Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении





Освоение данной темы предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами для подготовки к практическому занятию и самопроверку по контрольным вопросам.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать лекционный материал и рекомендуемую литературу по данной теме.

2. Изучить понятийный аппарат по данной теме.

3. Провести тематический обзор периодических публикаций по вопросам данной темы.

4. Ответить на контрольные вопросы по данной теме.

5. Подготовить отчет по выполненному практическому занятию.

 

II. План практического занятия

Тема 3. Постановка целей функционирования предприятия. Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на управление по целям.

(Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная)

1. Выбрать тип организации (предприятия) и сформировать ее "миссию".

2. Исходя из формулировки "миссии", определить цели, стоящие перед функциональными подсистемами организации (предприятия).

3. Выработать решения по достижению поставленных целей каждой функциональной подсистемой.

4. Определить зависимость достижения поставленных целей от факторов влияния внешней и внутренней среды, которые окажут максимальное воздействие на достижение поставленных целей в современных условиях.

5. Определить возможное изменение целей организации (корректировка) в связи с влиянием факторов внешней и внутренней среды (изменением ситуации).

6. Подготовить отчет по выполненному практическому занятию.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

Практическая работа по тему «Постановка целей функционирования предприятия. Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на управление по целям» предполагает выполнение заданий в соответствии с планом практического занятия.

При самостоятельной подготовке к выполнению заданий практического занятиястуденты углубленно изучают лекционный материал курса, учебную литературу и конспект по теме 2.4 - «Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении», а также знакомятся с исходными материалами к деловой игре.

При подготовке вопросов в соответствии с планом практического занятия студентам необходимо принимать во внимание следующее.

В рамках процессного, системного и ситуационного подходов особое место занимает управлении посредством постановки целей. Здесь речь идет о процессе, при котором руководитель и сотрудники вместе: определяют задачи фирмы; уточняют ответственность, т.е. ожидаемые результаты; используют результаты для руководства компанией и для оценки вклада каждого сотрудника в плоды ее деятельности. Сначала руководство фирмы формирует стратегические цели. Далее, на каждом более низком уровне управления, эти цели наполняются подцелями и установленными сроками исполнения. Периодически обсуждаются вопросы: нужна ли корректировка курса, реалистично ли сформулированы цели.

Внутреннюю среду организации составляют такие элементы, как миссия, цели и задачи, материально-технические ресурсы, структура, технология и люди.

Миссия–это основная цель существования, предназначение организации. Миссия является основой для выработки целей и стратегии организации, влияет на организационную культуру.

Цели организации – это желаемые результаты, на достижение которых направлены усилия организации. На основе миссии определяются цели организации, которые отражают разнообразные направления ее деятельности. Это могут быть долго-, средне- и краткосрочные цели.

Задачи –предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Материально-технические ресурсы – это сырье, материалы, оборудование, транспортные средства. От качества сырья, мощности и надежности оборудования зависит качество конечной продукции и услуг.

Технология – это способ преобразования сырья. В качестве сырья могут выступать физические материалы, информация для принятия решений.

Структура организаций – это конструкция организации, состоящая из сочетания уровней управления и функциональных областей. В каждой организации существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда основывается на иерархии уровней управления; горизонтальное – на разделении работ на небольшие специфические задачи на основе специализации, делении организации на подразделения, службы и отделы.

Люди –главный внутренний фактор, от способностей, потребностей, умений, творческих навыков, квалификации и интеллектуального уровня работников зависит успех организации.

Исследование внутренней среды(внутренних переменных) иначе называется управленческим обследованием функциональных зон организации: маркетинга, финансов, производства, человеческих ресурсов. В результате обследования необходимо сформулировать сильные и слабые стороны организации, в зависимости от которых определяются ее цели и задачи.

Маркетингпредставлен рынком (клиентская база), разнообразием ассортимента продукции (предоставляемых услуг, работ), качеством обслуживания клиентов, уровнем цен (тарифов и пошлин), наличием исследований и проектов в предоставлении новых услуг и т.д.

Финансовый анализнеобходим для выявления финансовых резервов организации, эффективности использования и движения ее денежных средств, оценки инвестиционных возможностей и т.д.

В области производства(оказания услуг)анализируется возможность увеличения производства товаров (услуг) и выполнения плановых показателей; наличие современного оборудования, технических средств и производственных технологий, программного обеспечения и информационных технологий; достаточность производственных и складских помещений; возможность повышения эффективности процесс производства и т.д.

В области человеческих ресурсов производится анализ состава и структуры персонала организации, образовательного и квалификационного уровня работников, системы мотивации и стимулирования персонала и т.д.

Все внутренние переменные взаимосвязаны.

Внешняя среда организации оказывает разнообразное влияние, предоставляя благоприятные условия и возможности для эффективной деятельности, либо создавая угрозы для ее существования. Внешняя среда подразделяется на среду косвенного воздействия (макросреду) и среду прямого воздействия.

Макросреда является общей средой для деятельности всех организаций, ее можно разделить на следующие факторы: экономические; политико-правовые; социально-культурные; природно-географические и факторы научно-технического прогресса.

Компоненты внешней среды очень тесно взаимосвязаны, изменение одного фактора вызывает изменение другого.

В среду прямого воздействиявходят потребители продукции и услуг, поставщики сырья, материалов и энергии, конкуренты, государственные и муниципальные органы, общественные организации. В отличие от макросреды организация имеет большую степень воздействия на эти факторы.

Во взаимоотношениях с внешней средой у организации возникают проблемы взаимодействия и адаптации. Для адаптации организации во внешней среде необходимо изменять ее внутреннюю среду.

Важнейшие функциональные подсистемы организации: маркетинг, производство, снабжение, сбыт, финансы, персонал.

Итогом работы по данному практическому занятию является: выбор типа организации и формулировка ее миссии, определение целей; выработка решений по достижению поставленных целей; определение зависимости достижения поставленных целей от факторов влияния внешней и внутренней среды; изменение (корректировка) целей организации (системы) в связи изменением ситуации.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. История менеджмента: учебник / А.И. Кравченко – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2010

2. Коротков Э.М. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Э.М. Коротков, АВ.А. Беляев, Е.М. Трененков и др. - – М.: Инфра-М, 2010

3. Шевчук Д.А. История менеджмента. Учебное пособие / Д.А. Шевчук / М.: Эксмо, 2009

Дополнительная литература

1. Андерсон М. Менеджмент ХХI века. Когда-нибудь мы все будем так управлять / М. Андерсон, К.А. Барлетт, Х. Бучихи; пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2009

2. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. – М.: Дело, 1996

3. Омаров А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука: учебник для студентов вузов / А.М. Омаров. – М.: Экономика, 2009

4. Теория управления: социально-технологический подход: Энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – М.: Муниципальный мир, 2004

5. Шелдрейк Д. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2001

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем суть процессного подхода?

2. Почему с позиции процессного подхода управление рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий?

3. В чем заключается концепция «целостности» в системном подходе?

4. В чем заключается заслуга A.A.Богданова в формировании теории систем?

5. Каким образом ситуационные переменные влияют на эффективность организации?

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.