Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.2: Психология личности





1. Понятие личности. Понятие субъекта и объекта управления.

2. Понятие о человеческих ресурсах, способность к их развитию.

3. Психологические теории, используемые в управлении.

4. Индивидуально-типологические особенности личности.

5. Типологии личности.

6. Индивидуально-психологические особенности личности менеджера.

 

1.

Управление – процесс воздействия на людей.

Субъект управления – руководител ь, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Он, в свою очередь, может быть объектом воздействия со стороны вышестоящего руководства.

Объект управления – личность или группа, на которую оказывается управленческое воздействие.

В настоящее время все больше распространяется идея партиципативного менеджмента, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации. (тогда объекты становятся субъектами)

Т.О. центральная фигура в управленческом процессе – человек как объект и субъект управленческой деятельности.

Понятие «личность» является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического (природные данные), психологического и социального (общественная среда) факторов. В развитии одних свойств личности главенствует биологический фактор (темперамент), в развитии других — социальный (формирование навыков, умений, приобретение знаний, опыта, мировоззрения, идеалов).

Личность, как биолого-социально-психологическая сущность человека, формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Дети, с самого раннего возраста развивающиеся вне общества, остаются на уровне развития животных: у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Таким образом, личность формируется прижизненно и является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания.

Быть личностью — значит:

· осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;

· оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и перед обществом;

· постоянно строить самого себя и других;

· обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Личность — это человек, рассматриваемый как сознательное, разумное существо, обладающее речью, способностью к трудовой деятельности и находящееся в определенных отношениях с други­ми людьми.

Английский философ-материалист середины XII в. Томас Гоббс дал такое образное определение личности: «Личностью является тот, чьи слова или действия рассматриваются как его собственные».

Личность характеризуется пятью потенциалами:

познавательным (гносеологическим) — это объем и качество информации, которой располагает личность;

ценностным (аксиологическим) — приобретенная в процессе социализации система ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах;

творческим — полученные личностью и самостоятельно выработанные умения и навыки, способности к деятельности;

коммуникативным — мера и формы общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми;

художественным — уровень, содержание, интенсивность художественных потребностей и то, как личность их удовлетворяет.

Начиная с немецкого психолога Вильгельма Штерна, категория личности изучается как целостное понимание человека с учетом его индивидуально-психологического начала. В отечественной психологии проблемами личности занимались А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Г. Ананьев, Ю. М. Забродин, А. Д. Глоточкин, А. В. Петровский, В. А. Ядов, А. Ф. Шикун и др.

На наш взгляд, наиболее удачная в этом отношении концепция динамической функциональной структуры личности, предложена К. К. Платоновым. Она состоит из 4 подструктур, которые подробно будут рассмотрены в 4 вопросе.

 

2.

Вопросы формирования персонала предприятия, адаптации личности в коллективе предполагают необходимость учета человеческих ресурсов.

Каждая личность обладает различной степенью способности или неспособности к тому или иному виду деятельности. Для того чтобы обеспечить каждому работнику возможность наиболее полно использовать и развивать свои возможности, удовлетворить потребность в самореализации, самовыражении, психологи и социологи рекомендуют:

создать возможности для профессионального роста каждого работника;

формировать в трудовых коллективах благоприятную социально-психологическую обстановку.

Трудовой потенциал личности включает совокупность различных качеств, определяющих работоспособность. Эти качества включают:

· способность и склонность работника к труду, состояние его здоровья, выносливость, тип нервной системы;

· объем общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющих способность к труду соответствующей квалификации;

· уровень сознания и ответственности, социальной зрелости, идейной убежденности, интересов и потребностей.

Таким образом, трудовой потенциал — понятие более широкое и глубокое, чем трудовые ресурсы. Это обобщающий итоговый показатель личностного фактора производства.

Под качественными характеристиками персонала следует понимать:

способности — уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере;

мотивации — круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.;

свойства — личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли.

К личностным человеческим ресурсам относят психические свойства личности (см. рис. 1): темперамент, характер, способности, направленность личности.

Темперамент — индивидуальные психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения.

Типы высшей нервной деятельности человека представлены в темпераментах следующим образом:

Работники сангвинического темперамента быстры, выносливы в работе, спокойны и бодры, энергичны. Обладают быстрой речью, утомление не заметно. Отрицательные проявления сангвиника ярче всего сказываются на неустойчивости внимания.

Работник с ярко выраженным темпераментом холерика работает продуктивно. Говорит громко, быстро. Лицо очень выразительное. Возникающие трудности в работе преодолевает очень решительно. Но часто решения принимает опрометчиво. Ему свойственно плохое самообладание, резкие нервные срывы, в работе холерику мешает излишняя поспешность.

Работник флегматического темперамента уравновешен, медлителен, нетороплив, внешне спокоен. Отличается деловитостью, ровным настроем, вдумчивостью. В работе проявляет основательность. Отрицательные черты темперамента проявляются в вялости, инертности, безразличии к личности, практическим действиям и проблемам. Людям флегматического темперамента рекомендуется работа кропотливая, серьезная (например, бухгалтерская).

Работник меланхолического темперамента при длительном напряжении снижает темп работы, а затем прекращает ее совсем. Говорит тихо. Отрицательные проявления: меланхолики часто смущаются, проявляют неловкость, тревожность.

Характер (греч. — печать, чеканка) — совокупность существенных, устойчивых психических свойств человека как члена общества, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки. Из всего многообразия черт характера выделяются основные:

моральные — чуткость, деликатность, внимательность;

волевые — решительность, настойчивость, твердость;

эмоциональные— вспыльчивость, нежность, страстность.

Положительными свойствами характера, которыми должны обладать управляющие, являются доброжелательность, уравновешенность, моральная воспитанность.

Способности — это совокупность психических свойств, которая служит условием успеха в определенной деятельности.

Различают общие способности, которые проявляются в большинстве видов деятельности (организаторские, речевые), и специальные способности, которые проявляются в каком-то отдельном виде деятельности (музыкальные способности).

Характер требований, предъявляемых профессией, накладывает отпечаток на развитие способностей. Профессиональные способности — это совокупность психологических качеств, определяющая успех в выполнении исовершенствовании профессиональных действий.

Направленность личности — это психическое свойство личности, выражающее цели и мотивы поведения человека, определяющее избирательное отношение личности к окружающему (рис. 2).

Мотивы деятельности — это осознанные побуждения человека, определяющие содержание его целей и характер действий по их достижению. Направленность личности характеризуется целями и обусловливается потребностями человека. По характеру предмета потребности могут быть материальными (предметы быта, пища, одежда ит.п.) и духовными (чтение книг, просмотр спектаклей, общение с другими людьми). Различают следующие виды направленности личности: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения. Хорошо, если направленность руководящих работников будет опираться на глубокую нравственность и порядочность.

Интеллектуальные ресурсы человека являются одним из самых сложных и многоуровневых образований человеческой психики.

Интеллект — это система психических познавательных процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Работники управления должны стремиться к развитию интеллекта, искать пути активизации умственных процессов, реализации задуманного в практической деятельности, развивать умение выходить за рамки узкопрофессиональных задач, дабы предотвратить профессиональную ограниченность, учиться находить решения в сложных нестандартных ситуациях. Существование в рыночных условиях делает актуальной задачу развития интеллекта.

Деятельность человека на производстве и в быту требует наличия определенных физических ресурсов. Чем более развиты эти качества, тем выше работоспособность организма, производительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Очень важно в процессе труда правильно сочетать нагрузку и отдых. Основными физическими качествами являются:

выносливость — способность организма совершать продолжительную работу без снижения ее эффективности;

сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление (тяжести поднимаемых предметов и т.п.) или противодействовать этому сопротивлению посредством напряжения мышц;

быстрота — способность человека в определенных условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель исовершать нужные действия с минимальной затратой времени;

ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность, исходя из требований внезапно меняющейся обстановки.

Наличие всех перечисленных качеств очень важно, так как труд в сфере предпринимательства и бизнеса связан с большими психическими и физическими нагрузками.

Человеческие ресурсы, которыми данная личность обладает от рождения или приобретенные в процессе развития (учеба, труд, тренировки), называются реальными. Те ресурсы, которые могут быть приобретены (повышение интеллектуального уровня, физическое совершенствование, воспитание определенных черт характера и т.п.) в результате различных видов деятельности, называются потенциальными. Человеческий организм имеет огромные возможности для развития и совершенствования. В процессе познания и труда потенциальные ресурсы превращаются в реальные, продуцируя новые.

Всестороннее развитие личности — всегда одновременное формирование широкого спектра ее отношений к действительности и воспитание до высокого уровня по разным направлениям ее способностей.

Существенным феноменом, которого нельзя недооценить, является потребность и способность личности к развитию, как ответ на разного рода воздействия. Сама личность ставит перед собой цели, выбирает пути их достижения и приходит к тем или иным результатаможно

Больше всего развитию человека способствуют социально-масштабные цели, достижение которых сопряжено с преодолением внутренних и внешних препятствий. В свою очередь развитие вызывает необходимость самоорганизации и самосовершенствования (т.е. брать в собственные руки ответственность за свое развитие). Самоуправление и самоорганизация должны стать устойчивыми качествами личности, демонстрируемыми во всех основных сферах бытия.

Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. В современных организациях, где хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началоможно В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага ее служащих, руководство должно постоянно работать над повышением потенциала человеческих ресурсов.

Успешная программа по развитию человеческих ресурсов обеспечивает создание рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов. Если, например, такая программа повышает производительность труда на 10%, то доход на капитал, вложенный организацией в развитие людских ресурсов, гораздо выше этого показателя.

Основные методы развития человеческих ресурсов в условиях рыночной экономики, их содержание, цели, задачи и этапы показаны в табл. 1.2.

Очевидна взаимосвязь психологических знаний, раскрывающих закономерности общения и поведения людей в трудовой деятельности, и результатов труда. Умение целенаправленно воздействовать на коллектив или на отдельных работников — необходимое условие современного управления.

Таблица 1.2

Методы развития человеческих ресурсов Содержание, цели, задачи, этапы
1. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе · формирование реалистичных ожиданий; · обучение специальным трудовым навыкам; · знакомство с правилами организации в ходе неофициального общения
2. Обучение и подготовка работников · обучение навыкам, позволяющим поднять производительность труда (при поступлении в организацию, назначении на новую должность, недостатке у работника определенных навыков); · обеспечение мотивации обучения, · создание соответствующего климата, · последовательность, поэтапность обучения, · обратная связь — положительное закрепление
3. Определение степени эффективности труда · продвижение по службе (повышение, понижение, перевод, увольнение); · объективное информирование работника об уровне его работы; · мотивация поведения работников

 

3.

Наиболее известными и применимыми для управления являются следующие психологические теории: психоанализ, поведенческая и гуманистическая психология.

1) З.Фрейд (1856 - 1939) – теория механизмов человеческого бессознательного + система специальных методов для его изучения.

В основе – два положения:

· Доктрина психического детерминизма: в душевной жизни нет никакой последовательности; каждое душевное событие вызывается предшествующими; любое психическое явление имеет определенную причину, но скорее неявную.

· «Структурная гипотеза» организации психической жизни личности: бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения человека. Именно в них источник психической энергии, поэтому человек часто не знает своих подлинных мотивов и желаний.

На основе этих положений был разработан метод свободных ассоциаций, который выявлял скрытые стремления и упорядочивал кажущийся хаос инстинктов.

Структура личности: Оно (бессознательное, удовольствие и счастье), Я ( реальность и рациональность, эффективное взаимодействие с внешней средой), Сверх-Я (моральные принципы, совесть, самонаблюдение, стандарты, цензор, критика). Смысл деятельности Я – гармонизировать. Если не получается – трансформация в другие формы активности или неврозы, истерики, депрессия, тоска; могут быть средства психологической защиты: вытеснение (подавление, непроизвольное устранение из сознания) недозволенных мыслей, чувств, желаний / проекция (приписывание другому лицу или его провокация на выполнение данного желания) / рационализация ( попытка обосновать абсурдную идею)

Для менеджера: поведение работника не всегда разумно и логично, а люди не всегда могут объяснить причины поступков. Надо уметь видеть скрытые мотивы их поведения (жажда признания, гордыня, защита и т.должна)

2) Предметом психологии является не сознание, а поведение человека!

Поведенческая психология: Павлов И.П. – роль условных рефлексов, учение о двух сигнальных системах (сенсорной, речевой), о типах ВНД → например, темперамент – совокупность динамических свойств поведения.

Бихевиоризм – стимул-реакция.(Э.Торндайк, Э. Толмен) Личность – совокупность поведенческих реакций, которые возникают на определенный стимул. Изменяя стимул и подкрепление можно программировать человека на определенное поведение. Б. Скиннер: любое поведение определяется своими последствиями (да, нет, болкировка). Закон эффекта, закон упражнения.

Для менеджера: подкрепление – орудие воздействия на подчиненных (карьера, статус, з\п, место можно контролироваться руководством) При этом отрицательное подкрепление можно вызвать неожиданные реакции, научить избегать наказаний, а положительное – действия в желаемом направлении. → подкрепление должно быть:

· Конкретным (за что?)

· Безотлагательным (сразу)

· Достижимым (и за малое)

· Значимым для руководства (сопровождаться вниманием со стороны рук-ва)

· Неожиданным (непредсказуемым)

ТО. Надо разрабатывать действенную систему поощрения и наказания.

3) Гуманистическая психология: поведение человека основано на духовных целях и ценностях, потребности в самоактуализации, под которой понимается усиливающаяся тенденция к нравственному самосовершенствованию. Центром структуры личность являются культура и мораль. Главная идея: мы живем не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить по-человечески.

Для менеджера – теории мотивации.

Мотивация – процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних стимулов и внутренних факторов. Чтобы заинтересовать человека в решении тех или иных задач, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию.

Известны содержательные теории мотивации и процессуальные.

Содержательные:

· Иерархия потребностей А.Маслоу (1908-1970), где высшие потребности базируются на удовлетворении низших:

1 уровень – физиологические потребности (пища, сон, отдых, движение). В основе удовлетворения – деньги → материальное стимулирование, высокий заработок, обеспечивающий достойное существование;

2 уровень – потребность в безопасности (здоровье, работоспособность, без травм, уверенность в завтрашнем дне) → гарантированная работа, соц. страхование, пенсионное обеспечение, размещение средств (банки, фонды…)

3 уровень – социальные потребности (социабельность по Э. Мэйо – контакт с себе подобными) – эмоциональная привязанность, любовь, поддержка, признание → климат в трудовом коллективе

4 уровень – потребности в уважении и самоуважении → собственная значимость, уникальность

5 уровень – потребность в самоактуализации – в творчестве, раскрытии потенциала…

· К. Альдельфер выделил три группы потребностей: существование, взаимоотношения, рост. МОЖНО не иерархично развиваться, а параллельно.

· ДОЛЖНА МакКлелланд: достижение (стремление к успеху), власть (к подчинению), принадлежность (к тесной дружбе с узким кругом)

Процессуальные:

· Теория ожидания В.Врума: три переменных: 1) привлекательность вознаграждения, 2) связь между трудом и вознаграждением, 3) связь между усилием и результатом

Кроме того, важны и другие психологические теории:

· Теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев)

· Теория общения (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова - Славская)

· Теория установки (ДОЛЖНАН. Узнадзе)

 

4.

Психологическую структуру личности составляют отдельные элементы – психологические свойства и особенности – черты личности.

Модель структуры личности по К.К. Платонову.

I. Биологически обусловленная подструктура:

Возрастные особенности психики определяют циклы карьеры:

2) стадия роста до 14 лет – формируется представление об интересах, способностях, предпочтительных видах деятельности;

3) стадия исследования (15 - 24): предварительный выбор карьеры, проф. альтернативы; важно реально оценить свои потенции;

4) стадия формирования (24 - 44): основная, проверяются способности и амбиции в выбранной сфере; в ней – подстадии:

· испытания (25-30): решает, подходит ли ему выбранная сфера деятельности

· стабилизационная (30-40): укрепляются проф. Цели, развивается активность, учеба, развитие

· кризис (35-45): переоценка ценностей; чего добился? Туда ли шел?

5) Стадия сохранения (45-65): сохранение достигнутого

6) Стадия снижения активности: смирение с ограничением власти, энергии, ответственности, вступить на путь наставничества

II. Индивидуальные особенности психических процессов человека:

· Познавательные:

- ощущение,

- внимание (концентрация, переключение, распределение, устойчивость),

- восприятие,

- память (произвольная: механическая, логическая, образная; непроизвольная),

- воображение (пассивное (сновидения, грезы) и активное (воссоздающее, творческое)),

- мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, словестно-логическое, теоретическое); мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование; продуктивность ума: широта, глубина, быстрота, гибкость, критичность

- речь. Функции: экспрессивная, сигнификативная (смысл), интеллектуальная (орудие мышления), коммуникативная. В речи ярко проявляется сам человек! → культура речи для руководителя! + четко, кратко, логично, понятно!

· эмоционально-волевые (эмоции, чувства, аффект, настроение, стресс; воля). Они зависят как от врожденных факторов, так и от тренировки и развития.

Созданию оптимального эмоционального состояния способствуют:

1) правильная оценка значимости события

2) достаточная информированность по данному событию

3) заблаговременная подготовка запасных стратегий

Главным координатором поведения является самосознание! Его функции:

1) познание окружающего мира,

2) выработка отношения к миру, людям,

3) переживание

4) регулирование поведения и деятельности.

Я-концепция

III. Социальный опыт (ЗУН)

IV. Направленность личности (потребности, интересы, идеалы, убеждения, характер)

В изучении личности обычно используется:

1) личностный подход – на основе выделения и анализа личностных черт отдельного испытуемого

2) типологический подход: тип личности – целостное образование, комбинация признаков → название и набор свойств (опросники Кеттела,Ю Айзенка, Кречмера и др.)

5.

В основу типологии людей могут быть положены различные проявления особенностей личностных свойств.

Типология работников в зависимости от способа решения производственных задач:

мыслитель — преобладает познавательный компонент, сосредоточение на решении логических задач, неумение решать организационные проблемы, необщительность; собеседник — легкость в установлении контактов, ориентирован на общение;

практик — человек дела, нацелен на четко поставленные за­дачи, решителен в действиях, хороший исполнитель, неплохой организатор, без труда выступает в больших аудиториях.

Типология людей в зависимости от внешнего облика (типология Э. Кречмера — Б. Г. Ананьева):

астеник — «слабый» — худой, тонкий, с узкими плечами, длинной, узкой и плоской грудной клеткой;

атлетик — «сильный» — широкие выступающие плечи, статная грудная клетка, упругий живот, туловище, уменьшающееся к поясу, сильно развитая мускулатура;

пикник — «толстый», «плотный» — среднего роста, фигура плотная, лицо широкое, мягкое, основательный живот выступает из расширяющейся книзу глубокой сводчатой грудной клетки, имеет тенденцию к ожирению;

дипластик — плохо сформированная фигура, неправильное телосложение.

Указанные типы в чистом виде встречаются редко, чаще встречаются пикнически-атлетические, астенически-атлетические, пикнически-астенические.

Ниже будут рассмотрены типы личности, определяющиеся темпераментом (в зависимости от типа высшей нервной деятельности) и характером (в зависимости от акцентуаций).

6.

Специфика психических свойств личности, влияющих на успешность управленческой деятельности, очевидна. Управление — это процесс взаимодействия со многими людьми, различающимися личностно, а значит неповторимыми.

Менеджер — профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности руководства менеджеры различны. Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера, связанных с индивидуальными свойствами личности, являются следующие:

желание и интерес человека заниматься деятельностью ме­неджера;

умение работать слюдьми, умение общаться, мыслить, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей;

гибкость, нестандартность, оригинальность мышления;

оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере;

способность предвидеть будущее развитие событий, интуиция;

высокая профессиональная компетентность, специальная управленческая подготовка.

Методы и способы решения управленческих задач должны основываться на реальном учете «человеческих ресурсов». Менеджер должен быть не просто общительным человеком, а именно контактным, т.е. уметь устанавливать деловые отношения, быть хорошим оратором и собеседником, что определяется развитостью речевых способностей.

Наиболее подходящими для управленческой деятельности являются люди, обладающие темпераментом сангвиника, холерика или флегматика. Однако и меланхолики также могут быть хорошими менеджерами при развитости определенных черт характера, которые маскируют недостатки темперамента.

Чертами характера, необходимыми для профессии менеджера, являются: доминантность (умение влиять на подчиненных), общительность, самостоятельность, независимость в принятии решений, гуманизм, уверенность, решительность, настойчивость, выдержанность, трудолюбие, дисциплинированность, инициативность, творчество, скромность. В то же время руководитель должен знать, какие черты характера свойственны его подчиненным, и соответственно этому организовывать работу ираспределять обязанности.

Психологически грамотный менеджер во взаимоотношениях непременно ориентируется на тип темперамента собеседника (сослуживца или делового партнера), его характерологические особенности.

Кроме того, менеджер должен быть проницательным, что поможет спрогнозировать цели и поступки подчиненного и партнера. Настойчивость и умение закончить начатое дело — неотъемлемые качества личности руководителя.

Обязательное качество, которым должен обладать менеджер, — способность рисковать при условии, что степень риска допустима и базируется на фактах.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте понятие личности, субъекта и объекта управления.

2. Назовите виды человеческих ресурсов, рассматриваемые в управленческой психологии. Каково их содержательное наполнение?

3. Охарактеризуйте теории личности, используемые в управленческой деятельности: фрейдизм, бихевиоризм, гуманистическая психология.

4. Назовите и охарактеризуйте индивидуально-типологические особенности личности по Платонову: характер, темперамент, сознание, познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, речевая деятельность, направленность личности.

5. Какие типологии личности вам известны?

6. Какие индивидуально-психологические особенности должны приниматься во внимании в деятельности менеджера?

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.