Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство





По кинетическому сходству смешиваются многие буквы (они представлены попарно в табл. 1).

В зависимости от выявляемых смешений в письме конкретных учеников, такие пары букв дифференцируются на логопедических занятиях по предлагаемой системе упражнений.

В качестве образца мы рассмотрим две темы (б – д ,a — о). По другим парам смешиваемых букв логопед может подобрать свои мнемотехнические приемы и необходимый речевой материал.

При необходимости работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются:

§ в анализе состава и структуры графического знака;

§ в синтезе его из элементов;

§ в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким).

Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению.

Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу; по исходной инструкции; под счет — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки).

Последовательность операций такова:

выделение звука из слова -> определение сигнального признака артикулемы -> соотнесение этого звука с графемой при помощи мнемотехнического приема (выбор из пары букв) -> контроль правильности выбора -> запись буквы.



Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием.

Полезен устный диктант слогов, слов — дети в ответ «выписывают» букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола.

Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора.

Различаем буквы

Показ предметной картинки.

§ Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции— звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (г у Бы).

§ Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д. Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д —Десны.).

§ Сопоставление звуков по артикуляции.

Общее: звонкие, взрывные, «мгновенные» согласные. Разное: место преграды: Б — гуБы, Д — десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д...

§ Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы "с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква вписывается в силуэт белки.

Соотнесение буквы с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол. Буква вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»:

звук Б — «взрываются» гуБы; буква - хвост белки (вверх);

звук Д — язык упираетсяв Десны; буква — хвост дятла (вниз).

1) Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте).

2) Выборочный диктант слогов:

а) диктовка серии (не более 1-2 раз);

б) отраженное проговаривание серии хором;

в) запись серии (по памяти).

3) По окончании диктанта проводится проверка записанных серий хоровым чтением.

Логопед без труда определит на слух ошибки детей. При этом надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале.

4) На доске записаны слова с пропущенными буквами:

-елил -ал про - ел

Вопросы:

§ Сколько слов записано на доске?

§ Прочтите их, вставив нужные буквы.

§ Кто увидел здесь шесть слов?

При затруднениях детей логопед вызывает учеников, которые подставляют вместо черточки одну, другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы цветными карандашами.

(На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.)

5) Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки, поднимая соответствующую букву. Такой ряд может включать до 12-16 картинок, например:

Затем дети выполняют самостоятельно графическую запись в тетрадях: , (все картинки «шифруются»).

Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв; каков темп работы.

Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи. При этом картинный ряд может быть восстановлен заново— на основе «шифровки», но не буквально, т.е. при восстановлении ряда картинки могут оказаться на другом месте — лишь бы они соответствовали «шифру».

6) Расставить все эти картинки в 2 ряда — по наличию звука /~ИЛИ^.

7) Записать под диктовку слова в 2 столбца — по наличию звука /или^:

дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый, рубль, денек, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен, бодрость, добыча...

Обычно слова, содержащие оба звука, дети догадываются записать посередине строки. Например:

8) От данных слов образовать новые с помощью приставки до-,например:

бежал — добежал белил — ...

брёл — ... бил — ...

брал — ... брил — ...

Устно составить с образованными словами словосочетания.

9) Прочитать, вставляя пропущенные буквы </или у(поднимая буквы).

УЛи-ы голу-ой -ант. У -а-ушки наря-ная -лузка.

Ва-им -ал -ругу -улку.На -иване -елая по-ушка.

Весь -ень и-ёт -ождь. Завтра -у-етхоло-наяпого-а.

10) Записать, подчеркивая вставляемые буквы соответствующими карандашами.

-оро-а -о-рался ле-е-и -о-ро-ушный
-о-авка -рига-а -у-инка -о-ростъ
-о-рый -у-илъник -ро—и по оро-ок
са-ово-ы -лю-це -е-ро -ара-анитъ

11) Повторить за логопедом:

а) Все бобры добры для своих бобрят.

б)

Ходит Люба возле дуба —

Нам глядеть на Любу любо.

Прислонилась Люба к дубу —

Любо нам глядеть на Любу!

12) Предложения для чтения, анализа, графической записи:

В дороге мы озябли.

Утята добрались до другого берега. В ноябре ледяной покров на реках ненадежен. Ребята ведут борьбу с вредителями садов. В октябре издали видны алые ягоды рябины. Дождем забрызган подоконник.

Тексты диктантов

ЛЕТОМ

Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали в огороде.

ОСЕНЬ

Наступил октябрь. Люди зябнут в домах. Надо раздобыть дров, тогда будет тепло. Дедушка купил целую подводу дров. Дядя Боря и Вадим будут их рубить. Младший брат Володя будет убирать дрова в сарай.

Различаем буквы

1) Вычленить начальные гласные в ударной позиции из слов: осень, астры.

2) Сравнить артикуляцию этих гласных:

а) с голосом; б) беззвучно.

Рассмотреть условные обозначения этих звуков (карточки):

Обратить внимание детей на то, что губы как бы «пишут» сами букву о.

3) «Озвучить» слоги, составленные из данных согласных и указанных схем, например:

4) Соотнесение звуков с буквами рукописного шрифта: а-, о:

а) упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами — с проговариванием;

б) отработка соединения букв й-ийс другими буквами.

5) Чтение слоговых таблиц:

со - са но – на ато - асо
ра-ро ош-аш ало-амо
ва –во омам про - пра

6) Запись слогов под диктовку. Проверка чтением.

7) С опорой на схемы гласных А и О прочитать следующие слова:

Образец:

д – м с - м cm -л
в-л п-чка т-чка
м-жет п-лки кр-тко

а) С каждым словом составить предложение или словосочетание.

б) Записать полученные пары слов, подчеркнув гласные й-и а

8) Различение гласных о— ав словах — устно, поднимая буквы а, а (только в ударной позиции!):

лось, палец, мох, мать, парки, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашки, норы, марка, море, ложки, весна, осень, скорый.

9) Запись слов в две колонки под диктовку (по наличию ударных гласных »или о):

сок, сказка, кони, плакса, галки, ослик, просит, краски, помню, палец, лампа, ранка, кошки, камни, ломтик, чайки, сахар, тайна.

10) Прочитать стихотворение В.А. Жуковского, вставляя пропущенные ударные гласные ги«

КОТИК И КОЗЛИК

Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит, А к-злик рог-тый за к-тиком х-дит. И л-почкой к-тик м-ет в-й р-тик, А к-злик сед-ю трясет бород-ю.

Списать, вставляя и подчеркивая цветными карандашами гласные буквы а,, о.

11) Предложения для графической записи (под диктовку — запись лишь ударных гласных).(Методику графического диктанта см. ч. II, 1.4.)

Образец:

Диктуется запись

В дальнем овраге мрачно и холодно. - а а а - о

Скоро сказка сказывается.

Астры цветут осенью.

Лампа погасла внезапно.

Ровный асфальт радует пешехода.

Старая лодка ушла на дно.

Свисает прозрачная гроздь винограда.

Смолк соловушка в чаще лесной.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.