|
Культура винковци-шамодьвар: наследники вучедольской и курганной (позднеямной) культур в бассейне Среднего ДунаяВ Югославии и Венгрии на смену вучедольской и ямной культурам пришла культура, известная под двумя названиями, винковци и шамодьвар. Первое было дано по раскопкам поселения Тржница в окрестностях города Винковци (Северная Югославия)118, второе -по имени раскопанного поселения в Юго-Западной Венгрии1"9. За последние двадцать лет было раскопано или просто зафиксировано около 150 мест, связанных с этой культурой, — городищ, курганов и ям с керамикой (единственных остатков поселений). Стратиграфический анализ показал, что культура винковци легла поверх поздней вучедольской культуры. Одна из самых лучших стратиграфии представлена поселением, которое располагалось на высоком плато в Пецине поблизости от Врдника. Там ямы культуры винковци были выкопаны в позднем слое вучедольской культуры за которым следовал слой баденско-костолацкой культуры120. Поселения культуры винковци-шамодь-вар встречаются от Западной Венгрии до Словакии Западной Румынии Славонии Среме от Западной Сербии и Боснии до Черногории и от бассейна реки Морава в Центральной Югославии до городов Свето-зарево и Крушевац (рис. 10-39). Несмотря на абсолютное сходство погребальных обрядов, характера поселений и керамики, археоло- ги до нынешнего времени не связывали культуру вин ковци-шамодьвар с культурой колоколовидных куб ков. Однако трудно найти причину, по которой эт] группы следует рассматривать как две отдельные i независимые друг от друга культуры. Ихассортимен керамических изделий унаследован от предшество вавшей им в Югославии и Венгрии культуры вуче дол-мако. В Западной Венгрии и в Западной Югославш культура винковци-шамодьвар, с характерными дл! нее городищами и отсутствием теллей, продолжал; существовать и во II тыс. до н. э., постепенно пре вращаясь в «культуру инкрустированной керамики Западной Венгрии и Северо-Западной Югославии i в «градинскую культуру» Боснии и Далмации (о «gradina» - «городище»). Последствия для Северной Европы: центральноевропейская культура шнуровой керамики и ее экспансия на северо-запад и северо-восток Культурный комплекс шнуровой керамики (вдй боевых топоров) известен не только на севере цен-тральноевропейской равнины в Германии и Польше но также в Голландии, Дании, Южной Швеции Южной Норвегии и в землях Восточной Балтит вплоть до лежащей на северо-востоке Южной Финляндии; его восточное ответвление (фатьяновска$ культура) достигало Верхневолжского бассейна Центральной России (см. рис. 10-32). Согласно радиоуглеродным датировкам, его распространение на северо-запад и северо-восток, по территориям, которые перед этим занимала культура воронковидных кубков а также неманская нарвская и волосовская культуры, произошло еще до середины III тыс. дон. э. По всей видимости, крупномасштабная миграция явилась результатом нового импульса с Востока, данного третьей волной курганной культуры. По всей территории данной культуры погребальный инвентарь древнейшей фазы обнаруживает близкую связь с центральноевропейскими аналогами. Его основными характеристиками являются кубки с горизонтальным шнуровым орнаментом вокруг горловины, шаровидные амфоры с радиальным узором по плечикам, кремневые топоры, резцы, лезвия или осколки и каменный боевой топор (тип А)121 (рис. 10-40). Именно поэтому древнейшую фазу называют «общеевропейским горизонтом». Другой общей чертой данной культуры являются захоронения в деревянных или каменных «домиках мертвых» под низкими земляными насыпями. Удивительное единообразие, характерное для всех территорий, где были обнаружены захоронения культуры шнуровой керамики, - сильный довод в пользу предположения о ее одновременном' распространении по этому региону. 434 _________________________________________________________________________ Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини Рис. 10-39 Рис. 10-39 Ареал распространения поселений культуры вин-ковци-шамодьвар, возможная родина культуры колоколовидных кубков середины III тыс. до н.э. Более темными пятнами обозначены районы распространения культуры колоколовидных кубков по Западной Европе. %— Распространение поселений культуры колоколовидных кубков по Центральной и Западной Европе. — Вероятная «родина» данной культуры (ареал распространения поселений культуры вин-ковци-шамодьвар) Социальное неравенство и привилегированное положение мужчин в Северо-Западной и Северо-Восточной Европе Социальная структура носителей ранней культуры шнуровой керамики в равной мере связана с культурой шаровидных амфор и с ямной культурой днепро-волжских степей. Под ее древнейшими курганами находят только мужские скелеты и одно центральное захоронение в ямном «домике мертвых», которого, вероятно, удостаивались особо знатные мужи. Обычно, помимо первоначального захоронения, в земляных насыпях делали несколько дополнительных могил, что говорит о существовании по крайней мере двух социальных категорий. Любопытно что вырытые в кургане могилы более многочис-ленны, нежели те, над которыми он был возведен. Более низкое сословие также представлено мужскими скелетами. Нам практически ничего не известно о женских или детских захоронениях этого периода. В более позднюю эпоху могилы культуры шнуровой керамики демонстрируют обычный процент женских и детских захоронений. Физические характеристики Кем были носители культуры шнуровой керамики? Представителями новой курганной (т. е. ямной) культуры, вторгшимися с Востока? Или это — поздняя фаза развития комплекса шаровидных амфор, чьи представители оказались отброшенными к северу и северо-востоку нашествием носителей ямной культуры? Последнее кажется более правдоподобным. Культуры шаровидных амфор и шнуровой керамики в равной мере сочетали в себе элементы субстрата местной культуры воронковидных кубков и некоторые черты культуры понтийских степей. В Германии и Чехословакии среди носителей культуры шнуровой керамики пре- I Ыво X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Е в вопы
валировали антропологические черты носителей культуры во-ронковидных кубков, за исключением отдельных личностей, которые относились к степному типу122. Анализ скелетных материалов из Польши говорит об их степном происхождении123. В других местах большую часть населения составляли туземные жители - древнеевропейцы. Хронология Культура шнуровой керамики подразделяется на два основных периода. От первого (ок. 3000-2600 гг. до н. э., общеевропейский горизонт), в силу кочевого образа жизни его носителей, устраивавших лишь кратковременные стоянки, практически не сохранилось поселений. Изучение стоянок в Южной Польше показало, что кочевые скотоводы культуры шнуровой керамики существовали рядом с туземными земледельцами. Основной храктеристикой второго периода является кристаллизация местных сообществ. Согласно радиоуглеродным датировкам, полученным из разных областей распространения данной культуры, он приходится на 2600—2200 гг. до н. э. (Табл. 35). ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|