|
Два способа обозначения мягкости согласных на письме1-й способ — посредством гласных 2-го ряда Сходство парных гласных Цель: наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него). 1) Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции (каждой пары звуков):
Можно ли считать парными звуки у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему? 2) Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч): о —? э —? и т.д. 3) Прочитать записанные на доске слова; указать, являются ли гласные в данном слове парными; затем выписать лишь те слова, которые содержат парные гласные звуки: Соня, Аня, руки, знамя, космос, костер, утюг, память, поет, поэт, боксер, вилы, орех, весла, сильный, баян, салют, мыши, овес, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полет, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар. 4) Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные: Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно. На ветке поёт чижик. Козёл пошёл к ручью напиться. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры. 5) Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные. Различие парных гласных Цель: тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху); упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда. 1) Хором прочитать прямые слоги, сочетая согласный попарно с гласными первого, затем — второго ряда. При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично — с согласными л, с и др. 2) Упражнение в слухо-произносительной дифференциации твердых и мягких согласных: а) изолированно: услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча): б — б', в - в', г —г'и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый; б) в слогах (перекидывая мяч): да - дя до - дё ду – дю её - во ды-ди ро-рё со - сё лю-лу фы - фи ту – тю ня -на бибы 3) Выборочный диктант слогов (записывать только слоги, содержащие мягкий согласный): а) са, се, лё,ре, му, ми, зя, фа, до,рё, ки, бо, ге, ты, те, ла; б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю... 4) Прочитать пары слов; устно составить предложения; уточнить звучание первого согласного звука (твердый — мягкий); объяснить разницу в написании слов: мал — мял; лук — люк; мыл — мил; нос — нёс; вол — вёл. 5) Сопоставить по значению, произношению и написанию слова: начинать — начинять; потомки — потёмки; поток — потёк; слог — слёг. 6) Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом; мягкий согласный с последующим гласным второго ряда — красным: Я во двор вела вола. За рога вола вела. Я вела во двор, а вол В огород меня завёл. 7) Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный. Образец: ф' — фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм... 8) Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные разными цветными карандашами: ая Цветы у В-ли зав-ли. Мы вчеригр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Нади Д-ша ед-т кашу. Юрбыл р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут—т—, у Вити кот-т-. Я с-ду в с-ду. о - ё Мы услыхали р-в кор-вы. Брат прив-з целый в-з сена. У Ал-ши новые гал-ши. Л-ня л-вит рыбу. У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка. В р-ще светло от бер-з. У-ю Отец послал Петна почт-. Л-ся л-бит л-к. Павл-ша ел спел-ю кл-кву. Ил-ша водит в школЛ-шу. Н-жно полить вишн-. Дифференциация Ы - И 1) Прочитать хором слоговую таблицу (вспомнить о свойстве гласных второго ряда): мы - ми ни - ны ди - ды бы - би лилы ры-ри вы-ей ти-ты 2) При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или ы): пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг. 3) Прослушать стихотворение. ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ! - Что глядишь, корова, Строго и сурово? - Мишка-лодырь через а написал «карова». - Напишите вы «Мишка» через ы. Проучите Мишку — Превратите в мышку. Кошка мышку хвать — Будет лодырь знать! (С. Погореловский) 4) Ответить, как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы: нИтъ, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть. 5) Прочитать и записать слова, вставляя буквы ы, и: к-т н-тк- л-п- р-б- в-шн- м-ш п-л- в-лк- пл-т- л-ж хр-п с-льн-й с-т-й х-л-й м-л-й ж-р ш-н- 6) Игра «Один — много» (с перекидыванием мяча). Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук — ы или и, например: рама —рамы (ы), тетрадь — тетради (и), стена — стены (ы) и т.д. 7) Разложить предметные картинки в две группы по наличию в окончании гласного ы или и: столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ... 8) Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и: У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы. 9) Прочитать и записать текст, вставляя буквы ы, и: а) Эти в-шн~, эти ел—в— саммсажал-. Эти куст-кмал-нсампол-вал-. б) У М-шж-лбел-е м-ш~. У Люсс-н-е бус-.На р-нке много гр-бов. Курсклевалзерн-шк-. Нельзя заг-батъ в кн-гах л-ст-. Ул-цпокр-тснегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню. 10) Текст для графического диктанта: Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол. 2-й способ — посредством буквы ь 1) Прочитать данные на доске слова, записать их в единственном числе. Отметить мягкость звучания подчеркнутых согласных, которая сохраняется и в единственном числе. На смену гласным второго ряда приходит в этом случае письменный специальный знак, не обозначающий никакого звука, — буква ъ (мягкий знак):
2) Прослушать стихотворение: Мягкий знак — хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь — Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. Сделать нам не так уж трудно, Чтоб на мель не село судно: Мягкий знак перечеркнуть — И свободен водный путь. Корабли, плывите смело! Стала мель кусочком мела. (Е.Измайлов) — Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях. 3) Прочитать текст упражнения. Сравнить по смыслу и звучанию выделенные слова; выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания? Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь — хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешает брать его книги. 4) Прочитать слова; сравнить их по звучанию и написанию.Устно составить с ними словосочетания:
5) В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь (в срередине и конце слова):
6) Прочитать пары слов. Выяснить разницу в их значении, звучании и написании: банька — банка; полька — полка; галька — галка. Бабка баньку затопила, Мягкий знак позвать забыла. Тут же банька банкой стала — Вот как бабка сплоховала! (Е. Измайлов) 7) Записать слова парами, изменяя их по образцу:
8) Что произойдет, если из данных ниже слов исключить ь: банька, полька, галька, зорьки, горьки? 9) Тексты для комментированного письма или графического диктанта: а) Вчера был дождь. Таня гуляла без пальто. Теперь она больна. Тане больно глотать. Ей нельзя вставать. б) У Юры корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. Юра лег в постель. Теперь весь день мать возле больного сына. 10) Запомнить со слуха потешку; повторить ее хором; записать под диктовку: У пенька опять пять опят. Подчеркнуть согласные, мягкость которых обозначается вторым способом. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|