|
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходствоПо кинетическому сходству смешиваются многие буквы (они представлены попарно в табл. 1). В зависимости от выявляемых смешений в письме конкретных учеников, такие пары букв дифференцируются на логопедических занятиях по предлагаемой системе упражнений. В качестве образца мы рассмотрим две темы (б – д,a — о). По другим парам смешиваемых букв логопед может подобрать свои мнемотехнические приемы и необходимый речевой материал. При необходимости работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются: § в анализе состава и структуры графического знака; § в синтезе его из элементов; § в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким). Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению. Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу; по исходной инструкции; под счет — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки). Последовательность операций такова: выделение звука из слова -> определение сигнального признака артикулемы -> соотнесение этого звука с графемой при помощи мнемотехнического приема (выбор из пары букв) -> контроль правильности выбора -> запись буквы. Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием. Полезен устный диктант слогов, слов — дети в ответ «выписывают» букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола. Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора. Различаем буквы Показ предметной картинки. § Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции— звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (г у Бы). § Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д. Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д —Десны.). § Сопоставление звуков по артикуляции. Общее: звонкие, взрывные, «мгновенные» согласные. Разное: место преграды: Б — гуБы, Д — десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д... § Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы "с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква вписывается в силуэт белки. Соотнесение буквы с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол. Буква вписывается в силуэт дятла. Вывод: запоминаем наши «опоры»: звук Б — «взрываются» гуБы; буква - хвост белки (вверх); звук Д — язык упираетсяв Десны; буква — хвост дятла (вниз). 1) Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте). 2) Выборочный диктант слогов: а) диктовка серии (не более 1-2 раз); б) отраженное проговаривание серии хором; в) запись серии (по памяти). 3) По окончании диктанта проводится проверка записанных серий хоровым чтением. Логопед без труда определит на слух ошибки детей. При этом надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале. 4) На доске записаны слова с пропущенными буквами: -елил -ал про - ел Вопросы: § Сколько слов записано на доске? § Прочтите их, вставив нужные буквы. § Кто увидел здесь шесть слов? При затруднениях детей логопед вызывает учеников, которые подставляют вместо черточки одну, другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы цветными карандашами. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.) 5) Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки, поднимая соответствующую букву. Такой ряд может включать до 12-16 картинок, например: Затем дети выполняют самостоятельно графическую запись в тетрадях:, (все картинки «шифруются»). Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв; каков темп работы. Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи. При этом картинный ряд может быть восстановлен заново— на основе «шифровки», но не буквально, т.е. при восстановлении ряда картинки могут оказаться на другом месте — лишь бы они соответствовали «шифру». 6) Расставить все эти картинки в 2 ряда — по наличию звука /~ИЛИ^. 7) Записать под диктовку слова в 2 столбца — по наличию звука /или^: дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый, рубль, денек, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен, бодрость, добыча... Обычно слова, содержащие оба звука, дети догадываются записать посередине строки. Например: 8) От данных слов образовать новые с помощью приставки до-,например: бежал — добежал белил —... брёл —... бил —... брал —... брил —... Устно составить с образованными словами словосочетания. 9) Прочитать, вставляя пропущенные буквы </или у(поднимая буквы). УЛи-ы голу-ой -ант. У -а-ушки наря-ная -лузка. Ва-им -ал -ругу -улку.На -иване -елая по-ушка. Весь -ень и-ёт -ождь. Завтра -у-етхоло-наяпого-а. 10) Записать, подчеркивая вставляемые буквы соответствующими карандашами.
11) Повторить за логопедом: а) Все бобры добры для своих бобрят. б) Ходит Люба возле дуба — Нам глядеть на Любу любо. Прислонилась Люба к дубу — Любо нам глядеть на Любу! 12) Предложения для чтения, анализа, графической записи: В дороге мы озябли. Утята добрались до другого берега. В ноябре ледяной покров на реках ненадежен. Ребята ведут борьбу с вредителями садов. В октябре издали видны алые ягоды рябины. Дождем забрызган подоконник. Тексты диктантов ЛЕТОМ Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали в огороде. ОСЕНЬ Наступил октябрь. Люди зябнут в домах. Надо раздобыть дров, тогда будет тепло. Дедушка купил целую подводу дров. Дядя Боря и Вадим будут их рубить. Младший брат Володя будет убирать дрова в сарай. Различаем буквы 1) Вычленить начальные гласные в ударной позиции из слов: осень, астры. 2) Сравнить артикуляцию этих гласных: а) с голосом; б) беззвучно. Рассмотреть условные обозначения этих звуков (карточки): Обратить внимание детей на то, что губы как бы «пишут» сами букву о. 3) «Озвучить» слоги, составленные из данных согласных и указанных схем, например: 4) Соотнесение звуков с буквами рукописного шрифта: а-, о: а) упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами — с проговариванием; б) отработка соединения букв й-ийс другими буквами. 5) Чтение слоговых таблиц:
6) Запись слогов под диктовку. Проверка чтением. 7) С опорой на схемы гласных А и О прочитать следующие слова: Образец:
а) С каждым словом составить предложение или словосочетание. б) Записать полученные пары слов, подчеркнув гласные й-и а 8) Различение гласных о— ав словах — устно, поднимая буквы а, а (только в ударной позиции!): лось, палец, мох, мать, парки, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашки, норы, марка, море, ложки, весна, осень, скорый. 9) Запись слов в две колонки под диктовку (по наличию ударных гласных»или о): сок, сказка, кони, плакса, галки, ослик, просит, краски, помню, палец, лампа, ранка, кошки, камни, ломтик, чайки, сахар, тайна. 10) Прочитать стихотворение В.А. Жуковского, вставляя пропущенные ударные гласные ги« КОТИК И КОЗЛИК Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит, А к-злик рог-тый за к-тиком х-дит. И л-почкой к-тик м-ет в-й р-тик, А к-злик сед-ю трясет бород-ю. Списать, вставляя и подчеркивая цветными карандашами гласные буквы а,, о. 11) Предложения для графической записи (под диктовку — запись лишь ударных гласных).(Методику графического диктанта см. ч. II, 1.4.) Образец: Диктуется запись В дальнем овраге мрачно и холодно. - а а а - о Скоро сказка сказывается. Астры цветут осенью. Лампа погасла внезапно. Ровный асфальт радует пешехода. Старая лодка ушла на дно. Свисает прозрачная гроздь винограда. Смолк соловушка в чаще лесной. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|