|
Последствия для Балкан и Греции: смещение вучедольской культуры на северо-запад и югПеремещение вучедольской культуры от центральных территорий ареала к пограничным районам вызвало серьезные изменения на всем Балканском полуострове, как и в Центральной Европе. Из Венгрии и из придунайских областей Югославии вучедольские поселения практически исчезают. По всей видимости, миграция на северо-запад и на юг началась ок. 3000-2800 гг. до н. э., будучи очевидным образом спровоцирована наступлением с востока ямной культуры. В Центральной и Северо-Западной Богемии новопоселенцы основали целый ряд городищ, одно из которых дало имя всему комплексу — рживнак: это поселение в 9 км к северо-западу от Праги, раскопанное в 1882-1884 гг.100 Основным источником информации об этой культуре является городище Гомолка к северо-востоку от Кладно (Центральная Богемия)101. В Далмацию, Западную Боснию и Албанию переселенцы попали из Восточно-альпийского региона. В Западной Боснии по берегам реки Сана носители вучедольской культуры заняли прежде необитаемые территории. Их поселения в этих новых местах — городища, выстроенные в естественно защищенных местах, и по большей части труднодоступные пещеры102. Курганные могильники с каменными цистами были найдены в Румене на реке Цетина неподалеку от города Синь и побережья Адриатики103. У Мала-Груды, Тиват, под курганом обнаружена царская гробница, в которой были серебряный топор, золотой кинжал раннеэлладского II типа (2900-2500 гг. до н. э.) золотые кольцэ медная пластинз. и сосуды вучедольской культуры'" (рис. 10-36) Высота этого ктогана была почти 4 м а ширина - 30 м. Основанием ему служила платформа из
Рис. 10-35 Оружие ямной культуры: бронзовые и кремневые кинжалы. Городище Михайловка, III уровень, район Нижнего Днепра. Бронзовый кинжал (слева) имеет 19 см в длину.
Рис. 10-36 На полпути от Северной Адриатики к Восточным Альпам и Пелопоннесу были найдены опоясанные каменными кольцами курганы с захоронениями в каменных цистах: они принад-лежали к северопонтийской курганной (майкопской)традиции. Царские захоронения были снабжены изысканными сосудами и другими статусными артефактами. На этом рисунке -погребальный инвентарь из царского кургана в Мала-Груде, Тиват, побережье Адриатики: золотые кольца и кинжал, серебряный топор, кубок и блюдо с инкрустированным узором ву-чедольского типа. Начало III тыс. до н.э. речной гальки, а центральное захоронение - «домик мертвых» из каменных плит - было углублено в землю. Скелет мужчины уложен в скорченной позе, у его пояса положены серебряный топор и золотой кинжал, у головы - пять золотых колец и медная пластина. У его ног стояли кубок и блюдо конической формы. Архитектура и погребальные обряды в Мала-Груде - те же, что в майкопской культуре Северопон-тийского региона. Заметим, что Мала-Груда расположена на полпути между Северо-Западной Югославией и Западной Грецией, где курганы этой культурной традиции появились в начале III тыс. до н. э. Миграция носителей вучедольской культуры на юг, в гористые местности и на неприветливое каменистое побережье Далмации не может быть объяснена обычной территориальной экспансией, вызванной
Глава X . Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Евро пы _______________ 429 Рис. 10-36 и & О ростом численности населения. Ее причиной было вторжение носителей ямной культуры на территорию Югославии и Венгрии. Об этом красноречиво свидетельствует заселение ряда пещер как на континенте (Груштова-ца, Дабар-Печина, Зелена-Печина в Далмации и Герцеговине), так и на ад-риатических островах (Грапчева-Спи-ля на о. Хвар, Ямина-Среди на о. Крес, Вела-Спиля на о. Корчула). Много-численные материалы с о. Лефкас и Северо-Западного Пелопоннеса указывают на то что носители курганной культуры прибывшие в Грецию (воз-можно через Албанию и Алоиатику) в начале III тыс до н э были потомками индоевропеизированных обитателей Восточной и Центральной Евро-пы т е представителямибаденско-ву-чедольской культуры. Прекрасный образец перемены в обычаях Греции - могильник Стено на о. Лефкас, куда входят 33 кургана105. Они представляют несколько фаз культурного развития, начиная с раннеэлладских II и III периодов (ок. 2900-2250 гг. до н. э.); погребенные в них вожди и воины, скорей всего, принадлежали к правящей династии острова. Самый древний и большой по размерам курган обнесен каменной стеной и стоит в стороне от других (рис. 10-37.2); его погребальная камера необычайно просторна и хорошо сделана, а стены сложены из больших круглых камней. В ней найдены скелеты мужчины и женщины а посреди пепла — остатки овцы и ягненка — по всей видимости следы погребального пиршества., В других древних курганах были ин-гумационные шахтовые захоронения, покрытые каменными плитами, поверх которых возведены каменные и земляные насыпи. В ряде случаев под курганами были каменные цисты. Этот тип погребальной архитектуры и обычаев восходит ктрадициям майкопской культуры, распространившейся по Восточной и Центральной Европе вместе со второй волной курганной культуры. Их аналоги — великолепные курганы к северо-западу от Черного моря (см. рис. 10-10), тарнавские курганы Северо-Западной Болгарии (см. рис. 10-11) и курган Белотич в Сербии. Кроме того, близ- Гим Гп та с М. Шк и маиции Ве ш кой Боги т Рис. 10-37 (1) Кинжал, алебарда, копье и тонкие кинжальные лезвия i з курганов в Стено, масштаб 1:2. (2) Характерный курганный могильник в Греции, по которому можно наблюдать изменения, происходившие в Стено на о. Лефкас, к западу от Пелопоннеса. Раннеэлладская И III культура, начало III тыс. до н.э. Курганы (круглые могильные насыпи) имели каменные каирны и кольца, каквСе-веропонтийском регионе. Захоронения в каменных цистах были углублены в землю. Слева, отдельно от остальных, расположена царская гробница. Кроме того, обозначены контуры 33 круглых курганов (белыми кружками обозначены разрушенные курганы).
Глава X . Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Е в ропы
кие аналоги им можно найти в Албании106 и Далмации107. На принадлежность ранней группы (или R-rpyn-пы) кургана Стено к раннеэлладскому II периоду указывают характерные сосуды с птичьими очертаниями («соусники»). По резным изображениям на стелах в Вал-камонике нам известно о существовании медных треугольных лезвий для кинжалов - с прожилкой посередине или без нее и с двумя отверстиями для заклепок, — а также алебард (см. рис. 10-41, 10-42, 10-43). Кроме того, были обнаружены наконечники копий с проре-зями и тонкие кинжалы. Однако наиболее престижным оружием знатных людей оставался кинжал который не-пременно сопровождал их в могилу (обычно его вкладывали покойнику в правую dvkv! и потому может быть найден во всех богатых курганах (рис. 10-37. 2). Окруженные каменными кольцами курганы на круглых каменных платформах зафиксированы с конца раннеэлладского периода в Олимпии и продолжали существовать в более поздний среднеэлладский период; то же самое можно сказать и об апсидных домах. Многие курганы Западного Пелопоннеса отно- сятся к раннеэлладскому III или среднеэлладскому периоду, т. е. ко второй половине III — началу II тыс. до н. э.108 По всей видимости, к середине — концу III тыс. до н. э. традиции курганной культуры можно считать уже прочно устоявшимися. Разрушенные поселения раннеэлладского II периода в Арголиде говорят о том, что здесь имел место насильственный захват. Следы разрушений также заметны в Лерне, Тиринфе, Асине, Зигуриесе и Агиос-Космасе. Так, сожженный дом Тила в Лерне не был отстроен, вме-сто него появились апсидные дома и изменился план поселения. Судя по всему, завоевание Греции было аналогично завоеванию Восточной и Центральной Европы и повлекло за собой кардинальное изменение базовой общественной структуры и системы управления, когда укрепленные городища стали местом обитания правящего класса. Изучение антропологических типов населения показывает, что группы воинов курганной культуры были не слишком многочисленными и что туземные жители не были подвергнуты истребле- Рис. 10-38
Рис. 10-38 Курганы культуры колоколо-видньис кубков в Центральной и Западной Европе являются продолжением погребальной традиции курганной культуры. (1) Поперечный разрез кургана с окруженной изгородью могильной ямой. Смолин у г. Бржецлав, Моравия. (2) Курган культуры ко-локоловидных кубков; лежащий в центре в скорченной позе скелет окружен деревянными столбами. Ланге-дийк, Фрисландия, Нидерланды. Диаметр курганов (1) 11м;(2)9м. Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
нию"10. Завоеватели приходили малыми отрядами и силой утверждались в качестве правящего сословия. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|