Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







На североевропейской равнине между





Центральной Германией и Восточной

Румынией

Культура шаровидных амфор появилась к северу от Карпат на североевропейской равнине в середине IV тыс. до н. э., захватив территорию Центральной Германии, Польши, Волыни, Подолии и Молдавии86 (Табл. 31). От нее остались сотни могил, несколько сезонных стоянок на песчаных дюнах, небольшие поселения и городища. На Западной Украине и в Ру­мынии культуре шаровидных амфор предшествова­ли культура воронковидньтх кубков и кукутени. Од­нако несмотря на различные субстраты культура шаровидных амфор отличается удивительным едино­образием.

Похоронные ритуалы носителей культуры шаро­видных амфор имеют некоторое сходство с теми, что были характерны для майкопской культуры курган­ного типа, существовавшей в Северопонтийском ре­гионе. В обоих случаях из каменных плит возводили «домики мертвых», совершали ритуальные захороне­ния лошадей, крупного рогатого скота и собак, а так­же человеческие жертвоприношения, которых удо­стаивались знатные мужи (рис. 10-26, 10-29).

Наиболее типичным изделием этой культуры, давшим ей имя, была амфора с плоским или закруг­ленным основанием (рис. 10-27), без ручек или с двумя—четырьмя маленькими ручками над «плеча­ми», за которые их подвешивали. Кроме того, среди погребального инвентаря встречаются шаровидные горшки (супницы или широкогорлые кубки), реже — чашки (рис. 10-28А, 10-28В). К глине примешивали толченые раковины и песок или какие-то раститель­ные субстанции. По очертаниям и составу теста эта керамика, особенно в Польше и Волыни, идентична той, что найдена в поселениях культуры михайлов-ка I. Она украшена шнуровым, нарезным или про­черченным орнаментом, который покрывает только горловину и плечики сосуда.



Мужские захоронения с человеческими и животными жертвоприношениями

О существовании классовой структуры общества, в котором доминирующее положение занимали муж­чины, говорят их богатые могилы с многочисленны-ми жертвоприношениями людей и животных. Зани-мавших видное место в сообществе взрослых мужчин укладывали в центр каменной цисты; на тот свет их сопровождали члены семьи, слуги, волы, лошади, со­баки, а также кабаны и прочая дичь. В этих замеча­тельных гробницах встречается от трех до десяти че­ловеческих скелетов, похороненных одновременно. Судя по полу, возрасту и положению останков, отца,




Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини



Sm^^jM*

к $ч

V

Рис. 10-26

 

^*l«l»mull^lн^и^t"n",^,*l"^ *Щп*»ппт

/



Л


 

1.Человеческие кости

2. Кости принесенных в жертву животных

3. Сосуды

4. Топор из полосчатого кремня


Рис. 10-27


Глава X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображениеЕвро



 




Рис. 10-26

(1) Воловья упряжка (слева), за­хороненная рядом с каменной цистой с человеческими скеле­тами (справа). Здроевка, район г. Коло, Польша.

(2) Костяная пластина с выгра­вированным звездным мотивом первоначально была закреплена налбуубыка. Бжесць-Куявски, район г. Влоштвек, Польша; диаметр 8 см.

Рис. 10-27 Шаровидные амфоры, украшен­ные шнуровыми оттисками. Польша и Нижнедунайский бас­сейн. (1) Кальск, район г. Све-бодзин, Польша; (2) городище Михайловка I, Нижний Днепр; (3) Стжельце, г. Могильно, За­падная Польша; (4) Ренбков-Парцеле, г. Гарволин, Польша. Вторая половина IV тыс. до н.э. Масштаб ок. 1:4.

Рис. 10-28А Погребальный инвентарь из ка­менной цисты культуры шаро­видных амфор. (1) Лежащий на левом боку в скорченной позе мужчина снабжен (2) топором из полосчатого кремня и (3— 6) четырьмя горшками. Пши-быслав, район г. Иновроштав, Западная Польша; высота кув­шина (слева) 28 см.


Рис. 10-28А

 


 



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини


 


Рис. 10-28В


 


 


   
-•• ■---->'  
S*  
-"- *'**■*.  
.-'■■' "■'" '  
>-:^-Г.. v --,  
fe Г- >'.-  
------------ .>  

Л

.V


 


Рис. 10-29


Рис. IO-28В (1) Топор из полосчатого кремня; (2) кремневый нож; (3) обою­доострое костяное копье; (4) горшок со шнуровым орнаментом из захоронения культуры шаровидных амфор в Малице, район г. Сандомир, Южная Польша. Вторая половина IVтыс. до н.э.



Рис. 10-29 План «домика мертвых» культуры шаровидных амфор. Циста из каменных плит с портиком, закрытая сверху тремя большими каменными плитами. В центре у западной стены лежит скелет мужчины 40—50 лет, по бокам от него — скелеты двух женщин, рядом с каждой - по двое детей приблизительно от 1года до 8 лет. У его ног скелет мальчика лет 15 и девушки лет 17. Под порти­ком — скелет мужчины лет 30 со следами увечья на ноге. Скеле­ты посыпаны охрой; пол под ними вымощен камнем и покрыт слоем (4 см) желтой глины. Среди погребального инвентаря 4 то­пора, резец, кинжалы, наконечники стрел, костяной наконеч­ник, 8 сосудов, три челюсти кабана и кости свиньи. Войцехивка, район г. Житомир, Волынь. Вторая половина IVтыс. до н.э.


[.таХ. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображениеЕвропы



 


мужа и господина в мир иной сопровождал один ре­бенок или пара детей, женщина и слуга или пара слуг. Как правило, скелет высокородного мужчины нахо­дится в самой дальней части цисты, в том же помеще­нии рядом с ним или на противоположном конце — скелеты двух или более человек, возможно — ближай­ших родственников. Останки других сопровождаю­щих помещены у входа или в меньшем помещении «домика мертвых»87.

В Клементовице (Восточная Польша) скелет мужчины был уложен в северном конце каменной цисты и снабжен ни более, ни менее как 35 артефак­тами, в том числе 13 кувшинами, 4 кремневыми то­порами, 3 кинжалами из кабаньих клыков, а также кабаньей челюстью. В южном конце цисты был уса­жен скелет молодой женщины, на долю которой досталась лишь небольшая амфора, меж тем как в юго-восточной части цисты были помещены кости старика и обезглавленного человека88. Как прави­ло, в могилах богатых мужей встречаются один жен-ский скелет и один-два детских. Исключение состав­ляет захоронение, найденное в Войцехивке (Во­лынь), где по бокам мужского скелета лежали два женских и четыре детских а у его ног — останки юноши и девушки (рис. 10-29).

В ряде случаев останки взрослых мужчин и детей бывают помещены в отдельную цисту вместе с при­несенными в жертву животными. У принесенных в жертву людей отрублены головы или ноги, или, на­против, оставлена только голова. Часто среди костей можно обнаружить костяной наконечник копья, ука­зывающий на форму их кончины. В Польше, как это было характерно и для баденского культурного ком­плекса (см. рис. 10-26), во многих случаях возле ци­сты с человеческими останками захоронена упряжка из двух быков. Они уложены на бок, ноги подогну­ты лбы почти соприкасаются как будто их похоро-нили не распрягая; на шее у них - костяные диски с солярным орнаментом. В Пикутково (Центральная Польша) рядом с парой быков было помещено боль­шое блюдо с двумя глиняными барабанами. В других захоронениях животных обычно встречаются только коровы и лошади или сразу несколько виДОВ ЖИвОТ­ных — коров свиней или кабанов оленей-самцов лис и серн Возле захоронений животных замечены ямы с потемневшей землей, возможно, что это - еле-

ДЫ KDOBи

Религиозные и общественные традиции культуры шаровидных амфор свидетельствуют о том, что ее за­хоронения не были связаны с соответствующими со­оружениями культуры воронковидных кубков. По­следней свойственны большие захоронения под длинными курганами или в мегалитических коридор­ных гробницах, которые порой удается обнаружить под могилами культуры шаровидных амфор.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.