Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УУ: сущность, значение, принципы





Синтетический и аналитический учет производственных затрат, система счетов, регистры по учету затрат на производство

Для руководства хозяйственной деятельностью необходимо иметь информацию об объектах бухгалтерского учета различной степени детализации. Поэтому для ее получения в бухгалтерском учете используются две группы счетов: синтетические и аналитические.

Синтетические счета содержат информацию о хозяйственных средствах и операциях в обобщенных показателях. Эти показатели формируются только в денежном выражении. Учет, осуществляемый на синтетических счетах наз. синтетическим.

Аналитические счета используются в целях детальной характеристики учитываемых объектов. Между синтетическими и аналитическими счетами существует тесная связь и взаимозависимость. Аналитические счета открываются в развитие синтетических счетов. Степень детализации аналитических счетов достигается путем использования трех видов измерителей: натурального, трудового и денежного. Учет, который ведется на аналитических счетах, называется аналитическим.

Под регистрами бухгалтерского учета понимают специальные ведомости, книги (журналы), разработки на отдельных листах и карточках в виде машинограмм, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Учетные регистры – это таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций. Они различаются по внешнему виду, по объему содержания операций, по характеру записей, по строению. Регистрами синтетического учета служат счета Главной книги. Записи же в аналитическом учете производятся в группировочных и накопительных ведомостях, карточках, книгах и других регистрах аналитического учета на основании первичных документов. Нередко данные аналитического и синтетического счета совмещаются в одном регистре.

В отечественной практике счета бухгалтерского учета, предназначенные для формирования информации о затратах на производство и реализацию продукции, определены Планом счетов БУ ФХД организации и Инструкцией по его применению, утвержденной приказом МФ РФ от 31.10.2000 №94-н.

Разделом III Плана счетов для учета затрат на производство предусмотрены следующие счета:

· счет 20 «основное производство»

· счет 21 «Полуфабрикаты собственного изготовления»

· счет 23 «Вспомогательные производства»

· счет 25 «Общепроизводственные расходы»

· счет 26 «Общехозяйственные расходы»

· счет 28 «Брак в производстве»

Для учета затрат на реализацию продукции предусмотрен счет 44 «Расходы на продажу»

Счет 20 «Основное производство»

Счет 20 – активный, балансовый, калькуляционный. Учет затрат на этом счете ведут по заказам, видам работ, видам продукции (аналитический учет) в разрезе статей затрат (статей калькуляции) и мест возникновения. Особенность учета затрат на счете 20 состоит в том, что в течение месяца сразу в момент возникновения на основе первичных документов на нем учитываются только прямые затраты:

- стоимость материалов, израсходованных на изготовление продукции Д20 К10

- зарплата рабочих занятых изготовлением продукции с отчислениями на социальные нужды Д20 70; Д20 К69

С целью равномерного включения затрат в себестоимость продукции предприятие создает необходимые резервы на оплату отпусков рабочим, на ремонт основных средств и т.п. Поэтому ежемесячно отчисления в резерв на оплату очередных отпусков рабочих, занятых изготовлением продукции, в плановом размере учитывают в составе затрат основного производства Д20 К96 «Резерв на оплату отпусков»

Ежемесячно также определяют и списывают на сч. 20 затраты вспомогательных производств, приходящихся на данный вид продукции – Д20 К23 и потери от брака Д20 К28.

Косвенные затраты в течение месяца учитывают на счетах 25 и 26 и включают в затраты основного производства только в конце месяца после определения общей их величины за месяц и распределения по видам продукции Д20 К25,26.

Списание затрат со сч.20 производят в случае, если производство продукции завершено и продукция передана на склад или заказчику. В этом случае фактические затраты (себестоимость) на производство готовой продукции и переданной на склад отражают на счетах записью Д43 «Готовая продукция» К20, а на себестоимость сданных заказчику работ Д90/2 К20.

Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства»

Сч.21 – активный, балансовый, применяется в массовых производствах, в которых процесс изготовления продукции состоит из нескольких разнородных самостоятельных переделов (фаз) и готовая продукция получается путем переработки исходного сырья, получения полуфабриката и передачи его из одного передела в другой. Полученный полуфабрикат сдается на склад, что сопровождается записями на счетах по Д21 К20 (цех 1). Передача полуфабриката со склада на следующий передел Д20 (цех 2) К21. В этом случае калькуляции себестоимости готовой продукции появляется самостоятельная статья «Полуфабрикаты собственного производства».

Счет 23 «Вспомогательные производства»

Затраты вспомогательных производств могут учитываться по разному в зависимости от характера технологии выпускаемой ими продукции. Если производство является простым (вырабатывает однородную продукцию и не имеет остатков незавершенного производства), то все его затраты рассматриваются как прямые и учитываются по Д23. Себестоимость единицы продукции таких производств определяется делением всех затрат за отчетный месяц на количество продукции, отпущенной потребителям. Выявленные затраты списываются со сч.23 и распределяются межу потребителями пропорционально количеству отпущенной продукции (по данным счетчиков и других измерителей)

Счет 28 «Брак в производстве»

Сч. 28 активный, калькуляционный, бессальдовый. По Д28 собирают затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку, а также затраты на исправление брака. Д28 К10,70,69 и др.

По К28 отражают суммы, компенсирующие затраты, связанные с браком (удержания из з/пл виновника брака, стоимость брака по цене возможного использования, суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за некачественный материал, явившийся причиной брака и др.)

Д70,10,43,60 К28

Потери от брака (разница между дебетовым и кредитовым записями счета 28) списывают в конце месяца полностью на затраты основного производства Д20 К28.

По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный и позаказный методы. С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно калькулирование полной и неполной себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактических и нормативных затрат.

Метод учета затрат и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно, так как зависит отряда частных факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой техники и т.д. На практике эти методы могут применяться в различных сочетаниях (нарпимер, можно прибегнуть к позаказному методу, калькулируя неполную себестоимость).

Попроцессный метод.

Применяется в добывающих отраслях промышленности (угольной, горнорудной нефтяной и т.д.). Здесь имеет место массовый тип производства, непродолжительный производственный цикл, ограниченная номенклатура выпускаемой продукции, единая единица измерения и калькулирования, полное отсутствие незавершенного производства. В итоге выпускаемая продукция является одновременно и объектом учета затрат, и объектом калькулирования.

Позаказный метод.

Позаказный метод используется в тех производственных процессах, где можно выделить изделие (работу, услугу). Такое выделение возможно в единичном и серийном производстве. Это машиностроительные отрасли, индивидуальное и мелкосерийное производство, научно-исследовательские институты, где учет организуется по выполняемым темам (работам, заказам).

Основанием для открытия заказа является договор между производителем и заказчиком, в котором определяются объект заказа, объем продукции, срок поставки, договорная цена, форма

расчетов. В заказе указывается, какие изделия, какие работы и в каком количестве подлежат изготовлению.

Объектом учета и калькулирования в позаказном методе является отдельный производственный заказ, открываемый заранее на определенное количество продукции, на конкретную работу (услугу).

Попередельный метод

Попер-ный метод учета затрат и калькулирования себес-ти продукции применяется в тех организациях, особен-ностью производственного процесса которых является изготовление продукции, при котором исходное сырье и материалы проходят в определенной последовательности несколько законченных стадий обработки (переделов). При этом по окончании каждой стадии имеется не готовая продукция, а лишь полуфабрикат, который может быть полностью или частично реализован. Готовое изделие получается лишь на выходе из последнего передела. Следовательно, попер-ный метод применяется в тех организациях, в которых технологический процесс состоит из постоянно повторяющихся операций. Такой процесс характерен для предприятий химической, текстильной, метал-лургической, стекольной промышленности и др.

Особенность попер-го метода учета затрат заключается в следующем. Затраты на производство, начиная с обработ-ки исходного сырья и заканчивая выпуском конечного продукта, учитываются по каждому переделу (цеху, фазе, ста-дии), обработку в которых оно проходит, включая, как правило, себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в пре-дыдущем цехе. Таким образом, себес-ть продукции каждого последующего передела слагается из произведенных им затрат и себес-ти полуфабрикатов, полученных в предыдущих переделах. В качестве объекта учета могут приниматься как переделы в целом, являющиеся неотъемлемыми частями производ-го процесса, так и отдельные виды и группы производимой продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства и обработки, однородности назначения и т.д.

УУ: сущность, значение, принципы

Весь бухгалтерс­кий учет делится на финансовый и управленческий (еще налоговый, но его не рассматриваем в данной теме). На выходе бухгалтерской информационной системы формируются отчеты для:

· внешних пользователей бухгалтерской информации;

· целей периодического планирования и контроля;

· принятия решений в нестандартных ситуациях и выбора полити­ки организации.

Прерогативой финансового учета является составление отчетов пер­вой группы (внешних отчетов). При этом внешними пользователями бух­галтерской информации могут быть владельцы акций и кредиторы (на­стоящие и потенциальные), поставщики, покупатели, представители налоговых служб и внебюджетных фондов, служащие предприятия.

Задачей бухгалтерского УУ является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации), где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бух­галтерской информации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о со­стоянии дел непосредственно в области производства. Менед­жеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых их предприятием.

Сравнение финансового и УУ

Область сравнения Финансовый учет Управленческий учет
Обязательность ведения учета Ведение учета обязательно Ведение учета необязательно
Цель ведения учета Составление финансовых документов для внешних пользователей Информационное обеспечение внутрифирменного управления
Правила ведения учета Основан на общепринятых принципах Учетные принципы формируются организацией самостоятельно исходя из целей и задач внутрифирменного управления
Пользователи информации Внешние и внутренние пользователи бухгалтерской информации Различные уровни внутрифирменного управления
Принцип группировки расходов По экономическим элементам По статьям калькуляции
Основной объект учета и отчетности Организация как юридическое лицо Структурные подразделения организации, отдельные сегменты, определенные виды продукции, показатели
Периодичность представления отчетности Устанавливается законодательными нормативными актами По мере необходимости, в соответствии с принципами целесообразности и экономичности
Необходимость использования метода двойной записи Использование обязательно Использование возможно, но не обязательно

УУ можно определить как самостоятельное направ­ление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информацион­ную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хране­ние, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием ин­формации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. УУ является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой фи­нансового учета.

Частью общей сферы УУ является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ данных об экономии или перерасходе по сравнению с данными за предыдущие периоды, прогнозами и стандартами

Предметом бухгалтерского УУ являются плани­рование, учет, анализ, контроль и мотивация деятельности сегментов бизнеса (центров ответственности), направленные на соизмерение до­ходов с расходами по отдельным сегментам и оптимизацию этого соот­ношения с целью повышения эффективности функционирования орга­низации в целом. // Предметом УУ является управленческая информация.

Важнейшая цель УУ состоит в формировании от­четности, специально подготовленной для менеджеров различных уров­ней управления (в отличие от финансового учета, обобщающего и формацию на основе использования общих правил ведения учета), т. е. обеспечить информационную поддержку в принятии эф­фективных управленческих решений, направленных, в конечном итоге на максимизацию прибыли организации при условии сохранения ее капитала.

Принципами УУ являются (на мой взгляд самые основные):

1.Адресность. Информация должна предоставляться конкретным адресатам в соответствии с их потребностями и уровнем их подготовленности.

2.Оперативность. Информация должна предоставляться в сроки, дающие возможность вовремя принять эффективное хозяйственное решение. Предполагает ослабление требований к полноте информации в пользу ее оперативности.

3.Достаточность. Информация должна предоставляться в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управленческого решения.

4.Аналитичность. Информация должна содержать данные оперативного анализа или предполагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами времени.

5.Инициативность. Менеджерам должна предоставляться возможность формулировать свои предложения и направлять их на рассмотрение вышестоящего звена.

6.Экономичность. Затраты по подготовке информации не должны превышать экономического эффекта от ее использования. Также управленческим учетом формируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для целей управления

7.Конфиденциальность. Предполагает обособленное ведение УУ.

8.Гибкость системы УУ. Означает приспособленность системы УУ к индивидуальным особенностям организации, совершенствование ее по мере изменений, происходящих в предпринимательской деятельности организации

Задачи:

1. Обеспечение информацией для контроля за соблюдением целесообразности хозяйственных операций, с использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

2. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости.

Целями и задачами определяются функции УУ. Их можно сгруппировать в 2 направления:

1. обеспечение всех уровней управления релевантной информацией для систематического и проблемного управления бизнесом (управление бизнесом – регулярное и ситуационное принятие управленческих решений по развитию предприятия в целом, т.е. составление стратегических, тактических и оперативных планов принятия решений по ценообразованию, формированию портфеля заказов и т.д.);

2. формирование информации необходимой для управления подразделениями предприятия (управление подразделениями предприятия – внутрипроизводственное планирование, регулирование, координация и мотивация деятельности подразделений).

Важнейшее предназначение БУУ состоит в информационной под­держке менеджмента. В противном случае ведение УУ в организации окажется бессмысленным, а управление предпринимательской деятельностью — процессом эфемерным и ненаучным, осуществляемым интуитивно.


 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.