Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.2: Психологические аспекты стилей руководства





1. Понятие лидерства и руководства

2. Теории лидерства

3. Типы власти

4. Стили руководства

1.

Руководство и лидерство являются важнейшими компонентами системы управления.

Руководство – умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Руководительдолжность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть.

Лидерствопроцесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого или группу, причем без официальных полномочий. По сути это социально-психологическое явление, психологический феномен.

Очевидно, что для эффективного управления недостаточно властных полномочий, руководитель должен быть еще и лидером.

Общими чертами в лидерстве и руководстве (по Р.Л. Кричесвскому) являются:

· роль координатора, организатора деятельности

· социальное влияние, но разными средствами

· использование субординации (регламентированной и нет).

Различие – в совместимости целей руководителя и подчиненных. Для власти – не обязательно. Для лидерства – да или соответствие.

Преимущество лидера – в не силовом воздействии. → Эффективность деятельности организации напрямую зависит от решения проблемы лидерства и руководства.

2.

Теории лидерства:

1) Харизматическая (дар, благодарность): человек рождается с задатками лидера. Это исключительная одаренность личности → тот, кто призван вести за собой людей и иметь над ними определенную власть: вождь, пророк, проповедник.

Данная теория является продолжением развития атрибутивной теории лидерства: человек, обладающий высокими деловыми и человекими кач-ми, ориентированный на решение задач и хорошие отношения с людьми, имеет все атрибуты стать хорошим лидером!

Р.Хауз выделяет в связи с этим

- чрезвычайную уверенность в себе,

- доминантность,

- твердые убеждения.

У.Беннис:

- ясное видение цели,

- способность четко и эмоционально донести до людей свое видение цели,

- упорство и последовательность в достижении цели,

- сознание своей силы и способность пользоваться ею.

Харизматическое лидерство необходимо тогда, когда решаются задачи идеологического характера. Чаще встречаются в политике, религии, во время революций и войн. В мирное время (на производстве) им мешают безапеляционность, неординарность поведения.

2) Теория черт: личность сама может приобретать качества лидера, т.е. можно воспитать, если выявить и обучить. Но изучение свойств дало противоречивые результаты: согласно «концепции физических качеств» - нужны высокий рост, сила, масса; «концепция интеллигентности» - наоборот. Однако очевидно, что общими качествами лидера являются: высокий интеллект, любознательность, ответственность, надежность, активность, здравый смысл, общительность, уверенность в себе, сильная воля. При этом не всегда человек, обладающий данными качествами, становится лидером! → 2 подхода:

· ситуационная теория личности: в различных ситуациях – разные лидеры! (→ Б.Д, Парыгин: ситуационный и универсальный лидер; вдохновитель, исполнитель, деловой, эмоциональный; по масштабам: бытовой, социальный, политический и т.д.)

· поведенческий подход: исследование поведения лидера, механизмов воздействия на людей, которые, в свою очередь, зависят от свойств подчиненных! → мобилизация сил и средств начинается с формирования команды из инициативных и добросовестных работников. А главное свойство – умение работать с людьми, готовность к риску и гибкое поведение!

3) Синтетическая (объединение 1 и 2)

очевидно, лидером м. стать т. тот человек, который:

· способен привести группу к решению задач

· несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты

· разделяет те ценности, которые присущи группе

Для него важны организаторские способности, которые позволяют оценить ситуацию, поставить реалистичные цели и задачи, сроки, пути достижения, оценить трудности дела и ресурсы одновременно (Бонапарт).

Доверие и любовь к лидеру выражаются:

· в признании его высоких достоинств, заслуг, полномочий

· внутренним согласием и готовностью действовать

· готовностью следовать без принуждения, по доброй воле

3.

Властьспособность одного человека влиять на поведение другого так, чтобы он делал то, что по своей воле не стал бы делать. В нем отражается потенциальность власти, отношения зависимости, свобода выбора поведения подчиненным.

Типы власти (по Френчу и Рейвену):

в каждой – свой способ влияния

1) власть, основанная на принуждении (страх наказания, экономические рычаги, отчисление, физическое, эмоциональное насилие)

2) власть, основанная на поощрении (материальное и моральное стимулирование, положительное подкрепление; важна адекватность)

3) экспертная власть (профессиональная компетенция, которой не обладает никто другой, кроме руководителя, вера в ценность знаний руководителя)

4) эталонная власть (власть примера, качества и свойства рук-ля вызывают у подчиненных чувство глубокого уважения, привлекают, служат примером для подражания – харизматическая власть; подчиненные влюблены)

5) традиционная власть (законная: влияние «сверху» на основе официального статуса; главное средство – традиция, удовлетворение потребности принадлежности к социальной группе и создание фактической защищенности; в последнее время утрачивается, т.к. нет связи между стажем и карьерой, вознаграждением)

4.

Стили руководствапривычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным по оказанию влияния на них и побуждения в достижении целей организации.

Стиль руководства определяется:

· степенью делегирования своих полномочий

· степенью участия подчиненных в принятии решений

· уровнем информированности подчиненных

· типами власти, которые использует руководитель.

Наиболее известной является следующая классификация:

1) авторитарный стиль (автократический, директивный): принуждение или традиционная власть

· централизация власти,

· единоначалие

· подавление инициативы и творчества

· приказы

· информация минимальна

· нет интереса к работнику и личности

психологически неблагоприятен, т.к. неудовлетворенность работой, интриги, роли…

2) демократический (коллегиальный): поощрение или эталонная власть

· децентрализация власти

· советы, консультации, совместная выработка решений

· достаточно информации для представления перспективы

· инициатива стимулируется

· часть полномочий делегируется

· в контроле – элементы коллективного самоуправления

психологически благоприятен, т.к. доброжелательное внимание к сотрудникам, учет их интересов; + микроклимат.

Но условие – авторитет руководителя!!!

3) либеральный (либерально-анархический, попустительский, нейтральный, разрешительный): вознаграждение, экспертная или эталонная власть

· минимальное вмешательство в деятельность группы

· ставит задачи, обеспечивает ресурсами – работа самостоятельная

· функции консультанта, координатора, контролера

психологически +, если это высококлассные добросовестные специалисты + знающие помощники, которые реально руководят

наоборот – самотек → развал и неудвлетворенность.

В настоящее время рекомендован

4) ситуативный стиль управления, гибко учитывающий уровень психологического развития подчиненных;

5) новаторско – аналитический стиль (выживание в условиях острой конкуренции):

- генерирование идей

- логика анализа и реалистичность перспектив

- энергичность, чуткость к новому

- терпимость к неудачам

- умение работать с людьми

6) партисипативный стиль (соучаствующий):

- регулярные совещания

- открытость в отношениях с подчиненными

- вовлеченность подчиненных в разработку и принятие решений

- делегирование ряда полномочий и прав

- участие рядовых работников в планировании

- создание особых групп, наделенных правом самостоятельного принятия решений

- предоставление работнику возможности автономно разрабатывать проблемы, идеи

Наиболее эффективен в научных организациях, наукоемких производствах.

При выборе стиля руководства необходимо руководствоваться следующими положениями:

· знать себя

· понимать ситуацию

· адекватно оценивать выбранный стиль в соответствии с ситуацией и подчиненными

· учитывать потребности группы

· учитывать нужды ситуации

· учитывать нужды подчиненных.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие лидерства, признаки сходства и различия лидера и руководителя.

2. Суть харизматической теории лидерства.

3. Теория черт: общая характеристика.

4. Понятие власти. Типы власти по Френчу и Рейвену.

5. Понятие стиля руководства. Характеристика стилей руководства.

6. Взаимосвязь типов власти и стилей руководства.

7. Преимущества партисипативного стиля руководства.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.