того, как он удовлетворит потребности более низких уровней.

Менеджер должен определять доминирующую потребность каждого работника и мотивировать эффективность его работы, удовлетворяя эту потребность.

Порядок потребностей называется иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии от низших (материальных) до высших (духовных): физиологические потребности – в воспроизводстве людей, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе; экзистенциальные – потребности вбезопасностисуществования (физические и экономические); социальные – проистекающие из нашей коллективной природы (жажда дружбы и привязанности, общения и т.п.); престижные – потребности в уважении со стороны «значимых других», в служебном росте, статусе и т.п.; духовные потребности в самовыражении через творчество, это потребность реализовать все, на что способен человек.

Иерархия показывает, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями.

Итогом работы по данному практическому занятию является: оценка выбранных вариантов по предложенной шкале; результат итогового расчета суммы баллов для каждого типа мотивации; определение рейтинга каждого типа мотивации; оценка значимости потребностей при осуществлении мотивации в организации и результативность каждого типа мотивации при управлении персоналом; аргументированное обоснование принятого решения в процессе обсуждения.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. История менеджмента: учебник / А.И. Кравченко – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2010

2. Коротков Э.М. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Э.М. Коротков, АВ.А. Беляев, Е.М. Трененков и др. - – М.: Инфра-М, 2010

3. Шевчук Д.А. История менеджмента. Учебное пособие / Д.А. Шевчук / М.: Эксмо, 2009

Дополнительная литература

1. Андерсон М. Менеджмент ХХI века. Когда-нибудь мы все будем так управлять / М. Андерсон, К.А. Барлетт, Х. Бучихи; пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2009

2. Друкер Питер Ф. Менеджмент / П.Ф. Друкер, Д.А. Макьярелло; пер. с англ. А.Н. Свирид; под ред. А.В. Назаренко. - М.: Вильямс, 2010

3. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. – М.: Дело, 1996

4. Классики менеджмента: Энциклопедия / под ред. Уорнера. СПБ: Питер, 2001

5. Омаров А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука: учебник для студентов вузов / А.М. Омаров. – М.: Экономика, 2009

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается вклад М.П.Фоллет и последователей в развитие школы человеческих отношений?

2. Какие основоположники поведенческих наук Вам известны?

3. Каков творческий вклад основоположников в концепцию управления с позиции науки о поведении?

4. В чем суть теории потребностей А.Маслоу как одного из представителей содержательных теорий мотивации?

5. Какие процессуальные теории мотивации Вам известны?

6. В чем заключается основная идея количественного подхода в управлении?

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.