Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие, цель, управленческого анализа





Понятие, цель, управленческого анализа

Создание рыночной системы с ее жесткими требованиями к конечным результатам, дифференциация интересов пользователей бухгалтерской информации, преобразования в бухгалтерском учете делают правомерным в рамках единой системы бухгалтерского учета и экономического анализа выделение функциональных уровней: управленческого (производственного) и финансового учета и анализа.

Развивающаяся теория и практика отечественного управленческого учета, ее сближение с зарубежным учетом вызывают необходимость пересмотра традиционных представлений и подходов к системе управленческого учета и экономического управленческого анализа. Выделение самостоятельного управленческого учета и анализа позволяет более четко управлять ресурсами и затратами, ориентируя их на конечные результаты: объем продукции, прибыль, маржу.

Управленческий учет и анализ призваны решать вопросы формирования затрат, эффективности использования ресурсов, а также производства и реализации продукции, однако каждый из них направлен на конечный результат только в пределах своих объектов решений. То есть управленческий анализ сопровождает управленческий учет, базируется на его информации, обеспечивая принятие управленческих решений. Это дает возможность при общности целей углубить рассмотрение частных вопросов и способствует более эффективному управлению предприятием в условиях рынка.

Систему целей управленческого анализа можно представить следующим образом:

1) оценка места Предприятия на рынке данного товара: определение организационно-технических возможностей предприятия;

выявление конкурентоспособности продукции, емкости рынка;

2) анализ ресурсных возможностей увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;

3) оценка возможных результатов производства и реализации продукции и путей ускорения этих процессов.

4) принятие решений по ассортименту и качеству продукции» запуску в производство новых ее образцов;

5) выработка стратегии управления затратами на производство по отклонениям, по центрам затрат, центрам ответственности;

6) определение политики ценообразования;

7) анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.

Основными задачами управленческого анализа являются:

• оценка хозяйственной ситуации;

• выявление положительных и отрицательных факторов и причин действующего состояния;

• подготовка принимаемых управленческих решений;

• выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Таким образом, от правильности и результативности внутреннего управленческого учета и анализа зависит основной результат — прибыль, которая затем становится объектом финансового (внешнего) анализа. В этом единство целей, но различие объектов управленческого и финансового учета и анализа. Каждый из них решает свою задачу единой стратегии бухгалтерского учета и анализа на предприятии.

 

 

Содержание и методы управленческого анализа.

Управленческий анализ — это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечная цель - предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия. Задачи - качественная оценка достоверности и полноты используемой информации; - оценка показателей и параметров издержек, доходов и финансовых результатов для обоснования управленческих решений; - мониторинг развития деятельности для выявления неиспользованных возможностей повышения конкурентоустойчивости организации. Объект - хозяйствующие субъекты экономики. Субъект - лицо, непосредственно осуществляющее управленческий анализ. Предмет - хозяйствующие процессы, протекающие на предприятии, социально-экономическая эффективность и результаты его деятельности. Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами: он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла; он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах; управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

Методы управленческого анализа: ситуационный анализ - изучение сильных сторон (S), слабых сторон (W), возможностей (O) и опасностей (T), которые могут оказать воздействие на успешное продвижение товара, услуги или компании.; портфельный анализ – это инструмент сравнительного анализа стратегических бизнес-единиц компании для определения их относительной приоритетности при распределении инвестиционных ресурсов, а также получения в первом приближении типовых стратегических рекомендаций; кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией; наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам (диагностические интервью); «мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы; экспертные оценки— количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающиеся непосредственному измерению. Они основываются на суждениях специалистов; математические методы — анализ трендов, факторный анализ, расчет средних показателей, специальных коэффициентов и т. д.

 

 

Классификация материальных запасов предприятия

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запасов:

Запасы производственные 2) запасы товарные.

Каждый из этих видов в свою очередь подразделяется на три вида:

Методы расчета цены

Основными элементами цены, которую запрашивает любой субъект

хозяйственной деятельности, является себестоимость и прибыль. Это отно-

сится к цене, запрашиваемой производителем, оптовиком, розничным тор-говцем.

Себестоимость - это затраты на производство и реализацию товара, выраженные в денежной форме. При оценке затрат следует разделять их на прямые и косвенные.

Прямые затраты - это те, которые можно непосредственно отнести к конкретной единице выпускаемой продукции. Эти затраты меняются в пря-мой зависимости от объема производства. К прямым затратам относят: пря-мые затраты сырья и материалов, составляющих часть выпускаемого изде-лия; прямые затраты труда – объем заработной платы основных производст-венных рабочих, выплаченной за изготовление данного изделия или его ком-понентов; отчисления на социальное страхование – суммы социального стра-хования (отчисления в пенсионный фонд, фонды социального и медицинско-го страхования и пр.); прямые цеховые расходы – те, размер которых нахо-дится в прямой зависимости от количества выпущенных изделий (например, стоимость электроэнергии или других услуг, необходимых для работы).

Косвенные затраты - это те, которые носят более общий характер и относятся на всю выпускаемую продукцию в целом. Косвенные затраты, в свою очередь, разделяются на условно-постоянные и частично-переменные.

Условно- постоянные затраты не зависят от объемов производства. Пример условно-постоянных затрат: аренда, страхование, амортизационные отчисления, заработная плата управленческого персонала и др.

Постоянными эти затраты являются до некоторого момента, пока не изменятся условия производства.

Частично-переменные затраты. Эти затраты меняются, но не в пря-мой зависимости от объема производства. Пример условно-переменных затрат: затраты рабочей силы на вспомогательных операциях, отопление, элек-

троэнергия и пр.

Прибыль – показатель эффективности хозяйственной деятельности, вы-раженной в денежной форме. Этот показатель определяется как разница ме-жду ценой и затратами на производство и/или реализацию товара

Оптовые наценки включают в себя следующие затраты: затраты, свя-занные с покупкой, транспортировкой, хранением, обработкой, реализацией продукции; таможенные пошлины и сборы (платежи) за таможенные опера-ции; прибыль участников оптовых каналов сбыта. Оптовые наценки могут устанавливаться как свободно участниками оптового звена, так и регулиро-ваться и устанавливаться исполнительной властью субъектов РФ.

Торговые наценки включают: затраты розничных продавцов, связанные

с доставкой продукции от поставщиков; продажи продукции конечным по-

требителям; прибыль; налог на добавленную стоимость. Торговые наценки могут быть свободными и регулируемыми.

В зависимости от соотношения сил лидером в ценообразовании может быть производитель, оптовый или розничный торговец.

Выделяют следующие методы ценообразования: затратные методы це-нообразования (методы ценообразования на основе издержек); ценообразо-вание на основе мнения покупателей; ценообразование на основе цен конку-рентов, ценообразование с ориентацией на спрос.

Затратные методы ценообразования включают следующие методы: ме-тод ценообразования, основанный на добавлении стандартных наценок; метод предельной цены; метод расчета цены на основе покрытия полных из-держек; ценообразование на основе точки безубыточности.

Метод предельной цены

Этот метод учитывает в цене только те затраты, которые можно непо-средственно отнести на производство единицы данного товара. Метод может быть использован при установлении цен тогда, когда предприятие располага-ет неиспользованными резервами производственных мощностей при усло-вии, что все постоянные расходы возмещены при продаже другой продукции.

Формула расчета предельной цены:

Цпред = Iед + IVед, (7.2)

где:

Iед – переменные прямые затраты в расчете на единицу продукции:

IVед – переменные косвенные затраты в расчете на единицу продукции.

Метод расчета цены на основе покрытия полных издержек

Данный метод (так называемая техническая цена) учитывает в цене полное возмещение затрат на производство единицы продукции.

Формула расчета цены:

Цтехнич = (Iед + IVед) + Vед, (7.3)

где Vед – постоянные косвенные затраты в расчете на единицу продукции.

Планирование оптимальной цены продажи

Процесс ценообразования при планировании продаж включает ряд последовательно выполняемых процедур.

Выявление ценообразующих факторов.

Внешние ценообразующие факторы:

- рыночная среда,

- потребители продукции и услуг предприятия,

- государство,

- субъ­екты каналов товародвижения.

Внутренние ценообразующие факторы:

- уровень издержек предприятия,

- качество продукции.

Постановка целей планирования цен.

При планировании цен предприятию необходимо четко сфор­мулировать цели, которые должны быть реализованы с их помо­щью.

Посредством цен можно решать различные хозяйственные за­дачи, основные из которых можно свести к следующим:

• максимизация прибыли;

• выживание;

• лидерство на рынке;

• лидерство в качестве товара.

Если максимизация текущей прибыли и лидерство в качестве товара подразумевают высокий уровень цен, то лидерство на рын­ке — низкий, а выживание — крайне низкий их уровень. В сово­купности цели и метод ценообразования образуют ценовую стра­тегию.

3. Выбор метода ценообразования.

Выбор метода ценообразования основан на анализе условий применения тех или иных методов, с учетом ситуации, в которой находится данное предприятие.

Так, методы ценообразования на основе издержек эффектив­ны в следующих случаях:

• при установлении цены на принципиально новые товары, когда отсутствует база для сравнения;

• для разовых заказов, новых образцов товаров, изделий, изго­тавливаемых малыми партиями и т.д.;

• при планировании цен в отраслях, в которых большинство предприятий пользуется данным методом;

• для товаров, спрос на которые устойчиво превышает пред­ложение.

Применение методов, ориентированных на конкуренцию, за­висит от структуры рынка, от количества и особенностей фирм, выпускающих однотипную продукцию, остроты и характера кон­куренции.

Для метода с ориентацией на спрос специфическими условия­ми применения являются колебания спроса и предложения на дан­ный товар. Важнейшим обстоятельством, которое приходится учитывать при планировании цены с ориентацией на спрос, является эластич­ность спроса.

Параметрические методы рассчитаны на предприятия с ши­рокой и глубокой номенклатурой изделий, значительными объе­мами продаж, массовым и крупносерийным типом производства. Данный метод не­применим для расчета цен на уникальные изделия, в единичном и малосерийном производстве.

Разработка ценовой стратегии и определения цены.

Ценовая стратегия — это комплекс средств и методов, с помо­щью которых реализуются цели ценообразования. Она позволяет выбрать динамику изменения исходной цены товара в условиях рынка.

Современная теория выработала ряд стратегий ценообразова­ния новых товаров, в число которых входят следующие основные (базовые): проникновения на рынок и «снятия сливок».

Стратегия проникновения на рынок предусматривает при вы­ведении товаров на рынок их продажу по низким ценам, что позво­ляет быстро сформировать спрос на данные товары, обеспечить определенную долю рынка, устранить конкурентов.

Стратегия проникновения на рынок может быть применена в следующих случаях:

• если рынок чувствителен к ценам и высокая цена может от­пугнуть покупателей;

• имеется высокая эластичность спроса;

• низкая цена не привлекает конкурентов;

• большой объем продаж сможет компенсировать издержки производства и сбыта данного товара.

Стратегия снятия сливок предполагает продажу товара в период освоения рынка по высоким ценам. По мере освоения изделия и увеличения объемов продаж цена посте­пенно снижается. Данная стратегия может быть реализована при наличии следующих условий:

• низкой эластичности спроса на данный товар;

• внешней (доступной для понимания покупателей) связи вы­сокой цены с адекватным ей качеством товара;

• неприемлемости высокой цены для фирм-конкурентов в дан­ный момент времени;

• большой емкости рынка;

• высокой привлекательности товара для потребителей (чаще всего товар представляет собой модификацию ранее выпускавше­гося и хорошо зарекомендовавшего себя товара);

• относительно высокой сложности товара, прошедшего длинный цикл НИОКР и защищенного патентами.

В то же время такая стратегия имеет недостатки. Главный из них состоит в том, что она привлекает на данный рынок конкурен­тов и способствует созданию конкурентных барьеров для данного предприятия. Другой недостаток — высокий риск, который может привести предприятие к потере конкурентоспособности.

 

Планирование оптимальной цены продажи на основе модели спроса и предложения

Под результатом оптимизации товарного ассортимента понимается такой вариант выпуска продукции, характеризующийся структурой, объемом производства и уровнем цен, который обеспечит достижение поставленной перед предприятием цели — получение максимальной прибыли от реализации продукции и поддержание имиджа фирмы, обеспечивающих основу для сохранения эффективности финансово-хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе.

Предлагаемая методика планирования производственной программы на основе оптимизационных процедур позволяет достигать результатов, соответствующих целям краткосрочного характера: анализ ассортиментных позиций с точки зрения их безубыточности, а также максимизация прибыли с точки зрения их влияния на показатели производственной и сбытовой деятельности. Вместе с тем результаты реализации методики позволяют осуществлять эффективные управленческие действия, направленные на достижения стратегических задач предприятия.

Существует ряд методов, с помощью которых решается задача оптимизации объемов производства. Но поскольку объем производства, цена на продукцию и затраты на ее производство находятся в функциональной зависимости друг от друга, а получение максимальной прибыли возможно при определенных сочетаниях между этими величинами, то при решении данной задачи необходимо учитывать предполагаемые величины предельного дохода и предельных издержек. Следовательно, в качестве требуемой оптимизационной процедуры необходимо использовать предельный анализ, главным критерием которого является равенство предельных доходов и предельных издержек.

Достоинством данного выбора является и то, что используемые в нем средства являются полезными для определения допустимых значений объемов производства.

Модель «спрос — предложение». Планирование оптимальной цены продажи

В условиях административных методов хозяйствования неоднократно предпринимались попытки «сломать» затратный

механизм ценообразования. Цена в те времена являлась лишь производной от полной себестоимрсти продукции. В условиях рыночной экономики подходы к ценообразованию коренным образом меняются, цена — эквивалент стоимости продукта, выраженная в денежной форме. Цена должна быть ориентирована на рынок, согласована с маркетинговой стратегией организации и стоимостью продукции, предлагаемой потребителя^, а также учитывать цены конкурентов. Перед тем как установить цену, следует проанализировать связь между ценой и: •

спросом; •

затратами; •

ответными действиями конкурентов; •

действиями торговых посредников; •

действующим закодательством.

Спрос означает потребность, выявляемую потребителями к данному продукту в данный момент времени. Эта потребность определяется ценой данного продукта, его потребительской ценностью, доходами, которые он может принести, масштабом преференций и количеством потребителей. Среди всех названных факторов цена, как правило, является самым важ^- ным фактором, определяющим спрос. Взаимосвязь цены и спроса на продукт представлена на рис. 3.12. Представленная зависимость показывает, сколько товаров будет продано при разных уровнях цены на него, если другие факторы, влияющие на спрос, останутся без изменений. Таким образом, в рыночных условиях хозяйствования процесс ценообразования становится скорее искусством, чем наукой.

В экономической теории существует модель (рис. 3.13), описывающая зависимость количества продаваемого товара от его цены. Воспользовавшись ею, можно проанализировать, является ли рассчитанная выше цена оптимальной? Обеспечивает ли она организации получение максимального дохода?

Математически эту зависимость можно представить следующим образом:

Ес = (Ах/х^ / (АЦ / Ц0), где Ес — эластичность спроса;

Ах — разница между величиной спроса после изменения цены и до изменения;

х0 — величина спроса в базовом периоде;

АЦ — изменение цены;

Ц0— цена за единицу в базовом периоде.

Количество(х)

Эластичный, когда изменение спроса больше изменения цены. То есть Ц, — Ц2 < хг 2.

Ес= 1. Пропорциональный, когда изменение спроса пропорционально изменению цены. То есть Ц4 — Ц5=хб—х5 3. Ес< 1. Неэластичный, когда изменение спроса меньше изменения цены. То есть — Ц4> х4— ху

С точки зрения предприятия, продажная цена будет оптимальна в том случае, если разница между выручкой й общими затратами на данный товар будет максимальной среди всех комбинаций количества и цены. В этом случае финансовый результат организации будет максимальным. оптимальная цена достигается тогда, когда предельная выручка от продажи равна предельным затратам на продукт или когда выручка, полученная от продажи следующей единицы продукта, будет равна переменным затратам на производство (продажу) этой продукции. В этом случае цена, по которой был продан данный товар, оптимальна для предприятия.

 

Анализ доходов

Конечная цель развития бизнеса коммерческой организации заключается в получении прибыли. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой, инвестиционной.

Необходимый уровень прибыли – это:

– основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации, способствующий возможности возрастания капитала и бизнеса;

– главный источник возрастания рыночной стоимости организации;

– индикатор кредитоспособности организации;

– индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

– гарант выполнения организацией обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Прибыль зависит от уровня себестоимости, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а главное – от того, насколько продукция, работы и услуги удовлетворяют потребности потребителя, т.е. имеется ли на них спрос.

Прибыль выступает одним из основных источников ресурсов воспроизводства и формирования бюджетов всех уровней. В росте прибыли заинтересованы все участники производства, потому что наличие прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышает степень ее деловой активности. В зависимости от величины прибыли определяется доля доходов учредителей, размеры дивидендов и других доходов, рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала. От прибыли зависит финансовое положение организации, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. В получении прибыли заключается главный интерес собственника, поскольку обеспечивает возможность роста капитала и бизнеса.

С позиций экономического подхода прибыль (убыток) – это прирост (уменьшение) капитала собственников, имеющий место в отчетном периоде. Прибыль, исчисленную по данному алгоритму, называют экономической.

В рамках бухгалтерского учета прибыль – это положительная разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.

Под операциями по преднамеренному изменению собственного капитала понимаются: дополнительные вклады собственников; дополнительная эмиссия; пожертвования; безвозмездное финансирование; выплата дивидендов; переоценка активов, имеющая целью противодействие снижению экономического потенциала организации из-за инфляции.

Полноценный анализ каждого элемента доходов, расходов и прибыли по данным отчета о прибылях и убытках предполагает:

– экспресс-анализ (чтение) данных отчета, их взаимоувязку с другими формами отчетности;

– расчет аналитических показателей структуры и динамики доходов, расходов и прибыли;

– трендовый анализ доходов, расходов и прибыли;

– расчет, анализ и оценку показателей рентабельности;

– факторный анализ рентабельности;

– оценку влияния привлечения заемных средств на рентабельность собственного капитана;

– обобщение результатов анализа отчета о прибылях и убытках.

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение:

±?П = П1 – П0, (17.10)

где П0 – прибыль базисного периода;
П1 – прибыль отчетного периода
?П – изменение прибыли.

2. Темп роста:

Темп роста = П1/П0·100 %. (17.11)

3. Изменение структуры:

±?У = УП1 – УП0, (17.12)

где УП1 – уровень отчетного периода;
УП0 – уровень базисного периода.

Целью анализа прибыли организации является финансово-экономическое обоснование вариантов управленческих решений, реализация которых позволит обеспечить устойчивый рост ее финансовых результатов. Для изучения прибыли за отчетный период необходимо:

– проанализировать выполнение плана финансовых результатов организации в целом, а также по направлениям деятельности, по структурным подразделениям;

– провести структурно-динамический анализ показателей прибыли;

– выявить и измерить влияние внешних и внутренних факторов на формирование финансовых результатов;

– установить резервы роста прибыли и разработать меры по их мобилизации.

Анализу чистой прибыли и ее качественным характеристикам должно быть уделено особое внимание. Считается, что более высоким «качеством» характеризуется чистая прибыль организации, если она в большей степени обеспечена за счет повышения отдачи ресурсного потенциала организации. Об этом будет свидетельствовать рост прибыли от обычной деятельности за счет интенсификации использования основных факторов производства – трудовых и материальных. Вместе с тем на «качество» прибыли могут оказывать влияние и другие внешние и внутренние факторы:

1) внешние – ситуация в секторе рынка, где организация представлена своей продукцией; общие финансово-экономические, политические, социальные, природно-климатические условия ведения бизнеса и др.;

2) внутренние – учетная политика организации (в частности, в отношении признания доходов и расходов; оценки основных средств, финансовых вложений, обязательств и т.д.), налоговая политика, использование эффекта операционного и финансового рычага, дивидендная политика и т.д.

Важнейшим относительным показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности организации, является рентабельность.

Анализ рентабельности позволяет дать ответ на вопрос насколько прибыльно функционирует организация и как эффективно оно использует вложенный капитал.

Рентабельность характеризует прибыль, полученную с 1 рубля средств, вложенных в финансовые операции.

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Организация считается рентабельной, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования организации.

Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производственной деятельности коммерческой организации, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей (табл. 17.10).

Таблица 17.10

Показатели рентабельности

Показатель Экономическое содержание Расчет показателя
Рентабельность имущества Показывает, какую прибыль получают с каждого рубля, вложенного в активы Ra = ЧП/Аср·100 %
Рентабельность текущих активов Характеризует эффективность использования текущих активов Rта = ЧП/ОАср·100 %
Рентабельность инвестиций Характеризует эффективность использования средств, инвестированных в организацию Rинв = ПБ/(СКср + ДОср) ·100 %
Рентабельность собственного капитала Показывает долю прибыли в собственном капитале Rск = ЧП/СКср·100 %
Рентабельность производственных фондов Характеризует эффективность использования основных производственных и оборотных фондов Rпф = ЧП/(ОПФср + МОСср)·100 %
Рентабельность продаж Характеризует эффективность предпринимательской деятельности, показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж Rпр = Пр/Вр
Рентабельность организации Определяет эффективность деятельности организации Rп = ЧП/Врп·100 %

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений ее деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

 

Анализ расходов

Расходы - затраты, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. Обычно это затраты, связанные с ресурсным обеспечением производства, приобретением материалов, оборудования, оплатой труда работников, ремонтом оборудования, выплатой процентов по кредитам, арендной платой, уплатой налогов и т.п. Анализ расходов – анализ величины, структуры и динамики затрат с целью выявления их возможного снижения и более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Расходы предприятия формируются за счет:

- материальных затрат;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальный взнос;

- амортизации;

- других операционных расходов

Целью анализа расходов предприятия является установление причинно-следственных количественных и качественных взаимосвязей между использованием ресурсов производства в процессе деятельности предприятия (организации, учреждения). На основании выявленных взаимосвязей представляется возможным осуществлять эффективное управление затратами, в частности в направлении их снижения.

Источниками информации для анализа затрат служит ф.2 финансовой отчетности «Отчет о финансовые результаты», калькуляции продукции и другие документы.

В ходе анализа затрат используются сравнительный анализ, анализ структуры, факторный анализ, стохастический анализ.

С целью анализа затрат их можно классифицировать по видам деятельности, по статьям затрат, экономическим элементам, местам возникновения, продуктам предприятия. Классификация затрат по видам деятельности, по статьям и экономическим элементам представлена в ф.2 «Отчет о финансовые результаты». Классификация затрат по местам возникновения индивидуальна для каждого предприятия и определяется его организационной структурой и особенностями технологических процессов. Классификация затрат по продуктам представлена во внутренних документах предприятия (калькуляциях себестоимости продукции).

По видам деятельности выделяют финансовые, инвестиционные и операционные расходы. С целью корректного сопоставления сравниваемых величин необходимым является выделение в массе общих расходов каждого периода затрат по каждому виду деятельности и подробное их рассмотрение.

При рассмотрении величин расходов от разных видов деятельности следует воспользоваться сравнительным анализом и проследить динамику изменения затрат каждого вида деятельности за несколько периодов (не менее 3). При этом имеет смысл проследить не только общую тенденцию изменения расходов, но и попытаться выявить периодичность (сезонность) затрат, для чего необходимым является построение динамики затрат по 4 кварталам каждого года в отдельности и сравнение темпов роста.

В анализе расходов ценную информацию представляет рассмотрение динамики элементов затрат, а также изменения структуры затрат по элементам, для чего по каждому элементу затрат оказывается динамика, а после этого оказывается удельный вес каждого элемента затрат на каждый данный период, и определяется динамика удельного веса элемента затрат в общей их структуре.

То же самое относится к рассмотрению расходов по статьям. Сначала рассматривается динамика полных затрат предприятия, после чего прослеживается динамика себестоимости реализованной продукции в сопоставлении с динамикой объемов выпуска продукции. Далее определяется динамика роста каждой статьи затрат за ряд данных периодов, и динамика роста доли каждой статьи расходов.

Планирование прибыли

Прибыль представляет собой превращенную форму прибавоч­ной стоимости, сформированную в процессе общественного вос­производства для удовлетворения различных интересов предприя­тия и его собственника (предпринимателя).

Прибыль как экономическая категория выполняет две функции: оце­ночную (меры эффективности, цели производства) и стимулирующую. В первой функции прибыль характеризует экономический эффект, по­лученный в результате деятельности предприятия. Но так как при­быль является универсальным показателем, для оценки конкретных сто­рон эффективности производства применяется система абсолютных и относительных показателей. Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным элементом источников финансовых ресурсов и резервов предприятий, а осуществление принципа самофи­нансирования зависит от величины получаемой прибыли, так как доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна быть дос­таточной для финансирования определенных мероприятий. Можно вы­делить и третью функцию прибыли - основного источника доходов го­сударства, однако ее значение полностью зависит от системы государственного регулирования экономики и деятельности предприя­тий.

Предпринимательская прибыль представляет собой часть прибы­ли предприятия, поступающей в распоряжение собственника предпри­ятия, которая в последующем направляется на расширение производ­ства или личное потребление.

Величина прибыли организации (предприятия) во многом за­висит от: технического и стоимостного строения капитала, массы приложенного труда, скорости оборота капитала, механизма цен, конкуренции, системы взаиморасчетов, состояния рынка и т. д. Количество факторов, формирующих прибыль, весьма значитель­но, а их общее влияние в целом и по конкретным факторам опреде­лить с большой степенью вероятности практически невозможно.

Различные толкования и понимание сущности и внешнего про­явления прибыли, сложность ее взаимосвязей с другими показате­лями привели к различным определениям, критериям отнесения, методам расчетов и т. п. В настоящее время внешнее проявление сущности прибыли выражается в таких показателях, как: балансо­вая прибыль, валовая прибыль, отраслевая прибыль, прибыль от реализации (продаж), прибыль от обычных видов деятельности, внере­ализационная, операционная и чрезвычайная прибыль, нало­гооблагаемая прибыль, чистая (нераспределенная) прибыль, чистая при­быль, нормальная прибыль, экстремальная прибыль, монопольная прибыль, экономическая и бухгалтерская прибыль, маржинальная при­быль, глобальная прибыль, экстремальная прибыль, оптимальная при­быль, консолидированная прибыль, предпринимательская прибыль и др. Кроме того, к показателям прибыли относят и показатели дохода. Опре­делим основные показатели:

балансовая (валовая) прибыль







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.