|
Тема 2.2: Психологические аспекты стилей руководства1. Понятие лидерства и руководства 2. Теории лидерства 3. Типы власти 4. Стили руководства 1. Руководство и лидерство являются важнейшими компонентами системы управления. Руководство – умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач. Руководитель – должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Лидерство – процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого или группу, причем без официальных полномочий. По сути это социально-психологическое явление, психологический феномен. Очевидно, что для эффективного управления недостаточно властных полномочий, руководитель должен быть еще и лидером. Общими чертами в лидерстве и руководстве (по Р.Л. Кричесвскому) являются: · роль координатора, организатора деятельности · социальное влияние, но разными средствами · использование субординации (регламентированной и нет). Различие – в совместимости целей руководителя и подчиненных. Для власти – не обязательно. Для лидерства – да или соответствие. Преимущество лидера – в не силовом воздействии. → Эффективность деятельности организации напрямую зависит от решения проблемы лидерства и руководства. 2. Теории лидерства: 1) Харизматическая (дар, благодарность): человек рождается с задатками лидера. Это исключительная одаренность личности → тот, кто призван вести за собой людей и иметь над ними определенную власть: вождь, пророк, проповедник. Данная теория является продолжением развития атрибутивной теории лидерства: человек, обладающий высокими деловыми и человекими кач-ми, ориентированный на решение задач и хорошие отношения с людьми, имеет все атрибуты стать хорошим лидером! Р.Хауз выделяет в связи с этим - чрезвычайную уверенность в себе, - доминантность, - твердые убеждения. У.Беннис: - ясное видение цели, - способность четко и эмоционально донести до людей свое видение цели, - упорство и последовательность в достижении цели, - сознание своей силы и способность пользоваться ею. Харизматическое лидерство необходимо тогда, когда решаются задачи идеологического характера. Чаще встречаются в политике, религии, во время революций и войн. В мирное время (на производстве) им мешают безапеляционность, неординарность поведения. 2) Теория черт: личность сама может приобретать качества лидера, т.е. можно воспитать, если выявить и обучить. Но изучение свойств дало противоречивые результаты: согласно «концепции физических качеств» - нужны высокий рост, сила, масса; «концепция интеллигентности» - наоборот. Однако очевидно, что общими качествами лидера являются: высокий интеллект, любознательность, ответственность, надежность, активность, здравый смысл, общительность, уверенность в себе, сильная воля. При этом не всегда человек, обладающий данными качествами, становится лидером! → 2 подхода: · ситуационная теория личности: в различных ситуациях – разные лидеры! (→ Б.Д, Парыгин: ситуационный и универсальный лидер; вдохновитель, исполнитель, деловой, эмоциональный; по масштабам: бытовой, социальный, политический и т.д.) · поведенческий подход: исследование поведения лидера, механизмов воздействия на людей, которые, в свою очередь, зависят от свойств подчиненных! → мобилизация сил и средств начинается с формирования команды из инициативных и добросовестных работников. А главное свойство – умение работать с людьми, готовность к риску и гибкое поведение! 3) Синтетическая (объединение 1 и 2) очевидно, лидером м. стать т. тот человек, который: · способен привести группу к решению задач · несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты · разделяет те ценности, которые присущи группе Для него важны организаторские способности, которые позволяют оценить ситуацию, поставить реалистичные цели и задачи, сроки, пути достижения, оценить трудности дела и ресурсы одновременно (Бонапарт). Доверие и любовь к лидеру выражаются: · в признании его высоких достоинств, заслуг, полномочий · внутренним согласием и готовностью действовать · готовностью следовать без принуждения, по доброй воле 3. Власть – способность одного человека влиять на поведение другого так, чтобы он делал то, что по своей воле не стал бы делать. В нем отражается потенциальность власти, отношения зависимости, свобода выбора поведения подчиненным. Типы власти (по Френчу и Рейвену): в каждой – свой способ влияния 1) власть, основанная на принуждении (страх наказания, экономические рычаги, отчисление, физическое, эмоциональное насилие) 2) власть, основанная на поощрении (материальное и моральное стимулирование, положительное подкрепление; важна адекватность) 3) экспертная власть (профессиональная компетенция, которой не обладает никто другой, кроме руководителя, вера в ценность знаний руководителя) 4) эталонная власть (власть примера, качества и свойства рук-ля вызывают у подчиненных чувство глубокого уважения, привлекают, служат примером для подражания – харизматическая власть; подчиненные влюблены) 5) традиционная власть (законная: влияние «сверху» на основе официального статуса; главное средство – традиция, удовлетворение потребности принадлежности к социальной группе и создание фактической защищенности; в последнее время утрачивается, т.к. нет связи между стажем и карьерой, вознаграждением) 4. Стили руководства – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным по оказанию влияния на них и побуждения в достижении целей организации. Стиль руководства определяется: · степенью делегирования своих полномочий · степенью участия подчиненных в принятии решений · уровнем информированности подчиненных · типами власти, которые использует руководитель. Наиболее известной является следующая классификация: 1) авторитарный стиль (автократический, директивный): принуждение или традиционная власть · централизация власти, · единоначалие · подавление инициативы и творчества · приказы · информация минимальна · нет интереса к работнику и личности психологически неблагоприятен, т.к. неудовлетворенность работой, интриги, роли… 2) демократический (коллегиальный): поощрение или эталонная власть · децентрализация власти · советы, консультации, совместная выработка решений · достаточно информации для представления перспективы · инициатива стимулируется · часть полномочий делегируется · в контроле – элементы коллективного самоуправления психологически благоприятен, т.к. доброжелательное внимание к сотрудникам, учет их интересов; + микроклимат. Но условие – авторитет руководителя!!! 3) либеральный (либерально-анархический, попустительский, нейтральный, разрешительный): вознаграждение, экспертная или эталонная власть · минимальное вмешательство в деятельность группы · ставит задачи, обеспечивает ресурсами – работа самостоятельная · функции консультанта, координатора, контролера психологически +, если это высококлассные добросовестные специалисты + знающие помощники, которые реально руководят наоборот – самотек → развал и неудвлетворенность. В настоящее время рекомендован 4) ситуативный стиль управления, гибко учитывающий уровень психологического развития подчиненных; 5) новаторско – аналитический стиль (выживание в условиях острой конкуренции): - генерирование идей - логика анализа и реалистичность перспектив - энергичность, чуткость к новому - терпимость к неудачам - умение работать с людьми 6) партисипативный стиль (соучаствующий): - регулярные совещания - открытость в отношениях с подчиненными - вовлеченность подчиненных в разработку и принятие решений - делегирование ряда полномочий и прав - участие рядовых работников в планировании - создание особых групп, наделенных правом самостоятельного принятия решений - предоставление работнику возможности автономно разрабатывать проблемы, идеи Наиболее эффективен в научных организациях, наукоемких производствах. При выборе стиля руководства необходимо руководствоваться следующими положениями: · знать себя · понимать ситуацию · адекватно оценивать выбранный стиль в соответствии с ситуацией и подчиненными · учитывать потребности группы · учитывать нужды ситуации · учитывать нужды подчиненных.
Вопросы для самопроверки: 1. Понятие лидерства, признаки сходства и различия лидера и руководителя. 2. Суть харизматической теории лидерства. 3. Теория черт: общая характеристика. 4. Понятие власти. Типы власти по Френчу и Рейвену. 5. Понятие стиля руководства. Характеристика стилей руководства. 6. Взаимосвязь типов власти и стилей руководства. 7. Преимущества партисипативного стиля руководства.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|