Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Позаказный метод учета затрат и калькулирования с/с продукции





Область применения:

- на предприятиях с единичным типом организации производства (например, на заводах тяжелого машиностроения, создающих прокатные станы, экскаваторы больших мощностей, на предприятиях военно-промышленного);

- на предприятиях с мелкосерийным производством (например, на предприятиях судо- и авиастроения, а также на полиграфических);

- на предприятиях с физико-химическими процессами (например, на предприятиях химической промышленности при выполнении заказов на химические реактивы, предприятиях сборного железобетона при выполнении отдельных заказов на оригинальные изделия из железобетона);

- в строительстве, НИИ, учреждениях здравоохранения;

- в сфере услуг (например, при изготовлении мебели, ремонте автомобилей, часов, телевизоров и т.д.).

Сущность позаказного метода:

Для организации учета затрат по каждому заказу, организации внутрипроизводственного планирования и контроля за своевременным выполнением заказов устанавливается порядок открытия, прохождения и закрытия заказов.

Основанием для открытия заказа на продукцию и услуги являются:

- план производства и заключенные в соответствии с ним договоры с заказчиками на поставку продукции;

- планы по совершенствовонию технологии и организации производства, улучшению качества продукции, внедрению новой техники;

- планы по производству оборудования, работ и услуг для собственного капитального строительства;

- утвержденные бюджеты (сметы) общепроизводственных и общехозяйственных расходов в разрезе подразделений, включающие такие статьи, как ремонт оборудования, выработка энергии всех видов, транспортные и другие внутрипроизводственные работы.

Открыть заказ – значит заполнить соответствующий бланк, в котором указывают: наименование заказа, шифр заказа, количество изделий в заказе, сроки начала и окончания работ.

Нумерация заказов может состоять из ряда цифр: первые две определяют вид заказа, последние две или три цифры означают порядковый номер заказа по данному виду. При изготовлении сложных и дорогостоящих изделий могут раздельно учитываться затраты отдельных блоков, представляющих собой законченную конструкцию. В этом случае на каждый блок открывается заказ (с самостоятельной нумерацией или с добавлением дополнительной цифры в конце основного заказа, например, 1005 – номер основного заказа, заказы на блоки к данному изделию нумеруются - 10051, 10052 и т.д.).

Рекомендуется при позаказном методе в начале года открывать документ «Перечень действующих заказов». В нем приводятся: номер и наименование заказа, описание работ, количество, сроки исполнения заказа, его плановая себестоимость, цехи – исполнители. В течение года по мере открытия открываются новых заказов, они вносятся в перечень. Перечень играет роль программного документа, он передаются во все подразделения, имеющие отношение к выполнению заказов. В случае внесения изменений в заказы о них также сообщается всем подразделениям.

Обычно заказы открываются плановым отделом предприятия. В необходимых случаях при оформлении заказов участвуют и другие лица и подразделения, принимающие участие в выполнении заказа. При открытии заказов плановый отдел определяет их плановую себестоимость.

Все экземпляры за подписью начальника планового отдела направляют в бухгалтерию, где визируются главным бухгалтером. Один экземпляр остается в бухгалтерии, остальные передаются по назначению.

В цехах ведутся следующие документы и регистры по учету затрат за производство: накладные на передачу изготовленных деталей; требования, лимитно-заборные карты, накладные, раскройные листы и другие документы, подтверждающие расход материалов в производстве; первичные документы о выработке; опись незавершенного производства цеха; материальный отчет.

В бухгалтерии предприятия по учету затрат на производство ведутся следующие учетные регистры: сводная ведомость расхода материальных ценностей; сводная ведомость распределения заработной платы; сводная ведомость НЗП; ведомости учета затрат по цехам, ведомость учета ОХР; расчет распределения ОПР и ОХР; лицевой счет заказа; оборотная ведомость заказов; калькуляция себестоимость готовой продукции.

Объектом учета затрат и калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ. В бухгалтерии открывается на каждый заказ лицевой счет (карточка учета затрат), в котором собираются все затраты предприятия, относящиеся к данному заказу, определяется сумма незавершенного производства и производственная себестоимость готовой продукции с разбивкой по калькуляционным статьям.

Все прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей по отдельным производственным заказам по мере их возникновения в течение всего срока изготовления заказа, косвенные затраты распределяются по заказам пропорционально выбранной базы.

Информация о фактических затратах фиксируются бухгалтерией в карточках в течение всего срока выполнения работ по заказу. При этом затраты считаются незавершенным производством до окончания работ по заказу.

Фактическая себестоимость заказа определяется после его завершения как сумма всех произведенных за время его изготовления затрат – прямых и косвенных, себестоимость единицы продукции в заказе - как отношение себестоимости заказа на количество изделий в заказе. Если до окончания заказа в целом часть его выполнена и сдана заказчику или на склад, то она оценивается по плановой (сметной) себестоимости или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее с учетом изменений в условиях производства, а затем корректируется до фактической себестоимости.

Для контроля за правильностью распределения затрат по заказам, обобщения затрат за месяц и объемов незавершенного производства, а также определения себестоимости выпущенной за месяц продукции ежемесячно рекомендуется составлять оборотную ведомость заказов, в которой указывается:

- номер карточки и номер заказа;

- затраты за месяц в разрезе калькуляционных статей по каждому заказу;

- себестоимость продукции по выполненным заказам;

- себестоимость забракованной продукции;

- стоимость возвратных отходов;

- остатки незавершенного производства на начало и конец месяца по каждому заказу и т.д.

Особенности позаказного метода:

- накопление производственных затрат в разрезе отдельных заказов;

- составление фактической калькуляции и списание затрат по мере завершения заказа, а не за отчетный период;

- ведение только одного счета «незавершенное производство».

Недостатки данного метода:

- сопоставление плановых затрат с фактической себестоимостью возможно лишь по завершении работ по заказу;

- сложность инвентаризации незавершенного производств;

- возникает проблема, связанная с распределением косвенных затрат, т.к. к моменту завершения заказа их величина может быть неизвестна.








ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.