Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Последствия для Балкан и Греции: смещение вучедольской культуры на северо-запад и юг





Перемещение вучедольской культуры от центральных террито­рий ареала к пограничным рай­онам вызвало серьезные измене­ния на всем Балканском полуост­рове, как и в Центральной Европе. Из Венгрии и из придунайских областей Югославии вучедольские поселения практически исчезают. По всей видимости, миграция на северо-запад и на юг началась ок. 3000-2800 гг. до н. э., будучи оче­видным образом спровоцирована наступлением с востока ямной культуры.

В Центральной и Северо-За­падной Богемии новопоселенцы основали целый ряд городищ, одно из которых дало имя всему ком­плексу — рживнак: это поселение в 9 км к северо-западу от Праги, раскопанное в 1882-1884 гг.100 Ос­новным источником информации об этой культуре является городи­ще Гомолка к северо-востоку от Кладно (Центральная Богемия)101.

В Далмацию, Западную Бос­нию и Албанию переселенцы попали из Восточно-альпийского региона. В Западной Боснии по бере­гам реки Сана носители вучедольской культуры за­няли прежде необитаемые территории. Их поселения в этих новых местах — городища, выстроенные в ес­тественно защищенных местах, и по большей части труднодоступные пещеры102. Курганные могильники с каменными цистами были найдены в Румене на реке Цетина неподалеку от города Синь и побережья Адриатики103. У Мала-Груды, Тиват, под курганом обнаружена царская гробница, в которой были сереб­ряный топор, золотой кинжал раннеэлладского II типа (2900-2500 гг. до н. э.) золотые кольцэ мед­ная пластинз. и сосуды вучедольской культуры'" (рис. 10-36) Высота этого ктогана была почти 4 м а ши­рина - 30 м. Основанием ему служила платформа из


 

 

Рис. 10-35 Оружие ямной культуры: брон­зовые и кремневые кинжалы. Городище Михайловка, III уро­вень, район Нижнего Днепра. Бронзовый кинжал (слева) име­ет 19 см в длину.



 

Рис. 10-36 На полпути от Северной Адриа­тики к Восточным Альпам и Пелопоннесу были найдены опоясанные каменными коль­цами курганы с захоронениями в каменных цистах: они принад-лежали к северопонтийской курганной (майкопской)тради­ции. Царские захоронения были снабжены изысканными сосу­дами и другими статусными ар­тефактами. На этом рисунке -погребальный инвентарь из царского кургана в Мала-Груде, Тиват, побережье Адриатики: золотые кольца и кинжал, се­ребряный топор, кубок и блюдо с инкрустированным узором ву-чедольского типа. Начало III тыс. до н.э.

речной гальки, а центральное захоронение - «домик мертвых» из каменных плит - было углублено в зем­лю. Скелет мужчины уложен в скорченной позе, у его пояса положены серебряный топор и золотой кин­жал, у головы - пять золотых колец и медная пла­стина. У его ног стояли кубок и блюдо конической формы. Архитектура и погребальные обряды в Мала-Груде - те же, что в майкопской культуре Северопон-тийского региона. Заметим, что Мала-Груда располо­жена на полпути между Северо-Западной Югослави­ей и Западной Грецией, где курганы этой культурной традиции появились в начале III тыс. до н. э.

Миграция носителей вучедольской культуры на юг, в гористые местности и на неприветливое каме­нистое побережье Далмации не может быть объясне­на обычной территориальной экспансией, вызванной


 


Глава X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображениеЕвропы_______________ 429



Рис. 10-36

и & О


ростом численности населения. Ее причиной было вторжение носителей ямной культуры на территорию Юго­славии и Венгрии. Об этом красноре­чиво свидетельствует заселение ряда пещер как на континенте (Груштова-ца, Дабар-Печина, Зелена-Печина в Далмации и Герцеговине), так и на ад-риатических островах (Грапчева-Спи-ля на о. Хвар, Ямина-Среди на о. Крес, Вела-Спиля на о. Корчула). Много-численные материалы с о. Лефкас и Северо-Западного Пелопоннеса ука­зывают на то что носители курганной культуры прибывшие в Грецию (воз-можно через Албанию и Алоиатику) в начале III тыс до н э были потом­ками индоевропеизированных обита­телей Восточной и Центральной Евро-пы т е представителямибаденско-ву-чедольской культуры.

Прекрасный образец перемены в обычаях Греции - могильник Стено на о. Лефкас, куда входят 33 курга­на105. Они представляют несколько фаз культурного развития, начиная с раннеэлладских II и III периодов (ок. 2900-2250 гг. до н. э.); погребенные в них вожди и воины, скорей всего, принадлежали к правящей династии острова. Самый древний и большой по размерам курган обнесен камен­ной стеной и стоит в стороне от дру­гих (рис. 10-37.2); его погребальная камера необычайно просторна и хо­рошо сделана, а стены сложены из больших круглых камней. В ней най­дены скелеты мужчины и женщины а посреди пепла — остатки овцы и яг­ненка — по всей видимости следы погребального пиршества. ,

В других древних курганах были ин-гумационные шахтовые захоронения, покрытые каменными плитами, поверх которых возведены каменные и земля­ные насыпи. В ряде случаев под курга­нами были каменные цисты. Этот тип погребальной архитектуры и обычаев восходит ктрадициям майкопской куль­туры, распространившейся по Восточ­ной и Центральной Европе вместе со второй волной курганной культуры. Их аналоги — великолепные курганы к се­веро-западу от Черного моря (см. рис. 10-10), тарнавские курганы Северо-За­падной Болгарии (см. рис. 10-11) и кур­ган Белотич в Сербии. Кроме того, близ-



ГимГптас М. Шкимаиции Вешкой Богит


 
 





Рис. 10-37

(1)Кинжал, алебарда, копье итонкие кинжальные лезвия iзкурганов в Стено, масштаб 1:2.

(2) Характерный курганный могильник в Греции, по кото­рому можно наблюдать измене­ния, происходившие в Стено нао. Лефкас, к западу от Пело­поннеса. Раннеэлладская ИIII культура, начало III тыс. до н.э. Курганы (круглые мо­гильные насыпи) имели камен­ные каирны и кольца, каквСе-веропонтийском регионе. Захо­ронения в каменных цистах были углублены в землю. Сле­ва, отдельно от остальных, рас­положена царская гробница. Кроме того, обозначены конту­ры 33 круглых курганов (белы­ми кружками обозначены раз­рушенные курганы).



 

 


Глава X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы



 


кие аналоги им можно найти в Албании106 и Далма­ции107. На принадлежность ранней группы (или R-rpyn-пы) кургана Стено к раннеэлладскому II периоду ука­зывают характерные сосуды с птичьими очертаниями («соусники»). По резным изображениям на стелах в Вал-камонике нам известно о существовании медных тре­угольных лезвий для кинжалов - с прожилкой посере­дине или без нее и с двумя отверстиями для заклепок, — а также алебард (см. рис. 10-41, 10-42, 10-43). Кроме того, были обнаружены наконечники копий с проре-зями и тонкие кинжалы. Однако наиболее престижным оружием знатных людей оставался кинжал который не-пременно сопровождал их в могилу (обычно его вкла­дывали покойнику в правую dvkv! и потому может быть найден во всех богатых курганах (рис. 10-37. 2).

Окруженные каменными кольцами курганы на круглых каменных платформах зафиксированы с конца раннеэлладского периода в Олимпии и продол­жали существовать в более поздний среднеэлладский период; то же самое можно сказать и об апсидных до­мах. Многие курганы Западного Пелопоннеса отно-


сятся к раннеэлладскому III или среднеэлладскому периоду, т. е. ко второй половине III — началу II тыс. до н. э.108 По всей видимости, к середине — концу III тыс. до н. э. традиции курганной культуры можно считать уже прочно устоявшимися. Разрушенные поселения раннеэлладского II периода в Арголиде говорят о том, что здесь имел место насильственный захват. Следы разрушений также заметны в Лерне, Тиринфе, Асине, Зигуриесе и Агиос-Космасе. Так, сожженный дом Тила в Лерне не был отстроен, вме-сто него появились апсидные дома и изменился план поселения .

Судя по всему, завоевание Греции было аналогич­но завоеванию Восточной и Центральной Европы и повлекло за собой кардинальное изменение базовой общественной структуры и системы управления, ко­гда укрепленные городища стали местом обитания правящего класса. Изучение антропологических типов населения показывает, что группы воинов курганной культуры были не слишком многочисленными и что туземные жители не были подвергнуты истребле-


Рис. 10-38



^ШйМя^штш

 



Рис. 10-38 Курганы культуры колоколо-видньис кубков в Централь­ной и Западной Европе явля­ются продолжением погре­бальной традиции курганной культуры. (1) Поперечный разрез кургана с окруженной изгородью могильной ямой. Смолин у г. Бржецлав, Мора­вия. (2) Курган культуры ко-локоловидных кубков; лежа­щий в центре в скорченной позе скелет окружен дере­вянными столбами. Ланге-дийк, Фрисландия, Нидер­ланды. Диаметр курганов (1) 11м;(2)9м.



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини


 


нию"10. Завоеватели приходили малыми отрядами и силой утверждались в качестве правящего сословия.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.