|
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯМетодические рекомендации Вся система работы по дифференциации смешиваемых звуков в целом представлена нами в схеме, где «подвижную» колонку «Речевой материал» мысленно надо перемещать сверху вниз. Каждая ее ступень «пропускается» с одной стороны через все виды речевой деятельности, а с другой — последовательно проходит через все типы упражнений (от ознакомительных — до контрольных). При этом принцип постепенного возрастания сложности относится в равной мере к каждому компоненту системы в каждом его звене. По предлагаемой схеме в любой момент коррекционного обучения логопед сумеет определить, на каком «отрезке маршрута» находится каждый конкретный ученик или учебная группа и какая работа им еще предстоит (см. таблицу 5). Дифференциация звуков (Система работы) Дифференциация в слогах Остановимся теперь на слогах как особом виде речевого материала, ибо, по нашим наблюдениям, работе со слогами при дифференциации (да и при автоматизации) звуков не уделяется должного внимания: нередко после рассмотрения изолированных звуков переходят к их различению в словах, фразе и тексте — на одном занятии. В результате этого школьники не могут овладеть необходимыми навыками и продолжают смешивать в письме рассмотренные буквы уже после изучения темы. Дифференциацию смешиваемых звуков в слогах следует проводить в полном объеме — в разнообразных позиционных условиях. Только тогда ученики справятся с их дифференциацией в словах любой сложности. Работа со слоговыми таблицами (они вывешены или записаны на доске) строится на четкой организации устных и письменных упражнений и составляет один из этапов на каждом занятии. Отбор слогов для очередного урока производится с учетом возможностей детей в группе. Предполагается, что все ученики уже владеют произношением дифференцируемых звуков. Сам логопед не включается в громкое чтение, иначе не сможет услышать в хоре каждого ученика. 1-й столбец. Дети читают хором, следя за строчкой по указке логопеда и взмахом свободной от указки руки, означающим легкий вдох и начало чтения: а) двойные слоги (слева направо); б) то же — в направлении справа налево; в) те же слоги — как тройные — в той последовательности, которая определена движениями указки, например: са - ша - са, шо - шо - со... Следующие столбцы — аналогично, за исключением закрытых слогов, которые прорабатываются в одиночном варианте, поскольку представляют достаточную трудность как для произнесения и запоминания, так и для дифференциации по слуху. Правильное чтение детьми слоговых цепочек позволяет перейти к записи под диктовку логопеда. Порядок проведения слогового диктанта: § не беря ручек, дети прослушивают диктуемое сочетание один раз (в редких случаях — дважды); § по молчаливому знаку логопеда повторяют его хором; § по следующему знаку берут ручки, записывают. Логопед во время этой работы должен воздерживаться от любых комментариев, вопросов, замечаний — чтобы «не за-шумлять», не стирать из слуховой памяти учащихся запоминаемый комплекс (иначе не удастся отделить в работах учеников ошибки памяти от ошибок смешения согласных). Время, отведенное на упражнения со слогами, создает фундамент для всех последующих действий и прекрасно окупается на следующих этапах работы: ведь слоги — это части слов в разных позиционных условиях, а двойные и тройные слоги надежно подготавливают к встрече с повторяющимися в составе слова звуками (например, «расшалился»). Итак, работа со слогами включает следующие упражнения: § восприятие на слух серии слогов; § отраженное воспроизведение — хором и индивидуально; § чтение таблиц: а) последовательно, б) вразбивку; § запись слогов под диктовку; § контроль записи чтением вслух (хором и индивидуально). Варианты слоговых таблиц
Дифференциация в слогах Далее проводится работа на материале слов, содержащих смешиваемые звуки (один из пары, а позже — оба одновременно). Дифференциация звуков в словах хорошо сочетается с позиционным анализом при опоре на цифровой ряд. Например, при дифференциацирт д - т в слове, содержащем оба звука, дети должны выделить на слух глухой согласный, выдвинув соответствующие цифры, обозначающие место звука в слове. Диктуется слово «отодвинуть» Каждую фонетическую тему по дифференциации смешиваемых звуков мы связываем с грамматическими темами в практическом плане. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи префиксальным и суффиксальным способами по образцу (в т.ч. и сравнительной степени наречий и прилагательных), наблюдают чередование согласных в корнях слов и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем в классе, способствует усвоению ряда непродуктивных форм, особенно затрудняющих детей. Необходимым условием успешной дифференциации смешиваемых фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в речи устной. Обычно исправление нарушений звукопроизношения проводится на индивидуальных логопедических занятиях до включения ученика в групповые занятия по преодолению дисграфии. Дифференциацию в письменной речи согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, мы проводим на речевом материале, включающем одновременно и твердые, и мягкие варианты фонем: если качественно проработана с учениками тема «Способы обозначения мягкости согласных на письме», то нет необходимости в раздельной дифференциации твердых и мягких вариантов звука. Лишь для примера мы даем раздельно различение парных д - т и д' - т'. Для преодоления сниженной речевой активности детей, замедленности их речевых реакций полезно использовать двигательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма — что помечено в конкретных упражнениях). На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|