Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура винковци-шамодьвар: наследники вучедольской и курганной (позднеямной) культур в бассейне Среднего Дуная





В Югославии и Венгрии на смену вучедольской и ямной культурам пришла культура, известная под дву­мя названиями, винковци и шамодьвар. Первое было дано по раскопкам поселения Тржница в окрестностях города Винковци (Северная Югославия)118, второе -по имени раскопанного поселения в Юго-Западной Венгрии1"9. За последние двадцать лет было раскопа­но или просто зафиксировано около 150 мест, связан­ных с этой культурой, — городищ, курганов и ям с ке­рамикой (единственных остатков поселений). Стра­тиграфический анализ показал, что культура винковци легла поверх поздней вучедольской культуры. Одна из самых лучших стратиграфии представлена поселени­ем, которое располагалось на высоком плато в Пеци­не поблизости от Врдника. Там ямы культуры винков­ци были выкопаны в позднем слое вучедольской куль­туры за которым следовал слой баденско-костолацкой культуры120. Поселения культуры винковци-шамодь-вар встречаются от Западной Венгрии до Словакии Западной Румынии Славонии Среме от Западной Сербии и Боснии до Черногории и от бассейна реки Морава в Центральной Югославии до городов Свето-зарево и Крушевац (рис. 10-39).

Несмотря на абсолютное сходство погребальных обрядов, характера поселений и керамики, археоло-


ги до нынешнего времени не связывали культуру вин ковци-шамодьвар с культурой колоколовидных куб ков. Однако трудно найти причину, по которой эт] группы следует рассматривать как две отдельные i независимые друг от друга культуры. Ихассортимен керамических изделий унаследован от предшество вавшей им в Югославии и Венгрии культуры вуче дол-мако.

В Западной Венгрии и в Западной Югославш культура винковци-шамодьвар, с характерными дл! нее городищами и отсутствием теллей, продолжал; существовать и во II тыс. до н. э., постепенно пре вращаясь в «культуру инкрустированной керамики Западной Венгрии и Северо-Западной Югославии i в «градинскую культуру» Боснии и Далмации (о «gradina» - «городище»).



Последствия для Северной Европы: центральноевропейская культура шнуровой керамики и ее экспансия на северо-запад и северо-восток

Культурный комплекс шнуровой керамики (вдй боевых топоров) известен не только на севере цен-тральноевропейской равнины в Германии и Польше но также в Голландии, Дании, Южной Швеции Южной Норвегии и в землях Восточной Балтит вплоть до лежащей на северо-востоке Южной Фин­ляндии; его восточное ответвление (фатьяновска$ культура) достигало Верхневолжского бассейна Цен­тральной России (см. рис. 10-32). Согласно радио­углеродным датировкам, его распространение на се­веро-запад и северо-восток, по территориям, кото­рые перед этим занимала культура воронковидных кубков а также неманская нарвская и волосовская культуры, произошло еще до середины III тыс. дон. э. По всей видимости, крупномасштабная миграция явилась результатом нового импульса с Востока, дан­ного третьей волной курганной культуры.

По всей территории данной культуры погребаль­ный инвентарь древнейшей фазы обнаруживает близкую связь с центральноевропейскими аналога­ми. Его основными характеристиками являются кубки с горизонтальным шнуровым орнаментом вокруг горловины, шаровидные амфоры с радиаль­ным узором по плечикам, кремневые топоры, рез­цы, лезвия или осколки и каменный боевой топор (тип А)121 (рис. 10-40). Именно поэтому древнейшую фазу называют «общеевропейским горизонтом». Другой общей чертой данной культуры являются захоронения в деревянных или каменных «домиках мертвых» под низкими земляными насыпями. Уди­вительное единообразие, характерное для всех тер­риторий, где были обнаружены захоронения культу­ры шнуровой керамики, - сильный довод в пользу предположения о ее одновременном' распростране­нии по этому региону.


434_________________________________________________________________________ Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини



Рис. 10-39


Рис. 10-39

Ареал распространения поселений культуры вин-ковци-шамодьвар, воз­можная родина культуры колоколовидных кубков середины III тыс. до н.э. Более темными пятнами обозначены районы рас­пространения культуры колоколовидных кубков по Западной Европе.


%— Распространение поселений культуры колоколовидных кубков по Центральной и Запад­ной Европе. — Вероятная «родина» данной культуры (ареал распространения поселений культуры вин-ковци-шамодьвар)


Социальное неравенство и привилегированное положение мужчин в Северо-Западной и Северо-Восточной Европе

Социальная структура носителей ранней культу­ры шнуровой керамики в равной мере связана с культурой шаровидных амфор и с ямной культурой днепро-волжских степей. Под ее древнейшими кур­ганами находят только мужские скелеты и одно цен­тральное захоронение в ямном «домике мертвых», которого, вероятно, удостаивались особо знатные мужи. Обычно, помимо первоначального захороне­ния, в земляных насыпях делали несколько допол­нительных могил, что говорит о существовании по крайней мере двух социальных категорий. Любопыт­но что вырытые в кургане могилы более многочис-ленны, нежели те, над которыми он был возведен. Более низкое сословие также представлено мужски­ми скелетами. Нам практически ничего не известно


о женских или детских захоронениях этого периода. В более позднюю эпоху могилы культуры шнуровой керамики демонстрируют обычный процент женских и детских захоронений.

Физические характеристики

Кем были носители культуры шнуровой керамики? Представителями новой курганной (т. е. ямной) куль­туры, вторгшимися с Востока? Или это — поздняя фаза развития комплекса шаровидных амфор, чьи предста­вители оказались отброшенными к северу и северо-востоку нашествием носителей ямной культуры? По­следнее кажется более правдоподобным. Культуры шаровидных амфор и шнуровой керамики в равной мере сочетали в себе элементы субстрата местной куль­туры воронковидных кубков и некоторые черты куль­туры понтийских степей. В Германии и Чехословакии среди носителей культуры шнуровой керамики пре-


I


Ыво X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Еввопы



 




Рис.10-40

t»«i>rr< t tttettr/

валировали антропологические черты носителей культуры во-ронковидных кубков, за исключением отдельных личностей, которые относились к степному типу122. Анализ скелетных материалов из Польши говорит об их степном происхожде­нии123. В других местах большую часть населения составляли туземные жители - древнеевропейцы.

Хронология

Культура шнуровой керамики подразделяется на два основ­ных периода. От первого (ок. 3000-2600 гг. до н. э., общеевро­пейский горизонт), в силу кочевого образа жизни его носите­лей, устраивавших лишь кратковременные стоянки, практи­чески не сохранилось поселений. Изучение стоянок в Южной Польше показало, что кочевые скотоводы культуры шнуровой керамики существовали рядом с туземными земледельцами. Основной храктеристикой второго периода является кристал­лизация местных сообществ. Согласно радиоуглеродным да­тировкам, полученным из разных областей распространения данной культуры, он приходится на 2600—2200 гг. до н. э. (Табл. 35).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.