Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.1: Введение. Управленческая психология как наука





КУРС ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине «Управленческая психология»

 

 

Воронеж 2007

Раздел 1: Теоретические основы психологии управления

Раздел 2: Социально-психологические основы деятельности руководителя

I стадия: изучение проблемы

1) выявление проблемы и цели

2) предварительная постановка проблемы (трудности, природа, из чего возникла → цели, критерии, конечный результат)

3) делегирование полномочий компетентным специалистам, т.к. не м. все сам

4) сбор необходимой информации и ее анализ (оппоненты, конкуренты – не игнорировать и недооценивать)

5) построение концептуальной модели проблемной ситуации (проблема в целом)

6) обоснование и построение формализованной модели конкретной ситуации (сетевой график, дерево целей)

II стадия: выработка идейформулирование путей решения проблемы (методы штурма, атаки, групповая дискуссия; общенаучные: наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция; интернаучные: математическая статистика, компьютерное моделирование; частные: моделирование и т.д.)

III стадия: оценка идейдостоинства, преимущества, эффективность, риски

IV стадия: окончательный выбор, формулировка и оформление в форме приказа (распоряжения) → планирование принятия решения (программа, сроки, исполнители)

V стадия: обратная связь и анализ решенияпрактическая реализация плана и контроль и анализ результатов принятого решения, его корректировка

5.

Типы поведения руководителя при принятии решений (В.Врум и Ф.Йеттен):

1) А1 – авторитарный, решает самостоятельно на основе имеющейся информации

2) А2 – авторитарный, -//- подчиненные – источник информации без объяснений

3) К1 – консультативный: сообщает о проблеме отдельным подчиненным, выслушивает по одному. Решает сам, без них, и м. без учета информации.

4) К2 – все тоже, только группу собирает, а решает сам.

5) Г1 – групповой, партисипативный. Консенсус, не навязывает свое мнение.

При принятии решения влияют факторы:

· личность самого руководителя (опыт, ценности, индивидуально-психологические особенности)

· свойства самого решения

· информационные ограничения

· среда принятия решения (определенность, риск, …)

· взаимосвязанность решений

· отношение подчиненных

→ правила при принятии решений:

1. правило информации: при недостаточном опыте, информации поведение А1 недопустимо

2. правило структуризации: если проблема сформулирована в общем виде, не выделены конкретные задачи → К2 и Г1

3. правило приоритетности одобрения: если решение д.б. одобрено подчиненными, то т. Г1 дает наибольший эффект, не угрожая качеству решения

4. правило справедливости: если руководителю неизвестно, будет ли одобрено его автократическое решение, эффективным м.б. только Г1.

5. правило совместимости целей: если подчиненные не одобряют принятия решения относительно проблемы, в реализации которой они не заинтересованы, то А1 или А2.

6. правило разногласия: если в коллективе существенные разногласия - Г1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте понятие решение и сущность его осуществления с психологической точки зрения.

2. Какие классификации решений вам известны?

3. Охарактеризуйте подходы к принятию решений и типичные ошибки, которые могут быть характерны для каждого из них.

4. Назовите и охарактеризуйте объекты, функции и методы управления социально-психологическими процессами.

5. Охарактеризуйте стадии технологии принятия решений. Какая из них, на ваш взгляд, должна заслуживать особого внимания? Свой ответ обоснуйте.

6. Назовите особенности типов поведения руководителей при принятии решений и соответствующие правила, повышающие эффективность их принятия.

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине «Управленческая психология»

 

 

Воронеж 2007

Раздел 1: Теоретические основы психологии управления

Тема 1.1: Введение. Управленческая психология как наука

1. Управление как научная дисциплина: ее становление и развитие, школы, современные принципы управления персоналом.

2. Объект и предмет изучения управленческой психологии.

3. Закономерности, определяющие динамику психологических процессов в управлении.

1.

Психология – наука о внутреннем мире и духовном развитии человека.

Социология – наука об общественном устройстве.

Управление как научная дисциплина относительно нова.

Управление как процесс воздействия на людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства возник еще до появления мануфактуры.

Как самостоятельная область деятельности управление было признано в 20 веке. Объектами управления являются люди и техника. Роль факторов, влияющих на эффективность деятельности тех и других оценивалась по-разному, что легло в основу появления различных школ управленческой мысли:

· Школа научного управления (1885 - 1920)

· Административная (классическая) школа (1920 - 1950)

· Школа человеческих отношений (1930 - 1950)

· Школа поведенческих наук – бихевиоризм (1950 - …)

· Школа науки управления (1950 - …)

Школа человеческих отношений (Элтон Мэйо, Мэри Фоллет) впервые представила человеческий фактор как основной элемент эффективности деятельности организации. При этом очевидно, что соц. и псих. факторы оказывают на производительность труда огромное влияние, но это влияние неотделимо от материальных, физических и организационных факторов, которые должны действовать в совокупности.

Кроме того, в управлении все больше стали учитываться психологические особенности личности и индивидуальности, межличностные отношения в коллективе, различные аспекты социального взаимодействия, власти и авторитета, лидерства и мотивации и др.

Основная цель данного подхода – повышение эффективности деятельности предприятия за счет реализации личностного потенциала работников.

→ с 60-х гг. 20 в. Бурно развивается соц. психология и управленческая психология.

Традиционная модель управления направляла внимание менеджера исключительно на экономические цели.

Новая модель – решение и социальных задач: занятость, гуманизация условий труда, расширение участия в управлении; человекнаивысшая ценность для организации. В основе новой концепции управления следующие принципы:

· Важность социальных и психологических инноваций

· Активность сотрудников на основе взаимопонимания

· Решение общих проблем совместными усилиями сотрудников

· Максимальная самостоятельность и полное доверие сотруднику

· Усиление и развитие мотивации работников

 

2.

Управленческая психология как наука использует психологические знания при решении проблем управления деятельностью трудового коллектива. Личность отдельного работника в основном изучается та­кими отраслями психологической науки, как общая психология, психо­логия труда, инженерная психология, а трудовой коллектив — соци­альной и педагогической психологией.

Отличительной особенностью управленческой психологии является то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается не простая совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию. При этом люди должны подчиняться правилам и нормам этой организации и вы­полнять заданную им совместную работу в соответствии с экономиче­скими, технологическими, правовыми, организационными и корпора­тивными требованиями. Эти правила, нормы и требования порождают особые психологические отношения между людьми, работающими в организации, — управленческие отношения людей, т. е. отношения, образующие совместную деятельность.

Социальная психология изучает отдельного работника как элемент социальной группы, вне которой его поведение может быть непоня­тым. В управленческой психологии и отдельный работник, и социаль­ная группа, и коллектив рассматриваются как элементы организации, в которую они входят и без которой их изучение в плане управления яв­ляется неполным.

Главными темами исследований в управленческой психологии яв­ляются изучение личности работника в организации, а также анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и раз­витие коллектива. Актуальными проблемами при этом выступают про­блема соответствия работника данной организации и проблема отбора людей ворганизацию и их ориентации в отношении особенностей дан­ной организации.

Объектом управленческой психологии является организованная деятельность людей, под которой понимается не простая совместная деятельность людей, объединенных общими целями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию. При этом люди должны подчиняться правилам и нормам этой организации, что, в свою очередь, порождает особые психол.отношения между работниками – управленческие отношения.

В связи с этим объектом изучения в УП являются отношения людей в организации в условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности определены общим порядком работ. При этом участники не только взаимозависимы и ответственны, но и ответственны перед законом.

Предметом УП является совокупность психологических явлений и отношений в организации, среди которых:

· Психологические факторы эффективной деятельности менеджеров

· Психологические особенности принятия управленческих, индивидуальных и групповых решений

· Психологические проблемы лидерства

· Психологические проблемы взаимоотношений руководителя и подчиненных и др.

Наиболее актуальными для организации псих. проблемами являются:

- повышение профессиональной компетентности руководителей всех уровней на всех направлениях

- повышение эффективности подготовки и переподготовки управленческого персонала

- поиск и активизация человеческих ресурсов организации

- оценка и отбор менеджеров

- улучшение соц-псих. климата организации, сплочение персонала вокруг целей организации.

Управленческая психология как наука и практика должна обеспе­чить психологическую подготовку руководителей (менеджеров), сфор­мировать и развить их психологическую культуру, создать предпосыл­ки для теоретического понимания и практического применения важ­нейших направлений сферы управления, к которым можно отнести:

1) понимание природы управленческих процессов;

2) знание основ организационной структуры;

3) четкое представление об ответственности менеджера и распре­делении этой ответственности по уровням управления;

4) знание способов повышения эффективности управления;

5) знание информационных технологий и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;

6) умение устно и письменно выражать свои мысли;

7) компетентность в управлении людьми;

8) компетентность в отношении отбора и подготовки специали­стов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межлично­стных взаимоотношений среди работников организации;

9) способность планировать и прогнозировать деятельность орга­низации с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;

10)умение оценивать собственную деятельность, делать правиль­ные выводы и повышать свою квалификацию исходя из текущих тре­бований и ожидаемых изменений в будущем;

11)знание особенностей организационного поведения, структуры малых групп, мотивов и механизмов их поведения.

 

3.

Управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю надо учитывать закономерности, определяющие динамику псих. процессов:

1) Восприятие людьми внешних воздействий зависит от их психологических структур: разные люди или один человек в разное время могут по-разному воспринимать одинаковые воздействия → воздействие должно быть адекватно психическому состоянию каждого из партнеров.

2) Неадекватность отображения человека человеком: ни один человек не может постичь другого с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека. Могут быть разные состояния, защита, а иногда мы и сами себя не знаем (Я-зеркальное) При этом среди научных принципов познания человека такие как:

· Принцип универсальной талантливости: нет неспособных, есть занятые не своим делом

· Принцип развития: способности развиваются в результате изменения условий жизни и интеллектуально-психологических тренировок.

· Принцип неисчерпаемости: при жизни человека ни одна его оценка не может считаться окончательной.

3) Изменение смысла управленческой информации в процессе ее движения: любая управленческая информация (постановления, приказы, инструкции…) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице. Это пропорционально числу людей и зависит от их образования, интеллектуального развития, псих. состояния.

4) Возмещение недостающих способностей другими способностями или навыками: при высоком уровне требований или стимулов срабатывает механизм компенсации недостающих или отсутствующих способностей другими. Но данная закономерность может не срабатывать при высоких уровнях сложности.

Кроме того, есть и другие закономерности, открытые выдающимися специалистами в области управления: законы Паркинсона, принципы Питера, Законы Мерфи и др.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте управление как научную дисциплину: ее становление и развитие, школы, объект и предмет изучения.

2. Назовите современные принципы управления персоналом. Проанализируйте особенности их реализации в практической деятельности.

3. Назовите и охарактеризуйте закономерности, определяющие динамику психологических процессов в управлении.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.