Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.4: Психология общения





1. Понятие общения, его виды. Особенности общения в современном мире.

2. Уровни, функции и структура общения. Диалогическое и монологическое общение.

3. Коммуникативная компетентность как критерий качества общения. Критерии удовлетворенности общением.

1.

Общение – сложный многоплановый процесс взаимодействия (установления контактов и связей) между людьми. Он обусловлен потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Обычно оно включено в практическую, предметную деятельность (учение, труд, игру) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование деятельности.

Общение чрезвычайно многогранно. Существует несколько его видов.

1. Межличностное и массовое. Межличностное общение — непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными средствами массовой информации.

2. Межперсональное и ролевое. В первом случае участниками общения выступают конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются в процессе общения и организации совместных действий. При ролевой коммуникации ее участники представляют собой носителей определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, на­чальник — подчиненный). Тогда человек лишается определенной спонтанности своего поведения, поскольку те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

3. Доверительное и конфликтное. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

4. Личное и деловое. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. Деловое — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

5. Прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) — исторически первая форма общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Это — взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные его средства (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные (применяются неречевые средства общения).

Когда указывают на вербальное общение, то обычно подразумевают два варианта речи: устную и письменную. Письменная речь — та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, вовсе не безграмотная, а самостоятельная — со своими правилами и даже грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение его процесса, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать понимание ситуации. Они делятся на следующие группы.

1. Визуальные средства общения:

  • кинесика — движение рук, ног, головы, туловища;
  • направление взгляда и визуальный контакт;
  • выражение глаз;
  • выражение лица;
  • поза (в частности, локализация, смена поз в соответствии с произнесением слов);
  • кожные реакции (покраснение, появление пота);
  • дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
  • вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.).

2. Акустические (звуковые) средства общения:

· экстралингвистические, т. е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т. п.);

· паралингвистические, т. е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте).

3. Тактильно-кипестезические (связанные с прикосновением):

  • физическое воздействие (ведение слепого за руку, танец, предполагающий контакт, и др.);
  • такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Олъфакторные:

  • приятные и неприятные запахи окружающей среды;
  • естественные и иные запахи человека и др.

Общение имеет свою структуру и включает в себя мотивационно-целевой, коммуникационный, интерактивный и перцептивный компоненты.

1. Мотивациоиио-целевой компонент. Он представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами могут быть:

• потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении;

• потребности и интересы обоих партнеров по общению, побуждающие их включиться в него;

• потребности, продиктованные совместно решаемыми задачами.

Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может быть дружественным или конфликтным.

Основные цели общения:

• получение или передача полезной информации,

• активизация партнеров,

• снятие напряженности и управление совместными действиями,

• оказание помощи и влияние на других людей.

Цели участников могут быть совпадающими или противоречащими, взаимоисключающими. От этого зависит и характер общения.

2. Коммуникационный компонент общения. В узком смысле слова, представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечалось выше, люди обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т. д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:

• если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она еще и формируется, уточняется, развивается;

• в отличие от простого обмена информацией между двумя устройствами в общении людей проявляется и отношение их друг к другу;

• характер обмена информацией между индивидами определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять, оказывать взаимное воздействие на поведение друг на друга;

• коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди «говорят на одном языке».

3. Интерактивный компонент общения. Состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде:

• кооперации или конкуренции,

• согласия или конфликта,

• приспособления или оппозиции,

• ассоциации или диссоциации.

4. Перцептивный компонент общения. Проявляется в восприятии партнерами по общению, их взаимном изучении и оценке друг друга. Это относится к внешнему облику, поступкам, действиям человека и их истолкованию. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.

2.

Коммуникация - это связь, при которой осуществляется обмен информацией между людьми в ходе межличностных отношений.

Ей присущ следующий ряд особенностей.

1. Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (челове­ка, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае обнаруживается связь между общением и отношением. Информация как таковая бывает двух типов: побудительная и констатирующая. Первая — в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляция же, в свою очередь, подразделяется:

• на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении),

• на интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности),

• на дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).

Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия — недоверия». Он действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — наоборот. Однако существуют средства, которые способствуют принятию информации и ослабляют действие фильтров. Совокупность таковых называют фасцинацией. Примером последней может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.

Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов:

Коммуникатор — Сообщение (текст) — Канал — Аудитория (реципиент) — Обратная связь.

Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма заключается в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается, и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, включает сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. В процессе коммуникации перед участниками стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Однако в процессе коммуникации могут возникать барьеры.

Барьеры коммуникации - это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры.

Можно говорить о существовании барьеров понимания (непонимания), социально-культурных различий и отношения. Возникновение барьера понимания связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Например, он может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание.

Барьер фонетического непонимания порождается таким фактором, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка или с большим количеством звуков-паразитов. Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные во многом с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Выделяется также и логический барьер непонимания. Он проявляется в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логике, детской «логике» и т. д.

Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурных различий. Это — социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

Барьеры отношения — это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию. Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В таком смысле коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

 

3.

Взаимопонимание — социально-психологический феномен, сущность которого проявляется:

• в согласовании индивидуального осмысления предмета общения;

• взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Причинами недопонимания могут быть:

• отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;

• различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;

• дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений; умышленное или случайное искажение передаваемой информации;

• отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;

• отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;

• нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;

• потеря цели или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Важнейшие из них:

• понимание речи партнера по взаимодействию;

• осознание проявляющихся качеств личности партнера по взаимодействию;

• выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;

• выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.

Соблюдение условий взаимопонимания на практике, в жизни служит критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т. е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.

Чтобы достичь взаимопонимания, люди должны исходить из одних и тех же постулатов общения и взаимодействия и соотносить предмет обсуждения с одинаковыми социальными образцами, нормами поведения. Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отношения, не проявив эмпатию к нему.

Можно прогнозировать взаимопонимание, учитывая отношения людей к психологическим и ценностно-смысловым позициям партнеров. В этом случае критериями, помогающими строить предположения о возможном взаимопонимании, выступают:

• предположения каждого участника о знании предмета деятельности партнерами, их компетентности;

• прогноз отношения партнеров к предмету общей деятельности, его значимости для обеих сторон;

рефлексия — осмысление субъектом того, что партнер (партнеры) воспринимают его;

• оценка психологических качеств партнеров по общению и взаимодействию.

Человек понимает только то, что находит отклик в его памяти. В таком случае всегда нужны некоторые знания о понимаемом.

Однако в первую очередь человек обычно понимает то, что соответствует его прогнозам, гипотезам, целям.

Антиципация возможных ситуаций позволяет осмыслить те обстоятельства, которые будут препятствовать взаимопониманию.

Выбор своего угла зрения на объект обеспечивает возможность отстаивать свои собственные позиции в общении и взаимоотношениях.

Гипотезы о точках зрения партнеров позволяют избежать конфликтов во взаимопонимании.

Согласование общих точек зрения полностью предотвращает возможное взаимное недопонимание.

Оно достигается тогда, когда партнеры понимают не только слова, мысли, но и подтекст разговора между ними, учитывают влияние той общей среды, в которой осуществляются их взаимодействие и общение.

Кроме того, люди различаются по убеждениям, потребностям, интересам, идеалам, чувствам, чертам характера, способностям и т. д. Эти и другие качества партнеру часто приходится оценивать, непосредственно наблюдая человека, который вступил во взаимодействие с ним. Сделать это можно лишь путем изучения действий, поступков, его деятельности в целом. В действиях и деятельности личность проявляет себя, т. е. раскрывает для других свои качества. Оценка качеств позволяет судить о мотивах и целях человека. Последние дают возможность сделать вывод о том, на что идет партнер — на содействие или противодействие. Такое заключение как раз и необходимо для установления взаимопонимания между людьми.

Взаимопонимание присутствует и в том случае, когда общающиеся люди подготовлены в социально-психологическом отношении, знают, как нужно взаимодействовать друг с другом и как интерпретировать поведение каждого в конкретных обстоятельствах.

Ко многому обязывает и официальное заявление взаимодействующих лиц о согласии понимать друг друга и действовать по определенным правилам. Тогда они вынуждены выполнять взятые на себя обязательства, ибо расхождение слов с делами свидетельствует о нарушении взаимопонимания, а этого нельзя скрыть. Соблюдение правил взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т. е. согласовывать свои действия. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.

 

4.

Социальная перцепция - это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Особенности социальной перцепции следующие.

1. Активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это отмечается при восприятии неодушевленных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону.

2. Целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.

3. Мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.

Социальная перцепция обычно проявляется как:

1) восприятие членами группы:

а) друг друга,

б) членов другой группы;

2) восприятие человеком:

а) самого себя;

б) своей группы;

в) «чужой группы»;

3) восприятие группой:

а) своего человека,

б) членов другой группы;

4) восприятие группой другой группы (или групп).

Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует свои отношения и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.

Наиболее значимые факторы восприятия людьми друг друга:

1) психологическая чувствительность, представляющая собой повышенную восприимчивость к психологическим проявлениям внутреннего мира других людей, внимание к нему, устойчивое стремление и желание разобраться в нем;

2) знание возможностей, трудностей восприятия другого человека и способов предупреждения наиболее вероятностных ошибок восприятия, которое основывается на личностных качествах партнеров по взаимодействию, их опыте взаимоотношений;

навыки и умения восприятия и наблюдения, позволяющие людям быстрее адаптироваться к их условиям, дают возможность избегать трудностей в совместной деятельности, предотвращают возможные конфликты во взаимодействии и общении.

Качество восприятия обусловлено и таким важным фактором, как условия (ситуация), в которых осуществляется социальная перцепция. Среди них:

• расстояние, которое разделяет общающихся;

• время, в течение которого длятся контакты;

• величина помещения, освещенность, температура воздуха в нем;

• социальный фон общения (наличие или отсутствие кроме активно взаимодействующих партнеров еще и других лиц).

Сказываются и групповые условия. Личность, принадлежащая к определенной группе, малой или большой, воспринимает других людей под влиянием особенностей своей группы.

Существуют определенные функции социального восприятия. К ним относятся:

• познание себя;

• познание партнеров по взаимодействию;

• установление эмоциональных отношений;

• организация совместной деятельности.

Обычно они реализуются посредством механизмов стереотипизации, идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и каузальной атрибуции.

На восприятие других людей большое влияние оказывает стереотипизация.

Социальный стереотип - устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия других людей. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

Идентификация - это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, когда сравниваются или сопоставляются внутренние состояния или положения партнеров, а также образцы для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. Вместе с тем идентификация часто оказывается элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.

Эмпатия - это эмоциональное сопереживание другому человеку.

Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит с внутренним миром второго человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.

Аттракция - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.

Рефлексия - механизм самопознания в процессе взаимодействия, основанного на способности человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

Это стремление выяснить причины поведения субъекта.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т. е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди, предпочитающие личностную атрибуцию, в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди прежде всего винят обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере увеличения значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т. е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.